Методическая разработка урока по биологии на тему "Слуховой анализатор" 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Шкурат Флюра Ягфаровна

Урок с использованием технологии проблемного обучения и РКМЧП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slukhovoy_analizator.doc603 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА

учителя биологии МБУ СОШ №84  г. о. Тольятти

Шкурат Флюры Ягфаровны

Тема: Слуховой анализатор

Класс: 8 «А»

Цель урока: сформировать знания о строении и функциях слухового анализатора,

                       о значении слуха в жизни человека, дать представление о причинах  

                        заболевания слухового анализатора и правилах гигиены слуха.

Задачи:

обучающие:               

  • знать строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха, способы преобразования звуковой энергии в механическую;
  • уметь  соблюдать правила гигиены слуха;

развивающие:         

  • развивать коммуникативную компетентность, способность к  самообразованию, гибкость мышления, умение находить нужную информацию в учебнике;

воспитательные:

  • формировать готовность к разрешению проблем,                                  познавательный интерес к предмету, сознательное отношение к своему здоровью

Тип урока: открытие новых знаний

Технологии: объяснительно – иллюстрированного обучения, частично –

                       поисковый, проблемно – диалогический.

                      Развитие критического мышления: мозговой штурм, синквейн, пометки на полях, толстые и тонкие вопросы, кластер.    

Оборудование: таблица «Слуховой анализатор», модель уха, отрывок из пьесы В.Шекспира  «Гамлет», «Лунная соната» Бетховена, учебник «Биология. Человек», Д.В, Колесов, Дрофа, 2007 г..

                                                Ход урока  

                                               

                                                                                                  Эпиграф

                                                               Природа, давшая нам лишь один орган для речи,
                                                              дала нам два органа для слуха,
                                                              дабы мы знали, что надо больше слушать,
                                                              чем говорить.
                                                             
Арабское изречение

  1. Организационный момент
  1. Создание комфортной обстановки для восприятия содержания урока

взаимное приветствие педагога и учеников

Учитель: Здравствуйте, ребята! Встаньте ровно, расправьте плечи, почувствуйте свое тело, скажите ему мысленно “спасибо” за то, что дает вам возможность насладиться жизнью. Садитесь.

Я предлагаю вам стать «студентами» медицинского института. Для        

      этого необходимо сдать вступительные экзамены.

  1. Проверка домашнего задания (работа всего класса) на 2 варианта

  Вариант 1

Из перечня (1 – 10) выберите правильные ответы на вопросы (А – Л) и постройте ключ ответа

  1. Хрусталик
  2. Сетчатка
  3. Рецептор
  4. Зрачок
  5. Стекловидное тело
  6. Зрительный нерв
  7. Белочная оболочка и роговица
  8. Радужная оболочка
  9. Сосудистая оболочка
  10. Зрительная зона коры мозга

А. Три части зрительного анализатора (последовательно)

Б. Воспринимает зрительные раздражения

В. Проводит возбуждение в мозг

Г. Осуществляет различные зрительные раздражения

Д. Преломляет лучи

Е. Меняет свою форму (кривизну)

Ж. Состоит из светочувствительных клеток – колбочек и палочек

З. Защитные оболочки глаза

И. Место образования изображения предмета

К. Отверстие в радужной оболочке

Л. Черный и питающий слой глазного яблока

Ключ: А – 3, 6, 10;         Б – 3;            В – 6;        Г – 10;           Д – 1;            Е – 1;                                                Ж – 2, 3;                 З – 7, 8;             И – 2;           К – 4;                Л – 9

Вариант 2.

Выполните тестовое задание «Подбери пары»

  1. 1. Дальнозоркий глаз

          А. Расходящиеся лучи, идущие от ближних предметов, пересекаются за сетчаткой.

          2. Близорукий глаз

          Б. Параллельные лучи, идущие от дальних предметов, пересекаются впереди                          сетчатки, не доходя до нее.

