Главные вкладки

    план-конспект урока по анализу стихотворения Б.Пастернака "Февраль..."
    план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

     Данный урок посвящен анализу стихотворения Б.Пастернака "Февраль.."

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Открытый  урок  по  литературе, 6 класс. Анализ   лирического стихотворения  Бориса Пастернака «Февраль».

    Цели:  - формирование умения воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне лирическое  произведение, давать интерпретацию прочитанного произведения;

    - совершенствовать   аналитические навыки и навыки выразительного чтения лирического произведения;

    - развивать  умения  грамотно строить развернутые и аргументированные высказывания;

    прививать   любовь к поэзии.

    Оборудование:  портрет поэта,  иллюстрация картины  И.Грабаря  «Февраль лазурь»,  стихотворение  Б.Пастернака «Февраль», акварельные краски, альбомные листы, ватман с нарисованным деревом и  разноцветные  листочки.

    Ход урока.

    1. Организационный  момент. Побуждающий диалог ( на столах разложены тексты стихотворения  Б.Пастернака «Февраль», акварельные  краски, альбомные листы)

    - Здравствуйте! Садитесь. Проведем  небольшую разминку. Закройте глаза и представьте себе, какого  цвета  грусть .( Учащиеся называют, какого оттенка может быть «грусть»)  

    -  Как  в литературе  называются слова, обозначающие  особенный признак  предмета?

    (Эпитеты).

    - Ребята, на ватмане нарисовано Дерево Познания, вам необходимо взять листок любого цвета, подписать свое имя  и прикрепить его к крону дерева. Таким образом, вы должны показать, с каким настроением пришли на внеклассное мероприятие  по литературе.

    (Учащиеся прикрепляют листочки)

    2.Актуализация знаний. Творческая  работа   учащихся в группах.

    Слово учителя с элементами  беседы.

    -  Молодцы!

    - Ребята! Перед вами  два произведения,  представляющие    разные виды искусства: поэзии и живописи. Это стихотворение Бориса Пастернака «Февраль» и иллюстрация картины И.Грабаря «Февральская лазурь». Что общего вы  обнаружили между ними? (Учащиеся отмечают общность названия двух произведений разных видов искусства).

    - Молодцы! А  какой  у нас на дворе месяц? (Февраль).

    - А какие ассоциации возникают у вас со словом «февраль»? ( это поземка, вьюга, холод, мороз, ветер). У вас на столах -  акварельные краски и альбомные листы . Передайте при помощи красок свое восприятие  февраля.

    Минутка  творчества. Работа в группах. (Учащиеся рисуют и вывешивают свои  рисунки)

    - Ребята, посмотрите на рисунки одноклассников, какие они  интересные. А теперь попрошу представителя  из  каждой группы рассказать, какие краски преобладают в их работе  и почему? ( Представители групп рассказывают, почему в их рисунках  преобладают те или иные краски).

    Слово учителя.

    - Да, действительно, у всех преобладают белый, светло-голубой, серый и черный  цвета. Февраль у нас в Якутии считается зимним месяцем: за окном – и 30-40градусов, все  кругом  пока  еще  покрыто снегом. Поэтому в ваших рисунках преобладает белый цвет. И только строения и лес  нарисовали  серым и черным цветом.  Но,  несмотря на это, мы уже ощущаем приближение теплых дней. В чем оно выражается? Конечно, очертания домов, деревьев стали более четкими, чем в зимние месяцы. И, конечно же, яркие лучи солнца в середине дня и бледная голубизна неба.  В феврале дуют ветры, с деревьев опадает снег. Стало больше ясных, солнечных дней, небо  высвободилось от  постоянных белесых туманов. Но  есть и «февральская лазурь», т. е. ощущение скорой весны,  снег не такой пушистый как зимой, он приобретает иные очертания.. Давайте посмотрим иллюстрацию картины художника Игоря Грабаря, которая называется «Февральская лазурь».

      - Каким изображен февраль у художника ? Какие преобладают краски?  Каким  настроением  проникнута  картина?  (На  картине  И. Грабаря «Февральская лазурь»  -  утро. Здесь много света.  Настроение  приподнятое,  праздничное, торжественное. Небо  лазоревое, березы жемчужные, ветки  коралловые, снег сиреневый, тени сапфировые. Художник   восхищается  красотой  февральского  утра.)  (Можно прочитать отрывок из книги  И.Долгополова «Мастера и Шедевры», где сам художник И.Грабарь рассказывает историю создания данной картины.с.94-95)

    3. Постановка проблемы. Введение в тему.

