Главные вкладки

    План-конспект урока по экономике (5 класс) на тему:
    Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

    Емешкина Марина Викторовна

    В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на тему:" Семья как потребитель товаров и услуг на рынке"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ Ульяновская СОШ

    План-конспект открытого урока в 10 классе

    с использованием ЗСТ

    Тема:  Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход.

    Учитель экономики Емешкина Марина Викторовна

    2012-2013 учебный год

    Цели урока: Учащиеся должны:

    - понимать, что предприниматель – ключевая фигура в свободном рыночном хозяйстве;

    - уметь объяснять, что представляет собой «предпринимательский доход»

    - рассчитывать величину прибыли и предпринимательского дохода;

    - оценивать свои способности к предпринимательской деятельности;

    - решать типовые задачи по организации предпринимательской деятельности и предпринимательскому доходу.

    Предпосылки: Учащиеся могут:

    - знать роль предпринимательства в экономике страны;

    - уметь работать в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения;

    - уметь работать с текстовым, статистическим и иллюстративным материалом;

    - делать самостоятельные выводы.

    I Оргмомент (3-5минут) 

    1) (приветствие, вывод темы и целей урока на доску, запись темы в тетрадь)

    - Добрый день ребята и уважаемые гости.

    - Мы начинаем наш урок, тема которого звучит так: «Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход»

    2)Проверка д/з  (по 3 минуты на человека 3 Х 3= 6минут)

    - На прошлом уроке мы изучали тему «Роль предпринимательства в экономике страны». На дом было задано подготовить сообщение на эту тему или написать эссе на тему: «Я - предприниматель»

    (Спросить желающего 1 человека на сообщение кратко и 1 человека на эссе)

    Вывод: (делают учащиеся) вывести на доску:

    - Каждого предпринимателя можно назвать бизнесменом, но не каждого бизнесмена можно назвать предпринимателем;

    -Бизнес – экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды, совершение любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности.

    -Предпринимательство- Инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг. Деятельность, связанная с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском.

    - Итак, не забывайте, что предприниматель – это тот, кто организует весь процесс, приносящий в итоге прибыль. Он заботится об ассортименте, о продажной цене, о взаимоотношениях с властями, об охране, о бухгалтерии, о подборе персонала, о транспорте, - всего не перечесть…

    Его прибыль может быть большой. Но в случае краха он может потерять все свое состояние и даже жизнь.

    3)  Новая тема, объяснение    (7-10минут)

    - Что же заставляет людей идти на риск и начинать собственное дело? Мотивов много. Вот основные: (Выводится на экране)

    - больше зарабатывать, чтобы жить лучше;

    - реализовать себя, показать, каков я есть;

     - быть независимым…

    - Очевидно, иметь собственное дело гораздо тяжелее, чем быть наемным работником. Работа будет поглощать все ваше время, мысли. Вряд ли вас ждет быстрое и сказочное обогащение: путь к нему тернист.

    -Вам придется вступать в непростые отношения с конкурентами, контрольными органами, и возможно, с криминальными структурами. Но если все эти трудности вас не пугают, и свое будущее вы видите в предпринимательстве, - тогда вперед!!!

    3.1) - Существует некий «Кодекс чести Российского предпринимателя»

    - Современные предприниматели большой любовью в народе, не пользуются. «Жулье», «ворье» - это еще не самые грубые характеристики, которыми их награждают. В какой-то степени тут сказывается наш уровень сознания и просто зависть к успеху других. Но во многом для таких отзывов есть основания: у некоторых «новых русских» рыльце в пушку. В связи с этим интересно обратиться к опыту «старых русских» - тех, кто строил капитализм до 1917 года: (выводится на экране)

    «Семь принципов ведения дел в России» - документ выработанный промышленниками в 1912 году:

    1.Уважай власть: она - необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок;

    2.Будь честен и правдив – это фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах;

    3.Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский промышленник обязан трудиться на благо отчизны;

    4.Люби и уважай человека – подобное отношение со стороны предпринимателя рождает ответное чувство. В таких условиях возникает гармония интересов, побуждающая людей проявить себя во всем блеске;

    5.Будь верен своему слову. Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе;

    6.Живи по средствам, всегда оценивай свои возможности и выбирай дело по плечу;

    7. Будь целеустремлен. Предпринимателю ясная цель нужна, как воздух. Не отвлекайся на что-то другое и помни: в стремлении достичь заветной цели нельзя переходить грань дозволенного. Никакая цель не заменит моральные ценности.