 2.      1. Оптическая система глаза

          А. Фоторецептор

          2. Световоспринимающая система глаза

           Б. Хрусталик

    3.   1. Хрусталик менее выпуклый

          А. Рассматривание далеко расположенных предметов

          2. Хрусталик более выпуклый

          Б. Рассматривание близко расположенных предметов

   4.    1. Аккомодация

          А. Приспособленность глаза к восприятию света разной яркости

          2. Адаптация

          Б. Приспособленность глаза четко видеть предметы, расположенные на      

               разном расстоянии

5.    1. Палочки

          А. Различают синий, зеленый и красный цвета

           2. Колбочки

           Б. Воспринимают черно – белое изображение

   6.     1. Глаукома

           А. Повышение внутриглазного давления с повреждением зрительного нерва

           2. Катаракта

           Б. Помутнение хрусталика

Ключ:  1.  А – 1       2.  А – 2          3.  А – 1        4.   А – 2          5. А – 2        6.  А – 1

                  Б – 2             Б – 1               Б – 2               Б – 1               Б – 1              Б – 2

Взаимопроверка.

На доске вывешивается схема с правильными ответами

Система оценки: нет ошибок – «5»

                              1 – 3 ош. – «4»

                              4 – 5 ош. – «3»

Учащиеся выставляют оценки друг другу

  1. Постановка целей и задач урока

          (на доске слово «оториноларингология»)

          Как вы понимаете значение этого слова?

Ото – рино – ларинго – логия (греч.)

ухо    нос       гортань    учение

Учение о заболеваниях горла, уха, носа

  1. Изучение нового материала.

Учитель: вы успешно сдали экзамены. Студенты институтов посещают лекции, участвуют в семинарах. Приглашаю вас на семинар по какой теме? С какой целью?

Формулирование учащимися темы и цели урока

эпиграф

Бабушка, зачем тебе такие большие уши?
Это чтобы лучше слышать тебя, дитя мое.
Шарль Перро

Учитель: – «Бабушка,  зачем тебе такие большие уши?

 – Это чтоб лучше тебя слышать, дитя мое!»

Каждому с детства знаком этот диалог из старой сказки. А зачем все – таки нам уши? Точнее не уши, а ушные раковины, которые и подразумевала в своем вопросе любопытная Красная Шапочка.

Ученик:. Благодаря воронкообразной форме ушные раковины способны улавливать и концентрировать звуковые волны. Старые люди с пониженным слухом, прислушиваясь к чему-либо, приставляют сложенную рупором ладонь к уху, как бы увеличивая его.

Учитель: Какие еще функции ушных раковин вы можете отметить?

Ученик: На мочке уха носят серьги.

Учитель: Правильно, косметическая функция наружного уха. Во все времена и у всех народов старались украсить ушную раковину, понимая, что она играет важную роль в создании внешнего облика.

Ученик: На ушной раковине имеются активные точки.

  1. Валеологическая пауза.

Учитель: Чтобы активизировать свою мыслительную деятельность, сделаем массаж ушей. На одном ухе выявлено более ста биологически активных точек; на мочке находится 11 точек, связанных с глазами, зубами, языком, мышцами лица, внутренним ухом. Ушная раковина имеет мощные нервные связи через систему нервов с определенными центрами головного мозга.

 Укрепляем слух: руками прижать уши, не напрягаясь, и резко отпустить их. 4–6 раз.

       Текст упражнений для глаз.

      №1. крепко зажмурить глаза на 3 – 5 сек.;

              открыть глаза на 3 – 5 сек.;

               повторить 6 – 8 раз;

       №2. быстро моргать в течение 2 – 3 мин.;

   Отдохнули, приступаем к работе

Задание 1.Работа в парах.
Вспомните все, что вы уже знаете на тему «Орган слуха». Для этого структурируйте сведения, оформив их синквейном.

Возможные варианты.

Ухо

Большое, маленькое

Слышит, реагирует, распознает

Разнообразие звуков - великая радость

Орган

Ухо

Наружное, среднее, внутреннее

Дергает, болит, воспаляется

Отит- заболевание среднего уха

Анализатор

Постановка проблемы.

Учитель: Многим знакома потрясающая по эмоциональному накалу сцена, когда Гамлету является призрак отца и рассказывает о совершенном злодеянии.

На столах отрывок из «Гамлета» Шекспира.

… Когда я спал в саду

В свое послеобеденное время,

В мой уголок прокрался дядя твой

С проклятым соком белены во фляге

И мне в ушную полость влил настой,

Чьё действие в таком раздоре с кровью,

Что мигом обегает, словно ртуть,

Все внутренние переходы тела,

Створаживает кровь, как молоко,

С которым каплю уксуса смешали.