    Создание проблемной ситуации.

    -  Восприятие  окружающего мира художник передает при помощи красок, а как передает  поэт?  Как ему это удается? Какие средства он использует?  Как вы думаете, что нам дадут ответы на эти вопросы?  С какой  целью мы это будем делать? Можете ли сразу ответить, что дает нам анализ лирических стихотворений?

    - Ребята, чтобы ответить на все вопросы, мы с вами проведем анализ стихотворения Бориса Пастернака и попытаемся  выяснить, для чего необходимо анализировать стихотворение.

    - Внимательно прочитайте стихотворение Бориса Пастернака «Февраль».

    Февраль. Достать чернил и плакать!

    Писать о феврале навзрыд,

    Пока грохочущая слякоть

    Весною черною горит.

    Достать  пролетку. За шесть гривен,

    Чрез благовест, чрез клик колес

    Перенестись туда, где ливень

    Еще шумней чернил и слез.

    Где, как обугленные груши,

    С деревьев тысячи грачей

    Сорвутся в лужи и обрушат

    Сухую грусть на дно очей.

    Под ней проталины чернеют,

    И ветер криками изрыт,

    И чем случайней, тем вернее

    Слагаются стихи навзрыд.

    4.Открытие нового знания. Поиск решения.

    Групповая работа над текстом стихотворения.

    - Выпишите  цветовые оттенки, которые использует поэт, нанесите  на листок   цвета, преобладающие в стихотворении.

     - Обратите внимание на звукопись, цветопись. .

    Беседа по итогам работы.  

    - Какие цвета использует поэт?  (Черный: «весною черною горит», «обугленные груши», «проталины чернеют»)

    - С какой целью поэт использует черный цвет? Является ли он мрачным?  (Нет, так как он передает динамику прихода весны, ассоциируется с цветом показавшейся земли, а это цвет обновления жизни)

    - Выпишите   образы, которые  использует поэт в этом стихотворении? ( Чернила, слякоть, пролетка, шесть гривен, проталины, колеса, грачи, лужи, ветер)

    -  Какие звуки слышим при чтении? (благовест, клик колес, грохочущая слякоть, шум ливня, «тысяча  грачей… сорвутся в лужи», «писать …навзрыд»)

    - Как поэту удается передать эти звуки? Обратите внимание, какие согласные повторяются и что они передают? ( Поэт  использует  аллитерацию. В словах:  ПроЛетка-Ливень-сЛезы; коЛеса-кЛик, бЛаговест, сЛякоть,сЛагаются, Лужи..-  повторяется звук «Л», который передает плавность. В предложениях  «Сорвутся в луЖи и обруШат, СуХую грусть на дно оЧей» - шипящие Ж,Ш.Ч, Х передают шуршание и грохот.)

    - Каковы  особенности  синтаксиса? (Стихотворение   начинается  с назывного предложения.  Это  предложение, состоящее из одного только подлежащего).

    - Как вы думаете, почему автор использует назывное предложение? О чем говорит  слово «февраль»?  ( Уже первое предложение заявляет конфликт еще зимы и уже почти весны.)

    - Обратите внимание на глаголы. В какой форме они употребляются? (Глаголы употребляются  в неопределённой  форме, но  в значении повелительного наклонения. Это подчеркивает, что лирический герой  обязан совершить это действие, это  необходимо. Он должен «слагать стихи», «писать о феврале навзрыд».  Это - процесс пробуждения поэзии.)

    -  Чем интересна третья строфа? ( Третья строфа является продолжением второй строфы и поэтому она представляет собой  придаточное предложение.)

    -  Найдите в первой строфе  сочетание, построенное на основе фразеологизма. ( «писать навзрыд» вместо «плакать навзрыд». Это  прием разрушения фразеологизма. Он  помогает передать   нарастание  чувства, которое испытывает лирический герой  с приближением весны)

    5. Углубление открытых  знаний -  выражение решений.

    Составление кластера.

