Главные вкладки

    Урок литературы в 10 классе "Жизнь и творчество Н.А. Некрасова"
    презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

    Репина Надежда Павловна

    Первый урок в цикле уроков о творчестве Н.А. Некрасова". 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zhizn_i_tvorchestvo_nekrasova.pptx2.47 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    (1821-1878) Жизнь и творчество Н. А. Некрасова Что бы ни случилось с нашей литературой, как бы пышно она ни развивалась, Некрасов всегда будет принадлежать к числу тех, которые составляют её гордость, её славу, её украшение. Н.Г.Чернышевский.

    Слайд 2

    Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря ( по старому стилю - 28 ноября) 1821 года в местечке Немирове (Винницкий уезд Подольской губернии), в семье небогатого мелкопоместного дворянина. Он был третьим ребенком в семье . Мать — Елена Андреевна , урожденная Закревская , малороссийская дворянка . Отец — Алексей Сергеевич Некрасов , небогатый помещик , армейский офицер . Через три года после рождения сына он , выйдя в отставку майором , навсегда переселился в свое родовое поместье в Я рославском имении Грешневе . Здесь , в деревне , поэт провел свое детс тво . Детство .

    Слайд 3

    Грешнево Родовое поместье состояло из большого неуклюжего дома, за ним в глубине сада стоял небольшой двухэтажный флигелек – музыкантская. За усадьбой была псарня. Музыкантская в Грешнево

    Слайд 4

    Пр и у садьбе был старый , запущенный сад , обнесенный глухим забором . Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы , когда отца не было дома , зазывал к себе крестьянских детей . Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки , груши , смородину , вишню . Но стоило няньке крикнуть : " Барин , барин идет !" — как они мгновенно исчезали . Дружба с крестьянскими детьми.

    Слайд 5

    Речка Самарка около Грешнева . Конечно , барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян . Но , улучшив удобную минуту , мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям , уходил с ними в лес , купался в речке Самарке . Этот момент его жизни — непосредственное общение с крестьянскими детьми - оказал влияние на его творчество .

    Слайд 6

    Барский дом стоял у самой дороги , а дорога была в то время многолюдной . Позднее поэт вспоминал о б этих встречах : Под наши густые , старинные вязы На отдых тянуло усталых людей . Ребята обступят : начнутся рассказы Про Киев , про турки , про чудных зверей … Рабочий расставит , разложит снаряды — Рубанки , подпилки , долота , ножи : " Гляди , чертенята ?" - а дети и рады , Как пилишь , как лудишь , — им все покажи . Так народная жизнь и народная речь стали близки Некрасову с самого детства . Ярославско-Костромская дорога..

    Слайд 7

    Детские воспоминания поэта связаны с Волгой , которой он посвятил много стихов . Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание . Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и увидел бурлаков , которые брели вдоль реки . Они стонали от непосильной работы . Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни . Рано ему открылась картина народного бедствия . Река Волга в жизни поэта.

    Слайд 8

    О , горько , горько я рыдал , Когда в то утро я стоял На берегу родной реки , И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски !..

    Слайд 9

    Ещ ё одно горе постоянно было рядом с Николаем в родной семье . Его мать , Елена Андреевна , кроткая женщина , очень страдала в замужестве.Она была человеком высокой культуры , а ее муж , отец Николая , был человеком грубым , жестоким , невежественным : его излюбленными р азвлечениями были карты , попойки , псовая охота на зайцев . Она нередко принимала участие в вопросах , связанных с крестьянами , заступалась за них перед мужем . Но он нередко накидывался на нее с кулаками и избивал . Елена Андреевна была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала сыну отрывки из произведений великих писателей , которые он мог понять . Будучи уже пожилым человеком , Некрасов вспоминал в стихотворении " Мать ": И голос твой мне слышится впотьмах , Исполненный мелодии и ласки , Которым ты мне сказывала сказки О рыцарях , монахах , королях . Потом , когда читал я Данте и Шекспира , Казалось , я встречал знакомые черты : То образы из их живого мира В моем уме за печатлела ты . Взаимоотношения в семье.

    Слайд 10

    На краю Абакумцева стоит церковь Петра и Павла. Ее часто посещала семья Некрасовых. В церковной ограде, напротив алтарной стены, на могиле матери стоит белый памятник, увенчанный медным крестом. Памятник Елене Андреевне Некрасовой.

    Слайд 11

    Несмотря на отсутствие домашних учителей , к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем . Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова ; ни разу не вспомнил он ни о педагогах , ни о товарищах . Четыре года обучения мало что дали , а в последний , 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам . Под предлогом « расстроенного здоровья » Некрасов-отец забрал сына из гимназии ». Ярославская гимназия.

    Слайд 12

    В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет . О тец же настаивал на поступлении в кадетский корпус . Но юноша Некрасов не послушал отца . В Петербург юный Некрасов явился с рекомендательным письмом к жандармскому генералу Д. П. Полозову . Генерал одобрил гуманитарные планы юноши и отписал о них его отцу . Ответом было грубое письмо с угрозой оставить без материальной поддержки , которая и была выполнена . Н и один большой русский писатель не имел такого тяжелого житейского и жизненного опыта , через который прошел молодой Некрасов в свои первые петербургские годы «Петербургские мытарства».

