методическая разработка урока по биологии на тему "Генетика пола и наследование,сцепленное с полом"
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Моисеева Наталья Николаевна

мультимедийный урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 2.

ОПОРНЫЙ    КОПСПЕКТ

по теме: _________________________________________

Ф.И. учащихся____________________________________

Генетика пола

Наследование сцепленное с полом

Классификация хромосом

 

 Гомогаметный пол   _________ хромосомы

 Гетерогаметный пол _________хромосомы

Наследование сцепленное с полом – это

_____________________________________________

_____________________________________________

____________________________________________

_____________________________________________

Гемофилия – это _____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

Обозначения:

ХН –  _____________________________________                                                                                         Xh –  _____________________________________

Болеют:  _____________________________________________  

Носители:_________________________________________________________________________________

Дальтонизм– это _____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

Обозначения:

ХD –  _____________________________________                                                                                         Xd –  _____________________________________

Болеют:  ______________________________________ _______ 

Носители:___________________________________

Хромосомное определение пола

У млекопитающих, многих насекомых и группы растений:

♀ ______хромосомы, ♂_______хромосомы

У насекомых: трутней, кузнечиков:

♀ ______хромосомы, ♂_______хромосомы

У некоторых рыб, птиц, бабочек:

♀ ______хромосомы, ♂_______хромосомы



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Задачи для домашнего решения

Задача 1 (1-й уровень сложности)

Кошки:

ХВ  - рыжий  цвет шерсти,

Хв   - черный,  

Y – не содержит гена окраски,

ХВ  Хв  - черепаховая окраска.

Гетерогаметны самцы (ХY)

У черной кошки родился трехцветный котенок. Каков его пол? Какую окраску имел отец этого котенка? Какие еще котята могли родиться у этой пары? Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства.

Задача2 (2-й уровень сложности)

У человека ген цветовой слепоты - дальтонизма -  рецессивен и находится в Х-хромосоме (Хd), доминантный аллель этого гена обусловливает нормальное цветовосприятие (ХD), Y-хромосома этого гена не имеет.

Какова вероятность рождения детей с нормальным цветовым зрением в семье, где мать дальтоник, а отец нормально различает цвета? Если будут дети дальтониками, то кто – сыновья или дочери? Приведите решение задачи.

Задача 3 (3-й уровень сложности)

У кур ген полсатости оперения находится в Х-хромосоме и доминантен (ХВ), рецессивный аллель обусловливает черную окраску (Хв), Y-хромосома такого гена не имеет. Какого петуха и какую курицу надо скрестить, чтобы все курочки в потомстве были черными, а петушки – полосатыми? У кур самки гетерогаметны (ХY)

Задача 4 (4-й уровень сложности)

У человека ген пигментации кожи находится в аутосоме и не сцеплен с полом, а ген свертываемости крови находится в Х-хромосоме и сцеплен с полом :

А – нормальная пигментация кожи

а – отсутствие пигмента (альбинос)

ХН – нормальная свертываемость крови

Хh – гемофилия

Y – не содержит гена

У нормальных по обоим признакам супругов родился сын – альбинос, страдающий гемофилией. Какова вероятность рождения в этой семье детей-альбиносов со скрытым геном гемофилии? Каков их пол?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....

Методическая разработка урока по биологии "Белки"

Предварительное определение уровня знаний по теме "Белки"; презентация "Белки"; строение, классификация по составу,  структура, физические и химические свойства белков; закрепление....

методическая разработка урока по биологии "Типы взаимодействия живых организмов"(11 класс)

Урок биологии по теме " Типы взаимодействия живых организмов. Биотические факторы."( 11 класс)Форма: презентация к уроку...

Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»

Методическая разработка  (Технологическая карта)  урока по биологии в 5 классе  Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в  технологии развития критическ...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: "Лишайники"

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: "Лишайники"...