    Чернила,слякоть, пролетка, проталины, колеса,грачи, лужи, ветер, шесть гривен

    Черный цвет-цвет обновления жизни

    Плавность,шуршание,грохот

          Цветопись

      аллитерация

           Образы

    Синтаксис   стиха

             Звукопись

    Метафора

    сравнение

    эпитеты

    Выразительные средства

    Поэтическое своеобразие стихотворения «Февраль» Б.Пастернака

                Назывное предложение

    Обилие  глаголов  неопределённой  формы

    Прием разрушения

    фразеологизма

    6. Подведение итогов.

    - Итак, анализ стихотворения позволяет нам проникнуть в поэтический мир, выявить своеобразие поэтики. Нам открылись внутренний и внешний  планы стихотворения. Внешний - это образ приближающейся, во всем чувствующейся  весны, а внутренний- это процесс пробуждения поэзии.

    7. Рефлексия.

    - Что мы делали на уроке? Что больше всего вам понравилось? Считаете  ли вы, что знания и умения, полученные на уроке, помогут вам в дальнейшем применять их?

    (Учащиеся высказывают свои впечатления)

    -  Завершая наш урок, я хочу, чтобы вы  вновь обратились к нашему Дереву Познания, и показали , с каким настроением уходите с урока, т.е. переместить свои листочки.

    (Учащиеся могут передвинуть свои листочки к вершине дерева)

     

    8. Домашнее задание.   

          Написать мини-сочинение. Сочинение-рассуждение. «С какими твоими мыслями и чувствами созвучно это стихотворение? »

    ИДЕНТИФИКАТОР 228-679-543           ЖИРОХОВА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА

    Итоговая  контрольная работа. Задание №1.   

    План-конспект урока .11класс

    Интерпретация   лирического стихотворения  Бориса Пастернака «Февраль».

    Цели  урока: дать представление о раннем творчестве Пастернака;

                            совершенствовать навыки анализа текста;

                            развивать коммуникативные компетенции;

                            привить интерес к поэзии.

    Оборудование урока: портрет Б.Пастернака.

    Эпиграф: «Музыка слова состоит не в его звучности, а в соотношении  между его звучанием и значением» (Б.Л.Пастернак)

    Ход урока.

    1. Оргмомент.

    - Здравствуйте! Садитесь. Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о раннем творчестве Бориса Пастернака,  проанализируем его стихотворение «Февраль».

    1. Слово учителя.

         Говоря об оригинальности раннего творчества поэта, необходимо отметить, что Пастернак принадлежал к искусству авангарда. Вместе с С.Бобровым, Н.Асеевым и еще несколькими поэтами он создал футуристическую группу «Лирика».

         В 1914году вышла первая книга стихов- «Близнец в тучах».Стихотворением из этой книги «Февраль. Достать чернил и плакать..» Пастернак в дальнейшем часто открывал свои поэтические сборники. Каковы же поэтические принципы стихотворения?  Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо обратиться к очерку Пастернака «Люди и положения», в котором он говорит о процессе создания стихотворений «Венеция», «Вокзал». Поэт писал: «Мне ничего не надо было от себя , от читателей, от теории искусства. Мне нужно было, чтобы одно стихотворение содержало город Венецию, в другом заключался Брестский, ныне Белорусско-Балтийский вокзал». Пастернак  говорит о том, что именно «заключался», т.е. присутствовал, ощущался, а не отражался, воссоздавался. Он уподоблял искусство губке, напитавшейся жизнью. В одном из писем к родителям поэт писал «Вещь (имеется в виду стихотворение), как губка, пропитывается всегда в таких случаях всем тем, что вблизи её находилось: приключеньями ближайшими, событиями, местом, где я тогда жил, и местами, где бывал, погодой тех дней».   Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать» «пропитано», так сказать, февралем. Попробуем разобраться, как достигается выразительность, импрессионистичность стихотворения.

    1. Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать»

    а)  Внимательно прочитайте  стихотворение.

    Февраль. Достать чернил и плакать!

    Писать о феврале навзрыд,

    Пока грохочущая слякоть

    Весною черною горит.

    Достать  пролетку. За шесть гривен,

    Чрез благовест, чрез клик колес

    Перенестись туда, где ливень

    Еще шумней чернил и слез.

    Где, как обугленные груши,

    С деревьев тысячи грачей

    Сорвутся в лужи и обрушат

    Сухую грусть на дно очей.

    Под ней проталины чернеют,

    И ветер криками изрыт,

    И чем случайней, тем вернее

    Слагаются стихи навзрыд.

    - В чем особенность стихотворения? Что кажется вам необычным? И как поэт добивается этой необычности? ( В стихотворении особый, необычный синтаксис: преобладают назывные и безличные предложения.)

