Главные вкладки

    Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"
    методическая разработка по биологии (7 класс)

    Трунова Марина Петровна

    Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 класс).

    Учащиеся на уроке знакомятся с общей характеристикой класса Насекомые, с особенностями внешнего и внутреннего строения. На уроке проводится проверка знаний учащихся по пройденному материалу о паукообразных.

    Уделяется особое внимание самостоятельной работе учащихся с текстом учебника, рисунками и таблицей в тетрадях.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока по биологии

    7 класс

    Тема: «Класс насекомые. Общая характеристика, их строение»

    Цели урока:

    Образовательные:

    -сформировать понятие о  классе  насекомых как представителях типа Членистоногие;

    -дать представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни;

    -познакомить с представителями этого класса;

    -научить распознавать насекомых и отличать от представителей других классов.

    Развивающие:

    -работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия;

     -развивать речь, обогащать словарный запас.

    Воспитательные: 

    -формировать бережное отношению к природе;

    -формировать основы экологического сознания.

    Основные термины и понятия: насекомые, сегменты, голова, грудь, брюшко, ноги, крылья, трубочки – трахеи, дыхальца, хитин.

    Оборудование: учебник, таблица «Тип Членистоногие. Класс Насекомые», мультимедиа.

    Тип урока:  комбинированный

    Образовательные технологии: ИКТ- технологии, технология развивающего обучения.

    Ход урока

    1. Организационный момент. 

    Подготовка рабочего места. Приветствие. Пожелание учащимся  успехов в работе на уроке.

    2. Актуализация знаний

     Биологический диктант  (по теме: «Класс Паукообразные»)

    Задание №1.  Вставить пропущенные слова в предложении.

    1. Число ходильных ног у  паукообразных………………

    2. 1-ю пару ног называют…………….

    3. Органы зрения у паукообразных представлены …………………

    4. Органы дыхания представлены………………….. и ……………..

    5. Тело  паукообразных разделено на………………….  и ………………………..

    Задание №2. Работа с терминами

    Дайть определение следующим понятиям:

    Хелицеры—

    Педипальпы----

    Печень-

    Мальпигиевые сосуды –

    Миксоцель –

    Половой диморфизм-

    Гемолимфа –

    Сообщения учащихся (индивидуальное домашнее задание)  

    Иксодовый клещ

    Чесоточный клещ

    Ядовитые пауки

     Актуализация  опорных знаний

    Расположите последовательно систематические единицы;

    Животные - беспозвоночные – членистоногие – паукообразные – скорпионы.

    3. Актуализация новых знаний учащихся

    Рассказ учителя.

    Хотелось бы знакомство начать с новым классом с такого отрывка стихотворения:

    Ты посмотри вокруг себя-

    Везде живые существа

    Они жужжат, таскают мёд

    Ведь пчёлы «трудовой народ».

    Другие вечно нас кусают-

    Их комарами называют.

    И тут, куда не посмотри

    Кружатся стаями они.

    А есть назойливые мухи,

    Они всегда шумят под ухом, Мешают, вечно лезут в рот

    И кстати тоже любят мёд.

    Они и ты из особого теста

    И в мире занимают каждый своё место.

    Ученые выделили этих животных в отдельный класс, так как они имеют общее внешнее и внутреннее строение, их образ жизни связан с определёнными условиями, они отличаются от других животных способами выведения потомства, поведением.

    Как вы думаете, какая тема нашего урока?

    Учащиеся: Тема. Класс Насекомые.

    Где можно встретить насекомых?  Что вам о них известно?

    Учитель. Сформулируйте цель урока  в соответствии с темой урока.

    4. Изучение нового материала

    Рассказ учителя.  

    Насекомые – уникальный класс. Он включает свыше 70% всех видов известных на Земле животных. Можно сказать, что насекомые являются истинными хозяевами планеты. Более 1,5  млн видов насекомых живут от Заполярья до Антарктики, от низменностей Тропической Африки до вершин Гималаев.

    План урока: (Слайд)

    Общая характеристика                        Внешнее строение насекомых.

    Среда обитания насекомых.               Способ питания насекомых.

    Внутреннее строение                           Развитие насекомых

    Значение насекомых в природе и жизни человека (домашнее изучение)

             Давайте познакомимся с ними поближе. Насекомые – это бабочки, стрекозы, мухи, жуки, пчёлы.

    Общая характеристика (работа с текстом учебника)

    Внешнее строение  (работа с таблицей, мультимедиа, записи в тетрадях)

    Отделы тела – голова, грудь, брюшко

    Голова.

    Глаза, пара усиков.

    Вопрос учащимся:

    Чем могут  питаться насекомые?

    Ротовые органы – видоизменённые конечности.

    Типы ротового аппарата

    1 .грызущий – у таракана

    2. грызуще-лижущий- у пчелы

    3. колюще-сосущий – у комара

    4. лижущий - у мухи

    5 сосущий – у бабочки

    Конечности

    Вопрос учащимся:

    Какие внешние признаки позволяют отнести насекомых к членистоногим?