    Слайд 13

    Началась жизнь , полная лишений . Некрасов скитался по петербургским трущобам , жил в подвалах и на чердаках , зарабатывал деньги перепиской бумаг , составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей . Поэт рассказывал , что «бывали такие тяжелые для него месяцы , что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь , и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма , прошения , а в случае неудачи на площади , отправлялся в казначейство , чтобы расписываться за неграмотных и получить за это несколько копеек» . «Ровно три года я чувствовал себя постоянно , каждый день голодным , — говорил Некрасов незадолго до смерти критику А . М . Скабичевскому . — Приходилось есть не только плохо , не только впроголодь , но и не каждый день . Не раз доходило до того , что я отправлялся в один ресторан на Морской , где давали читать газеты , хотя бы ничего не спросил себе . Возьмешь , бывало , для виду газету , а сам подвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь» .

    Слайд 14

    По совету одного из своих знакомых Некрасов решил собрать свои опубликованные и неопубликованные стихотворения и издать их отдельной книжкой под названием «Мечты и звуки» . Когда уже было получено цензурное разрешение , молодого поэта стали одолевать сомнения . Чтобы развеять их , он отправился за советом к В . А . Жуковскому . Жуковский указал ему на два удачных стихотворения , а сборник посоветовал не издавать или напечатать без имени автора . « Впоследствии вы напишите лучше , и вам будет стыдно за эти стихи» , — добавил он . Но изменить что - либо было уже поздно . Сборник «Мечты и звуки» вышел в начале 1840 года . Как и предполагал Жуковский , книга успеха не имела . Позднее Некрасов вспоминал : « ... Прихожу в магазин через неделю — ни одного экземпляра не продано , через другую — то же , через два месяца — то же . В огорчении собрал все экземпляры и большую часть уничтожил . Отказался писать лирические и вообще нежные произведения в стихах» . И только спустя несколько лет Некрасов вернется к серьезным стихам , и они станут главным делом его жизни . А пока он понял лишь одно — нужно работать , работать не покладая рук «Господи ! сколько я работал ! Уму не постижимо , сколько я работал , полагаю , не преувеличу , если скажу , что в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы ; принялся за нее почти с первых дней прибытия в Петербург» .

    Слайд 15

    Встреча с Белинским. В 1843 году поэт встречается с В.Г.Белинским. Создание стихотворения «В дороге»(1845) вызвало восторженную оценку Белинского: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?» Общение с Белинским Некрасов считал решающим, поворотным моментом в своей судьбе. В.Г.Белинский

    Слайд 16

    Работа в «Современнике» В период 1843-1846 г.г. Некрасов издал несколько сборников «Статейки в стихах без картинок», «Физиология Петербурга », «1 апреля», «Петербургский сборник ». В 1847 вместе с Панаевым приобрел журнал «Современник », собравший вокруг себя лучших писателей того времени: И. С. Тургенев опубликовал здесь «Записки охотника», И. А. Гончаров — роман «Обыкновенная история», В. Г. Белинский — поздние критические статьи, А. И. Герцен — повести «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов». Здесь же стали регулярно появляться стихи самого Некрасова. Влияние «Современника» росло с каждым годом, на страницах «Современника» увидели свет первые произведения Л. Н. Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольские рассказы».

    Слайд 17

    И.И.Панаев Редакция журнала « Современник»

    Слайд 18

    2 6 мая 1848 года Белинский скончался . Это была громадная ! потеря для всей русской литературы . Но Некрасов не терял присутствия духа . Ценой невероятных усилий ему все - таки удалось сохранить лицо «Современника» и опубликовать на его страницах в период «мрачного семилетия» произведения таких известных русских писателей , как И , С . Тургенев , И . А . Гончаров , А . Ф . Писемский , Д . В . Григорович , В . И . Даль , таких поэтов , как Н . П . Огарев , Я . П . Полонский.

    Слайд 19

    Понимая , что цензура в любой момент может запретить любое произведение , даже уже и набранное в типографии , и желая обеспечить журнал материалом , которым всегда можно было бы заполнить появившуюся брешь , Некрасов вместе с А . Я . Панаевой , писавшей под псевдонимом Н . Станицкий , приступил к работе над большим романом «Три страны света» (1848 — 1849). В письме к Тургеневу поэт признавался , что обстоятельства заставили его «пуститься в легкую беллетристику» . Вместе с А . Я . Панаевой Некрасов написал еще один большой роман — «Мертвое озеро» (1851). Совместная работа сблизила поэта с А . Я . Панаевой , которую он уже давно любил . Вскоре она стала его гражданской женой .

