Главные вкладки

    Методическая разработка урока по биологии на тему "Класс млекопитающие, или Звери " 7 класс
    методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

    Попова Ольга Витальевна

    Урок с использованием технологии проблемного обучения и РКМ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок № 33 Класс млекопитающие или Звери

    7 класс

    дата

    Цели:

    • учить понимать особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих как высокоорганизованных позвоночных;
    • формировать умения объяснять родство человека с млекопитающими животными;
    • развивать навыки составления опорной и структурно – логической схемы, используя теоретический материал учебника и дополнительный материал;
    • отметить прогрессивные черты организации Млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания,
    • осуществлять нравственное и экологическое воспитание учащихся.

    Задачи: 

    Требования к результатам освоения темы урока учащимися:

    • предметные: овладение представлениями о млекопитающих животных, их разнообразии, общих признаках и особенностях внешнего строения; освоение доступных способов изучения животных типа Хордовых класса  Млекопитающих (наблюдение, запись, сравнение) через получение сведений от окружающих людей, из дополнительных информационных источников;
    • метапредметные: готовность к коллективной работе; освоение способов решения задач поискового характера; использование знаково-символических средств представления информации для решения учебной проблемы; использование средств ИКТ для представления результатов работы; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации;
    • личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания.

    Оборудование и наглядность: интерактивная доска, презентация, учебник,  технологические карточки, картинки животных, видеофрагмент, таблицы о способах передвижения животных.

    Тип урока: изучение нового материала. Технология развития критического мышления.

    План:

    № этапа урока

    Название этапа урока

    Время, мин

    1

    Организационный момент

    0,5 мин

    2

    Введение в тему. Актуализация знаний.

    2-4 мин

    3

    Изучение нового материала

    20-25 мин

    4

    Закрепление

    7-9 мин

    5

    Рефлексия

    2 мин

    6

    Домашнее задание

    0,5 мин

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    ХОД УРОКА.

    Перед началом урока раздать: технологические карты, фломастеры, тексты с дополнительным материалом.

    1.Организационный момент.       

     Создать в классе в начале урока положительный  эмоциональный настрой, создать на уроке для каждого ребенка ситуацию успеха.

    2. Актуализация знаний.

    На прошлых уроках мы познакомились с животными различных классов типа Хордовые. Изучили особенности строения и жизнедеятельности.

    Давайте вспомним животных и классы, к которым они относятся.

    Я хочу предложить вам разгадать загадки.

    - И.А. Крылов одну из своих басен назвал «Лебедь, рак и …(щука) слайд 2 по щелчку

    - Это животное однажды придумало необычный способ передвижения на утках (лягушка)

    - Рассказ Киплинга «Маугли». Кого боялись обезьяны? (удав)

    - В одном из мифов, рассказывается о том, как эти животные спасли Рим (гуси)

    -В басне И.А.КРЫЛОВА это животное оставило другое без деликатеса. ( лисица)

    К какому классу можно отнести лисицу?

    Учащиеся разгадывают загадки, называя животных и классы к которым они относятся.

    Учащиеся отвечают предположительно.

    Многие из вас близки к правильному ответу или ответили верно, поэтому, как вы думаете какова тема и цель нашего урока?

    Предположительно: Постановка темы, цели.

    С особенностями их строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных нам предстоит познакомиться на этом и следующих уроках.

    Тема урока «Класс Млекопитающие или Звери» слайд 3

    На уроке вы будете работать в парах и по группам по технологическим карточкам

     - Какие ассоциации у вас вызывает слово “млекопитающие”?

     - Где можно встретить млекопитающих? слайд 4.5.6.

    Постановка проблемного вопроса

    слайд 7

    Какие черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?

    Для того чтобы найти ответы на поставленный вопрос, я предлагаю вам стать на этом уроке исследователями-специалистами по конкретным вопросам. Для этого мы будем работать в группах и парами (дети на группы разделены заранее).

    Давайте определим уровень вашего знания по данной теме.

     - Технологическая карта. Таб. №1

    « Знаю, хочу узнать, узнал»

    Я предлагаю заполнить вторую колонку в виде структурно-логической схемы

    Третью колонку «Узнал», вы заполните в конце урока.

    Предлагаю план дальнейшей работы, чтобы ответить на проблемный вопрос. Слайд 8

    1.Систематика класса Млекопитающие

    2.Общая характеристика класса Млекопитающие

    Работа в парах.

    Используя текст учебника §31 и доп. Текстов, составить опорную схему систематики млекопитающих

    Проверка.

    Давайте обменяемся информацией о результатах ваших исследований.

