Методическая разработка урока по биологии на тему "Класс млекопитающие, или Звери " 7 класс
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Урок с использованием технологии проблемного обучения и РКМ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klass_mlekopitayushchie.doc | 85 КБ |
klass_mlekopitayushchie.pptx | 1.74 МБ |
tehnolog_karta_k_ur_klass_mlekopitayushchie.docx | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 33 Класс млекопитающие или Звери
7 класс
дата
Цели:
- учить понимать особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих как высокоорганизованных позвоночных;
- формировать умения объяснять родство человека с млекопитающими животными;
- развивать навыки составления опорной и структурно – логической схемы, используя теоретический материал учебника и дополнительный материал;
- отметить прогрессивные черты организации Млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания,
- осуществлять нравственное и экологическое воспитание учащихся.
Задачи:
Требования к результатам освоения темы урока учащимися:
- предметные: овладение представлениями о млекопитающих животных, их разнообразии, общих признаках и особенностях внешнего строения; освоение доступных способов изучения животных типа Хордовых класса Млекопитающих (наблюдение, запись, сравнение) через получение сведений от окружающих людей, из дополнительных информационных источников;
- метапредметные: готовность к коллективной работе; освоение способов решения задач поискового характера; использование знаково-символических средств представления информации для решения учебной проблемы; использование средств ИКТ для представления результатов работы; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации;
- личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания.
Оборудование и наглядность: интерактивная доска, презентация, учебник, технологические карточки, картинки животных, видеофрагмент, таблицы о способах передвижения животных.
Тип урока: изучение нового материала. Технология развития критического мышления.
План:
№ этапа урока | Название этапа урока | Время, мин |
1 | Организационный момент | 0,5 мин |
2 | Введение в тему. Актуализация знаний. | 2-4 мин |
3 | Изучение нового материала | 20-25 мин |
4 | Закрепление | 7-9 мин |
5 | Рефлексия | 2 мин |
6 | Домашнее задание | 0,5 мин |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
ХОД УРОКА. Перед началом урока раздать: технологические карты, фломастеры, тексты с дополнительным материалом. | |
1.Организационный момент. Создать в классе в начале урока положительный эмоциональный настрой, создать на уроке для каждого ребенка ситуацию успеха. | |
2. Актуализация знаний. | |
На прошлых уроках мы познакомились с животными различных классов типа Хордовые. Изучили особенности строения и жизнедеятельности. Давайте вспомним животных и классы, к которым они относятся. Я хочу предложить вам разгадать загадки. - И.А. Крылов одну из своих басен назвал «Лебедь, рак и …(щука) слайд 2 по щелчку - Это животное однажды придумало необычный способ передвижения на утках (лягушка) - Рассказ Киплинга «Маугли». Кого боялись обезьяны? (удав) - В одном из мифов, рассказывается о том, как эти животные спасли Рим (гуси) -В басне И.А.КРЫЛОВА это животное оставило другое без деликатеса. ( лисица) К какому классу можно отнести лисицу? | Учащиеся разгадывают загадки, называя животных и классы к которым они относятся. Учащиеся отвечают предположительно. |
Многие из вас близки к правильному ответу или ответили верно, поэтому, как вы думаете какова тема и цель нашего урока? | Предположительно: Постановка темы, цели. |
С особенностями их строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных нам предстоит познакомиться на этом и следующих уроках. Тема урока «Класс Млекопитающие или Звери» слайд 3 На уроке вы будете работать в парах и по группам по технологическим карточкам - Какие ассоциации у вас вызывает слово “млекопитающие”? - Где можно встретить млекопитающих? слайд 4.5.6. Постановка проблемного вопроса слайд 7 Какие черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания? Для того чтобы найти ответы на поставленный вопрос, я предлагаю вам стать на этом уроке исследователями-специалистами по конкретным вопросам. Для этого мы будем работать в группах и парами (дети на группы разделены заранее). Давайте определим уровень вашего знания по данной теме. - Технологическая карта. Таб. №1 « Знаю, хочу узнать, узнал» Я предлагаю заполнить вторую колонку в виде структурно-логической схемы Третью колонку «Узнал», вы заполните в конце урока. Предлагаю план дальнейшей работы, чтобы ответить на проблемный вопрос. Слайд 8 1.Систематика класса Млекопитающие 2.