    Слайд 20

    1868-1878 – Некрасов – редактор «Отечественных записок». По его приглашению с ним работает М.Е.Салтыков-Щедрин . В отделе беллетристики печатаются Щедрин, А.Н.Островский, Г.И.Успенский. В эти годы Некрасов работает над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866-76), оставшейся незавершённой, создал поэму о декабристах и их жёнах («Дедушка», 1870, «Русские женщины» 1871-72) и др.

    Слайд 21

    Расцвет творчества Некрасова Наивысший расцвет творчества Некрасова начался в середине 1850-х годов. В 1855 он закончил поэму «Саша», написал стихотворения «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин». Сборник «Стихотворения» (многие из стихов, вошедших в сборник, были посвящены А. Я. Панаевой), увидевший свет в 1856, был встречен с необыкновенным восторгом. Положительно откликнулись даже те, кто не вполне разделял идеологические воззрения поэта .

    Слайд 22

    В начале 1850- х годов Некрасов серьезно заболел . Болезнь с каждым годом прогрессировала : сказались годы нищеты , голода , тяжелого изнурительного труда . Поэт был убежден , что дни его сочтены , и решил , что ему пора подвести итоги своего творческого пути . С этой целью он предпринял издание сборника стихов , для которого отобрал лучшие произведения , написанные им в период с 1845 по 1856 год Сборник «Стихотворения Н . Некрасова» вышел весной 1856 года, открывался стихотворением «Поэт и гражданин» , которое, по замыслу Некрасова, призвано было придать всему сборнику общественно значимый характер и гражданское звучание .

    Слайд 23

    РАСКОЛ В «СОВРЕМЕННИКЕ» . ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА в 1860- е годы Тургенев , Григорович , Л . Н . Толстой настороженно относились к излишне радикальным суждениям Чернышвского и Добролюбова , убежденных , что социальные преобразования в России можно провести только путем крестьянской революции . Некрасов оказался в затруднительном положении . С одной стороны , он очень дорожил участием в «Современнике» Тургенева и Толстого, тем более что с первым его связывала давнишняя дружба , а с другой поэт отчетливо сознавал , что именно Чернышевский и Добролюбов придали его журналу направление . Которое было ему близко .

    Слайд 24

    Начиная с 1863 года и до самой смерти Некрасов работал над главным произведением своей жизни — поэмой “Кому на Руси жить хорошо”. Поэт рассказывал журналисту П. Безобразову: “Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял “Кому на Руси жить хорошо”. Это будет эпопея современной крестьянской жизни”.

    Слайд 25

    ПОЭЗИЯ НЕКРАСОВА В 1870-е годы. “ПОСЛЕДНИЕ ПЕСНИ” В середине 1870-х годов Некрасов заболел. Он жаловался на недомогание, вялость, на боли в спине. Врачи долго не могли поставить диагноз. Лекарства не помогали. Не помогла и поездка в Крым, предпринятая по совету известного врача С. П. Боткина. Уже будучи тяжело больным, Некрасов создал поэму “Современники” (1875). Продолжал он работать и над поэмой “Кому на Руси жить хорошо». Однако силы поэта таяли, и все чаще ему приходили в голову мысли о приближающейся смерти.

    Слайд 26

    Только в конце 1876 года врачи определили болезнь — рак. По их настоянию поэту была сделана операция, но она только на несколько месяцев отсрочила смерть. С трогательной заботой и нежностью ухаживала за больным Некрасовым его жена Зинаида Николаевна.

    Слайд 27

    Когда в печати появились первые стихи из цикла “Последние песни”, из которых читатели узнали о тяжелой болезни поэта, со всех концов страны к нему стали приходить письма с выражением сочувствия. Вечером 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) Некрасов скончался. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодежи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения в Новодевичьем монастыре.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока литературы для 8 класса "творчество А.Твардовского"

    Данная разработка предназначена для проведения урока в 8 классе. Урок-исследование.Цели урока:-формировать умение работать с дополнительной литературой-развивать у учащихся умение самостоятельно отбир...

    Презентация к уроку литературы о жизни и творчестве В.П.Астафьева

    Презентация включает материалы о музейном комплексе писателя в селе Овсянка, доме-музее в г.Чусовой....

    Разработка урока литературы в 11 классе по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» «Война глазами Юрия Керженцева».

    Цели урока: познакомить учащихся с внутренним миром героев повести, оценить  её достоинства;совершенствовать умение анализировать художественный текст;способствовать воспитанию искренности во вза...

    Создание гипертекста на уроках литературы. Судьба России в творчестве А. С. Пушкина. (Урок по повестям Ивана Петровича Белкина.)

    Цель фундаментального ядра общего образования – формирование гражданской позиции детей. Мы, учителя, должны стремиться к упорядоченным знаниям учащихся. Необходимо стремиться произведение повернуть ли...

    Урок литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"

    Конспект урока литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"...

    Урок литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"

    Конспект урока литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"...

    Технологическая карта интегрированного урока (литература и краеведение) по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорога".

    Если  изучение художественного произведения  всколыхнёт  "эмоциональную память народа", то  тогда произойдёт единение времён (прошлого, настоящего и будущего): современный школьник...