Главные вкладки

    «Процесс начала и эскалации Гражданской войны в России (октябрь 1917 – ноябрь 1918 гг.): проблемы изучения в школьном курсе истории России, методологические проблемы и методы изучения, современные подходы, дискуссионные вопросы, новые концепции».
    статья по истории (11 класс) на тему

    В данной статье анализируются основные содержательные проблемы преподавания курса Гражданской войны в школе, а также представлены некоторые методы изучения отдельных дискуссионных, сложных вопросов данного периода.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл protsess_nachala_i_eskalatsii_grazhdanskoy_voyny_v_rossii.docx134.82 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Процесс начала и эскалации Гражданской войны в России (октябрь 1917 – ноябрь 1918 гг.): проблемы изучения в школьном курсе истории России, методологические проблемы и методы изучения, современные подходы, дискуссионные вопросы, новые концепции».

    Изучаемый период в истории России, на наш взгляд, один из самых сложных и противоречивых. Связано это со следующими факторами:

    • во-первых,  с политизированностью данной темы,
    • во-вторых, с  дискуссионностью многих вопросов (о начале, причинах, виновниках, движущих силах гражданской войны, роли капитала в проигрыше «белых» или победе «красных» и т.д.),
    • в-третьих, с изменением плоскости рассмотрения данного периода (в советский период  с точки зрения заговора мирового империализма и контрреволюционных сил, в 90-е годы с защитой белого движения, и в настоящее время с поисками  объективных причин начала и эскалации Гражданской войны),
    • в-четвёртых, в школьном курсе добавляются ещё проблемы рассмотрения вышеуказанной темы в учебных пособиях только со стороны красного и белого движения, отсутствия рассмотрения Гражданской войны как многостороннего противостояния политических и военных сил,
    • в-пятых, отсутствием некоторого фактического материала в учебниках (так, в одном из учебников для 11 класса, не выделены этапы войны, не упоминается о «ледяном» походе Колчака и т.д.),
    • в-шестых, программой предусматривается изучение Гражданской войны в объеме 2 часов («Вёрсты Гражданской войны» и «Почему победили «красные»), что при всём мастерстве и желании учителя не позволяет ему подробно рассмотреть взгляды различных историков на причины гражданской войны, изучить основные события, проанализировать их, познакомиться с биографией основных персоналий  противоборствующих сил, порефлексировать об итогах данных событий и т.д.).

    Кроме того, проблемы также связаны с вопросами соотношения революции и гражданской войны, определением термина «гражданская война» (на что делаем акцент: на гражданском социальном противостоянии или военном компоненте). Когда получают преобладание силовые действия одной части общества против другой?.[1]

    Не освещены подробно противоречия в антибольшевистском стане. По мнению историка Михайлова И.В., уже после 25 октября 2017 года все стороны (и большевики,   и кадеты, и генералы, и анархисты, и умеренные социалисты и др.) ощущали себя в состоянии Гражданской войны.

    Автор выделяет следующие шаги на пути к Гражданской войне и её эскалации:

    1. мятеж Керенского - Краснова. Попытки Викжель примирить враждующие стороны дали обратный эффект;
    2. захват солдатами Московского гарнизона после низложения Временного правительства телеграфа и почтампа;
    3. объявление большевиками 3 декабря 1917 года Украинской Центральной Рады контрреволюционной, за то, что она пропускает на Дон казачьи части и тем самым оказывает поддержку «кадетско-калединскому заговору». Раде предлагалось либо отказаться от такой политики, либо считать себя в состоянии войны против Советской власти;
    4. роспуск Учредительного собрания. Оно оказалось «эсеровским», что делало его в глазах кадетов неспособным к восстановлению в стране порядка. Это, как им казалось, давало им право на открытое военное сопротивление. Большевики были уверены, что против них уже ведёт гражданскую войну генеральская контрреволюция;
    5. события 9 января в Москве (демонстрация по инициативе власти в годовщину кровавого воскресенья под лозунгом «За власть Советов!». Прозвучали провокационные выстрелы, большевики заявили что «уцелевшие остатки белой гвардии и контрреволюционного офицерства» расстреляли шествие рабочих и солдат с крыш домов. Отсюда вывод: «Гражданскую войну вести так, чтобы «отбить у буржуазии всякую возможность нападать на рабочий класс».[2]

    В итоге, делается вывод о том, что революция 1917 года и Гражданская война в России связаны с мировой войной и последовавшей в результате её кризиса империи.

