План - конспект урока "Анализ стихотворения из цикла "Избяные песни"
план-конспект урока литературы (11 класс) по теме

Урок - анализ стихотворения "Четыре вдовицы ксопшей пришли".(Из цикла "Избяные песни".)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok2klyuev_n.a..doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 2

Н. А.Клюев

Из цикла «Избяные песни»  «Четыре вдовицы к усопшей пришли…»

Одно из вершинных созданий Н.Клюева – цикл «Избяные песни» (1914 -1916), воплотившие черты миросозерцания северо – русского крестьянства, поэзию его верований, обрядов, его связь с землей, деревенским «вещным» миром. Поэтический мир Клюева – это крестьянский мир. Чем больше государство проводило «опытов» над крестьянством, тем больше хотелось поэту защитить его, запечатлеть в своих стихах.                                                                        Изба в поэзии Клюева – это крестьянская Русь, «матерь – отчизна», «матерь – земля», « мать – природа», где в согласии должны были жить люди, звери, гады и боги, каждый зная свое место. Но жизнь была сложнее и не уклады-валась в клюевские схемы. Этот цикл был написан накануне больших перемен, которых ждали, боялись и на которые надеялись. А когда поэт пытался изменяться, шагать в ногу с революцией, его не понимали, называли «кулацким поэтом», каковым он не был.                                                                                Для него изба – символ мироздания, подобие вселенной. В избе рождаются и умирают, любят и женятся, поют и сказки сказывают, пекут, угощают, молятся… Об этом и в статье Клюева: «избяной рай» - величайшая тайна эзотерического мужицкого ведения. Клюев , по словам его друга – врага С.Есенина, - поёт Россию, но по книжным летописям. (Интересно, что сам Клюев говорил и о творческой близости с царем Давидом, поэтому свои стихи он нередко называл «песнями».Отсюда ,наверно, и «Избяные песни».) Но в погоне за яркой образностью поэт перенасыщает стихи бытовыми деталями, диалектизмами, библейскими символами и т.п.  Мир избы для Клюева был главным.( Даже в свою петербургскую квартиру он перенес олонецкую избу.)                                                В основе образности, метафоричности Клюева – олицетворение природных сил.

После одного – двух прочтений идет разговор о первичном восприятии стихотворения  «Четыре  вдовицы к усопшей пришли…»         Какое впечатление у вас осталось? Чем оно вызвано? Почему, в какой момент возникло?                        

Далее идет чтение стихотворения по строфам и его комментарий.                         1-я строфа                                                                                                     - Какая картина предстает перед нами?                                                                Четыре вдовицы к усопшей пришли…                                                        Грустная, печальная картина посещения вдовами умершей подруги.                  - Но почему следующие 3 строчки посвящены описанию природы? Почему кричат журавли в небе?                                                                                                С одной стороны, птицы прощаются с родными местами, улетая в чужие края, кричат. С другой стороны, их крик как бы символизирует те эмоции, которые должны вырваться из груди женщин.                                                                        Отметим аллитерацию: подчеркнем во 2-й строке звук (р), он повторяется 4 раза, образно передавая курлыканье птиц. В 3 и 4 – звук (с). Он повторяется 8 раз, передавая мягкий шелест падающих листьев и … вот – вот готовый вырваться  женский стон.                                                                                Интересны эпитеты : сентябрь – скопидом, сынок – листодер.                                 Почему  скопидом?  В сентябре листопад только начинается, деревья «экономно» сбрасывают листву. И автор увидел это.                                                Сынок – листодёр…                                                                                -Как вы понимаете этот образ? Что это такое?                                                Ученики догадываются , что речь идет о ветре, неожиданном, порывистом.                Интересна метафора, причем инверсированная :»в котловин сундуки»( для нас удобней было бы – в сундуки котловин. Так и представляешь ямки на земле, заполняемые листвой.                                                                                  2 –я строфа                                                                                                  Автор возвращает нас  к пришедшим, добавляет деталь «в поминальных платках» (эта традиция сохранилась и до наших дней) и передает весь обряд проводов покойницы, который завершатся в 3 –ей строфе.                                                        «Та с гребнем» - гребень обычно кладут в гроб; «та с пеплом». Зачем? Найдем ответ в стихотворении.                                                                        Посыпали пеплом на куричий хвост,                                                                 Чтоб немочь ушла, как мертвец ,на погост.                                                Все  становится понятным. В следующих двух строчках узнаем о назначе –нии принесенного рядна        ( здесь: ряднина – диал. –толстый холст кустарного производства) :                                                                                                Хрущатой рядниной покрыли скамью,                                                                На одр положили родитель мою.                                                         И снова информация (при первичном прочтении этот факт не зафиксировался в нашей памяти): мы узнали, кого провожали в последний путь: это была мать лирического героя.                                                                                        В 3 строфе мирно «ужились»  слова высокие («одр») и низкие, диалектные («хрущатой»). Интерес поэта к диалектизмам диктовался стремлением правдиво отразить жизнь деревни, сельского быта.        

