Экспертное оценивание плана-конспекта урока Коростелёвой Т. А. «М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус"
материал по литературе по теме

Плакса Нэля Владимировна

Экспертное оценивание плана-конспекта урока Коростелёвой Т. А. «М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус" в рамках работы на семинаре «Экспертная оценка методических материалов по использованию ЭОР»

Работа содержит критерии оценивания урока, рекомендованные Галиной СКВОРЦОВОЙ, кандидатом педагогических наук, начальником отдела Московского центра качества образования, и критерии оценки ЭОР используемых на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekspertiza.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Экспертное оценивание плана-конспекта урока Корестелёвой Т. А. «М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус" в рамках работы на семинаре «Экспертная оценка методических материалов по использованию ЭОР»

   выполнено Плаксой Н. В.

Цели урока:

Обучающие: •продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям; •вспомнить основные сведения о Лермонтове, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта; •закрепить у обучающихся умение интерпретировать стихотворный текст, комплексно анализировать его; •продолжить обучение декламационному чтению; •вырабатывать умение обобщать материал с использованием таблицы.

Развивающие: •развивать интерес к дальнейшему изучению творчества М.Ю.Лермонтова; •развивать мышление учащихся путём организации нетрадиционных уроков; •способствовать развитию творческого воображения; •развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;

Воспитательные: •воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма; •воспитание интереса к классическому наследию русской литературы; воспитание нравственных начал; привитие культуры умственного труда; •воспитание эстетического вкуса у учащихся.

Критерий: насколько четко учитель ставит обучающие и развивающие цели, вовлекает ли учеников в постановку цели на уроке

Четко выделены цели урока, направленные на формирование метапредметных умений и ЗУН по предмету.
Урок имеет четкую структуру, этапы урока логично выстроены и взаимосвязаны. 
Уровневые показатели компетентности учителя:
3-й:
 учитель на уроке ставит цели, добивается, чтобы они была поняты и приняты детьми.

Содержание образования

Критерий: различает ли учитель содержание образования (чему учу) и содержание учебного материала (с помощью чего учу), вовлекает ли на уроке учеников в проектирование способа деятельности.

Учитель чётко различает содержание образования и содержание учебного материала, содержание образования соответствует требованиям ФГОС.

Уровневые показатели компетентности учителя:
3-й: 
единица содержания может быть не только названа учителем, но и на уроке вместе с детьми выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. 

Содержание учебного материала

Критерийнасколько эффективно подобран учебный материал для освоения запланированной единицы содержания образования на основе мотивации учеников.

Учебный материал полностью соответствует школьной программе, содержание урока соответствует психолого-возрастным особенностям учащихся 7–ых классов.
Уровневые показатели компетентности учителя: 3-й:
 подбор учебного материала позволит ученикам успешно осваивать на уроке запланированную единицу содержания образования на основе их собственной мотивации, интереса.

.                         Структура урока

Критерий: соответствуют ли выбранная структура и цели урока психологической структуре деятельности учеников.

Уровневые показатели компетентности учителя 2-й: 
учитель выстроил структуру урока в соответствии с целью и психологически полной структурой деятельности ученика: мотив – цель (учебная задача) – действия по ее решению – самоконтроль – самооценка – самокоррекция (нет лишних или недостающих этапов). 

Межэтапные связи

Критерийвыстроена ли между этапами внешняя и внутренняя логика, организующая понимание учеников.

Уровневые показатели компетентности учителя 3-й:
 учитель владеет приемом организации «точек» понимания и детской рефлексии на стыке этапов: организует работу с пониманием учениками логики переходов от одного этапа к другому (какова была задача этапа, что уже сделано, что предстоит делать далее по отношению к поставленной цели, готовность к переходу на новый этап).

Формы обучения (индивидуальная, индивидуализированная, групповая, фронтальная и другие)

Критерийсоответствует ли выбор форм обучения запланированной цели и единице содержания образования, результатам педагогической диагностики и рефлексии учеников на уроке.

 Уровневые показатели компетентности учителя 3-й: на уроке учитель применяет запланированные формы обучения, организует итоговую экспресс-диагностику результатов учеников в соответствии с запланированными целями



Методы обучения

Критерийв какой степени используемые методы (репродуктивные, продуктивные) соответствуют цели урока, данным педагогической и психологической диагностики.
Уровневые показатели компетентности учителя 4-й (сценарный):
 учитель вносит изменения в запланированные методы обучения при необходимости, в соответствии с данными оперативной педагогической диагностики (например, может перейти от запланированных репродуктивных методов к продуктивным – поисковым, проблемным  – в случае необходимости: для доопределения задач или уточнения, перепроектирования уже полученного, но «не работающего» способа)..

