Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: "Лишайники"
методическая разработка по биологии (5 класс)

Махова Ольга Сергеевна

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: "Лишайники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lishayniki.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: биология.

Учитель ГБОУ СОШ №380 г. Санкт-Петербург Махова Ольга Сергеевна

Класс: 5

Тема урока: «Лишайники»

 Тип урока: проблемно-поисковый

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, компьютерные технологии.

Организация пространства: групповая работа.

Оснащение урока: учебник, компьютер,  мультимедиапроектор, презентация «Лишайники»,  коллекция  лишайника, лупы,  «Рабочие листы» для учеников, Р-Р Лакмуса, 3 химических стакана с водой, уксусной кислотой и содой.  

 УУД: 

Познавательные   умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме ,смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.

ЛичностныеУУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД: формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации  конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД:

-умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Задачи:

Обучающая: изучить строение лишайника.

Развивающая:

- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в парах, логическое мышление, речь учащегося.

- Воспитывающая: воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств

Организация пространства:  работа в парах

Технологическая карта урока

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения (универсальные
учебные действия)

1 . Организационный момент

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

А сейчас проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»

Слайд №1

Здравствуйте, ребята.

На столах лежат    Рабочие листы – подпишите их

Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Познавательные: слушают учителя.

Регулятивная:

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

2. Актуализация знаний

- Перед изучением нового материала нам необходимо вспомнить наиболее важные понятия, которые мы уже прошли. И сегодня эти знания снова нам понадобятся.

- Для этого в рабочих листах ответьте на Задание№1 «Вставьте в текст пропущенные слова» Приложение 1

Поменяйтесь для проверки. Проверьте и оцените работу соседа, согласно инструкции. Слайды 2, 3, 4 

Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки.

2 ученика читает правильный ответ

Проблемный вопрос:

Сегодня у меня будет много загадок. И вот одна из них  СЛАЙД 5

-Кто это такой?

-В Петербурге есть сфинксы?

-Настанет момент, и я вернусь к этому мифическому существу, а вы попробуйте догадаться, почему я его вспомнила на уроке биологии

Самостоятельно работают с Заданием №1 в Рабочем листе

Проверяют работу одноклассника, по слайду №2,№3

На слайде изображен сфинкс,

Сфинкс- чудовище с головой женщины и телом льва. (египетский сфинкс

- Да, (На Египетский мост -Университетской наб. )

Познавательные:

- Вставьте в текст пропущенные слова 

Регулятивные:

- умения отвечать на поставленные вопросы

-Формировать умения проверять и адекватно оценивать работу

3. Формирование темы урока.

Целеполагание.

-А тему сегодняшнего урока вам поможет сформулировать следующий слайд №6 

- Что это такое? Что вы видите?

( У животных и человека есть кожное заболевание под названием лишай

 И на деревьях есть такие наросты.

Раньше ошибочно считалось, что и на деревьях эти шероховатости, наросты вызваны болезнью.

- А теперь посмотрите на эти живые организмы, которые лежат перед вами.

    Что это за организмы на деревьях ? Как они называются?

   

-Ну а теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Тема: Лишайники Слайд№7

 -Как же назвать науку, изучающую лишайники?

Вспомните науку биологию.  Из каких двух корней  состоит это слово?

«ЛИХЕН» - означает Лишай  Слайд №8

 «ЛОГОС» - означает НАУКА

Как же назвать науку о лишайниках

- А что вы хотите узнать на этом уроке?

Сформулируйте и Запишите в Рабочий лист.

Спрашиваю некоторые варианты

Оцените себя  

  (удалось сформулировать цель урока +                       

                           Не удалось - )

Высказывают разные предположения – болезнь лишай

Высказывают разные предположения

 (могут ответить-лишайники).

Формируют тему урока

Записывают тему в рабочий лист

«Биос» - жизнь

«Логос» - наука

НАУКА О ЛИШАЙНИКАХ ?  (лихенология)

Записывают в рабочий лист

Учащиеся предлагают: изучить особенности строения и жизнедеятельности лишайников.

Оценивают себя

Регулятивные:

Формирование умения самостоятельно определять цель учебной деятельности

-Формировать умения  адекватно оценивать работу

Познавательные:

Формирование умения анализировать, строить логически обоснованные рассуждения

Коммуникативные: 

свободно излагать свои мысли в устной форме, слушать других

4. Выявление причины затруднения

Перед тем как загадать вам следующую загадку, вспомните какие  – какие царства живой природы мы с вами знаем?

Слайд №9

Проблемный вопрос

А мы можем отнести эти организмы (лишайники) к какой-нибудь уже известной вам группе живых организмов?