    - Какова  интонация  стихотворения? ( Восклицательная  интонация  первого предложения

    задает тон всему произведению. Вслед  за первой строкой  интонация  всех  строф  остается  «бодрой», создается  ощущение  записи  мгновенного впечатления).

    - Обратите внимание на форму глаголов, объясните их роль. ( Все глаголы можно разделить на две группы. Первая группа – это  глаголы неопределённой формы в значении повелительного наклонения , они характеризуют состояние и поведение лирического героя м передают его волнение, жажду движения, исхода творческого порыва, выражают  значение желательности, вторая-  глаголы в форме настоящего времени, третья- глаголы в форме будущего времени. Они помогают создать впечатление мгновенности, сиюминутности происходящего. Отсутствуют глаголы в форме прошедшего времени. Все происходит или у нас на глазах, или вот-вот случится: «С деревьев тысячи грачей / Сорвутся в лужи и обрушат / Сухую грусть на дно очей.» Быстрая  смена глаголов  создает  иллюзию  движения,  действия).

    - Выпишите средства художественной выразительности. Какие из них показались вам наиболее яркими? ( Эпитеты: «грохочущая слякоть», «черная весна», «сухая грусть»; метафоры: «дно очей», «клик колес», «ветер криками изрыт»; сравнения:  грачи « как обугленные груши»).

    -  Выпишите  предметные образы ( чернила, слякоть, пролетка, шесть гривен, ливень, грачи, лужи, проталины.)

    -  Какие элементы помогают передать смысловую связь стихов?( Повторяющиеся слова  являются «скрепами», которые соединяют стихи.)

    - В чем особенность цветописи ? Какие цветовые  оттенки встречаются в стихотворении?

     ( Черный: «чернила», «черная весна», «проталины чернеют». Несмотря на «черный колорит», создается впечатление  яркости, блеска, бликов.)

    -  Какова звукопись? (Автор использует аллитерацию, которая  передает волнующую и чарующую музыку свежих и острых звуков начала весны  шум весны).

    - Как вы понимаете выражение «стихи навзрыд»? ( Это результат обновления природы, творческого горения, итог переполненности поэта чувствами и способ передачи состояния природы в последний месяц зимы.

    1. Подведение итогов.

    -  Как вы понимаете две строки стихотворения?  ( Последние строки –это поэтическая декларация Пастернака: подчиняться не норме, правилу, логике, а случайным ассоциациям, порыву души.)

    - Таким образом, Пастернак  сумел достичь  своего поэтического принципа- пропитать стихотворение февралем.

    1. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, прочитать  стихи и подготовиться к тестированию по лирике пастернака.

    Использованная литература:

    1. Б.Л.Пастернак .Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать»
    2. В.В.Шапошникова «И все души моей излучины», с. 93. Москва , издательство «Московский лицей», 2002г
    3. С.И.Минина, Л.И.Панфилова «Концепция мира и человека в поэзии Бориса Пастернака»Москва, издательство «Владос», 2000г.

    ИДЕНТИФИКАТОР 228-679-543           ЖИРОХОВА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА

    Итоговая  контрольная работа. Задание №1.   

    Самоанализ урока литературы в 6классе

    по теме «Анализ лирического стихотворения «Февраль….»

     Б. Пастернака»

         Открытый урок, проведенный  в шестом классе по теме «Анализ стихотворения «Февраль…»Бориса Пастернака», по-моему, достиг целей. Были поставлены  цели:                

    1. формирование умения воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне лирическое  произведение, давать интерпретацию прочитанного произведения;
    2. совершенствовать   аналитические навыки и навыки выразительного чтения лирического произведения;
    3. развивать  умения  грамотно строить развернутые и аргументированные высказывания.

