Учебно-методический материал и конспект урока: Анализ эпизода полифонического романа Ф.М.Достоевского "Разговор Сони и Раскольникова"
учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме

Чистякова Мария Вячеславовна

Учебно-методический материал (таблицы, где зафиксированы реплики геров, детали поведения и авторские комментарии) позволяет провести комплексный анализ диалогового повествования в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" и сделать обоснованный вывод об авторской концепции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературы в  10 классе

Анализ эпизода из романа Ф.М.Достоевского «Разговор Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова»

Тема:  особенности полифонического романа Ф.М.Достоевского: анализ психологии героев Ф.М.Достоевского и их жизненных принципов как способ выявления авторской концепции.

На занятии учащиеся обсудят, как строится эпизод из романа Достоевского. Следуя таблице, где  представлены   отдельно реплики героев,  элементы внутренних монологов, детали поведения и авторские  комментарии, учащиеся увидят взаимосвязь между миром сознания  и поступков человека, увидят противоречия во внутреннем мире героев Достоевского. Наблюдения позволят сделать выводы не только о  содержании диалога и идейных позициях персонажей, но и позволят понять авторский замысел, который связан с попыткой Достоевского показать  слабость  человека, подверженного теории, идее, и силу человека, живущего по законам совести, веры — то есть по духовным законам.

Возрастная группа: 16-17 лет

Уровень владения  навыками анализа текста — любой

Время урока: 90 минут

Цели урока

Обучающие

      •      совершенствование навыков анализа текста

  •   совершенствование навыков комментирования литературного текста

      •      совершенствование навыков анализа  образов героев

      •      совершенствование навыков  определения авторской концепции

Воспитывающие

  • формирование  высокой духовно-нравственной личностной позиции

Развивающие

  • развитие познавательных интересов учащихся
  • знакомство с особенностями  русского классического романа, и в частности полифонического романа Достоевского

Оборудование и материалы

  • таблицы  на экране с возможностью демонстрации ключевых слов и нахождением взаимосвязи между элементами текста
  • раздаточный материал — таблицы   с выделенными элементами текста
  • страницыс текстом эпизода романа
  • компьютер, проектор, доступ к интернету

 

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая

Методы работы: репродуктивный, продуктивный, творческий

Приемы работы: иллюстративная наглядность (работа с таблицами, где четко разделены элементы текста), работа в парах, создание творческого эссе о том, кто одержал победу в ходе диалога.

Ход урока

Подготовительная часть (5 мин)

• Рассказ об особенностях полифонического романа Ф.М.Достоевского. Запись теоретического материала о полифоническом романе.

• Рассказ о противоречиях  в образах героев, анализ первого сна Раскольникова, где герой проявляет двойственность натуры

• Работа в парах, выявление причин, по которым Раскольников пришел к Соне перед поминками Мармеладова

Этап 1:  10 минут

• Работа в парах, выявление причин, по которым Раскольников пришел к Соне перед поминками Мармеладова

  • Обмен мнениями между несколькими группами о том, почему Раскольникова влечет к Соне Мармеладовой.
  • Эвристическая беседа о  причинах этого поступка Раскольникова

Этап 2: Чтение

(15 минут)

• Раздайте ученикам таблицы. Попросите их быстро прочитать их,  и установить, кто из героев произносит реплики. Необходимо вставить окончания и  доказать, что реплики в группе принадлежат именно Раскольникову и Соне Мармеладовой (индивидуальная работа)

• Попросите учеников  устно доказать свои версии.

Этап 3: Обсуждение

(20 минут)

• Раздайте ученикам таблицы. Попросите их быстро прочитать их, установив взаимосвязь между репликами Раскольникова и Сони и деталями их поведения.

• Попросите учеников прочитать текст еще раз в группах и представить закономерность, в соответствии с которой содержание реплик не совпадает с психологическими особенностями поведения героев.

• Представление версий руководителями групп.

5. Этап 4: Эвристическая беседа

(20 минут )

Эвристическая беседа, позволяющая ответить на вопросы:

- почему Раскольников падает перед Соней на колени

-почему Раскольников постоянно напоминает Соне о несчастьях ее близких.

- почему Раскольников отрицает факт воскрешения Лазаря перед Свирдигайловым просит Соню прочитать отрывок из Евангелия

- почему Раскольников о воскрешении говорит по-разному разным героям (Порфирию Петровичу и Свидригайлову)

- почему Раскольников именно в разговоре с Соней вспоминает о Лизавете.

6. Этап 6: Создание творческой работы (эссе)

(20 минут)

Создание эссе на тему «Кто сильнее: Cоня или Раскольников, и почему?»