     В чем своеобразие этого класса?

    3 пары ног – для ходьбы и бега

    2 пары крыльев

    Брюшко – из 10 члеников.

    Физкультминутка:

    Утром бабочка проснулась.
    Улыбнулась, потянулась,
    Раз – росой она умылась,
    Два – изящно  так прогнулась,
    Три – нагнулась и присела,
    На четыре – улетела.

    Учащиеся садятся на свои места.

    Задание: заполните таблицу в тетрадях, используя текст и рисунки учебника.

    «Внутреннее строение насекомых»

    Система органов

    Строение органов

    Функция

    Нервная система

    Узловой тип, выделен головной мозг ( надглоточный нервный узел)

    Связь с внешним миром, более сложное поведение.

    Пищеварительная система

    Рот-глотка-пищевод-зоб-желудок с зубами-кишка (средняя и задняя) – анальное отверстие

    Питание, переваривание, удаление не переварившихся остатков.

    Дыхательная система

    Трахеи с дыхальцами

    Доставка кислорода и удаление углекислого газа.

    Выделительная система

    Мальпигиевы сосуды, жировое тело (не выводится)

    Выделение жидкостей продуктов обмена.

    Кровеносная система

    Сердце-сосуды-органы-сердце, гемолимфа

    Транспорт БЖУ

    Репродуктивная система

    Раздельнополые: у самок яичники, у самцов семенники; оплодотворение внутреннее.

    Продолжение рода.

    5. Первичное закрепление пройденного материала.

    Задание.

    Определите по типу питания  насекомых тип ротового аппарата.

    Бабочки питаются нектаром цветов, жуки – листьями растений, корой деревьев, шерстью, кожей, а некоторые употребляют в пищу других насекомых, кровью других животных – комары, остатками пищи – мухи, тараканы.

    6.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении:

    § 26, подготовить  сообщения о тараканах, медведке, кузнечиках и др.

    7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

    -Что на уроке было главным?

    -Что было интересным?

    -Что нового сегодня узнали?

    - Закончить предложение: Урок не прошел даром, потому что…  



    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока по биологии

    7 класс

    Тема: «Класс насекомые. Общая характеристика, их строение»

    Цели урока:

    Образовательные:

    -сформировать понятие о  классе  насекомых как представителях типа Членистоногие;

    -дать представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни;

    -познакомить с представителями этого класса;

    -научить распознавать насекомых и отличать от представителей других классов.

    Развивающие:

    -работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия;

     -развивать речь, обогащать словарный запас.

    Воспитательные: 

    -формировать бережное отношению к природе;

    -формировать основы экологического сознания.

    Основные термины и понятия: насекомые, сегменты, голова, грудь, брюшко, ноги, крылья, трубочки – трахеи, дыхальца, хитин.

    Оборудование: учебник, таблица «Тип Членистоногие. Класс Насекомые», мультимедиа.

    Тип урока:  комбинированный

    Образовательные технологии: ИКТ- технологии, технология развивающего обучения.

    Ход урока

    1. Организационный момент. 

    Подготовка рабочего места. Приветствие. Пожелание учащимся  успехов в работе на уроке.

    2. Актуализация знаний

     Биологический диктант  (по теме: «Класс Паукообразные»)

    Задание №1.  Вставить пропущенные слова в предложении.

    1. Число ходильных ног у  паукообразных………………

    2. 1-ю пару ног называют…………….

    3. Органы зрения у паукообразных представлены …………………

    4. Органы дыхания представлены………………….. и ……………..

    5. Тело  паукообразных разделено на………………….  и ………………………..

    Задание №2. Работа с терминами

    Дайть определение следующим понятиям:

    Хелицеры—

    Педипальпы----

    Печень-

    Мальпигиевые сосуды –

    Миксоцель –

    Половой диморфизм-

    Гемолимфа –

    Сообщения учащихся (индивидуальное домашнее задание)  

    Иксодовый клещ

    Чесоточный клещ

    Ядовитые пауки

     Актуализация  опорных знаний

    Расположите последовательно систематические единицы;

    Животные - беспозвоночные – членистоногие – паукообразные – скорпионы.

    3. Актуализация новых знаний учащихся

    Рассказ учителя.

    Хотелось бы знакомство начать с новым классом с такого отрывка стихотворения:

    Ты посмотри вокруг себя-

    Везде живые существа

    Они жужжат, таскают мёд

    Ведь пчёлы «трудовой народ».

    Другие вечно нас кусают-

    Их комарами называют.

    И тут, куда не посмотри

    Кружатся стаями они.

    А есть назойливые мухи,

    Они всегда шумят под ухом, Мешают, вечно лезут в рот

    И кстати тоже любят мёд.

    Они и ты из особого теста

    И в мире занимают каждый своё место.