    Следующей причиной является нарастание глубоких внутренних противоречий в процессах революционного обновления страны.  Экономическая политика большевиков только способствовала эскалации Гражданской войны.

    Крестьянская революция с её общинной доминантой, вела не только к нарастанию конфликтов разного характера в деревне, но и к конфронтации города и деревни. Деревня пыталась экономически отгородиться от города и большевики весной - в начале лета 1918 г. объявили продовольственную диктатуру, прибегли к чрезвычайной политике и пошли на раскол села, сделав ставку на деревенскую бедноту. Это повлекло серию крестьянских восстаний, что и стало мощным социальным фундаментом для эскалации Гражданской войны,-  по мнению историка Голдина. В.И.[3] 

    Также противоречия наблюдались у большевиков и с рабочим классом. Попытка введение элементов плановости, государственного регулирования и централизации воспринималась рабочими как попытка их закрепостить.

    Набирали силу в 1918 году национальный радикализм, стремление к обособлению, созданию собственных государств в национальных районах.

    Антивоенная революция привела к выходу России из войны, разложению, распаду и роспуску старой армии. Многочисленные радикально настроенные солдатские массы растекались по стране, обостряя политическую борьбу на местах и в целом в стране.

    В ряде районной Власть Советов не складывалась в «советскую власть» (они были против диктатуры большевиков).

    Антидемократические процессы в Советах лета 1918 года, удаление из них оппонентов большевиков, вели общество к распаду и конфронтации.

    Брестский мир во многом ослабил позиции большевиков, вызвал разногласия внутри партии. Однако дал им передышку и возможность перегруппировать силы.

    Катализатором Гражданской войны стал мятеж Чехословацкого корпуса, а иностранная интервенция способствовала её накалу, ожесточённости и длительности. [4]

    Таким образом, Гражданская война в России – многоплановый, поэтапный, сложный процесс нарастания всевозможных внутренних противоречий, как военно-политических, так и социально-экономических, духовно-нравственных, культурных и др., охвативших все уголки страны и практически все слои населения.

    В связи с вышесказанным, при изучении данной темы на уроках истории в 11 –х классах, мы делаем акцент на причины, истоки Гражданской войны, воспитании понимания драматизма этих событий, трагедии  народа, чьи семьи, дружбу и т.д. развела по разные стороны баррикад эта кровопролитная безжалостная война, когда  «все были против всех».

    Поэтому после изучения предыдущего периода, революционных событий, когда учащиеся уже владеют определёнными знаниями процессов, происходящих в нашей стране накануне Гражданской войны, им даётся опережающее задание – подумать о причинах и событиях, приведших нашу страну к данной трагедии.  

    И на уроке детям предлагается в тетрадях малыми группами (2 человека за партой заполнить «рыбный скелет»- метод фишбоун) или можно данное изображение разместить на доске и методом «мозгового штурма» всем классом заполнить (это зависит от предпочтений учителя и уровня класса, если в классе достаточно сильные ученики, то целесообразно предложить работу в малых группах, если данное задание вызовет сложности, тогда лучше выполнить эту работу коллективно).

    Как вариант:

    проблема – причины и эскалация Гражданской войны

    вывод – гражданская война явилась следствием кризиса империи, охватившей все сферы жизни общества

    причины:

    • раскол политических сил,
    • распад империи, старой государственности,
    • экономическая политика большевиков,
    • первая мировая война,
    • антидемократические процессы в Советах,
    • крестьянские выступления,
    • недовольства рабочих,
    • обострение социально-политических противоречий между всеми слоями населения и др. причины

    факты:

    • мятеж Керенского-Красного
    • роспуск Учредительного собрания
    • формирование Добровольческой армии
    • политика «военного коммунизма», комбеды, продотряды
    • мятеж Чехословацкого корпуса
    • исключение из Советов оппозиционных сил, кроме левых эсеров ( и левых после подписания Брестского мира и убийства Мирбаха) и др.