    -Согласитесь, неплохо, если бы этим кодексом чести руководствовались современные бизнесмены.

    - Так вот, он существует!!!

    кодекс чести  современного предпринимателя:

    1. В основе деятельности российского предпринимателя лежит свод нравственных принципов и правил хозяйствования. Смысл предпринимательской деятельности состоит в обретении человеком, его семьей, его Родиной богатства, благополучия и счастья. Успешная предпринимательская деятельность предполагает соединение трудолюбия с профессиональными знаниями и навыками, достижениями современных информационных, научных и промышленных технологий.

    1.1. Состояние экономики и всего народного хозяйства напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности. Лишь человек с добрым сердцем и светлым умом, духовно зрелый и ответственный, - сможет обеспечить духовными и материальными благами себя, а также своих ближних и свой народ. 

    1.2. Необходимым условием всякой деятельности человека, укрепляющей его волю, является труд. Труд должен быть честен и приносить пользу человеку и обществу. 

     
    2. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны. Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. 

    2.1. Исторически российская духовно-нравственная традиция по преимуществу склонялась к приоритету духовного над материальным, к идеалу самоотвержения личности ради блага народа. Помня это, мы должны создавать такой экономический уклад, который поможет гармонично реализовать как духовные устремления, так и материальные интересы личности и общества.

     
    3. Богатство должно служить созиданию достойной жизни человека и народа. Богатство – не самоцель. 

     3.1. Стяжание богатства ради богатства ведет в тупик и личность, и дело, и национальную экономику.

    3.2. Богатство само по себе не благословение и не наказание. Это, прежде всего испытание и ответственность.

    3.3. Для нравственного человека собственность есть не только средство извлечения выгоды, но и средство служения идеалам добра и справедливости.

    3.4. Деньги - лишь средство для достижения поставленной цели. Они должны находиться в постоянном движении, в обороте. Дело – настоящее, захватывающее целиком, - вот богатство предпринимателя. Отсутствие культа денег раскрепощает человека, делает его внутренне свободным.

    3.5. Бедность или богатство человека сами по себе не говорят о его нравственности или аморальности. Бедный, растрачивающий свои способности без пользы или употребляющий их только в корыстных целях, не менее безнравственен, чем богатый, который отказывается жертвовать часть дохода на общественные нужды.

      
    4. Культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку, и делу.

     4.1. Деловые отношения должны строиться на уважении прав и законных интересов их участников. В экономике нужно сочетать принципы справедливости и эффективности.

    4.2. Честность и профессионализм в отношениях с клиентом и деловым партнером завоевывают доверие и укрепляют экономическое положение предприятия, в то время как «нечестная игра» обрекает его на неизбежный крах. Необходимо поступать согласно принципу «не делай другим того, чего себе не хочешь».

    4.3. Недопустимы на рабочем месте и в деловых отношениях такие пороки, как сквернословие, непристойное поведение в отношении лиц другого пола, рукоприкладство, пьянство, фамильярность.

    4.4. Обман покупателя в сфере услуг и торговле ведет к потере доверия и нередко к банкротству предприятия. Хамство, лень, небрежность, неопрятность работника, соприкасающегося с клиентом, отталкивают последнего и наносят ущерб делу.

    4.5. Нравственное участие в хозяйствовании выражается, в том числе, в вежливости и корректности, сохранения самообладания в любой пограничной ситуации, уважении к чужому мнению, даже если оно ошибочно.

    4.6. Главный лозунг делового сословия России всегда звучал так: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Деловая репутация – это долгосрочный актив. Она долго зарабатывается, но легко теряется.

     
    5. Человек – не «постоянно работающий механизм». Ему нужно время для отдыха, духовной жизни и творческого развития.

