Методическая разработка урока географии в 5 классе (ФГОС). Тема "Атмосферное давление. Ветер".
методическая разработка по географии (5 класс)

Тема урока: «Атмосферное давление. Ветер»

Предмет: география

Класс: 5 (ФГОС)

Автор урока: Резникова Е.В., учитель географии 1 квалификационной категории.

Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ с. Колокольцовка Калининского района Саратовской области».

Краткое описание пособия: пособие представляет собой презентацию к уроку.  Данная презентация используется на протяжении всего урока, содержит теоретический материал к уроку, видеофрагменты, помогающие обучающимся в занимательной форме усвоить учебный материал.

 

Методическая информация:

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: 

По 1-й линии развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:

1. Объяснять роль различных источников географической информации.

По 2-й линии развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

1.      Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

По 3-й линии развития – использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения:

1.      Находить в различных источниках и анализировать географическую информацию и делать обобщающие выводы.

2.      Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

 

Необходимые материалы и оборудование: барометр, анемометр, презентация.

 

Дополнительная информация: слайды менять по щелчку, слайд № 8 содержит гиперссылку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Атмосферное давление и ветер.

Цель:

По 1-й линии развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:

1. Объяснять роль различных источников географической информации.

По 2-й линии развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

  1. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

По 3-й линии развития – использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения:

  1. Находить в различных источниках и анализировать географическую информацию и делать обобщающие выводы.
  2. Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

Оборудование: барометр, анемометр, презентация.

Этапы урока

Содержание урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

I.Мотивационный момент. Актуализация знаний.

Для того, чтобы успешной была ваша работа на сегодняшнем уроке, давайте вспомним то, что нам уже известно:

1) Мы говорили об атмосфере, а что такое атмосфера? (Атмосфера – это воздушная оболочка Земли)

2) Что такое воздух? (Воздух-это смесь газов)

3) Из чего состоит воздух? (Азот-78%,кислород-21% и 1% др. газов, в том числе углекислый газ, пары воды. В воздухе также содержится капельки  воды, кристаллики льда, пыль, сажа, пепел, морская соль, пыльца растений и т.д.

4)Перечислите свойства воздуха? Вспомните опыты, которые мы проводили на уроке. (Воздух бесцветный, прозрачный, без вкуса, без запаха, сжимается, упругий, легкий)

5)Скажите, пожалуйста, ребята, почему звери к зиме надевают теплые пушистые шубки? (в пушистых шубках между ворсинками больше воздуха, который сохраняет тепло)

6)А почему птицы и звери в сильные морозы прячутся в снег? (Хоть снег и холодный, но  между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода)

7) И последний вопрос, посмотрите на окно,  почему здесь в классе и у нас в домах сделаны двойные рамы? (между двумя рамами тоже воздух и он сохраняет тепло).

Оцените свои знания, используя алгоритм самооценки. Поставьте отметку в листах самооценки..

Молодцы! Спасибо за ответы.

Личностные УУД

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

II.

Постановка проблем

ной ситуации.

Проблемный вопрос- А сейчас представьте, что вы находитесь в загородном доме. Тихий  зимний вечер, за окном вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Вопрос: - Куда девается дым? (дым выходит в трубу) (слайд 1)

- Почему дым не заходит в комнату? (Дым вытягивается в трубу)

- Почему дым вытягивается в трубу? (ученики затрудняются ответить)

8. – Какие у вас будут гипотезы?    1  2

III.

Поиск решения.

- Попробуем решить обозначившуюся проблему.

Как вы себе представляете дым, что это такое? Можно ли дым назвать воздухом. Какой состав имеет воздух?

О каком свойстве воздуха говорят авторы учебника на странице 132.

- Если воздух имеет вес, то с какой силой он давит на земную поверхность? Как называют эту силу? (атмосферное давление).

Сформулируйте тему нашего урока.(слайд 2)

 Как вы думаете, величина атмосферного давления одинакова? Проанализируйте данные таблицы. Какую закономерность вы заметили? Каковы причины такого изменения атмосферного давления?   1  2  3  4  1  3

(слайд 3)

2. – С помощью каких приборов измеряют атмосферное давление? (барометров)

– Какие существуют барометры? Используя текст и рисунок на с. 132–133 учебника, сравните разные виды барометров.   2 3 4 (слайд 4)

– Выполните задание по тексту на с. 133.

