Учебно-методический материал для 11класса. Анализ стихотворения А.А.Блока "Незнакомка"
учебно-методический материал по литературе (11 класс) по теме

Мовсесян Светлана Азатовна

Представленный материал посвящен А.А.Блоку как представителю символизма, литературного течения, зародившегося в конце 80-х годов XIX века, а также его "Незнакомке", написанной в Озерках в 1906 году. В это время в творчестве Блока произошел переход на новый этап. перемена в миропонимании поэта привела его к теме двомирия, которую до Блока активно разрабатывал В.А.Жуковский.

В обыденной противоречивой жизни всегда звучит гармония мира – вот постулат двоемирия. Образ Прекрасной Дамы претерпел серьезные трансформации, теперь она приобрела реальные черты.

Эта мысль находит свое отражение в стихотворении «Незнакомка».

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_stikhotvoreniya_neznakomka.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Учебно-методический материал для 11 класса

  Анализ стихотворения А.А. Блока «Незнакомка»

                             

Блок был представителем символизма, литературного течения, зародившегося в конце 80-х годов XIX века. Основателем символизма считается В. Брюсов, а философской основой для течения стала теория В.Соловьёва о Вечной Женственности. Что такое Вечная Женственность? Это нетленное и божественное начало, Бог, но, в отличие от всеобщего восприятия Бога в мужском роде, символистская Мировая душа, частью которой является каждый человек, была женского рода.
         Первым серьёзным сборником стихов Блока стали «Стихи о Прекрасной Даме», изданные в 1905 году. Влияние теории Соловьева во многом определило характер «Стихов о Прекрасной Даме». В этих стихах герой искал свой идеал, жаждал неземной любви, и его возлюбленная не имела ни одной реальной черты. Это было неземное, возвышенное создание. Характерным произведением этого цикла можно считать стихотворение «Предчувствую Тебя».

     «Незнакомка» была написана в Озёрках 24 апреля 1906 года, стихотворение входит в цикл «Город». В это время в творчестве Блока произошел переход на новый этап. Перемена в миропонимании поэта привела его к теме двоемирия, которую до Блока активно разрабатывал В.А. Жуковский. В обыденной противоречивой жизни всегда звучит гармония мира – вот постулат двоемирия. Образ Прекрасной Дамы претерпел серьезные трансформации, теперь она приобрела реальные черты.

Эта мысль находит свое отражение в стихотворении «Незнакомка». Сюжетно здесь речь идет о вечере в ресторане, где завсегдатай встречает незнакомую девушку. Идея произведения – встреча со своей возлюбленной, которая предстаёт перед героем в новом обличье. С помощью вина юноша пытается примириться с действительностью. Мир не устраивает его, он разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни.

Стихотворение делится на две части. В первой части рисуется картина пошлого, «страшного мира» (так по-дантовски называется один из   циклов  Блока). Он показан как место, невозможное для жизни лирического героя. Способы характеристики этого мира – в основном звуковые.  Наличие музыки в мире оправдывает, по Блоку, существующее; аллитерация в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков сменяются далее ассонансами и аллитерациями сонорных звуков –[P],[л],[н].Благодаря этому создается прекраснейшая мелодия звучащего стиха. Здесь же - и дисгармония звуков: «окрики пьяные», «детский плач», «женский визг», крик «пьяниц с глазами кроликов». При этом – глухота горячего воздуха и оглушенность вином героя блоковского шедевра. Стихотворение начинается и завершается криками пьяных, и возникает тема вина, столь важная для «Незнакомки». Добавим, что эти «ра» в начале ( («По вечерам над ресторанами…»), рвущие воздух, создают ощущение уверенной силы, какой-то основательности существующего.

Каков «ландшафт» «страшного мира»?

          Существует мнение, что «шлагбаум» - некая граница этого мира, ведь описываются события уродливой жизни «за шлагбаумами». «Канавы» - это, возможно, и каналы, которые являются частью характерного петербургского пейзажа и назывались так в просторечии. Устройство этого мира, кажется, содержит в себе черты ада- «котелки»; загород, канавы, озеро; скрип уключин; крики, визг, плач, горячий воздух, дух тления над мужчинами, женщинами, детьми… В аду у героя «друг единственный», хотя это лишь отражение себя. Затем в раю с ним будет лишь она, ему предназначенная.

