Методическая разработка урока географии, 8 класс.
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Опонасенко Марина Викторовна

«ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ РАВНИНЫ»

Задачи урока:

Образовательные

1. Продолжить формирование знаний об особенностях крупных природных регионов на примере природы Западно-Сибирской равнины.

2. Сравнить природные особенности двух равнин: Восточно-Европейской и Западно-Сибирской.

Развивающие

1. Развивать умение работать с картами атласа и учебника.

2. Развивать умение выделять главное, анализировать.

Воспитательные

Воспитывать любовь к красоте родной природы, гордость за наши природные богатства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ВОРКУТА»

169900, Республика Коми, г. Воркута, ул. Мира, д.1

(82151) 3-49-57

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42» г. ВОРКУТЫ

169926, Республика Коми, г. Воркута, пос. Северный, ул. Юго-Западная, д.5

(82151)5-47-00

Номинация:  «Методические разработки по предметам»

Тема урока:

«ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ РАВНИНЫ»

Методическая разработка урока географии,  

8  класс

                                                                                                                 Автор:

                                                                                                                 Опонасенко Марина Викторовна,

                                                                                                                  учитель географии

                                                                                                                  МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты

                                                                                                                  Адрес: 169926, Республика Коми,

                                                                                                                  г. Воркута, пос. Северный,

                                                                                                                  ул.Цементнозаводская, д. 8, кв. 22

                                                                                                                  т. (82151) 7-46-35

                                                                                                     

 

ВОРКУТА

2010

Тема:   ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ РАВНИНЫ

(слайд № 1)

Цель: ознакомление с особенностями природы  Западно  - Сибирской равнины

Задачи урока:

Образовательные

1. Продолжить формирование знаний об особенностях крупных природных регионов на примере природы Западно-Сибирской равнины.

2. Сравнить природные особенности двух равнин: Восточно-Европейской и Западно-Сибирской.

Развивающие

1. Развивать умение работать с картами атласа и учебника.

2. Развивать умение выделять главное, анализировать.

Воспитательные

Воспитывать любовь к красоте родной природы, гордость за наши природные богатства.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы работы: проблемно - поисковый.

Форма деятельности: групповая, индивидуальная.

Оборудование:

  • карты, атласы;
  • опорные слова: морена, моренные гряды, Васюганье, Сибирские Увалы, гривы, колки
  • таблицы для каждого ученика;
  • презентация к уроку

I. Вхождение в тему.

О каких природных объектах идет речь?

- самая высокая вершина России.

- великая река Европы

- вторая по площади равнина мира

- возвышенность, с которой берет начало Волга

- самая высокая вершина Урала

- моренные холмы русской равнины

- древние горы на Русской равнине

- потухший вулкан Кавказа

- главная река Республики Коми

- озеро ледникового происхождения

- самое низкое место на Русской равнине.

- с какими природными комплексами нашей страны мы уже познакомились?

- с каким природным комплексом мы будем знакомиться сегодня?  (Западно-Сибирская равнина).

Перед вами лежит таблица:

Я знаю или предполагаю

Хочу знать

Узнал(а) новое

 

 

 

Заполните первый столбик таблицы - что вы знаете об этой равнине на начало урока.

Заполните второй столбик – что хотели бы узнать.

В течение урока, все что вы узнаете нового, вы будете заносить в третью колонку таблицы.

По какому плану мы изучаем природные комплексы?

- географическое положение

- геологическая история и рельеф

- климат

- внутренние воды

- природная зональность

Это и будет планом сегодняшнего урока. (Слайд №2)

II. Изучение нового материала

...Мы голову Кучуму отсечем! -

Сказал Ермак. - Сибирь на меч подъемлю!-

Он вынул меч. И боевым мечом

Ударил в землю и разрыхлил землю... (Слайд № 3)

Население Руси давно познакомилось с Сибирью. В середине XVI века на Сибирское ханство повел наступление сын узбекского правителя Кучум. В 60-х годах Кучуму удалось победить сибирских ханов и захватить власть в Сибирском ханстве.

В Приуралье находились огромные владения купцов Строгановых, которым царь разрешил нанимать отряды казаков для охраны их имений и завоевания пограничных сибирских земель. В 1581 году купцы Строгановы пригласили атамана Ермака (Василия Тимофеевича Аленина, («Ермак» по татарски «котёл» ) с дружиной для защиты от набегов сибирского хана Кучума, Большой наемный казачий отряд во главе с Ермаком двинулся на восток.

- сообщение учащегося о походе Ермака

Послушайте стихи одного из поэтов, живущего в Западной Сибири.

Вспоминать тебя мне неохота,

память не тревожа и не зля,

В вечном утонувшая болоте

Западно-Сибирская земля

Нефть, брусника – это позолота,                            

 а за тонким слоем позолот –                                      

Мерзлота и вечные болота,

ужасы погоды круглый год!