3. – Когда мы ощущаем воздух?

–  Как называется горизонтальное движение воздуха?  1(ветер) (слайд 5)

4. – Используя текст на с. 134, установите причину и следствия возникновения ветра.  2 3 4 1 3

5. – Какими свойствами обладает ветер? Заполните таблицу: «Свойства ветра».  1 2 3 4 1 (слайд 6,7)

Свойства ветра

Единица измерения

Название прибора

1. Скорость

2. Сила

3. Направление

 

6. – Используя текст «Почему и куда дует ветер», определите зависимость между атмосферным давлением, силой и скоростью ветра.  2

7. Посмотрите  видеофрагмент о некоторых видах ветров,  скажите, причины их образования» (слайд 8)

8. – Вспомним пример с трубой

 - Так почему дым вытягивается в трубу? Как ответим на проблемный вопрос  урока?    3

 (На уровне топки атмосферное давление больше, а на верхнем конце трубы меньше. Дым движется из области высокого давления в область низкого.)

Вот почему дымоходы и заводские трубы делают очень высокими.

Нужна тяга! А тяга возникает из-за  разницы в давлении у земли и на большой высоте. Кроме того, ветер выносит вредные загрязняющие вещества и разносит их на большие расстояния, чтобы не загрязнять воздух в одном месте (экологическая проблема).

Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

IV. Самостоятельное применение знанй.

1) Давайте решим задания:

Обратите внимание на записи на доске

1) 760          720

2)  740          720

В каком направлении будет дуть ветер в этих двух случаях?        (760 -720,740-720)

- Где будет ветер сильнее? (в первом случае)

2)  Продолжите фразу:

- Нормальное атмосферное давление- …(760 мм  рт. ст.)

- Ветер это - …(движение воздуха в горизонтальном направлении)

- Главная причина образования ветра - …(разница в атмосферном давлении)

- Бриз это - …(ветер, меняющий направление два раза в день)

- Прибор для определения направления ветра называется …(флюгер)

- Проверьте (слайд 9)

Личностные УУД

1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

V.

Итог урока.

– Сделайте вывод по уроку.  3   4

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой? Что не получилось?

– Какую отметку получили? За что?

Домашнее задание: § 25 (слайд 10)

1)Оформить на листе формата А-4 подборку пословиц, поговорок, песен, стихов, народных примет, в которых упоминается ветер.

2)Нарисуйте, как вы представляете ветер.

3)Подготовить сообщение о следующих видах ветра – тайфун, торнадо, смерч, бора, фен, самум и др. (по выбору)

-4) Написать рассуждение на тему: «Что было бы на Земле, если бы не стало ветра?»

ТОУУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии 5 класс по образовательной программе "Школа-2100" "Великие географические открытия"

Урок по географии  в 5 классе по программе"Школа 2100".Проблемно-диалогический  с использованием ЭОР....

Методическая разработка урока географии 7 класс тема "Население Южной Америки" мБОУ "Астрахановская ООШ" Айчанова М.Б.

Аннотация:Методическая разработка урока с презентацией по теме «Население Южной Америки».Урок проводится в форме изучения новой темы с использованием ИКТ. Используя различные творческие задания, на ур...

Методическая разработка урока географии, 8 класс.

«ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ РАВНИНЫ»Задачи урока:Образовательные1. Продолжить формирование знаний об особенностях крупных природных регионов на примере природы Западно-Сибирской равнины.2. ...

Методическая разработка урока географии 5 класс. "Рельеф. Горы и равнины"

Урок географии в 5 классе  позволяет детям узнать об основных формах рельефа. Горы и равнины.Сформировать представления  о типах гор и равнин по высоте....

Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Своеобразие природы Урала".

Методическая разработка урока по географии 8 класс, автор учебник И.И.Баринов издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....

Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Внутренние воды России. Реки"

Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....

Методическая разработка урока, география 8 класс, Охрана природы и ООПТ

Открытый урок "Охрана природы и ООПТ России". Урок включает в себя лекционную часть учителя с конспектированием детей, практическую часть для учащихся с работой по поиску информации, защитой...