На уроке использованы разные виды ЭОР: плекаст, слайд-шоу, презентация, видеофрагменты, аудиозапись. Общее время работы детей с такими ресурсами в 7 классе не более 30 минут, учитель учитывает это требование. Смена видов работы на уроке,  видов ЭОР, атмосфера доверия, доброжелательности способствуют сохранению душевного здоровья учащихся.

Все ЭОР в полной мере соответствуют поставленным целям и задачам урока, учитель умело   использовал наиболее рациональные учебные методы и приёмы.

Общие требования, предоставляемые к ЭОР ( композиционная целостность, соблюдение Закона об авторских правах), соблюдены.

Содержательные требования (актуальность,  корректное использование фактологического и документального материала, наглядность, оригинальность, полнота изложения материала в рамках заявленной темы) соблюдены.

Методические требования. Воспитательная направленность ярко выражена.  Разнообразные приемы мотивации  гармонично вписываются в структуру урока, способствуют развитию мыслительной и речевой функции учащихся. Межпредметные связи ясно прослеживаются, методически обоснованы. Научность содержания ЭОР соответствует возрасту обучающихся. Навигация проста, доступна.

Технические требования. В основном объём ЭОР оптимален, излишним видится объём слайд-шоу «Тарханы». Все ссылки активны, используются различные программы и возможности. Качество оптимизации графических и текстовых объектов высокое. Работа ссылок и открытия файлов, читаемость текста корректны.

Эргономические требования. Содержательные компоненты по сравнению с внешними эффектами более значимы, всё вместе способствует возможности эмоционального воздействия на детей. Дизайн визуальных ЭОР продуман, иллюстрации соответствуют содержанию и помогают создать нужное настроение. Цветовая гамма подобрана верно, иллюстрации гармонично вписываются в структуру  урока, отсутствует цветовая агрессия.

 Эстетические требования. В плане-конспекте урока, в ЭОР отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки, неэтичных компоненты. Эстетическое оформление соответствует функциональному назначению ресурсов.

Заключение. Урок очень ярок и насыщен.Учитель на уроке применяет разнообразный  наглядный и аудио- материал. Проблемные вопросы подводят обучающихся к восприятию новых знаний,  создают положительную мотивацию для изучения темы. На этапе изучения нового материала применяется словесно-иллюстративный метод. Включение ЭОР, фрагментов видеофильмов обеспечивает реализацию принципа наглядности.   Интересные факты о жизни М. Ю. Лермонтова, подобранные учителем, чередуются с  изучением программного материала. Это  помогает учителю поддерживать внимание учащихся.Тема актуальна, ученики в ходе урока должны понять, что является основным мотивом в лирике Лермонтова, как сам поэт виден в своих произведениях. В ходе урока учитель  реализует воспитательный потенциал темы, основанный на  общечеловеческих ценностях. Учитель раскрывает тему доступно, логично, применяет чередования деятельности учеников. Применение на уроке разных видов ЭОР, веб-сервисов  повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Работы, выполненные на сервисах Web 2.0, позволяют учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, эмоциональным и эффективным, пробудить интерес к классической и современной литературе.

Компетентностный урок: критерии экспертизы

Как в рамках нового подхода определяются показатели обучающей деятельности учителя

Чтобы цель урока, ориентированного на компетентностный подход, была достижимой, ее необходимо грамотно сформулировать. О том, как это сделать, мы рассказывали 
в прошлом номере («ПС» № 4, 2008 год. Галина Скворцова. «Компетентностный подход: правила постановки учебных целей»). 
Очевидно, что смотреть такой урок и оценивать его тоже придется по-новому. Автор предлагает пример критериев для экспертной оценки. По каждому традиционному параметру – четыре уровня педагогического мастерства. Первые два фиксируют умение учителя спланировать и проанализировать соответствующие элементы урока. Третий свидетельствует о том, что учитель умеет грамотно реализовать свои планы. А высшего, четвертого, достигают те, кто не только уверенно владеет теорией и практикой, но и может по ходу занятия реагировать на изменение ситуации в классе, импровизировать, достраивать, менять сценарий разных компонентов урока.

Возьмем стандартный набор параметров, по которым обычно анализируют урок: цель, учебный материал, формы, методы, структура урока, межэтапные связи. Добавим очень важную позицию – «содержание образования», поскольку компетентностный (деятельностный) подход предполагает обучение не материалу, а способам деятельности. Теперь наполним эти параметры содержанием в соответствии с компетентностным (деятельностным) подходом и определим уровневые показатели обучающей деятельности учителя на уроке. Такую работу может проделать каждая школа. Мы предлагаем пример.