                                       

В тех краях зимой трещат морозы,

 заметают местности снега,  

Летом комаров, жару и грозы                                  
терпят озверевшая тайга  (Слайд № 4)

                                                                                           

Очень емко, в 3 четверостишиях, рассказал поэт о природе этого сурового края.        

          Почему?

Почему природа Западной    Сибири не похожа на природу ранее   изученных объектов?

Почему  Западную  Сибирь считают суровым краем?

Есть следствие, значит должна быть и причина

Причина                                                                      Следствие

  Тектоническое                                                        равнинность,  заболоченность,    

  строение                                                                 полезные  ископаемые

   Климат                                                                       заболоченность, суровые зимы, вечная

                                                                                   мерзлота, природные зоны

Работа в группах

1. Группа № 1.

Задание

Группа 1 «Географическое положение»

1. Площадь равнины

2. Какое место в мире занимает равнина по площади?

3. Протяженность равнины с севера на юг.

4. Что ограничивает равнину на севере, западе, востоке и юге?

5. С каких сторон равнину ограничивают горы?

6.  Вывод: На какие компоненты природы  будет оказывать влияние  географическое положение Западно-Сибирской равнины?

Закрепление (слайд № 5)                  

 ГП (причина)  - климат (следствие)

Группа № 2.  Тектоническое строение. (Слайды № 6,7)

Группа № 2 «Тектоническое строение»

1. Какая тектоническая структура  лежит в основании Западно-Сибирской равнины? (атлас стр. 16)

2. Время образования фундамента плиты?

Палеозой

3. Почему  Урал и Западно-Сибирская равнина имеют один возраст, но свершено разные в рельефе?

4. Что происходило с Уралом и Западной Сибирью в разные геологические эпохи?

Урал

Западно-Сибирская равнина

KZ

MZ

PZ

Вывод:  На какие компоненты природы  будет оказывать влияние  тектоническое строение Западно-Сибирской равнины?

Тектоническое строение (причина) – рельеф (следствие)

Подсказка!!!!

Западно-Сибирская плита – это молодая платформа, формирование фундамента которой завершилось в конце палеозойской эры (PZ), а осадочный чехол накапливался в течение мезозоя (MZ) и кайнозоя (KZ). Складчатый палеозойский фундамент погружен на значительную глубину и покрыт мощным платформенным чехлом из морских и континентальных MZ-KZ отложений, залегающих, почти горизонтально. Лишь в неоген – четвертичный период прогибание рельефа на большей части  территории сменилось поднятием ( до 100 м над уровнем моря).

- какой природный комплекс также образовался в палеозое?  (Урал).

- Образование Урала и Западно-Сибирской равнины начиналось одновременно. Давным-давно  обе эти территории поднялись над поверхностью огромного водного бассейна и были похожи на огромные горные системы: активно шли процессы вулканизма, землетрясения сопровождались образованием разломов в земной коре, извержением магмы на поверхность земли.

- Почему же в настоящее время эти 2 природных комплекса разные в рельефе: горы Урал и равнина?

Ответ: они стали развиваться по-разному.

                            Урал                                             Западно-Сибирская равнина

                             PZ  - образование                            PZ образование

                     MZ разрушение                               MZ – разрушение, опускание, затопление

                             KZ   разрушение                             KZ – разрушение, опускание, затопление

                             KZ, Q вторичное поднятие              KZ, Q – слабое поднятие на 100м

                                          до 2000м

Главным природным богатством  западной Сибири является нефть.

Черная нефть струится,
Плещет тайги прибой,
И ощущают ноздри
Запах ее огневой.

Нефть – это ярость света,
Ветра напор у виска.
Нефть – голубая ракета,
Рвущаяся в облака.  (Слайд № 8)

Сообщение о нефти (Поурочные разработки по географии,  8 класс, М., «Вако»,2004 г., стр.248).

Группа № 3   Формы рельефа (Слайд № 9).

Слайд № 8. Равнина. Равнина.

 Ни яра, ни пади,

 Равнина на север,

 Равнина на юг.

 Как будто гористую землю разгладил 

 Какой-то гигантский утюг. 

                                                         А. Фролов 

Нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь плоским рельефом, как бы понижающимся к центру. Северную и Центральную части представляют низменности, располагающиеся на высоте до 100 м над уровнем моря, южную низменности и равнины, поднимающиеся до 150 км. Через Западную Сибирь от Оби до Енисея в широтном направлении на 900 км протянулась система мореных возвышенностей – Сибирские Увалы с максимальной высотой 286 м (Слайд № 10)

Группа № 3 «Рельеф»

1. Найдите на карте атласа (стр. 46) следующие формы рельефа Западно-Сибирской равнины. Подготовьтесь показать их на  карте.

Сибирские Увалы,  Васюганская равнина,

Барабинская низменность, Ишимская равнина, Кулундинская равнина.

2. По учебнику (стр. 189) определите причины плоскости рельефа

1

2

3

3. Какое происхождение имеют Сибирские Увалы?  Есть ли  на Русской равнине возвышенности такого же происхождения?

