Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Внутренние воды России. Реки"
методическая разработка по географии (8 класс)

Петренко Ирина Коммунаровна

Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8_kl_reki.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  географии в 8 классе

на тему: «Разнообразие внутренних вод России. Реки».

 

Цели:  сформировaть и углубить знaния о реках, рассмотреть зaвисимость их от рельефа и климата, сформулировать понятия «падение реки», «уклон реки», «годовой сток», повторить понятия – «режим реки, наводнение, паводок, половодье, межень».  Продолжить формировать умения составлять характеристику реки по плану, умение работать с географической и контурной картой. Воспитательные задачи урока – значение рек в жизни человека и охрана внутренних вод от загрязнения.

Оборудование: физическая карта России, атласы и контурные карты, учебник. ТСО – фильм Инфоурок.  

Ход урока.

 Организационный момент.

 Изучение новой темы.  

  1. Вступительное слово учителя: сегодня мы начинаем  изучение темы «Внутренние воды России».   Какие воды называют внутренними? Рассмотрим рис.40, Стр. 79.  В чем проявляется взаимосвязь внутренних вод с другими компонентами природы? Ответ аргументируйте, приведите примеры.
  2. Какую роль играют внутренние воды в жизни человека? Россия – страна великих речных систем. Какое значение имеют реки в жизни человека? Почему многие города формировались на водных путях?  Пресные воды  - источник жизни, поэтому охрана вод это  важное значение в хозяйственной деятельности человека?     
  3. Рассмотрим факторы, влияющие на реки, это рельеф и климат.

 Расскажите о том, как влияет на реки рельеф? Какие особенности речной системы зависят от рельефа? (направление течения рек, образование порогов, водопадов). К бассейнам, каких океанов относят реки России? (показываем на карте).  К бассейну, какого океана принадлежит большинство крупных рек России? С чем это связано? Стр. 80, таблица 3.

Характер рек так же зависит от рельефа. Стр. 80-81, рис. 41, 43. Какие 2 типа рек выделяют по характеру течения? Чем они отличаются? Какая из рек, описанная М.Ю.Лермонтовым,  являются горной? (зачитать краткое художественное описание) – ответ река Терек на Кавказе.

  1. Рельеф  влияет на Падение и Уклон реки. Рельеф и климат имеют значение для строительства и планирования работы ГЭС. В тетради записать правила и формулы для вычисления этих данных. Решаем задачу по вводным данным.  

Задача:

  Высота истока реки Енисей  – 5000 м. Высота устья – 150 м. Какой уклон  и падение будет иметь река при длине 4092 км. Горная она или равнинная?

 5. А.И.Воейков русский ученый климатолог называл реки продуктом климата. Аргументируйте это утверждение.

6.  Какие особенности рек зависят от климата? (густота речной сети, питание, режим реки).

- Какой тип питания имеют большинство рек России?

  - Густота речной сети так же зависит от рельефа и климата. Как вы думаете,  избыточное увлажнения будет иметь при этом значение?

- Что такое «режим» реки? На какие 3 группы делятся по режиму реки России?

-  Работа по картам: Стр. 82-83 , рис. 44, 45 типы водного режима, замерзание и вскрытие рек. Проанализируйте карты и определите, в каких районах страны преобладают реки с  «половодьем» и «паводочным» режимом? В какое время года разливается Волга? Когда разливается  Амур? Объясните причины различий?    Дать понятие «межень», «годовой сток» - карта -рис 47 -многолетний сток рек.  Определите, какая река является самой многоводной? Сравните речной сток трех рек – Волга, Енисей, Лена.

7. Какие стихийные явления связаны с реками? Назовите  причины  такого  стихийного явления?

 Закрепление - Инфоурок –видиофильм «Наши реки» (7 минут).

 - Практическая работа №6.  Составить  описание реки (по выбору учащегося) по плану на стр.301.

   Домашнее задание – параграф 14, ответить на вопросы устно, на контурную карту России нанести  названия рек выделенные в тексте параграфа.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии по теме: «Топливная промышленность России. Нефтяная и газовая промышленность» в 9 классе

Использование Интернет-ресурсов при изучении социально-экономической географии России помогает в получении достоверной, свежей статистической, картографической информации. Это современное и...

Разработка открытого урока по географии на тему «Внутренние воды России. Реки»

Расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах и водных ресурсах России...

Методическая разработка урока географии для 6 класса "Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане"

Разработка урока географии для 6 класса по теме «Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане» может быть использована учителями, работающими по программе В.П. Дронова, Л.Е....

Методическая разработка урока географии в 7 классе Внутренние воды Южной Америки

Конспект урока географии, в котором отражены: Тема урока, цели урока, содержание ( разминка, вопросы для проверки домашнего задания, материал по теме, кроссворд по теме Реки и озера Южной Америки). Пр...

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

Методическая разработка урока географии на тему "Части реки. Равнинные и горные реки"

Представленный материал разработан для проведения урока географии в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)...

Методическая разработка урока географии «Особо охраняемые природные территории России»

Методическая разработка урока «Особо охраняемые природные территории России» (для учащихся 6 - 9 классов). Цели и задачи урока: 1. Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях. 2. Ф...