    5.1. Постоянная однообразная работа духовно обедняет личность и приводит ее к деградации. Ничто не может оправдать отказа человека от законного времени отдыха.

    5.2. Предпринимателям необходимо заботиться об интеллектуальном, духовном и физическом развитии каждой личности. Человеку должны быть доступны знания и сокровища культуры, возможность реализовать себя через образование, научную и творческую деятельность. Ведь личность, потенциал и таланты которой всецело раскрылись, принесет максимальную пользу и обществу в целом, и конкретному делу в экономике.

    6. Работа должна не убивать, а развивать человека.

    6.1. Человек, занимающий высокий и ответственный пост и небрежно относящийся к своим обязанностям, гораздо ниже самого незначительного из своих подчиненных, если последний исполняет свои обязанности добросовестно.

    6.2. Необоснованное увольнение, низкая оплата труда, несвоевременная выплата заработной платы ставят наемного работника на грань выживания. Напротив, бережное отношение работодателя к труду, здоровью и жизни ближнего несет благо и для него самого, и для работников.

    6.3. Предприниматели должны отказаться от противозаконных методов ведения дел с употреблением насилия и угрозы силой. Стремление к успеху любой ценой, презрение к жизни и здоровью другого – преступно и порочно.

     
    7. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым.

     7.1. Всю материальную помощь, оказываемую бизнесом политическим партиям, общественным организациям, средствам массовой информации, необходимо делать общеизвестной и проверяемой.

    7.2. Лица и структуры, виновные в совершении тяжких преступлений, особенно связанных с коррупцией, должны быть неприемлемы как деловые партнеры и участники предпринимательского сообщества.

    7.3. Нравственно ответственный бизнес не может иметь ничего общего с такими явлениями, как торговля людьми, проституция, порнография, педофилия, медицинское и духовное шарлатанство, незаконный оборот оружия и наркотиков, политический и религиозный экстремизм.

    8. Конкуренция – один из двигателей экономики. Конкуренция не должна вести к разрушению, превращаться в войну на уничтожение. Конкурентам нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать пороки и инстинкты.

     8.1. Монополизм равнозначен консервации и отсталости. Результаты добросовестной конкуренции служат интересам общества, она ставит его членов в равные условия, предоставляет им право выбора.

    8.2. При ведении конкурентной борьбы нельзя пользоваться нравственно ущербными приемами. Так, предприниматель не должен допускать публичного оскорбления конкурентов, распространять заведомо ложную или непроверенную информацию о своих деловых партнерах.

    8.3. Реклама, содержащая откровенный обман, эксплуатирующая половой инстинкт, побуждающая человека к пьянству, курению, использующая душевную незрелость детей и подростков – должна считаться делом безнравственным. Нельзя оскорблять в рекламе национальные и религиозные чувства людей.

    9. Институт собственности, право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом заслуживают уважения. Благополучие создается достойным путем, порочно завидовать чужому достатку и посягать на собственность человека.

     9.1. Необоснованное изъятие собственности подрывает экономическую стабильность, разрушает веру людей в справедливость.

    9.2. Незаконное перераспределение собственности – всегда преступление перед обществом, нарушение нравственного закона. Частное лицо, завладевшее имуществом путем обмана, не имеет морального и юридического права называться собственником.

     
    10. Производство и все другие виды хозяйствования должны вестись не в ущерб природе, которая есть достояние не только всех ныне живущих на Земле людей, но и будущих поколений.

    10.1. Природные ресурсы, которые сегодня необходимы человеку, но в будущем не могут быть восстановлены, следует расходовать с расчетом на много веков вперед, экономно и бережливо.

    10.2. Экологическая сторона деятельности всех хозяйствующих субъектов должна быть прозрачна для общества, открыта для контроля с его стороны.

    10.3. Участие в проектах, направленных на защиту окружающей среды, внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий – важнейшая задача делового сословия.

    11. Хозяйствование – это социально ответственный вид деятельности. В России оно немыслимо без благотворительности и меценатства.