Вывод:  На какие компоненты природы  будет оказывать влияние  рельеф  Западно-Сибирской равнины?

Рельеф (причина) – климат, внутренние воды (следствие)

Группа  № 4.

Климат. (Слайд № 11,12)

Группа № 4 «Климат»

1. В каких климатических поясах лежит равнина?

2. По учебнику (стр.  190) определите причины суровости климата  Западной Сибири

1

2

3

4

3. Как изменяется континентальность климата на равнине? В чем она выражается?

4. Как изменился бы климат равнины, если бы горы располагались на востоке равнины?

Вывод:   На какие компоненты природы  будет оказывать влияние  климат  Западно-Сибирской равнины?

 Климат (причина)  – внутренние воды, природные зоны, почвы (следствие)

Группа № 5 Внутренние воды

Группа 5 «Внутренние воды»

1. По карте атласа (стр. 46) найдите крупные реки равнины:  Обь, Иртыш, Таз, Пур. Правильно покажите их на карте.

2. Что узнали о реке Обь?

3. Почему реки Сибири самые спокойные?

4. Найдите на карте озера  Чаны, Кулундинское.

Почему эти озера соленые?

5. По учебнику (стр. 191) найдите причины образования болот.

6. Где расположено самое заболоченное место равнины? Как оно называется?

Вывод: какой компонент природы способствует развитию на Западно-Сибирской равнине огромного количества рек, озер, болот?

 (Слайд № 12,13, 14, 15)

Климат, рельеф (причина)  – внутренние воды (следствие)

Легенда о возникновении реки Обь

Алтайская равнина лежит средь гор и рек.
Алтая то богатство. Он хан из века в век..
Но главное богатство- красавица Катунь.
Любима дочь, лишь мужа не выбрал толстосум.

Бий проживал с ним вместе, был просто пастухом.
В него Катунь влюбилась, легенда вся о том...
Всё было очень скрытно: отец того не знал
И женихов богатых для доченьки искал.
Любовь, увы, не шутка! Его родная дочь
Однажды убежала, следы их скрыла ночь.
Отец проснулся утром, а дочки рядом нет.
Напрасно все искали,как будто канул след.

Кто беглецов поймает, сказал великий хан,
Тот зятем моим станет, и это не обман!
В погоне его войско. Как беглецов догнать?
Но каждый воин хочет родным для хана стать.

Погоню вдруг почуяв, Катунь стала рекой,
С тех пор все люди видят красавицу такой.
А Бий бежит навстречу, с любимой на века
Соединится хочет, он не пастух - река.

Соединились в вместе, как будто одна плоть,
Река там появилась, назвали её Обь.
Погоня превратилась в туман над той рекой.
Алтай, отец не думал об участи такой.

От горя словно камень, Алтай могучий стал.
Народ Белухой гору в честь той любви назвал.
В голубизну Алтая вглядись, увидишь сам.
Стоит, взгляд привлекая, гора под снегом там.

Группа №  6 Природная зональность

Группа 6  «Природная зональность»

1. Какие природные зоны встречаются на равнине?  (стр. 192)

 

2. Какая зона занимает наибольшие площади? Почему?

3.Что такое гривы и колки?

4. Почему природные зоны широколиственных лесов и степей занимают в Западной Сибири меньшие площади, чем на Русской равнине?

Вывод: Почему человек в меньшей степени осваивает Западно-Сибирскую равнину, по сравнению с Уралом, Кавказом и Русской равниной.

(Слайды 17,18,20,21)

Отношение коренных жителей к природе Сибири (Слайд № 19). (Поурочные разработки по географии,  8 класс, М., «Вако»,2004 г., стр.250)

III. Подведение итогов.

 

- По таблице.

Я знаю или предполагаю

Хочу знать

Узнал(а) новое

- Что нового узнали о Западно-Сибирской равнине? (зачитывают записи в третьей колонке)

IV. Д/З

1. Параграф 35.

2. Используя материалы учебника, записи таблицы, запишите благоприятные и неблагоприятные условия, влияющие на проживание и хозяйственную деятельность человека на Западно-Сибирской равнине.

3. Подготовить сообщения:  «Васюганье»,  «Охраняемые  территории ЗПР»,  «Нефть и газ – главное богатство Западной Сибири»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии 5 класс по образовательной программе "Школа-2100" "Великие географические открытия"

Урок по географии  в 5 классе по программе"Школа 2100".Проблемно-диалогический  с использованием ЭОР....

Методическая разработка урока географии по теме: «Топливная промышленность России. Нефтяная и газовая промышленность» в 9 классе

Использование Интернет-ресурсов при изучении социально-экономической географии России помогает в получении достоверной, свежей статистической, картографической информации. Это современное и...

Методическая разработка урока географии в 6 классе по теме "Земля и Вселенная""

Методическая разработка урока географии в 6 классе составлена с учетом ФГОС второго поколения....

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...