          Как названо в первой части небесное светило? Почему?            

Солнце (или луна, месяц), названное   в стихотворении не этим высоким в русской поэзии именем, а бессмысленно  кривящимся «диском», довершает картину ужаса и пошлости совершающегося, лишенного смысла, «дикого», Впрочем, в небе этого мира,  «над» всем окружающим- над «пылью» и «скукой» -«золотится» иное солнце, это вывеска, «крендель булочной», обозначающий главенство материальных интересов. Заметим, что мир описывается в первой части как бы сверху: «над ресторанами»,»над пылью переулочной «, над скукой «загородных дач», «над озером « (особенно показательно последнее: почему бы не сказать «на озере скрипят уключины»?). Это низкий неправедный мир с кривым светилом. «Диск» кривится и ничему не удивляется – он «ко всему приученный».

           В этом мире и осужден жить лирический герой, чей «друг единственный» - свое собственное отражение в стакане вина. Страшное одиночество героя подчеркивается его окружением: «рядом у соседних столиков» - «пьяницы с глазами кроликов», существ глупых и плодовитых. Латинский тост в устах этих посетителей загородного ресторана опошлен и увеличивает число режущих слух звуков «страшного мира». Бунт героя против этого мира, как нередко случается в России, тонет в вине. Вином герой оказывается «смирен» - чтобы не бороться  и «оглушен» - чтобы не слышать.

           Ощущение безысходности, повторяемости, адской вечности явлений в мире, создается формулами «По вечерам» (как в стихотворении «Фабрика»), «И каждый вечер». Однако эти формулы вместе с особым ритмом стиха, обилием сонорных «н» в этой части («приученный»,»единственный», «таинственный»,- «сонные» и др.) создают и другое ощущение – завороженности, таинственного ожидания, явно обозначающихся к концу первой части стихотворения.

          Появление Незнакомки как-то связано с окружающим ее «страшным миром»- ее приход тоже сопровождается формулой «И каждый вечер»; видимо, невозможность для лирического героя жить в этом мире приводит его с неизбежностью к созданию мечты, идеала. И в самом деле, в ее явлении он сомневается: «Иль это только снится мне?» Вряд ли она, такая прекрасная, приходила, притом «всегда без спутников, одна», в этот ресторан. Можно говорить, впрочем, о чудесном преображении посетительницы притона в фантазии одинокого мечтателя (как в гоголевской повести «Невский проспект»  с Невского превратилась в мадонну). Как бы то ни было, она и ее мир – полная противоположность миру действительному: «тлетворный дух» там – «дыша духами» здесь, «диск» там – «солнце» здесь, «вдали», над пылью переулочной» там – «очарованная даль» здесь, все явно и пошло там – таинственно и завораживающе здесь. Одно и то же слово проявляет в разных мирах разные смыслы: воздух «глух» в страшном мире, т.е. непроницаемом; «глухие тайны» - это глубокие и волнующие тайны. Мир, который принесла с собой она, - единственный, где может жить лирический герой.

Между лирическим героем и героиней - несомненная таинственная связь: она приходит «в час назначенный», окружающая пошлость ее не касается («И медленно, пройдя меж пьяными..), ее никто не сопровождает («всегда без спутников, одна»), она рисуется на фоне света и открытого пространства («она садится у окна»), герой ощущает «странную близость» с ней, перья «качаются» в его мозгу, ключ от сокровища вручен только ему (сказочный мотив героя, расколдовывающего царевну, «закованного» в «очарованной» стране, лицезреющего «чудовище»).

          Незнакомка – воплощенный идеал лирического героя, греза наяву, возникшая, возможно, от созерцания реальной порочной красоты. Мотив чудесного сна, являющего истину («снится мне») противопоставлен непроясненности сознания «лакеев сонных». Незнакомка явилась в окружении туманов, и это совсем другая «погода», чем  «за шлагбаумами»; ясно, что она - из другого мира. Возможно, здесь дантовский мотив странствия души из ада в рай, в мир туманов, очарованного берега, очарованной дали, солнца, дальнего берега.

