Повторно-обобщающий урок по истории в 11 классе «Гражданская война в России (1918 – 1920)»
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Жукова Галина Александровна

Целью даннного урока является расширение знания о самой трагической странице в истории нашего народа и закрепление заний, полученных на уроках истории по теме "Гражданская война".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повторно-обобщающий урок по истории в 11 классе

«Гражданская война в России  (1918 – 1920)»

Цели урока:

  1. Закрепить знания, полученные на уроках истории по теме «Гражданская война».
  2. Понять причины, приведшие « белое движение» к краху.
  3. Сделать вывод о том, что наступило время примирения всех сил участвовавших в Гражданской войне.

Оборудование урока:

  1. Карта Гражданская война.
  2. Атласы.
  3. Экран, проектор, компьютер.
  4. Проигрыватель.
  5. Дидактический материал (тесты)
  6. Кроссворды

Класс разделён на 2 команды. Каждая команда старается набрать как можно больше баллов за правильные ответы на заданные вопросы и задания.

Ход урока.

Вводное слово учителя. Гражданская война – страшная страница в истории Российского государства. Итогом этой войны стали миллионы погибших русских людей, разрушенная экономика, голод. Победа «красных» привела к диктатуре большевиков, установившейся на долгие десятилетия. Сегодня гражданская война ушла в довольно далёкое прошлое, но она оставила глубокие шрамы в душах русских людей, и забывать их не следует.

Беседа. Вопросы задаются по очереди каждой команде. За ответ ставятся баллы. Если ответ не полный, вторая команда может дополнить и получить дополнительные баллы.

Вопрос. Какие причины могли вызвать такую кровопролитную войну?

Ответ.

  1. Большевистские преобразования затронули интересы миллионов людей. Грандиозное перераспределение собственности накалило обстановку. Не всем нравился и политический строй. Обострился  и национальный вопрос. В итоге гражданская война стала ареной  разрешения сразу  многих групп противоречий.
  2. В России отсутствовали политические традиции  решать свои проблемы за круглым столом, то есть путём переговоров или мирным путём. Все проблемы разрешались с помощью насилия.

Вопрос первой команде. Долгие годы вёлся спор по поводу виноватых в развязывании  гражданской войны. Как на этот вопрос  отвечали  большевики?

Большевики и их сторонники виноватыми считали «белых», имея ввиду свергнутые классы, которые привыкли жить, присваивая себе продукты чужого труда. Ради сохранения своих привилегий, своих богатств они и развязали кровавую бойню против трудового народа.

Вопрос второй команде. Как на этот вопрос отвечали сторонники «белого» движения?

Ответ. Представители «белого» движения всю вину возлагали на большевиков. Они обвиняли большевиков, в том, что те разрушают вековые институты частной собственности, пытаются преодолеть естественное неравенство людей, иначе говоря, хотят всех уравнять и навязать людям опасную утопию построения рая на земле.

Пояснение учителя. Не секрет, что Россия нуждалась в реформах  но ни власть, ни общество были готовы решать эти проблемы своевременно и справедливо. Власть не желала прислушиваться к мнению общества, а общество с презрением относилось к власти.  В результате победили призывы к войне.

Вопрос. Современный учебник сообщает, что война началась «внутри демократии» уже в 1917 году. Как это понимать?

Ответ. Это была борьба между большевиками и бывшими соратниками по борьбе с царизмом – меньшевиками и эсерами.

Вопрос. Что стало объектом их противоречий?

Ответ.  Вопрос о политическом строе. Меньшевики и эсеры отстаивали идею  демократической  республики, а большевики – диктатуру пролетариата.

Вопрос. Был ли шанс победить у меньшевиков и эсеров? Если да, приведите примеры?

Ответ. Советское правительство не улучшило положения трудящихся, продразвёрстка обрекла на голод  столичные города и деревню, болевой точкой стал Брестский мир. Всё это отталкивало народ от большевиков. Справиться со всем этим большевикам удалось только карательными мерами, т.е. с помощью военной силы.

Учитель. Далее начинаются военные столкновения противоборствующих армий между «белыми» и «красными».

Далее следует работа со слайдами.