Общая характеристика класса Млекопитающие Работа в парах. Используя текст учебника §31 и доп. Текстов, составить опорную схему систематики млекопитающих Проверка. Давайте обменяемся информацией о результатах ваших исследований. Слайд 9 Возвращаемся к плану, пункт №2 - Характеристика класса Млекопитающие. Задания для каждой группы индивидуальные. Используя текст учебника §31 и дополнительные тексты, составить характеристику признаков класса Млекопитающие. Каждая группа заполняет в технологической карте строку соответствующую данному ей заданию. Время выполнения задания – 10-15 минут. Одновременно заполняется таблица на Слайде 10 | Предполагаемые ответы учащихся - Питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные, к ним относятся звери. - Технологическая карта № 1. Таб. №1 Учащиеся заполняют 1 колонку – «Знаю» 1-2мин. Учащиеся озвучивают несколько признаков. Учащиеся заполняют 2 колонку 1-2 мин. «Хочу узнать» Учащиеся озвучивают несколько признаков. Работа в технологической карте №2 Используют фломастер. Крупно! 5-6 мин По окончанию работы тех. карты вывешиваются на доску. Учащийся по желанию комментирует опорную схему. Работа в группах по 4-5 человек - Технологическая карта № 1. Таб. №2 1 группа изучает особенности покровов тела млекопитающих. 2 группа изучает особенности строения скелета млекопитающих. 3 группа изучает особенности строения нервной системы и органы чувств млекопитающих. 4 группа изучает особенности строения кровеносной и дыхательной систем органов. 5 группа изучает особенности строения пищеварительной системы млекопитающих. 6 группа изучает особенности размножения и развития млекопитающих. По окончанию работы один представитель от группы выступает с информацией о результатах проделанной работы. Учащиеся остальных групп заполняют таблицу. Происходит обмен информацией между учащимися всех групп. |
- Ребята, давайте вернемся к проблемному вопросу. Слайд 7 - Какие черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания? ЗАКРЕПЛЕНИЕ. - Я предлагаю «Биологический лабиринт» 7-9 мин | Ответы учащихся. ( Высокоорганизованные) Работа парами. |
- Вернемся к технологической карте таб. №1 - Заполнение третьей колонки « Узнал» | Учащиеся заполняют 3 колонку 1-2 мин. Несколько учащихся выступают, подводят итоги и делают выводы. |
РЕФЛЕКСИЯ. | |
Учитель в конце урока предлагает оценить свой вклад в работу пары и группы по 5-и бальной шкале в технологической карте №1. | Учащиеся сдают технологические карты |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. | |
Слайд 11 Причитать §31, ответить на вопросы в конце параграфа Прочитать §31 и пересказать Приготовить сообщение (презентацию) на одну из тем: Отряд Однопроходные, Отряд Сумчатые, Отряд Насекомоядные, Отряд Рукокрылые. | Учащиеся записывают задание в дневник. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Класс Птицы Класс Пресмыкающиеся Класс Земноводные Класс Рыбы Класс Млекопитающие
Тема урока: «Класс Млекопитающие, или Звери»
http://aida.ucoz.ru Млекопитающие освоили практически все среды обитания водная среда обитания
наземно-воздушная среда
почвенная среда обитания
Проблемный вопрос : Какие черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?
План работы: Систематика класса Млекопитающие Общая характеристика класса Млекопитающие
Класс Млекопитающие подкласс Первозвери подкласс Настоящие звери отряд Однопроходные 5 видов: утконос ехидна 3 проехидны инфракласс Низшие звери: отряд Сумчатые инфракласс Плацентарные - 18 современных отрядов : Насекомоядные Рукокрылые Грызуны Зайцеобразные Парнокопытные Непарнокопытные Китообразные Приматы Хищные
Тело покрыто шерстью, различные железы (потовые, молочные, сальные, пахучие) Большинство четвероногие, туловище приподнято над землей, шея подвижная, 7 позвонков Покровы тела (железы) Особенности строения нервной системы Органы чувств Особенности строения кровеносной системы Особенности строения дыхательной системы Размножение и развитие Особенности пищеварительной системы Особенности строения скелета Высокий уровень организации нервной системы, есть кора головного мозга, сплошные условные и безусловные рефлексы Хорошо развиты в определенной среде обитания Замкнутая, 4-х камерное, 2 круга кровообращения, теплокровные Дышат атмосферным воздухом, органы дыхания, альвеолярные органы Пищеварительные железы, дифференцированные зубы мышечный язык с вкусовыми сосочками Живорождение, вскармливание молоком, забота о потомстве Общая характеристика
Домашнее задание Причитать §31, ответить на вопросы в конце параграфа Прочитать § 31 и пересказать Приготовить сообщение (презентацию ) на одну из тем: Отряд Однопроходные, Отряд Сумчатые, Отряд Насекомоядные , Отряд Рукокрылые .
СПАСИБО ЗА УРОК!