    Слайд 9

    Описание: http://festival.1september.ru/articles/410233/img2.gif

    Возвращаемся к плану, пункт №2

    - Характеристика класса Млекопитающие.

    Задания для каждой группы индивидуальные.

    Используя текст учебника §31 и дополнительные тексты, составить характеристику признаков класса Млекопитающие.

    Каждая группа заполняет в технологической карте строку соответствующую данному ей заданию.

    Время выполнения задания – 10-15 минут.

    Одновременно заполняется таблица на Слайде 10

    Предполагаемые ответы учащихся

    - Питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные, к ним относятся звери.

    - Технологическая карта № 1. Таб. №1

    Учащиеся заполняют 1 колонку – «Знаю»

    1-2мин. Учащиеся озвучивают несколько признаков.

    Учащиеся заполняют 2 колонку 1-2 мин. «Хочу узнать»

    Описание: http://festival.1september.ru/articles/410233/img1.gif

    Учащиеся озвучивают несколько признаков.

    Работа в технологической карте №2

     Используют фломастер. Крупно! 5-6 мин

    По окончанию работы тех. карты вывешиваются на доску. Учащийся по желанию комментирует опорную схему.

    Работа в группах по 4-5 человек

    - Технологическая карта № 1. Таб. №2

    1 группа изучает особенности покровов тела млекопитающих.

    2 группа изучает особенности строения скелета млекопитающих.

    3 группа изучает особенности строения нервной системы и органы чувств млекопитающих.

    4 группа изучает особенности строения кровеносной и дыхательной систем органов.

    5 группа изучает особенности строения пищеварительной системы  млекопитающих.

    6 группа изучает особенности размножения и развития млекопитающих.

    По окончанию работы один представитель от  группы выступает с информацией о результатах проделанной работы.

    Учащиеся остальных групп заполняют таблицу. Происходит обмен информацией между учащимися всех групп.

    - Ребята, давайте вернемся к проблемному вопросу. Слайд 7

     - Какие черты организации млекопитающих позволили им занять  все основные среды обитания?

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

     - Я предлагаю «Биологический лабиринт»

    7-9 мин

    Ответы учащихся. ( Высокоорганизованные)

    Работа парами.

     - Вернемся к технологической карте таб. №1

     - Заполнение третьей колонки « Узнал»

    Учащиеся заполняют 3 колонку 1-2 мин. Несколько учащихся выступают, подводят итоги и делают выводы.

    РЕФЛЕКСИЯ.

    Учитель в конце урока предлагает оценить свой вклад в работу пары и группы по 5-и бальной шкале в технологической карте №1.

    Учащиеся сдают технологические карты

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

    Слайд 11    

    Причитать §31, ответить на вопросы в конце параграфа

    Прочитать §31 и пересказать

     Приготовить сообщение (презентацию) на одну из тем:  Отряд Однопроходные, Отряд Сумчатые, Отряд Насекомоядные, Отряд Рукокрылые.

    Учащиеся записывают задание в дневник.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Берегите эту Землю, эти воды! Даже малую былиночку храня! Берегите всех зверей внутри природы! Убивайте лишь зверей внутри себя!

    Слайд 2

    Класс Птицы Класс Пресмыкающиеся Класс Земноводные Класс Рыбы Класс Млекопитающие

    Слайд 3

    Тема урока: «Класс Млекопитающие, или Звери»

    Слайд 4

    http://aida.ucoz.ru Млекопитающие освоили практически все среды обитания водная среда обитания

    Слайд 5

    наземно-воздушная среда

    Слайд 6

    почвенная среда обитания

    Слайд 7

    Проблемный вопрос : Какие черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?

    Слайд 8

    План работы: Систематика класса Млекопитающие Общая характеристика класса Млекопитающие

    Слайд 9

    Класс Млекопитающие подкласс Первозвери подкласс Настоящие звери отряд Однопроходные 5 видов: утконос ехидна 3 проехидны инфракласс Низшие звери: отряд Сумчатые инфракласс Плацентарные - 18 современных отрядов : Насекомоядные Рукокрылые Грызуны Зайцеобразные Парнокопытные Непарнокопытные Китообразные Приматы Хищные

    Слайд 10

    Тело покрыто шерстью, различные железы (потовые, молочные, сальные, пахучие) Большинство четвероногие, туловище приподнято над землей, шея подвижная, 7 позвонков Покровы тела (железы) Особенности строения нервной системы Органы чувств Особенности строения кровеносной системы Особенности строения дыхательной системы Размножение и развитие Особенности пищеварительной системы Особенности строения скелета Высокий уровень организации нервной системы, есть кора головного мозга, сплошные условные и безусловные рефлексы Хорошо развиты в определенной среде обитания Замкнутая, 4-х камерное, 2 круга кровообращения, теплокровные Дышат атмосферным воздухом, органы дыхания, альвеолярные органы Пищеварительные железы, дифференцированные зубы мышечный язык с вкусовыми сосочками Живорождение, вскармливание молоком, забота о потомстве Общая характеристика

    Слайд 11

    Домашнее задание Причитать §31, ответить на вопросы в конце параграфа Прочитать § 31 и пересказать Приготовить сообщение (презентацию ) на одну из тем: Отряд Однопроходные, Отряд Сумчатые, Отряд Насекомоядные , Отряд Рукокрылые .