Вопросы:

  1. Кто возглавил Совет  рабоче-крестьянской обороны в Годы гражданской войны?
  2. В каком городе было создано оппозиционное правительство из бывших лидеров Учредительного собрания?
  3. Назовите имя командующего Добровольческой армии в 1919 году?
  4. Кто был председателем Реввоенсовета Советской России в годы гражданской войны?
  5. Назвать имя одного из вождей крестьянского движения в годы гражданской войны?
  6. Какая страна  участвовала в интервенции на Дальнем Востоке?
  7. Как называлась республика, созданная Махно?
  8. Назовите имя казачьего атамана, поднявшего антибольшевистский мятеж на Дону в октябре 1917-феврале 1918 гг?
  9. Назовите имя одного из создателей  Добровольческой армии?
  10. Какие страны участвовали в интервенции на Дальнем Востоке?
  11. В порту какого города высадился первый десант английских интервентов в марте 1918 года?
  12. Кто являлся командующим Северо-Западной армией белых?
  13. Назовите имя одного из главных руководителей казачьей контрреволюции на Урале, атамана Оренбургского казачества?
  14. Кто был главнокомандующим «Русской армии» в 1920 году?
  15. Кто возглавил «Всероссийское Временное правительство», созданное в 1918 год на Уфимском совещании?

 Разгадываем  кроссворд. Каждой команде  выдаётся материал с   кроссворда на отдельных  листах.

Вопросы по горизонтали :

  1. Пришёл к власти в Сибири и на Урале, свергнув оппозиционное правительство в Уфе, расстрелян большевиками в 1920 году.
  2. Подпоручик лейб-гвардии Семёновского полка, участник первой мировой войны, перешёл на сторону Советской власти, возглавил  наступление Красной армии на Варшаву.
  3. Большевик, революционер, военачальник, сыграл огромную роль в освобождении Крыма от войск Врангеля
  4. Установил белый режим на Севере России, совместно с Юденичем угрожал Петрограду.
  5. Командир Первой Конной Красной Армии.

Вопросы по вертикали:

  1. Командующий Добровольческой армией. Погиб под Краснодаром весной 1918 года. После его гибели командование армией принял А.И. Деникин
  2. Город, в котором была расстреляна большевиками царская семья
  3. Сформировал белую армию в Эстонии. Дважды угрожал Петрограду, был разбит войсками Красной Гвардии.
  4. Правительство, сформированное меньшевиками и эсерами Уфе, переместившееся затем в Омск, подальше от фронта.
  5. Объединил остатки  деникинской армии, пытался удержать Крым, но не сумел.

Вопрос. Большевикам удалось разгромить белую армию и одержать победу. Чем можно объяснить поражение хорошо вооружённой армии во главе с опытными, талантливыми военачальниками?

Ответ.

  1. В белой армии не было единства в понимании конечных целей своей борьбы. Одни стояли за восстановление монархии, другие за демократическую республику, третьи за Конституцию и т.п. Военачальники претендовали на собственное верховенство.
  2. Население не поддерживало белое движение; оно видело, что белые ничем не лучше красных, к тому же у крестьян было опасение, что, победив, белые  отберут землю и вернут старые порядки.

Добавляет учитель. Белые не придавали должного значения агитации и пропаганде. Красные же, наоборот, уделяли пропаганде огромное значение. По стране курсировали агитационные поезда, раздавались листовки, развешивались агитационные плакаты, композиторы сочиняли бодрые песни, делая «красное» дело привлекательным. Звучит песня «Ах! Куда ты паренёк…»

Белые страшно переживали своё поражение. Сотни тысяч русских людей  оказались за границей. Больше всего в Европе - Германии, во Франции. На окраине Парижа есть  кладбище, где похоронены русские эмигранты - Сент- Женевье- де -Буа. Послушайте  музыкальное произведение в исполнении А. Малинина о печальной судьбе русских людей, выброшенных из России.

В завершение вопрос ко всему классу: «Как вы думаете, на чьей же стороне была историческая правда?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Гражданская война в России 1918-1920

lГражданская война – это незабываемые страницы нашего прошлого. Из многочисленных кинофильмов перед нами мелькают красноармейцы в буденовках, тачанки с пулеметами, юные «неуловимые мстители» и, их ста...

Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.

Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...

Конспект урока с использованием ЭОР в 9 классе по теме "Гражданская война в России 1918-1920 г.г."

Урок в 9 классе по теме "Гражданская война в Росси" проводится с использованием электронных образовательных ресурсов. Урок изучения нового материала с применением групповой и парной работы, ...

Тест Гражданская война в России 1918-1922 г.г.

Тест позволяет проверить и обобщить знания учащихся по периоду Гражданской войны в России 1918-1922 годов....

Гражданская война в России (1918-1920гг.)

Презентация подготовлена для проведения урока по учебнику Торкунова "История России. 10 класс" на тему "Гражданская война" (параграф 7).В презентации использованы материалы парагра...

Гражданская война в России 1918-1922 гг

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники, особенности и итоги....

Конспект урока по истории 9 класс «Гражданская война в России»

Цель урока: сформировать представление о Гражданской войне как величайшей трагедии народа; раскрыть причины Гражданской войны и ее основные этапы; раскрыть цели и политическую программу Белого движен...