Цель урока

Критерий: насколько четко учитель ставит обучающие и развивающие цели, вовлекает ли учеников в постановку цели на урокеПри постановке развивающей цели мы исходим из того, что развитие ребенка возможно через развитие способов его деятельности. Для определения цели учителю нужно дать ответ на главный вопрос: что должен научиться делать ученик на этом уроке?
Уровневые показатели компетентности учителя («стоимость» каждого уровня в баллах может определяться по внутренней договоренности в коллективе):
1-й уровень: учитель сформулировал как обучающую, так и развивающую цели (то есть учитель дает ответ на вопрос: что должен научиться делать ученик  – различать, получить, освоить – способ, понятие, модель, схему, алгоритм…). 
(… баллов)

2-й: учитель формулирует цели диагностично, измеримо (например, ученики не просто узнают правило написания безударной гласной в корне слова, но и научатся пользоваться этим правилом, разработав на его основе алгоритм действий). (… баллов)
3-й: учитель на уроке ставит цель, добивается, чтобы она была понята и принята детьми, или организует ситуацию постановки цели как учебной задачи учениками. (… баллов)
4-й (сценарный): учитель вовлекает учеников в корректировку, доуточнение цели, учебной задачи при изменении запланированной ситуации.

Содержание образования

Критерийразличает ли учитель содержание образования (чему учу) и содержание учебного материала (с помощью чего учу), вовлекает ли на уроке учеников в проектирование способа деятельности.
Если для определения цели учитель дает ответ на вопрос: что должен научиться делать ученик на данном уроке, то по этой позиции нужно ответить на вопрос: как я, учитель, делаю это сам?
1-й уровень: учитель назвал единицу содержания образования и различил ее с учебным материалом (например, учебный материал – безударные гласные в корне слова, а единица содержания образования – способ, алгоритм выбора безударной гласной в соответствии с правилом). 
2-й: учитель разработал и представил модель единицы содержания (схема, алгоритм, понятие, способ, различение); выделил все необходимые вспомогательные средства для ее освоения учениками на уроке (опорные знания, умения).
3-й: единица содержания может быть не только названа учителем, но и на уроке вместе с детьми выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. 
4-й (сценарный): на уроке учитель, реагируя на ошибки учеников, «включает» незапланированное содержание образования, которое оказалось недостающим для освоения запланированной единицы содержания образования (гибкое досценирование в возникшей образовательной ситуации содержания образования).

Содержание учебного материала

Критерийнасколько эффективно подобран учебный материал для освоения запланированной единицы содержания образования на основе мотивации учеников.
1-й уровень: учитель обосновал подбор учебного материала в соответствии с целями урока, единицей содержания и программными требованиями; нет избыточности и недостаточности подобранного учебного материала. 
2-й: учитель обосновал подбор материала с учетом мотивации, интереса детей (учебный материал содержит проблемность, привлекаются аналогии, интересные или противоречивые факты, решения, позиции, дополнительные источники информации).
3-й: подбор учебного материала позволил ученикам успешно осваивать на уроке запланированную единицу содержания образования на основе их собственной мотивации, интереса.
4-й (сценарный): учитель с учетом результатов диагностики по ходу урока импровизационно подбирает, конструирует, заново структурирует учебный материал.

Структура урока

Критерий: соответствуют ли выбранная структура и цели урока психологической структуре деятельности учеников.
1-й уровень: учитель обосновал соответствие запланированного им набора этапов урока поставленной цели.
2-й: учитель выстроил структуру урока в соответствии с целью и психологически полной структурой деятельности ученика: мотив – цель (учебная задача) – действия по ее решению – самоконтроль – самооценка – самокоррекция (нет лишних или недостающих этапов). 
3-й: на уроке этапы организуются в соответствии с планом; все запланированные этапы организованы до звонка, без выхода за пределы временных рамок (достижение результата не должно вести к увеличению его «личностной цены»). 
4-й (сценарный): учитель при необходимости на основе педагогической диагностики меняет запланированную структуру в силу изменения ситуации (возвращается к уже пройденным этапам, например постановочному и мотивационному, включает новые или исключает какие-либо этапы).

Межэтапные связи

Критерийвыстроена ли между этапами внешняя и внутренняя логика, организующая понимание учеников.
1-й уровень: учитель выстроил внешнюю логику при переходе от этапа к этапу на основе учебного материала (связь этапов учебным материалом, общей темой или же просто словесная – логические «мостики»).
2-й: учитель выстроил и обосновал внутреннюю логику при переходе к следующему этапу как логику деятельности (связующим звеном является запланированная единица содержания).
3-й: учитель владеет приемом организации «точек» понимания и детской рефлексии на стыке этапов: организует работу с пониманием учениками логики переходов от одного этапа к другому (какова была задача этапа, что уже сделано, что предстоит делать далее по отношению к поставленной цели, готовность к переходу на новый этап).
4-й (сценарный): учитель не только обсуждает с учениками логику «движения» на уроке, но и вносит оперативные изменения в структуру урока на основе педагогической диагностики.