     11.1. Степень благосостояния общества напрямую зависит от его отношения к социально незащищенным людям. Выделение части доходов на помощь пожилым и больным людям, инвалидам и обездоленным детям (дела милосердия) должно быть нормой для любого рентабельного предприятия, а также для любого состоятельного человека, в том числе и наемного работника.

    11.2. Долг каждого предпринимателя внести свой посильный материальный вклад в развитие российской культуры, образования, науки.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:  (несколько упражнений на растяжку мышц: потягивания, повороты, наклоны и приседания, - без резких движений)

    - А сейчас мы посмотрим, насколько вы готовы быть предпринимателем:

    3.2) Тест для оценки черт своего характера - Отметьте только те, что соответствуют вашему характеру

    1. Инициативность.

    А) всегда жду чужих указаний

    Б) выполняю необходимый объем работ без чьих-то указаний

    В) находчив, проявляю инициативу

    Г) всегда ищу дополнительные задания

    2. Отношения с окружающими

    А) некоммуникабелен, сварлив

    Б) иногда со мной трудно работать

    В) вежлив, приятен в обхождении

    Г) дружелюбен, доброжелателен в общении

    3. Лидерство

    А) ведомый

    Б) ведущий

    В) умею отдавать толковые распоряжения

    Г) внушаю уверенность и доверие

    4.Ответственность

    А) стараюсь уклониться от любых поручений

    Б) соглашаюсь выполнять поручения, но неохотно

    В) легко соглашаюсь на все

    Г) стремлюсь к наилучшему исполнению

    5. Организаторские способности

    А) не умею организовывать дела

    Б) организовываю, но результат достигается не всегда

    В) способен организовать дело

    Г) всегда удается организовать задуманное

    6. Решительность

    А) боязлив, сомневаюсь в себе

    Б) быстр, но часто допускаю ошибки

    В) осторожен, осмотрителен

    Г) быстр, четок и точен

    7.Упорство

    А) сразу бросаю то, что не получается

    Б) делаю несколько попыток достичь цели

    В) предпринимаю постоянное усилие

    Г) целеустремлен, меня невозможно сбить с толку

     Оценка результатов: А - 1балл, Б - 2балла, В – 3 балла, Г - 4 балла

    Сложите. Сумма=25-28 баллов, - у вас отличный потенциал для владения собственным делом, 21-24 – очень хороший, 17-20 – хороший, 13-16 – средний, 12 и ниже - плохой

    - Даже если результат теста отрицательный, не впадайте в отчаяние.                      Во-первых, вы пока еще молоды и многое еще можете в себе изменить, воспитать, развить.

    Во-вторых, возможно, вам придется работать в «команде», где качества партнеров будут компенсировать какие - то ваши недостатки.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:  (несколько упражнений на растяжку мышц: потягивания, повороты, наклоны и приседания, - без резких движений)

    3.3) -Работа с таблицей:  (выделенные фрагменты дети выполняют дома самостоятельно. Распечатать каждому индивидуально!!)

    Виды предпринимательства

    Наименование вида

    Его сущность

    Производственное предпринимательство

    Осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей

    Коммерческое предпринимательство

    Состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров, услуги не связано с производством продукции

    Финансовое

    предпринимательство

    Является разновидностью коммерческого предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь выступают деньги, валюта, ценные бумаги.

    Посредническое предпринимательство

    Проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны

    Страховое

    предпринимательство

    Особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая

    - Все виды предпринимательства направлены на получение дохода!

    - Итак, поговорим о главном стимуле предпринимательской деятельности: ДОХОДАХ.

    - Что такое ДОХОД?

    Доход — денежные  средства  или  материальные  ценности, полученные  государством,  физическим  или  юридическим  лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.

    Прибыль - в экономической теории - превышение выручки от реализации товаров над общей альтернативной стоимостью всех ресурсов, использованных при производстве этих товаров.

    - Как исчисляется прибыль? (доход вычитаем издержки)

    -Какие вы знаете издержки? (переменные  и постоянные относятся к внешним, явным или бухгалтерским; а стоимость ресурсов – к внутренним или неявным) 

    Задача: Бизнесмен вкладывает личные сбережения 500 тыс.рублей в производство и ожидает годовую отдачу в 10%. Потери, по его оценкам могут составить 50 тыс. рублей. Какой доход должен получить бизнесмен от продажи продукции для выполнения поставленной задачи? А какую прибыль?