    Ученые выделили этих животных в отдельный класс, так как они имеют общее внешнее и внутреннее строение, их образ жизни связан с определёнными условиями, они отличаются от других животных способами выведения потомства, поведением.

    Как вы думаете, какая тема нашего урока?

    Учащиеся: Тема. Класс Насекомые.

    Где можно встретить насекомых?  Что вам о них известно?

    Учитель. Сформулируйте цель урока  в соответствии с темой урока.

    4. Изучение нового материала

    Рассказ учителя.  

    Насекомые – уникальный класс. Он включает свыше 70% всех видов известных на Земле животных. Можно сказать, что насекомые являются истинными хозяевами планеты. Более 1,5  млн видов насекомых живут от Заполярья до Антарктики, от низменностей Тропической Африки до вершин Гималаев.

    План урока: (Слайд)

    Общая характеристика                        Внешнее строение насекомых.

    Среда обитания насекомых.               Способ питания насекомых.

    Внутреннее строение                           Развитие насекомых

    Значение насекомых в природе и жизни человека (домашнее изучение)

             Давайте познакомимся с ними поближе. Насекомые – это бабочки, стрекозы, мухи, жуки, пчёлы.

    Общая характеристика (работа с текстом учебника)

    Внешнее строение  (работа с таблицей, мультимедиа, записи в тетрадях)

    Отделы тела – голова, грудь, брюшко

    Голова.

    Глаза, пара усиков.

    Вопрос учащимся:

    Чем могут  питаться насекомые?

    Ротовые органы – видоизменённые конечности.

    Типы ротового аппарата

    1 .грызущий – у таракана

    2. грызуще-лижущий- у пчелы

    3. колюще-сосущий – у комара

    4. лижущий - у мухи

    5 сосущий – у бабочки

    Конечности

    Вопрос учащимся:

    Какие внешние признаки позволяют отнести насекомых к членистоногим?

     В чем своеобразие этого класса?

    3 пары ног – для ходьбы и бега

    2 пары крыльев

    Брюшко – из 10 члеников.

    Физкультминутка:

    Утром бабочка проснулась.
    Улыбнулась, потянулась,
    Раз – росой она умылась,
    Два – изящно  так прогнулась,
    Три – нагнулась и присела,
    На четыре – улетела.

    Учащиеся садятся на свои места.

    Задание: заполните таблицу в тетрадях, используя текст и рисунки учебника.

    «Внутреннее строение насекомых»

    Система органов

    Строение органов

    Функция

    Нервная система

    Узловой тип, выделен головной мозг ( надглоточный нервный узел)

    Связь с внешним миром, более сложное поведение.

    Пищеварительная система

    Рот-глотка-пищевод-зоб-желудок с зубами-кишка (средняя и задняя) – анальное отверстие

    Питание, переваривание, удаление не переварившихся остатков.

    Дыхательная система

    Трахеи с дыхальцами

    Доставка кислорода и удаление углекислого газа.

    Выделительная система

    Мальпигиевы сосуды, жировое тело (не выводится)

    Выделение жидкостей продуктов обмена.

    Кровеносная система

    Сердце-сосуды-органы-сердце, гемолимфа

    Транспорт БЖУ

    Репродуктивная система

    Раздельнополые: у самок яичники, у самцов семенники; оплодотворение внутреннее.

    Продолжение рода.

    5. Первичное закрепление пройденного материала.

    Задание.

    Определите по типу питания  насекомых тип ротового аппарата.

    Бабочки питаются нектаром цветов, жуки – листьями растений, корой деревьев, шерстью, кожей, а некоторые употребляют в пищу других насекомых, кровью других животных – комары, остатками пищи – мухи, тараканы.

    6.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении:

    § 26, подготовить  сообщения о тараканах, медведке, кузнечиках и др.

    7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

    -Что на уроке было главным?

    -Что было интересным?

    -Что нового сегодня узнали?

    - Закончить предложение: Урок не прошел даром, потому что…  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по биологии по теме "Индивидуальное развитие организма человека"

    Урок обобщения. Цель: обобщие и систематизация знаний обучающихся по теме «Индивидуальное развитие организма человека»; подведение итогов изучения учебного материала....

    Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"

    Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...

    Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"

    Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"урок дополняет качественно выполненная презентация. Кого заинтересует данный материал - пишите....

    Методическая разработка урока по биологии по теме "Здоровье кожи".

    Данная разработка содержит подробное описание урока и презентацию к нему....

    Методическая разработка урока по биологии на тему "Слуховой анализатор" 8 класс

    Урок с использованием технологии проблемного обучения и РКМЧП....

    Методическая разработка урока по биологии по теме «ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА-ОСНОВА ЕГО ЦЕЛОСТНОСТИ. КРОВЬ»

    Сформировать у учащихся важное общее понятие о внутренней среде организма и дать понятие о составе крови, её функциях, ознакомиться с важнейшим физиологическим понятием «внутренняя среда организма», с...