Формы обучения (индивидуальная, индивидуализированная, групповая, фронтальная и другие)

Критерийсоответствует ли выбор форм обучения запланированной цели и единице содержания образования, результатам педагогической диагностики и рефлексии учеников на уроке. 
1-й уровень: учитель обосновал формы обучения и их соответствие поставленной цели урока и единице содержания (например, бессмысленно организовывать групповую работу в случае заучивания, выполнения стандартных типовых репродуктивных заданий).
2-й: учитель обосновал выбор форм обучения данными педагогической диагностики и детской рефлексии на предыдущем уроке. 
3-й: на уроке учитель применяет запланированные формы обучения, организует итоговую экспресс-диагностику результатов учеников в соответствии с запланированными целями.
4-й (сценарный): учитель на основе оперативной педагогической диагностики по ходу урока при необходимостивносит изменения в запланированные формы обучения (например, вторичный переход к групповой работе для доуточнения группой задачи и др.).

Методы обучения

Критерийв какой степени используемые методы (репродуктивные, продуктивные) соответствуют цели урока, данным педагогической и психологической диагностики.
1-й уровень: учитель обосновал выбор методов в соответствии с целями урока и особенностями изучаемой единицы содержания.
2-й: учитель обосновал выбор методов данными психологической (особенности контингента учащихся) и педагогической диагностики (типы ошибок, варианты понимания) на предыдущих уроках.
3-й: учитель применяет запланированные методы обучения, что позволяет включить ученика в качестве субъекта на всех этапах его деятельности: постановка учебной задачи (цели), планирование и осуществление действий по ее решению, самоконтроль, самооценка, самокоррекция. 
4-й (сценарный): учитель вносит изменения в запланированные методы обучения при необходимости, в соответствии с данными оперативной педагогической диагностики (например, может перейти от запланированных репродуктивных методов к продуктивным – поисковым, проблемным  – в случае необходимости: для доопределения задач или уточнения, перепроектирования уже полученного, но «не работающего» способа).

Галина СКВОРЦОВА, кандидат педагогических наук, начальник отдела Московского центра качества образования


  1.  КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭОР

Общие требования

1

Композиционная целостность

0-3 балла

2

Соблюдение Закона об авторских  правах

0-3балла

Содержательные требования

3

Актуальность              

0-3балла

4

Корректное использование фактологического и документального материала

0-3балла

5

Наглядность                   

0-3балла

6

Оригинальность 

0-3балла

7

Полнота изложения материала в рамках заявленной темы

0-3балла

Методические требования

8

Воспитательная направленность

0-3балла

9

Межпредметные связи

0-3балла

10

Научность содержания ресурса

0-3балла

Технические требования

11

Оптимальный объём

0-3балла

12

Интерактивность

0-3балла

13

Качество оптимизации графических и текстовых объектов

0-3балла

14

Корректная работа ссылок и открытия файлов, читаемость текста

0-3балла

15

Простота навигации

0-3балла

Эргономические требования

16

Значимость содержательных компонентов по сравнению с внешними эффектами

0-3балла

17

Учёт физиологических особенностей восприятия цветов и форм

0-3балла

 Эстетические требования

18

Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, неэтичных компонентов

0-3балла

19

Соответствие эстетического оформления функциональному назначению ресурса

0-3балла

20

Упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов

0-3балла

ИТОГО

60 - максимум


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лермонтов. Страницы мятежной жизни.

Литературно-музыкальная гостиная "Страницы безмятежной жизни (М.Ю.Лермонтову посвящается)"...

Презентация к уроку литературы «Страницы мятежной жизни»

Презентация посвящается М.Ю.Лермонтову, знакомит детей с основными этапами жизни писателя...

"Страницы мятежной жизни" литературно-музыкальная композиция

"Страницы мятежной жизни" Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова "Страницы мятежной жизни"

Литературно-музыкальная композиция посвящена 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Страницы мятежной жизни" М.Ю.Лермонтов

Сценарий литературно-музыкальной композиции"Страницы мятежной жизни" М.Ю.Лермонтов...

урок Страницы мятежной жизни

Литературная гостиная — особая форма проведения урока литературы. На таком уроке ученики полностью и с максимальной отдачей погружаются в атмосферу того времени,о котором идёт речь, с интересом,...