-Что нужно знать об организме, чтобы отнести его к какому-нибудь царству? 

Итак, Первая загадка – это к какому царству отнести лишайники? Слайд№10

Для ответа мы займемся изучением особенностей строения, питания и много другого лишайников

-Где мы можем найти нужную информацию?

Вспоминают царства:

  1. Бактерии
  2.  Грибы
  3. Растения
  4.  Животные

Учащиеся не могут дать однозначного ответа. Формулируют проблему:

Мы не знаем к какой группе живых организмов отнести лишайники.

Предложения учащихся: Если мы будем знать строение и способ питания , то сможем определить, к какой группе живых организмов относятся лишайники.

Предложения учащихся: Учебник, наглядный материал, спросить у взрослых

Познавательные:

Формирование умения анализировать, строить логически обоснованные рассуждения

Регулятивные:

- умения отвечать на поставленные вопросы

Коммуникативные: 

свободно излагать свои мысли в устной форме, слушать других

  1. «Открытие» нового знания

Мотивация к учебной деятельности

(проблемный вопрос)

Сейчас каждая парта  получит свое задание. Ваша задача найти ответ на вопрос  таблицы  Слайд№11

Задание:

  1. Используя необходимую информацию  в тексте учебника, рисунки учебника, наглядный материал, проанализируйте её,
  2. Посовещайтесь в паре и запишите ответ в соответствующую графу таблицы.
  3. подготовьте ответ-выступление

Учитель, при необходимости, консультирует учащихся, контролирует ход работы.Во время ответа-выступления учащихся учитель показывает слайды

1-я группа работает над материалом “Строение  лишайника” и анализирует изображение внутреннего строения лишайника по рис №67

Слайд №12

2-я группа анализирует материал “Многообразие лишайников”

Слайд №13

Классифицирует наглядные лишайники на группы. (Л/Р)

3-я группа  работает над материалом “Питание лишайников”

Слайд №14

-   Мы изучили строение и питание лишайников. Можете вы теперь отгадать первую загадку про царства? Слайд №15

Оцените себя: удалось отгадать загадку №1   +/-

Вторая загадка:

-Почему я сегодня вспомнила о сфинксах?

-Какая связь между лишайниками и сфинксами? Слайд №16,17

Именно поэтому  в 1185 г. Тимирязев назвал эти организмы «сфинксами»? Слайд №18

Оцените себя: удалось отгадать загадку №2   +/-

Учащиеся работают в парах по заданиям, готовят выступление-ответ

Заслушивают выступающих, записывают ответы на вопросы по слайдам

Такое строение и способ питания не имеет ни один организм. Т.о., лишайники нельзя отнести ни к одному царству живой природы, т. к. это симбиотические организмы, состоящие из нитей грибницы и клеток водорослей

Сфинкс и лишайники это симбиоз разных организмов

Коммуникативные:

1. формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре (определять общие цели, договариваться друг с другом).

2. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Познавательные: 

1. формирование умения владеть смысловым чтением, выделять главное.

2. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, 3. Озвучивают результаты работы, сравнивая с изображением на интерактивной доске.

Регулятивные:

- умения отвечать на поставленные вопросы

-Формировать умения проверять и адекватно оценивать работу

  1. Физ.минутка

А теперь немного отдохнем! (Слайд 19,20 )

.

Выполняют упражнение для рук и глаз

 

 

 

  1. Продолжение «Открытие» нового знания

4-я группа изучает материал “Размножение лишайников” Слайд №21

5-я группа анализирует материал о значении лишайников в природе и жизни человека. Слайд №22,23,24

Оцените себя:

 (удалось заполнить «свою» графу +/-

  Удалось записать всю таблицу+/- )

В учебнике упоминается интересное значение Лишайника – получение Лакмуса. 

- А что это такое?  СЛАЙД №25

   Индикатор – это в переводе обнаруживатель СЛАЙД №26

- Какие индикаторы вы знаете?

 СЛАЙД №27

   

Лакмус – это химический индикатор, он меняет свой фиолетовый цвет в зависимости от среды

Сейчас я покажу вам опыт, а вам надо будет определить какая химическая среда в стаканчиках. Определяется она по цвету. СЛАЙД № 28

Посмотрите опыт и определите какая среда в первом стаканчике, а какая во втором (инструкция на доске)

Ученики затрудняются ответить, могут предположить что это индикатор

Варианты индикаторов –

-в автомобиле – лампочка - индикатор кол-ва бензина,

 - отвертка индикаторная- есть ток)

Коммуникативные:

1. формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре (определять общие цели, договариваться друг с другом).

2. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Познавательные: 

1. формирование умения владеть смысловым чтением, выделять главное.

2. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, 3. Озвучивают результаты работы, сравнивая с изображением на интерактивной доске.

Регулятивные:

- умения отвечать на поставленные вопросы

-Формировать умения проверять и адекватно оценивать работу

  1. Мотивация к учебной деятельности

Третья загадка связана с выражением манна небесная

- Слышали ли вы такое выражение?

- Что оно означает?

Это тоже связано с лишайниками.

Существует легенда о том, как однажды много дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти. Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба.

(СЛАЙД №29 ) – Манна, манна! С неба падает манна! Все бросились собирать эту “манну”: брали серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки.

-Что же спасло народ от голодной смерти в пустыне?

-Для этого  поработаем с учебником, откройте стр.  106  и найдите объяснение термину «Манна небесная».

Какую информацию вы узнали?

- Что же бросились собирать люди?

Оцените себя: - удалось отгадать загадку №3, ставь  «+»

Есть еще одно важное для нас значение это  - биоиндикация (оценка качества природной среды)

Предполагают, что выражение "манна небесная" означает дар, благословение свыше.

Люди собирали съедобный лишайник

Выступление ученика с проектом «Оценка качества воздуха, с помощью лишайников»

Коммуникативные:

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Познавательные: 

1. формирование умения владеть смысловым чтением, выделять главное.

2. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, 3. Озвучивают результаты работы, сравнивая с изображением на интерактивной доске.

Регулятивные:

- умения отвечать на поставленные вопросы

-Формировать умения проверять и адекватно оценивать работу

8.Первичное закрепление

Ребята, подошло время проверить, как вы усвоили новую информацию. Для этого я предлагаю вам выполнить проверочную работу (в Рабочем листе) и оценить себя  

Работайте над ними самостоятельно, а затем мы проведем самоконтроль и самооценку.

На работу дается 5мин, а затем на экране высвечиваются правильные ответы. Слайд№ 30

Самостоятельная работа учащихся

Проводится самоконтроль и самооценка

Регулятивные:

1. формировать умение адекватно оценивать свои знания и умения.

2. формировать умение определять степень успешности своей работы.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель предлагает вспомнить тему урока, цели, проблему над которой работали ученики, оценить меру продвижения каждого учащегося к цели, поставленной в начале урока

Сегодня вы  изучили новые для нас организмы

Подведем оценку своей работы на уроке

 - подсчет плюсов

В конце урока определите, как вы оцениваете свою работу? Отметьте в ваших Рабочих листах

Я работал активно/ пассивно.
2. Своей работой я доволен/ не доволен.
3. Урок для меня показался интересным/ скучным.
4. Материал урока мне был понятен/ не понятен; 
5. Материал урока я усвоил / не усвоил

Уч-ся отмечают наиболее трудные и понравившиеся этапы урока,

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы

Ребята работают в листах самооценки

Личностные .

Называют тему урока, цели, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы.

Познавательные:

Анализ, построение логической цепи рассуждений.

Личностные:

Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

10. Домашнее задание

Комментирует Д/З (Слайд31)

1) Параграф №19,вопросы после параграфа

2) Попробуйте найти лишайники возле своего дома, определите форму слоевища.

3) Составьте кроссворд на тему “лишайники”.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Коммуникативные УУД.

Осуществляют взаимный контроль записей домашнего задания в дневнике

Литература

  1. Учебник “Биология. Бактерии, грибы, растения 5кл.” ФГОС. В.В. Пасечник, М.: Дрофа,  2016.
  2. Энциклопедия для детей. Биология. М, Атланта,1993.
  3. И.А.Шапиро “Загадки растения – сфинкса”, Ленинград, 1991.  http://padaread.com/?book=29063&pg=3
  4. Д. И. Трайтак. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 кл. М, Просвещение, 1985 г.

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

разработка урока по биологии 5 класс по теме Растения ФГОС

Урок разработан с основными требованиям ФГОС...

Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

Методическая разработка урока географии в 5 классе (ФГОС). Тема "Атмосферное давление. Ветер".

Тема урока: «Атмосферное давление. Ветер»Предмет: географияКласс: 5 (ФГОС)Автор урока: Резникова Е.В., учитель географии 1 квалификационной категории.Образовательное учреждение: МБОУ &laqu...

Методическая разработка урока по биологии 5 класс по теме "Строение клетки .Ткани"

Разработка урока биологии в 5 классе по теме"Строение клетки. Ткани"...

Методическая разработка урока по биологии 5 класс на тему ,,Грибы,,

Урок изучения нового материала на тему ,,Грибы,, расчитан на 1 час в 5 классе по программе и учебнику Н.И.Сонин, А.А. Плешаков ,,Биология,,.  Урок проводится в кабинете биологии с использованием ...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...