    Формула ПОПС позволяет развитию критического мышления, проверяет уровень понимания и усвоения материала, развивает навыки чёткого формулирования своей позиции и умения её отстаивать аргументами по пройденному материалу. Так, данный метод, мы считаем возможным применить при рассмотрении взглядов историков на начало Гражданской войны.  Кто-то ведёт её начало от Февраля 1917 года, кто-то началом считает октябрьские события 1917 года, другой взгляд - лето 1918 года и др.

    Ученики определяют свою позицию. Как они считают, когда же всё-таки началась Гражданская война, обосновывают свою позицию и приводят, в подтверждение своего мнения,  три  аргумента.

    Данная формула содержит следующие компоненты:

    П – позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

    О – обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».

    П – примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. 

    С – следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».[5]

    Основные этапы и события Гражданской войны, после объяснения учителем, учащимся предлагается оформить дома в виде таблицы (в качестве домашнего задания).

    • При рассмотрении причин победы «красных», можно использовать технологию «вызов – осмысление – размышление - рефлексия». На стадии вызова суммируются все знания, полученные по теме. На стадии осмысления ребята получают новый материал - положения программ «белого» и «красного» движений, движения «зелёных». На стадии размышления проводится систематизация полученных знаний, происходит оценка, сравнение нового знания с тем, что уже известно. На стадии рефлексии происходит оценивание своей работы, своей деятельности, своих чувств, в связи с вновь приобретенными знаниями.

    После завершения изучения раздела, задаётся  письменное задание – написать эссе-рассуждение на тему « почему победили красные»?

    Я представила некоторые приёмы и технологию, применяемые на уроках истории при изучении данной темы, и не только. Озвучила ряд проблемных вопросов, связанных с историей Гражданской войны в России.

    Спасибо за внимание!


    [1] Михайлов И.В. Начало и причины эскалации Гражданской войны в современной российской историографии. Вестник МГИМО,2012,№2.

    [2] Там же.

    [3] Голдин В.И. Истоки и эскалация Гражданской войны в России в современной историографии. Архангельск, «Солти»,2008. С.8-20.

    [4] Там же

    [5] http://pedsovet.su/publ/205-1-0-5764


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка комплекса ситуационных заданий по теме школьного курса физики «Законы сохранения в механике» на основе современных подходов к развитию интеллекта учащихся.

    Подготовка первого варианта комплекса ситуационных заданий по теме школьного курса физики «Законы сохранения в механике», нацеленных на формирование когнитивного и метакогнитивного опыта учащихся....

    Первая мировая война 28 июля 1914 – 11 ноября 1918. Начало.

    Военно-политические союзы накануне войныМасштаб военных действийПричины войныЦели державСоотношение  сил Антанты и Центральных держав к началу войныПовод к войнеХарактер войны...

    презентация "Гражданская война в России 1918-1920

    lГражданская война – это незабываемые страницы нашего прошлого. Из многочисленных кинофильмов перед нами мелькают красноармейцы в буденовках, тачанки с пулеметами, юные «неуловимые мстители» и, их ста...

    Повторно-обобщающий урок по истории в 11 классе «Гражданская война в России (1918 – 1920)»

    Целью даннного урока является расширение знания о самой трагической странице в истории нашего народа и закрепление заний, полученных на уроках истории по теме "Гражданская война"....

    Гражданская война в России в 1918-1922 гг

    Тема урока: "Гражданская война в России 1918–1922 гг. Технология завоевания политической власти и трагедии человеческих судеб".9 класс.  Цели урока:• Образовательная: сосредоточить внимание учащи...

    Изучение культуры в курсе истории России в условиях цифровизации школы.

    Доклад на тему "Изучение культуры в курсе истории России в условиях цифровизации школы". Создание посодия по Истории России для подготовки к ЕГЭ (ссылка на пособие)...