          Завораживающее движение Незнакомки, чей невинный «девичий стан», «схваченный» шелками, несет в себе не только волнующую грацию – эти «упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука», оказывается, «веют древними поверьями», имеют для героя родной, национальный смысл. Вообще в мире героини прохлада  («туманы», «веют»), волнующие запахи («духи») в противовес «горячему воздуху» и «тлетворному духу» действительного мира. Незнакомка дышит «духами и туманами» - уже здесь начинают сливаться ее бытовые и природные характеристики. Далее этот прием укрепляется: за «темной вуалью» - «берег очарованный и очарованная даль» (место губ, носа и т.д.). Ее лицо превращается в прекрасный пейзаж – появляется, наконец, солнце, названное своим именем, и сообщается, что «очи синие бездонные цветут на дальнем берегу». Она принесла с собой мир, единственно необходимый герою. Ее печаль и женственность – в склоненных «траурных» перьях шляпы, ее необычность – в экзотике «перьев страуса». Не забудем, что ее зовут Незнакомка – это имя неизвестного, влекущего, сулящего открытия, будящего доблесть героя. Имеется в стихотворении и пейзаж души героя: говорится, что все излучины его души пронизаны «терпким вином», и душа, таким образом, уподоблена реке. Возможно, кто-то назначил Незнакомке час ее прихода, и ее движение вечно: она появляется «каждый вечер» и «всегда» одна.

         Местопребывание всего пригрезившегося мира и его воплощенной красоты, Незнакомки, - «душа». Идеал находится в душе – это традиционная мысль русской романтической лирики, начиная с Жуковского, которого Блок назвал одним из самых заветных своих предшественников. «Сокровище», лежащее в душе, отмыкается «ключом» - это, по- видимому, вино, а «чудовище» говорит об опасностях чудесного открытия идеального мира .Фраза «истина в вине» , повторенная по-русски и теперь лишенная пошлости, являет собой формулу открытия – истинный мир увиден через вино. Заметим, что в русском языке слово «истинный» имеет почти взаимоисключающие значения: с одной стороны, это «реальный, действительный, бывший на самом деле («истинное происшествие»); с другой стороны, это «лучший в своем роде, тот, каким должен быть» («истинный друг»). В блоковском шедевре слово «истина» употребляется, скорее всего, во втором смысле, как «идеал», «настоящее, подлинное лицо мира». Слово «вино» тесно связано с дионисийством, пронизывающим второй этап творчества Блока. Некоторые исследователи обращают внимание на совпадение слов «вина» и «вино» в форме «в вине» и таким образом связывают ситуацию вины перед жизнью с открытием истины во время восхождения души героя из ада в рай. Так постигается «незнакомое» и является любовь.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, осложненным пиррихиями и удлиненными стопами, в силлабо-тонической системе стихосложения, рифма перекрестная.

Пример:

По вечерам над ресторанами vv/v-/vv/v-/vv

Горячий воздух дик и глух, v-/v-/v-/v-

И правит окриками пьяными v-/v-/vv/v-/vv

Весенний и тлетворный дух. v-/vv/v-/v-

Пиррихии - первая и третья стопы в первом стихе, третья стопа в третьем стихе, вторая стопа в четвертом стихе. Концевые ритмические паузы совпадают с логическими во всех стихах.

Удлиненные стопы - в первом и третьем стихах, и лишь второй стих построен как «чистый» ямб. Важно отметить, что ритмический рисунок третьего стиха является аналогом первого.

Данный стихотворный размер позволяет включить в строку слова разных слогоударных типов, доказывая свою гармоничность и богатые возможности. Автор «Незнакомки» мог описывать таким размером городской пейзаж, передавать внутренний мир героя, создавать прекрасный женский образ.

Стихотворение Блока характеризуется перекрестной рифмовкой (А'вА'в) с упорядоченным чередованием дактилической (в нечетных) и мужской (в четных стихах) рифмы, которая в большинстве случаев точная:

· дач-плач - равносложная, банальная, мужская закрытая,

· котелки-остряки - равносложная, неожиданная, мужская открытая,

· шлагбаумами-дамами - неравносложная, эффективная,

· переулочной-булочной - неравносложная, оригинальная,

В качестве примеров неточной рифмы можно привести следующие:

· ресторанами-пьяными - неравносложная, оригинальная,

· уключины-приученный - равносложная, приблизительная, оригинальная;

· единственный-таинственной - равносложная, оригинальная.