    Слайд 12

    СПАСИБО ЗА УРОК!



    Предварительный просмотр:

    Ф. И. учащегося  

    Класс

    Технологическая карта № 1

    Таб. №1

    Знаю

    Хочу узнать

    Узнал

    Общая характеристика класса Млекопитающие

    Таб. №2

    признаки

    Особенности строения

     Покровы тела (железы)

    Особенности строения скелета

    Особенности строения Нервной системы

    Органы чувств

    Особенности строения кровеносной системы

    Особенности строения дыхательной  системы

    Особенности строения пищеварительной системы

    Размножение и развитие

    Оцени свой вклад в работу пары и группы по 5 – бальной шкале

    1 2  3  4  5

    Ф. И. учащегося  

    Класс

    Технологическая карта № 2

    Опорная схема систематики класса Млекопитающие

    1 группа -   Покровы тела (железы)

    _______________________________________________

    2 группа - Особенности строения скелета

    _______________________________________________

    3 группа - Особенности строения Нервной системы

                         Органы чувств

    _________________________________________________

    4 группа - Особенности строения кровеносной системы

                         Особенности строения дыхательной  системы

    ___________________________________________________

    5 группа - Особенности строения пищеварительной    системы

    _____________________________________________________

    6 группа - Размножение и развитие

    _____________________________________________

      Текст.    Млекопитающие - это самый высокоорганизованный класс среди позвоночных животных, общее число видов современных млекопитающих составляет 4,5 тысяч. Класс млекопитающих подразделяется на два подкласса: Первозвери (однопроходные — утконос, ехидна, проехидна) и Настоящие звери (низшие — сумчатые и высшие — плацентарные). Современные плацентарные млекопитающие включают 18 отрядов.
    Строение тела. Большинство четвероногие, туловище приподнято над землей. Тело подразделяется на голову, шею, туловище и хвост. Две пары пятипалых конечностей с неубирающимися когтями находятся под туловищем. На голове - ушные раковины, чувствительные волосы, вытянутый нос, рот с губами, глаза с двумя веками и ресницами на них.

    Покров. Волосяной, состоящий из шерсти (ости) и подшерстка, периодически линяющий. Потовых желез в коже мало, имеются сальные и пахучие железы. Молочные железы - видоизмененные потовые, с сосками. Скелет. Включает череп, позвоночник, грудную клетку, пояса передних и задних конечностей, свободные конечности. Череп состоит из мозгового и лицевого отделов. Позвоночник, состоит из 7 шейных, 12 грудных, 6 поясничных позвонков, 3-4 крестцовых и хвостовых позвонков. Грудная клетка образована 12 парами ребер и грудиной. Пояс передних конечностей. Пояс задних конечностей. Свободные конечности: передние лапы и задние лапы.
    Мышцы. Наиболее сильные жевательные, мышцы спины и конечностей. Диафрагма - мышца, участвующая в дыхательных движениях, разделяющая полость тела на грудной и брюшной отделы. Мимические мышцы.
    Пищеварительная система. Рот с зубами, мышечный язык с вкусовыми сосочками, слюнные железы. Глотка, пищевод, желудок, кишечник (тонкая, толстая и прямая кишки). Печень и поджелудочная железа. Пища животная и растительная.
    Дыхательная система. Дышат атмосферным воздухом.

     Носовая полость, гортань (с голосовыми связками), трахея, два бронха, легкие (состоят из бронхиол и альвеол). Дыхательные движения с помощью грудной клетки и диафрагмы.
    Кровеносная система. Сердце четырехкамерное. Два круга кровообращения. От левого желудочка отходит только левая дуга аорты, от которой ответвляются артерии. Число сокращений сердца - 120 ударов в 1 мин.
    Выделительная система. Тазовые почки бобовидной формы, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Выделение происходит также через кожу (потовые железы). Выводятся вода, соли, мочевина.
    Нервная система. Центральная - головной и спинной мозг, а периферическая - отходящие от них нервы. Кора больших полушарий мозга - центр высшей нервной деятельности. Кора образует извилины. Хорошо развит мозжечок. Сложные условные и безусловные рефлексы. Органы чувств. Хорошо развиты органы обоняния, осязания и слуха. Ухо представлено наружным, средним и внутренним. Цветовое зрение не развито, но улавливаются позы, мимика, движения, так как это анализируется в коре головного мозга.

