Анализ стихотворения А.Ахматовой "Александру Блоку"
методическая разработка по литературе (11 класс)

Зобнина Людмила Александровна

Данный анализ стихотворения можно использовать при подготовке к уроку, а также на уроках с целью представления обучающимся образца подробного разбора стихотворения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_stih-ya._poeziya_ser._veka._zobnina_l.a.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения А.Ахматовой
Александру Блоку

Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.

И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом...
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!

У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.

Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.

Факт в стихотворении является автобиографическим. В декабре 1913 года Анна Ахматова посетила Александра Блока с просьбой об автографе на книгах. Спустя время она получила книги обратно, одна из них была украшена мадригалом «Красота страшна – Вам скажут». Ахматова отвечает стихотворением «Я пришла к поэту в гости», написанным тем же размером.

В целом, отношения Ахматовой и Блока были уважительно-почтительными, несмотря на мнение Блока о том, что женщины не должны заниматься поэзией. Но по отношению к Ахматовой он изменил свои взгляды. И не удивительно!

Талант Анна Ахматовой признавали многие именитые поэты Серебряного века. В статье Полтавцевой Н.Г «Анна Ахматова и культура «Серебряного века» есть слова, характеризующие смысл всего творческого пути поэтессы: « Вся творческая судьба Ахматовой связана с этими большими задачами - осознанием существующей вокруг ситуации неопределенности, ощущением необходимости несмотря ни на что заняться обустройством "жизненного мира", привлечение для этого старой культурной традиции - использование "вечных ценностей" с их дальнейшей верификацией, приводящей к идее "выравнивания" ценностей, создания "нового языка", нового поэтического искусства - в рамках "большого стиля" эпохи. И в этом заключен новый принцип формообразования в культуре, по которому прежняя культура становится не предметом коленопреклоненных восторгов, а строительным материалом для поэта-зодчего».

Особенность лирики Анны Ахматовой заключается в том, что, по словам Осипа Мандельштама, она вобрала в себя «всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века».

Стиль Ахматовой отличался четкостью, простотой и реалистичностью построения стихотворений. Её слова сдержанные, строгие и лаконичные. Каждое слово содержит «силу мысли и силу чувства». В этом проявляется особенность акмеизма, представителем которого и была А.А.Ахматова.

Рассмотрим же стиль Ахматовой на примере стихотворения «Я пришла к поэту в гости».

С первых строк стихотворения мы чувствуем некую напряженность, скованность, тревогу. Это  настроение проявилось и в синтаксическом плане, и в лексическом: короткие обрывистые предложения первых двух строк;  яркие контрастные цвета «малиновое солнце – сизый дым»; использование антонимической пары «гости – хозяин»; прилагательные, употребленные по отношению к каждому из участников события «хозяин молчаливый – мне осторожной». Эти приёмы передают состояние лирической героини: она волнуется и сначала чувствует себя растерянно.

Это связано с тем, что Блок был очень весомой фигурой в поэзии данной эпохи, и Ахматова относилась к нему с безмерным уважением и почитанием. Ахматова писала в своих заметках: «Блока я считаю не только величайшим поэтом первой четверти Двадцатого века (первоначально стояло: «одним из величайших», - В. Жирмунский), но и человеком-эпохой, т.е. самым характерным представителем своего времени…»

Но в последней строфе настроение меняется: лирическая героиня успокоилась, у неё тоже есть, что сказать хозяину этой дома. Они уже в категории равноправия, так как слово «беседа» предполагает взаимный разговор, общение между людьми. Меняется синтаксис, исчезают контрастные оттенки.

В примерах, представленных выше, четко прослеживается влияние акмеизма: образы опредмечены (комната, мороз); ситуацию, описываемую в стихотворении, можно легко представить;  чувства, испытываемые лирической героиней, не наиграны, не преувеличены; слова употреблены в привычном для них значении, например, воскресение – это день недели, а не что-то другое; язык произведения «живой», без просторечных выражений или слов высокого стиля.  В.М. Жирмунский в своей статье  «Преодолевшие символизм» отмечал, что все это «делает стихи Ахматовой душевно строгими и целомудренными: она не говорит больше того, что говорят самые вещи, она ничего не навязывает, не объясняет от своего имени».

Каков же сюжет данного произведения? Отчасти я уже ответила на этот вопрос выше, но повторю еще раз в качестве обобщения.

1 строфа стихотворения сразу указывает нам  на героев, на время и место происходящего события: лирическая героиня приходит в гости к поэту зимой, в воскресенье, ровно в 12 часов дня.