    Решение:

    Pr(ожид) = 500тыс.руб.

    TR=TC+ Pr(ожид) +потери = 500+50+50=600тыс.руб.

    50 000 –чистая прибыль (это ожидаемый процент)

    Ответ: доход равен 600тыс.руб., чистая прибыль 50 тыс.руб.

    3.4) Работа с карточками   (коллективно с обсуждениями   5 минут )

    - На столах у вас лежат карточки с вопросами, прочтите и подумайте над ответами:

    1) В каком случае фирма бывает прибыльной? (если выручка превышает общие издержки

    2) Какая форма организации бизнеса выгоднее для предпринимателя?                   (каждая форма бизнеса имеет свои преимущества и недостатки)

    3) Кто является владельцем акционерного общества (АО)? (Акционер является совладельцем акционерного общества)

    4)Что такое Акционерное общество? (разновидность хозяйственного общества; это фирма, в которой собственность разделена на части по акциям)

    - Выводы: (вывести на экран)

    1.Фирма затрачивает факторы производства для создания благ с целью получения прибыли

    2.предприятия отличаются по организационно-правовой форме, размерам, структуре продукции

    3. Каждая форма организации бизнеса имеет свои преимущества и недостатки

    4. Любой владелец предприятия стремится увеличить размеры прибыли. Ради этого он совершенствует технологию и организацию производства, стимулирует повышение производительности труда работников, вводит режим экономии ресурсов. Эти меры ведут к снижению величины всех издержек и способствует росту прибыли.

    III Заключение

    1) - Выводы по уроку (делают сами ученики):

    - Что нового вы сегодня узнали на уроке?

    2) Домашнее задание: параграф 23 Липсиц, ответить на вопросы устно, доделать таблицу и выучить термины.

    3) Оценки за урок…)

         Спасибо за урок!!!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема: Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход

    Слайд 2

    Цели урока : Учащиеся должны : - понимать, что предприниматель – ключевая фигура в свободном рыночном хозяйстве; - уметь объяснять, что представляет собой «предпринимательский доход» - оценивать свои способности к предпринимательской деятельности; - решать типовые задачи по организации предпринимательской деятельности и предпринимательскому доходу - рассчитывать величину прибыли и предпринимательского дохода;

    Слайд 3

    Предпосылки: Учащиеся могут: - знать роль предпринимательства в экономике страны; - уметь работать в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения; - уметь работать с текстовым, статистическим и иллюстративным материалом; - делать самостоятельные выводы.

    Слайд 4

    Бизнес - экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды, совершение любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности

    Слайд 5

    Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг. Деятельность, связанная с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском

    Слайд 6

    Мотивация: - больше зарабатывать, чтобы жить лучше; - реализовать себя, показать, каков я есть; - быть независимым…

    Слайд 7

    « Семь принципов ведения дел в России» - документ выработанный промышленниками в 1912г. 1. Уважай власть 2. Будь честен и правдив 3. Уважай право частной собственности 4. Люби и уважай человека 5. Будь верен своему слову 6. Живи по средствам, всегда оценивай свои возможности 7. Будь целеустремлен

    Слайд 8

    Тест для оценки черт своего характера – 1. Инициативность. А) всегда жду чужих указаний Б) выполняю необходимый объем работ без чьих-то указаний В) находчив, проявляю инициативу Г) всегда ищу дополнительные задания 2 . Отношения с окружающими А) некоммуникабелен, сварлив Б) иногда со мной трудно работать В) вежлив, приятен в обхождении Г ) дружелюбен, доброжелателен в общении

    Слайд 9

    3. Лидерство А) ведомый Б) ведущий В) умею отдавать толковые распоряжения Г) внушаю уверенность и доверие 4.Ответственность А) стараюсь уклониться от любых поручений Б) соглашаюсь выполнять поручения, но неохотно В) легко соглашаюсь на все Г) стремлюсь к наилучшему исполнению 5. Организаторские способности А) не умею организовывать дела Б) организовываю, но результат достигается не всегда В) способен организовать дело Г) всегда удается организовать задуманное