     Размножение и развитие. Раздельнополые. Живорождение. После рождения детеныш питается молоком матери, которая по завершении молочного кормления передает жизненный опыт своему потомству. Забота о потомстве.

    Описание класса Млекопитающие

    Сегодня на Земле обитает примерно 4000 видов млекопитающих - наиболее высокоорганизованных и разнообразных животных нашей планеты. На суше млекопитающие встречаются повсюду: они живут под землей, на ее поверхности, в траве, кронах деревьев. Киты и тюлени составляют важную и неотъемлемую часть сообществ морских животных. А выдры и бобры приспособились к жизни в пресных водоемах. Млекопитающие - летучие мыши и крыланы - освоили даже воздушную стихию. Приспосабливаясь к различным типам местообитаний, звери были вынуждены разнообразить и свое пищевое поведение.  Рот с зубами, мышечный язык с вкусовыми сосочками, слюнные железы. Одни виды стали питаться исключительно растительным кормом, другие - мелкими беспозвоночными, третьи - позвоночными животными ( в том числе и другими млекопитающими ). Некоторые звери всеядные - едят почти все подряд. Чтобы объяснить причины невероятного эволюционного успеха млекопитающих, необходимо понять строение этих животных, работу их организма, поведение и происхождение. 
         Млекопитающие, или звери, - теплокровные позвоночные животные с четырьмя конечностями и покрытой волосами (шерстью) кожей. Зародыши развиваются у самок в матке и у большинства видов получают кислород и питательные вещества из ее крови через плаценту. На первых порах самки кормят детенышей молоком, вырабатываемым молочными железами. 
    Все перечисленные выше признаки свойственны большинству групп млекопитающих. Существуют, однако, и исключения - у китов, дельфинов и ламантинов, например, имеются только передние конечности. 
    Но, судя по строению скелета этих высокоспециализированных водных зверей, можно с уверенностью говорить о том, что их предками были четвероногие животные. Знания человека о происхождении млекопитающих во многом основаны на изучении остатков их окаменелых скелетов. Млекопитающие произошли от рептилий примерно 220 млн. лет назад.

    Млекопитающие отличаются от прочих позвоночных не только сложным способом размножения. Они обладают крупным, сложно устроенным головным мозгом и великолепно развитыми органами чувств. Млекопитающие научились использовать разнообразные голосовые, зрительные и обонятельные сигналы для общения как с представителями других видов животных, так и с себе подобными, что позволило им значительно усложнить социальную организацию своих семейных групп и сообществ. Волосяной (шерстный) покров надежно защищает тело зверей от холода и принимает важное участие в сложных процессах терморегуляции, позволяющих этим животным постоянно поддерживать высокую температуру тела независимо от состояния окружающей среды. Когда становится холодно, в организме млекопитающих увеличивается скорость обмена веществ, начинается выработка дополнительной теплоты. Кровь, прокачиваемая по сосудам 2х кругов кровообращения и четырехкамерного сердца, разносит это тепло по всему телу. А охлаждение организма в жару происходит за счет испарения пота с поверхности кожи ( потовые железы).

    Класс млекопитающих подразделяется на два подкласса: Первозвери (однопроходные — утконос, ехидна, проехидна) и Настоящие звери (низшие — сумчатые и высшие — плацентарные). Современные плацентарные млекопитающие включают 20 современных отрядов.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методическая разработка урока по биологии "Типы взаимодействия живых организмов"(11 класс)

    Урок биологии по теме " Типы взаимодействия живых организмов. Биотические факторы."( 11 класс)Форма: презентация к уроку...

    Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"

    Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...

    Методическая разработка урока по биологии "Внутренняя среда организма. Кровь". 8 класс

    Данный урок знакомит обучающихся с понятием "внутренняя среда организма, с составом внутренней среды, показывает ее роль в организме. Развивает знания о составе крови и ее функциях, о роли свертывании...

    Методическая разработка урока по биологии "Кожа - наружный покровный орган". 8 класс

    Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения кожи человека; с функциями кожи в организме человека. Развивает знания о роли кожи в обменных процессах и терморегуляции....

    Методическая разработка урока по биологии на тему "Слуховой анализатор" 8 класс

    Урок с использованием технологии проблемного обучения и РКМЧП....

    Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

    Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

    Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

    Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...