2 строфа передает нам душевное смятение героини на примере природных контрастных образов (эпитеты – «малиновое солнце», «лохматый дым»), а также показывает её отношение к  поэту.

В 3 строфе раскрывается состояние героини под влиянием блоковского взгляда: мы понимаем, что Блок – влиятельный поэт того времени.  А может быть, героиня просто боится влюбиться? Или боится, что он прочитает её мысли?

В 4 строфе главными являются воспоминания, которые останутся после этой встречи (инверсия – «запомнится беседа»). Повторяются образы из первой строфы, что говорит о наличии кольцевой композиции, делающей произведение стройным, лёгким и в то же время подчеркивает некую замкнутость жизни, ее цикличность.

Отмечу, что тропов  в данном стихотворении не так много, что еще раз подтверждает влияние акмеизма: акмеисты создавали свои стихи не за счет многоступенчатых конструкций и сложных образов - их образы ясны, а предложения довольно просты.

Данное стихотворение относится к белым, так как в нем отсутствует традиционная рифмовка в окончании  строк (хотя в третьей строфе можно сказать о смежной рифмовке «должен – осторожной»), но ритм, тем не менее, четко прослеживается, что характерно для произведений Ахматовой.

Размер стихотворения – четырехстопный хорей.

Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.

И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом...
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!

У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.

Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.

--/-/-/-   8   ж

--/---/-   8   ж

/-/---/-   8   ж

--/---/    7   м

--/---/-   8   ж

--/-/-/-   8   ж

/-/---/-   8   ж

/-/---/    7   м

--/-/-/-   8   ж

--/-/-/-   8   ж

/-/---/-   8   ж

--/---/    7   м

--/---/-   8   ж

--/---/-   8   ж

/-/---/-   8   ж

--/-/-/    7   м

Ритмико-интонационные особенности данного стихотворения прослеживаются в представленной выше схеме: рисунок первых и вторых строк практически одинаковый, нарушается тогда, когда  нужно на чем-то сделать акцент (например, на глаза - в первой строчке третьей строфы); рисунок третьих строк в каждой строфе совпадает, четкая ритмика пиррихия устраняет монотонность, придаёт интонационные оттенки. В первых трёх строках в каждой строфе  по 8 гласных, женская рифма. Четвёртая строка каждой строфы выделяется: в ней 7 гласных, мужская рифма, так как в них особая завершающая интонация.

В качестве вывода можно сказать, что все, указанное мной выше в анализе, подтверждает основную идею этого стихотворения -  прикосновение к душе поэтессы, к ее чувствам, которые она испытывала в конкретный момент ее реальной жизни.

Список используемой литературы:

Жирмунский, В.М. Преодолевшие символизм // Н.С. Гумилёв: pro et contra /сост., вступ. ст. и прим. Ю.В. Зобнина. – СПб.: РХГИ, серия Русский путь, 2000.

Н.Е. Мусинова. Художественное своеобразие творчества Анны Ахматовой в контексте поэтики акмеизма // Мир науки, культуры, образования,- № 4 (23) .-2010, с.6-7

Полтавцева Н. Г. Анна Ахматова и культура "Серебряного Века».   "Царственное слово". Ахматовские чтения. Выпуск 1. - М.: Наследие, 1992 г. - С. 41-58.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение. Анализ стихотворения А.А.Блока

Анализ стихотворения А. Блока "Снежная баба"....

В.В Маяковский. Анализ стихотворения "Нате!" (литературоведческий блок и методический блок)

Подробный анализ стихотворения В.В. Маяковского "Нате!" с методическими рекомендациями....

Учебно-методический материал для 11класса. Анализ стихотворения А.А.Блока "Незнакомка"

Представленный материал посвящен А.А.Блоку как представителю символизма, литературного течения, зародившегося в конце 80-х годов XIX века, а также его "Незнакомке", написанной в Озерках в 1906 го...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ    стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Наде...

Анализ стихотворения А.А. Блока «Летний вечер»

Анализ стихотворения А.А. Блока «Летний вечер»...

Анализ стихотворения А. А. Блок «О, я хочу безумно жить»

Это стихотворение, написанное в 1914 году, открывает цикл «Ямбы» (1907 – 1914), который автор причислил к «лучшим» своим стихам......

презентация "Анализ стихотворений А.А.Блока"

Презентация содержит вопросы для анализа лирики А.Блока...