    Урок по типу -  комбинированный, многоэтапный. Урок построен по технологии    проблемного обучения. Методы урока  - проблемно-поисковый, наглядный, гностический, метод стимулирования  интереса  к учению- соответствовали содержанию учебного материала. Форма контроля и самоконтроля - индивидуальная, групповая. На первом  этапе урока с целью определения  эмоционального настроя учащихся   и  стимулирования  их интереса к уроку   проведена минутка рефлексии при помощи  Дерева Познания. Это было важно как для детей, так и для учителя. Для детей – урок проводил учитель, не работающий в данном классе, для учителя – незнание уровня  познавательной активности шестиклассников, хотя при составлении плана-конспекта урока  я постаралась учесть интеллект, возраст и интерес учащихся. Большинство учащихся прикрепили  листочки на нижней части кроны  Дерева. Так они выразили  неуверенность,  свой  эмоциональный настрой к началу урока. Затем проведена разминка, которая позволила  эмоционально настроить детей на учебную деятельность. Учащиеся подобрали эпитеты к слову «грусть»:  светлая, мрачная, непостоянная,  неожиданная, беспричинная, минутная, сладостная. Разминка позволила обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке. На уроке  важно было установить взаимосвязь учебного материала с субъектным опытом ребенка. С этой целью на втором этапе урока  проведена  работа с использованием репродукции картины художника И.Грабаря «Февральская лазурь», текста стихотворения Б.Пастернака. Учащиеся  сопоставили  произведения разных видов искусства, указали на схожесть их  названия, при этом указали, что поэт и художник по-разному выразили пробуждение природы. У поэта –много темных цветов, а у художника -  ярких. Творческая работа помогло  самовыражению учащихся. Ученики с помощью акварельных красок передали своё   ассоциативное восприятие февраля. У каждого ученика  получились разные зарисовки: у одних  преобладали темные тона, у других - яркие. Каждый ученик, демонстрируя свою творческую работу, пояснял, почему  выбрал те или иные оттенки. Работая в группах, учащиеся сравнили цветовые оттенки, используемые поэтом, художником и им самими.  При помощи красок передали  цветовые  оттенки стихотворения,  отметили, что в стихотворении Пастернака много черного цвета. Анализируя стихотворение, учащиеся   указали слова и  словосочетания, передающие черный цвет: «чернеют проталины», «обугленные груши», «весною черною горит». На вопрос «Является  ли  черный цвет мрачным?» Два ученика  ответили, что нет. Свой ответ они  обосновывали тем, что  это цвет наступающей весны, потому что уже появились проталины, всюду слякоть, остальные  связали этот цвет с  мрачным настроением лирического героя, так как, по их мнению, это связано со слезами. Работа со звукописью стихотворения вызвало трудности, хотя дети  выписали в тетради выражения: «клик колес», «грохочущая слякоть», «ветер криками изрыт», «ливень шумней». А что именно помогает услышать эти звуки, ученики затруднились ответить. На уроке  вспомнили, что такое ассонанс и аллитерация. И только после повторения, они подчеркнули  в тексте согласные, передающие звуки. Этот вид работы  вызвало сомнения и трудности. Значит, учителю необходимо  углубить знания по звукописи. Анализ синтаксического строя, не вызвал особых трудностей. Углубляя полученные знания, учащиеся под руководством учителя составили кластер «Поэтическое своеобразие стихотворения  Б.Пастернака». Необходимо отметить, что  высказывания учащихся аргументированы. Они пользуются такими   речевыми оборотами, как :  «я полагаю…», «мне кажется…», «по моему мнению…». Ответы полные. Подтверждением повышения уровня интеллектуальной, творческой активности учащихся, интереса их к работе  является рефлексия в конце урока. Учащиеся переклеили свои листочки к вершине Дерева познания. Урок учащимся понравился.  

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока по теме: "Закрепление лексических навыков по теме: "Рождество и "Новый год".

    План открытого урока в з-ем  классе по теме: "Закрепление лексических навыков по теме "Рождество и Новый год"....

    План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

    Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

    План-конспект обобщающего урока по георафии в 7 классе по теме "Северная Америка (Урок-путешествие с ИКТ)

    Урок разработан по теме обобщение знаний и умений по материку "Северная Америка"  в форме  урока-путешествия по станциям с применением исследовательской технологии и с презентацией. Такие ур...

    План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

    «Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

    План-конспект открытого урока по физической культуре в 5 классе. Тема урока "Развитие быстроты на уроке легкой атлетики".

    Цель урока: способствовать повышению уровня быстроты посредством легкоатлетических упражнений, развитие скоростно-силовых  способностей средствами бега на короткие дистанции.Задачи урока: ...

    План-конспект открытого урока по английскому языку по СПОТЛАЙТ в 4а классе Тема урока :"Чаепитие"

    Открытый  урок в 4А классе английского языка  по теме:  " Чаепитие"ПЛАН-КОНСПЕКТ  по учебнику :Спотлайт 4 класс....