Предварительный просмотр:
Ф. И. учащегося
Класс
Технологическая карта № 1
Таб. №1
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Общая характеристика класса Млекопитающие
Таб. №2
признаки | Особенности строения |
Покровы тела (железы) | |
Особенности строения скелета | |
Особенности строения Нервной системы | |
Органы чувств | |
Особенности строения кровеносной системы | |
Особенности строения дыхательной системы | |
Особенности строения пищеварительной системы | |
Размножение и развитие |
Оцени свой вклад в работу пары и группы по 5 – бальной шкале
1 2 3 4 5
Ф. И. учащегося
Класс
Технологическая карта № 2
Опорная схема систематики класса Млекопитающие
1 группа - Покровы тела (железы)
_______________________________________________
2 группа - Особенности строения скелета
_______________________________________________
3 группа - Особенности строения Нервной системы
Органы чувств
_________________________________________________
4 группа - Особенности строения кровеносной системы
Особенности строения дыхательной системы
___________________________________________________
5 группа - Особенности строения пищеварительной системы
_____________________________________________________
6 группа - Размножение и развитие
_____________________________________________
Текст. Млекопитающие - это самый высокоорганизованный класс среди позвоночных животных, общее число видов современных млекопитающих составляет 4,5 тысяч. Класс млекопитающих подразделяется на два подкласса: Первозвери (однопроходные — утконос, ехидна, проехидна) и Настоящие звери (низшие — сумчатые и высшие — плацентарные). Современные плацентарные млекопитающие включают 18 отрядов.
Строение тела. Большинство четвероногие, туловище приподнято над землей. Тело подразделяется на голову, шею, туловище и хвост. Две пары пятипалых конечностей с неубирающимися когтями находятся под туловищем. На голове - ушные раковины, чувствительные волосы, вытянутый нос, рот с губами, глаза с двумя веками и ресницами на них.
Покров. Волосяной, состоящий из шерсти (ости) и подшерстка, периодически линяющий. Потовых желез в коже мало, имеются сальные и пахучие железы. Молочные железы - видоизмененные потовые, с сосками. Скелет. Включает череп, позвоночник, грудную клетку, пояса передних и задних конечностей, свободные конечности. Череп состоит из мозгового и лицевого отделов. Позвоночник, состоит из 7 шейных, 12 грудных, 6 поясничных позвонков, 3-4 крестцовых и хвостовых позвонков. Грудная клетка образована 12 парами ребер и грудиной. Пояс передних конечностей. Пояс задних конечностей. Свободные конечности: передние лапы и задние лапы.
Мышцы. Наиболее сильные жевательные, мышцы спины и конечностей. Диафрагма - мышца, участвующая в дыхательных движениях, разделяющая полость тела на грудной и брюшной отделы. Мимические мышцы.
Пищеварительная система. Рот с зубами, мышечный язык с вкусовыми сосочками, слюнные железы. Глотка, пищевод, желудок, кишечник (тонкая, толстая и прямая кишки). Печень и поджелудочная железа. Пища животная и растительная.
Дыхательная система. Дышат атмосферным воздухом.
Носовая полость, гортань (с голосовыми связками), трахея, два бронха, легкие (состоят из бронхиол и альвеол). Дыхательные движения с помощью грудной клетки и диафрагмы.
Кровеносная система. Сердце четырехкамерное. Два круга кровообращения. От левого желудочка отходит только левая дуга аорты, от которой ответвляются артерии. Число сокращений сердца - 120 ударов в 1 мин.
Выделительная система. Тазовые почки бобовидной формы, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Выделение происходит также через кожу (потовые железы). Выводятся вода, соли, мочевина.
Нервная система. Центральная - головной и спинной мозг, а периферическая - отходящие от них нервы. Кора больших полушарий мозга - центр высшей нервной деятельности. Кора образует извилины. Хорошо развит мозжечок. Сложные условные и безусловные рефлексы. Органы чувств. Хорошо развиты органы обоняния, осязания и слуха. Ухо представлено наружным, средним и внутренним. Цветовое зрение не развито, но улавливаются позы, мимика, движения, так как это анализируется в коре головного мозга.
Размножение и развитие. Раздельнополые. Живорождение. После рождения детеныш питается молоком матери, которая по завершении молочного кормления передает жизненный опыт своему потомству. Забота о потомстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по биологии "Типы взаимодействия живых организмов"(11 класс)
Урок биологии по теме " Типы взаимодействия живых организмов. Биотические факторы."( 11 класс)Форма: презентация к уроку...
Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"
Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...
Методическая разработка урока по биологии "Внутренняя среда организма. Кровь". 8 класс
Данный урок знакомит обучающихся с понятием "внутренняя среда организма, с составом внутренней среды, показывает ее роль в организме. Развивает знания о составе крови и ее функциях, о роли свертывании...
Методическая разработка урока по биологии "Кожа - наружный покровный орган". 8 класс
Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения кожи человека; с функциями кожи в организме человека. Развивает знания о роли кожи в обменных процессах и терморегуляции....
Методическая разработка урока по биологии на тему "Слуховой анализатор" 8 класс
Урок с использованием технологии проблемного обучения и РКМЧП....
Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"
Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...
Методическая разработка урока по биологии (раздел генетика) Технологии информационно-коммуникативные Класс: 9 Учитель: Сыч Т.В. ГБОУ СОШ №68 Калининского района Санкт-Петербурга
В современном образовании компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения. Интерактивные уроки я провожу в компьютерном классе, с использованием электронного учебника...