    Слайд 10

    6. Решительность А) боязлив, сомневаюсь в себе Б) быстр, но часто допускаю ошибки В) осторожен, осмотрителен Г) быстр, четок и точен 7.Упорство А) сразу бросаю то, что не получается Б) делаю несколько попыток достичь цели В) предпринимаю постоянное усилие Г) целеустремлен, меня невозможно сбить с толку

    Слайд 11

    Оценка результатов: А - 1балл, Б - 2балла, В – 3 балла, Г - 4 балла Сложите. Сумма=25-28 баллов, - у вас отличный потенциал для владения собственным делом, 21-24 – очень хороший, 17-20 – хороший, 13-16 – средний, 12 и ниже - плохой

    Слайд 12

    Виды предпринимательства Наименование вида Его сущность Производственное предпринимательство Осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей Коммерческое предпринимательство Состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров, услуги не связано с производством продукции Финансовое предпринимательство … Посредническое предпринимательство … Страховое предпринимательство …

    Слайд 13

    Выводы 1 .Фирма затрачивает факторы производства для создания благ с целью получения прибыли 2 .предприятия отличаются по организационно-правовой форме, размерам, структуре продукции 3 . Каждая форма организации бизнеса имеет свои преимущества и недостатки 4 . Любой владелец предприятия стремится увеличить размеры прибыли. Ради этого он совершенствует технологию и организацию производства, стимулирует повышение производительности труда работников, вводит режим экономии ресурсов. Эти меры ведут к снижению величины всех издержек и способствует росту прибыли

    Слайд 14

    Спасибо за урок!!!



    Предварительный просмотр:

    МБОУ Ульяновская СОШ            

    Учитель экономики

    Емешкина Марина Викторовна

    Конспект открытого урока (5 «а» класс)

    По теме: Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

    Тип урока:   Сообщение новых знаний

    Цели урока: 1.Определение понятия семьи как потребителя товаров и услуг

                           2. Роль потребителя в экономике

    Задачи урока:  Познавательные:

    1. Познакомить учащихся с основными потребителями товаров и услуг на рынке.
    2. Научить различать понятия «конечный потребитель» и «организации (предприятия) как потребители» на рынке товаров и услуг.
    3. Научить определять и приводить примеры товаров и услуг, потребителями которых является «твоя» семья.

    Развивающие:

    1.    Развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности на примере тесной связи изучаемого материала с жизнью
    2. Развивать практические умения при осуществлении торговых операций на рынке.

    Воспитательные:        

    1. Формировать представление о роли и значении семьи для экономики страны и общества в целом.
    2. Воспитывать доброжелательность в общении с одноклассниками, уважение к старшим, родственникам.
    3. Воспитывать уважительное и понимающее отношение к мнению и поступкам других людей в различных жизненных ситуациях.

    Основные понятия:

    1. Семья
    2. Экономика семьи
    3. Потребитель
    4. Рынок
    5. Потребности
    6. Ресурсы

    Оборудование:   Доска, мел, карточки  вопросов - ответов,  карточки с проблемными ситуациями,   таблица, маркеры,  раздаточный материал.

    План урока

    1. Организационный момент. Цели и задачи урока.
    2. Актуализация знаний учащихся.
    3. Объявление темы.
    4. Объяснение нового материала

                4.1. Лекция

                4.2  Физкультминутка

     4.3 Практикум. Проблемные ситуации

                4.4 Закрепление  пройденного

          5. Вывод. Итоги урока. Оценки.

          6. Домашнее задание: Урок 20, стр.145 задание №5,6 стр. 148

          7. Окончание урока.

    Ход урока

    1. Организационный момент (активизация внимания учащихся)

    Цели и задачи урока.

    1. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы.

    - Как вы считаете, что такое «семья»?

    - Кто такие «потребители»? «товары» и «услуги»?