Приложения.

Таблица № 1

Авторская  ремарка  

Ре     Реплика  героя,  по    Поповедение

Внимательно  и бесцеремонно  расматривавш…..   Стараясь не глядеть на  н…

Спросил…  все  еще не подымая  глаз

Входит  

в  комнату

Поднял…  задумчивый взгляд,    проговорил…  вдруг  переменившимся ,  тихим  и ласковым  голосом    приветливо  и  почти  с состраданием  смотрел…

Какая    худенькая!

Все  про  Вас  рассказал

Угрюмо  заметил….

Сказал….  С горькой  усмешкой

Катерина  Ивановна била….  

Безжалостно настаивал…

С  жесткой  усмешкой  

Чуть не  с  намешкой  

С Полечкой  то же  будет

С  каким-то  даже  злорадством  ответил..,  засмеял…с..  и  посмотрел….

Может быть,  Бога-то совсем  нет

Глаза  сверкали…..прямо  посмотрел….в  лицо    взгляд  сухой, воспаленный,  острый,   вдруг……  ……    

дико …..

Целует ноги

А  тебе  Бог  что  за  это  делает?

Угрюмо  уставившись  в  сторону,  приготовившись…..  голова  начала  кружиться…..

Настойчиво  и раздражительно,.

Смотря  в  сторону  

Громко  и нахмурившись .. вдруг,  дикая  решимость,    глаза  сверкали

Громко  и нахмурившись .. вдруг,  дикая  решимость,    глаза  сверкали

Я  о деле  пришел  говорить

Ты тоже  переступила

Скажу…  одной  тебе…

Таблица 2

Реплика героя,

деталь поведения  

Авторская  ремарка  

Слабо  вскрикнул…,  встал    как  вкопан….

Заторопил…с  вдруг

Слабо  улыбнул…с

Смутил…сь…  нерешительно    

Это  такая  несчастная  

Отрывисто  прошептал…,  смутившись и потупившис…,  жалобно  и с  страданием  сложив  вдруг  руки,….  точно  в  отчаянии

Вскинул…ся ,  даже  руки  ломал…. говоря, от боли  воспоминания, ….. плача….

Нет!

Бессознательным  жестом  схватил… за  обе  руки,  как  бы  упрашивая  чтобы  нет….

Лицо  страшно изменилось, по нем  пробежали судороги,  с невыразимым  укором….,  горько-горько зарыдал…

В  ужасе отшатнул…с…,    побледнев

Больно-больно  сжало  сердце

Испуганно  вскрикнул…

Молчите, не  спрашивайте,

Вы не  стоите!

Вскрикнул….вдруг,  строго    и  гневно глядя  

Быстро  прошептал….

Читает  Евангелие

Нерешительно  ступил……  тихо  и  задыхаясь,  с усилием……  с  силой  ….

энергично….громко  и  восторженно,  

отрывисто  и  сурово,  лихорадочная дрожь,  

Истерически  плача  и ломая  руки

Вздрогнул….  от испуга  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ эпизода из романа «Обломов» «Отъезд Штольца из родительского дома»

Цели урока:1.Обучающая: на примере эпизода  II  части главы романа Гончарова «Обломов» научить учащихся анализировать текст, видеть в нём личность автора, идею произведения. Формирован...

План - конспект урока "Анализ стихотворения из цикла "Избяные песни"

Урок - анализ стихотворения "Четыре вдовицы ксопшей пришли".(Из цикла "Избяные песни".)...

Конспект урока "Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон"

Урок был успешно представлен на конкурсе "Учитель года" в 2011 году. К уроку составлена презентация....

анализ эпизода ("Чирик") романа М.А. Шолохова "Тихий Дон"

С точки зрения уместности использования лингвостилистического анализа  в 9 классе представленная далее глава романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» привлекает неболь...

презентация к уроку Анализ эпизода "Вожатый". Подготовка к сочинению. Презентация. Выполнили - Алтухова И.В., Яременко М.Я.

Помочь учащимся понять идейное значение второй главы для понимания основной мысли всего произведентя. Научить пользоваться планом для анализа эпизода, подбирать текстовой материал....

Конспект урока "По ершалаимским страницам романа "Мастер и Маргарита"

Мастер-класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...

"Философия истории Л. Н. Толстого" (Презентация к уроку анализа эпизода из романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир" (том 3, часть 1, глава 1)

Для понимания точки зрения Л. Н.Толстого как историка следует остановиться на глубоком смысловом анализе предлагаемого эпизода. Тогда учащимся будет понятен образ М. И. Кутузова и Багратиона, Наполена...