 4 –я строфа                                                                                                          Как ель под пилою, вздохнула изба…                                                                                         Мы услышали долго сдерживаемый вздох , о котором упоминалось    при анализе 1 и 2 строфы. Метонимия «вздохнула изба» дала возможность автору более кратко сформулировать свою мысль. В другом случае ему пришлось бы написать: в избе стали вздыхать все, кто пришел на похороны. Многоточия в строфе подчеркнули важность, таинство происходящего и неуместность говорения.                                                                        

 5 –я строфа                                                                                         А здесь – как в сказке : сказочные журавли уносят душу в сказочную страну и трубят в полете:                                                                                                Мы матери душу несем за моря,                                                                Где солнцеву зыбку качает заря,                                                                Где в красном покое    дубовы столы                                                                От мис с киселем, словно кипень, белы,-                                                        Там Митрий Солунский , с Миколою Влас                                                        Святых обряжают в камлот и атлас.                                                         (Камлот – род плотной шерстяной или полушерстяной ткани, вырабатывавшейся в 19 веке.)                                                                                                        Автор использует  церковные образы: святых, иорданскую водицу, стихарь -упоминает  святых: крестителя Иоанна ( по –народному – Иван ), Великомученика Дмитрия Солунского (здесь – Митрий Солунский), которому молились при глазных болезнях и которого просили о покровительстве православных воинов и армии.                

         6 –я строфа                                                                                         В избе грустно, тяжело, а на природе                                                                        Зарделось оконце…Закат – золотарь                                                                Шасть в избу незваный…                                                                 Природа как бы пришла поблагодарить усопшую «за песни в бору,/ За думы в рассветки, за сказ ввечеру…»                                                                          - Каким человеком была мать?                                                                          - Как ведет себя сын в последние минуты пребывания матери на земле? К каким силам обращается он за правильностью проведения ритуала и за поддержкой?                А вынос блюсти я с собой приведу                                                                Сутемки, зарянку и внучку – звезду…                                                          Сутемки, вероятно, сумерки, а зарянка – заря.                                                  Мы видим, что природа у Клюева живет самостоятельной жизнью.                        

 Читаем стихотворение целиком. Пытаемся выделить мысль –ощущение, протянутую через все стихотворение: любовь к родовому гнезду –избе, природе, ко всему, что окружает человека, что является священным для него. Мотив опустевшего дома расширяется до масштаба раздумий о смерти.                        

Особенности стихосложения                                                                        

Посмотрим на окончания строк и определим, что рифмы – мужские (пришли – журавли).                                                                                                  Строки, связанные рифмой, стоят рядом и объединяются в 1-ой строфе в две группы:                                                                                                        1) аа                                                                                                        2) бб                                                                                                 Во 2 –ой строфе – в три группы:                                                                        1) аа                                                                                                        2) бб                                                                                                        3) вв                                                                                                 Такая рифма , как мы помним, называется смежной.                                          Соединенные воедино строфы чередуются и образуют                                          в 1,3,5,6  - четверостишие ( катрен),                                                                  во 2, 4 – шестистишие ( секстину),                                                                  в 7 – восьмистишие (октаву).                                                                          Каждое новое сочетание строф помогает всему стихотворению звучать по – новому.                                                                                                        Стихотворение написано трехсложным размером (амфибрахий четырехстопный, 4 –я стопа неполная). Это помогает поэту добиться гибкости, ярких звуковых созвучий, наполнить поэтический текст аллитерацией.                

 А.А.Блок очень точно определил: Стиль каждого писателя так тесно связан с содержанием его души, что опытный взгляд может увидеть душу по стилю, путем изучения формы проникнуть до глубины содержания. Чем сильнее лирический поэт, тем полнее судьба его отражается в стихах». Эти слова по праву можно отнести и к Клюеву Н.А.                                                                           

Домашнее задание: проанализировать 1 стихотворение (на выбор) из данного цикла и подумать над вопросами:                                                                        1)Какое место занимает стихотворение в цикле?                                                2) Изменился ли лирический герой?  Как?