    -Что такое «потребности» человека? (составить пирамиду потребностей в тетради и на доске по МАСЛОУ)

    3. Объявление темы урока: «Семья как потребитель товаров и услуг на рынке» (записать на доске)

    - Узнав, что такое «потребности», «семья» еще не дает нам права говорить, что мы знаем о «потребителях» на рынке товаров и услуг все. Сегодня мы постараемся войти в интересный и захватывающий мир торговли, с ее увлекательными формами, такими как: магазины, рынки, и кто же является основными потребителями продуктов этих форм.

    4.Объяснение нового материала

    4.1. Лекция

    - В качестве потребителей на рынке выступают «конечные потребители» и «организации (предприятия) потребители»

    Конечные потребители- это семьи, общности основанные на браке или кровном родстве. Они приобретают товары и услуги для личного пользования.

    Промышленные организации закупают товары и услуги для производства товарной продукции и перепродажи ее другим потребителям.

    - Мы с вами являемся «конечными потребителями». И очень часто испытываем на себе проблемы ограниченных возможностей.

    - Для решения такой проблемы, необходимо ответить на очень важные вопросы:  1. Какие товары и услуги мы купим?

           2.Сколько товаров и услуг мы купим?

           3.Где взять деньги для их покупки?

    Вывод: Роль потребителей в экономике очень велика! Большой спрос на одни товары и услуги способствует развитию и расширению их производства. И наоборот, отказываясь от покупки каких то товаров, мы вынуждаем производителей сокращать их производство. Так потребители заставляют производителей товаров и услуг подстраиваться под  свои вкусы, увеличивать или уменьшать объемы производства тех или иных товаров.

    1. Физкультминутка

    1.- Встаньте, закройте глазки, медленно поднимаем руки вверх - вдыхаем. Опускаем руки вниз – выдыхаем (2-3раза)

    2. - Повернитесь к товарищу лицом, положите левую руку на его правое плечо, а правую - на левое, на счет –РАЗ -ДВА- поменяйте руки…

    3. – Приседания, руки на поясе. (2-3раза)

    4.3 Практикум. Проблемные ситуации.

     Задание 1 (карточки)

    Карточка№1

    - Твоя семья покупает хлеб, молоко, масло… Можно ли членов семьи назвать «ПОТРЕБИТЕЛЯМИ»? Почему?

    Карточка№2

    - Мама купила пряжу и связала сыну свитер. Кого в семье можно назвать «потребителем»? Почему?

    Карточка№3

    - В семье сломался телевизор. Папа вызвал телемастера. Является ли семья потребителями услуг мастерской?

    Задание №2

    - Привести примеры товаров и услуг, потребителями которых является твоя семья? ( рассуждения детей)

    4.4 Закрепление  пройденного

    - Выскажи свое мнение:

    1. Любая ли семья является потребителем товаров и услуг?

    2. Входят ли домашние животные  в состав семьи? Почему?

    3. Может ли разориться производитель некачественного товара?

    5. Вывод по уроку. Оценки

    - Что нового мы узнали на уроке?

    (Что основными потребителями товаров и услуг является «семья»)

    - Все  молодцы, хорошо работали на уроке. Оценки получают самые активные:…

    6. Домашнее задание: Урок 20, стр.145 задание №5,6 стр. 148                             7.  -Урок окончен. Всем спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку в 10 классе по теме "Семья и брак"

    Данная презентация предназначена для интегрированного урока (обществознание + английский язык) в 10 классе по теме "Семья и брак"...

    Презентация к уроку в 10 классе на тему "What is happiness?"

    В презентации представлены лексические единицы, пословицы , высказывания  и стих  на тему "Что такое счастье?"...

    Презентация к уроку в 10 классе на тему "What is happiness?"

    В презентации представлены лексические единицы, пословицы , высказывания  и стих  на тему "Что такое счастье?"...

    Презентация к уроку в 10 классе "Оружие массового поражения и его поражающие факторы"

    Современные средства поражения и их поражающие факторы.Мероприятия по защите населения.  Электронное приложение к уроку по теме: «Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприят...

    Презентация к уроку в 10 классе на тему: "Inviting to the theatre"

    В презентации размещены задания и нагляднй материал к уроку...