Ритмический строй произведения определяют частые инверсии (окриками пьяными; среди канав гуляют; ко всему приученный; друг единственный; в моем стакане отражен; влагой терпкой; лакеи сонные торчат; в час назначенный; только сниться мне; шелками схваченный; в туманном движется окне; и странной близостью закованный; берег очарованный; и все души моей излучины; перья страуса склоненные; в моем качаются мозгу). Поэтому единожды используется эллипсис:

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

В стихотворении сталкиваются элементы высокой и низкой лексики: «стан», «очи», «заламывая котелки» (устаревшее выражение), «кривится», «торчат», «чудовище», «влага». Для характеристики образов используются контекстуальные антонимы: «женский визг» – «детский плач», «очарованный берег» – «очарованная даль».

Излюбленное художественное средство Блока - метафора - используется в стихотворении чаще других выразительных средств: «воздух глух», «заламывая котелки», «кривится диск», «шелками схваченный», «дыша духами и туманами», «близостью закованный», «души излучины», «чудовище». В стихотворении есть и олицетворения: («…правит…тлетворный дух», «ко всему приученный…диск», «веют её шелка», «очи цветут»), сравнения («пьяницы с глазами кроликов»), эпитеты («тлетворный дух», «таинственная влага», «очарованная даль»).
         Блок использует анафору «и каждый вечер», а также анафорическую связку «и», которая начинает семь из тринадцати строф. Такой прием позволяет повышать эмоциональную нагрузку: каждое последующее «и» по логике должно находиться на тон выше предыдущего и развивать общий тон стихотворения по спирали.

В статье «О современном состоянии русского символизма» (1910) Блок так писал о созданном им образе: «Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено».
           В стихотворении «Незнакомка» Блок попытался создать невиданный образ женщины, которая принадлежит не только этому миру, но и какому-то другому – потустороннему. И пусть этот персонаж не врубелевский Демон, как мечтал написать ее поэт, но совершенно новый образ в русской литературе – блоковская Незнакомка.

Список литературы:

1. Домашнев А.И., Шишкина И.П., Гончарова Е.А. Интерпретация художественного текста. - Л.: Просвещение, 1986.

2. Долгополов Л.К. Александр Блок: личность и творчество; изд 2-е ; Л: 1980

3. Доронина Т.В., Францова Н.В. Анализ стихотворения; М: Экзамен 2006

4. Новиков В.Л. Книга о пародии. - М.: Советский писатель, 1989

5. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ; изд. 2-е; М: 2003

6. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение; изд. 2-е; М: 1983

7. Хализев В.Е. Теория литературы; изд. 4-е; М: Высшая школа, 2005

8. Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М.: Советская энциклопедия, 1976.

9. Интернет.

                                                                                

                                                                                                          С.А. Мовсесян

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Учебно-методический материал и конспект урока: Анализ эпизода полифонического романа Ф.М.Достоевского "Разговор Сони и Раскольникова"

Учебно-методический материал (таблицы, где зафиксированы реплики геров, детали поведения и авторские комментарии) позволяет провести комплексный анализ диалогового повествования в романе Ф.М.Достоевск...

Программа по английскому языку для 2-11классов учебно-методического комплекта Английский с удовольствием «Enjoy English» для общеобразовательных учреждений издательства Титул.

Программа разработана в соответствии с положениями нормативно- правовых и директивных документов Министрства образования РФ, на основе обязательного минимума содержания общего образования по английско...

Открытый урок литературы в 9 классе «Нежностью пропитанное слово» (анализ стихотворения С.А.Есенина "Письмо матери")

Цели: продолжить изучение жизни и творчества поэта, знакомство с новым стихотворением С. А.Есенина «Письмо  матери». Ознакомиться с биографией и особенностью ранней лирики С. Есенина. У...

Дидактический материал для анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова Ангел

Дидактический материал для анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова Ангел...

Материал к уроку «Сопоставительный анализ стихотворений Е.А. Баратынского «Мой дар убог, и голос мой не громок…», «Болящий дух врачует песнопенье…», «Не ослеплён я музою моей…» и И.А. Бродского «Посвящение»

И у Баратынского, и у Бродского нет заискивания перед читателями, а есть глубокое родство стихов и их авторов. Их стихотворения являются примером самобытности осмысления каждым поэтом своего места в л...