Так было и со мной. Сплошной лишай

Покрыл мгновенно пакостной и гной

Коростой, как у Лазаря, кругом

Всю кожу мне.

И так, был рукою брата я во сне

Лишен короны, жизни, королевы…

Проблема: – Прав или не прав с точки зрения врача был Вильям Шекспир, описывая сцену отравления Клавдием отца Гамлета? Могло ли так быть в действительности?

(Организуется работы с материалом учебника §51 и дополнительной информацией на листках). (5 мин.)

используя известный вам прием маркировки. После прочтения заполните таблицу  с соответствующими маркировке графами (можно делать пометки карандашом в тексте « Пометки на полях».

Алгоритм действий учеников: читая текст, учащиеся делают пометки карандашом и заполняют таблицу с графами:

Таблица (пример)

«» – знаю

«+» – новое

«–» 

– вызывает сомнения

«?» – толстые и тонкие вопросы по ходу чтения

Ухо- орган слуха; барабанная перепонка.

Наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо…

Слуховые косточки: молоточек, наковаленка, стремечко. Самые маленькие косточки нашего тела.  Улитка.

Центр слуха - височная доля коры больших полушарий мозга.

Тонкие:
Что такое анализатор?
В чем связь между слуховым анализатором и головным мозгом?

Как называется слуховые рецепторы?

Где находится  цент слухового анализатора?

Что позволяет уравнивать давление в полости среднего уха?…
Толстые: 
Как связаны строение и функции ?
Как осуществляется проведение звука? …

Прав или не прав с точки зрения врача был В. Шекспир, описывая сцену отравления Клавдием отца Гамлета? Могло ли быть так в действительности?

 Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо вспомнить строение наружного уха, той самой ушной полости, о которой говорит призрак отца Гамлета.

Учитель: Какое строение имеет наружное ухо?

К доске выходит ученик рассказывает по таблице  

Ученик: Ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка.

Запись в тетрадь.

Учитель: Какие особенности строения барабанной перепонки, свойства обуславливают ее функции?

Ученик: Она гибкая и прочная, состоит из эпидермиса, слизистой оболочки и волокон. Надежная защита против попадания в среднее ухо пыли, микробов, воды.

 барабанная перепонка не может пропустить яд (сок белены).

Учитель: Выходит, великий драматург ошибался? Не будем спешить с выводами. Давайте перенесемся в другую ситуацию в другой части света…

Средняя Азия, середина XIX в. Бухарским эмиратом правит пятый эмир Мантышской династии Насрулла Баходур, по прозвищу «мясник». Он отличался особой жестокостью. За время его 33 – летнего правления ежедневно в Бухаре совершалось от 5 до 100 варварских казней. В 1855 году эмир Насрулла захватил соседний Шахрисяб. Дочь шахрисябского шаха стала невольницей в его многочисленногом гарема. Однажды ночью, когда кровавый эмир заснул, она подкралась и влила ему в ухо ртуть. Придворным медикам не удалось спасти Насруллу, но даже умирающий, он остался верен себе: приказал зарезать перед своими тускнеющими глазами отца отравительницы, ее брата, всех ее детей и, наконец, саму дочь шаха.

Учитель: И так, эмир Насрулла Баходур был отравлен в 1860 году ртутью, влитой в ухо, и это не легенда, не литературный вымысел, а достоверный факт.

- В чем же дело? Ведь, как известно, ртуть не могла всасаться через барабанную перепонку, а только через слизистую оболочку.

Ученики: Дело, видимо, в том, что и у эмира Насруллы, и у отца Гамлета в барабанной перепонке было отверстие, через которое и попали в среднее ухо яды.

Учитель. Откуда же взялось отверстие в барабанной перепонке? ( сообщение ученика)

Ученик. 

К образованию большого отверстия в барабанной перепонке приводят воспаления среднего уха, вызванные, например, корью и скарлатиной. Следовательно, и датский король, и бухарский эмир болели в детстве корью или скарлатиной, осложнившейся воспалением среднего уха с образованием стойкой хронической перфорации (отверстия), что и сделало возможной их трагическую смерть от яда. Хронические заболевания уха встречаются и в настоящее время, и, к сожалению, не столь уж редко. У таких больных естественный наружный барьер – барабанная перепонка – разрушен. Естественно, у них снижен слух, и, кроме того, попадание в слуховой проход воды вызывает у них воспаление среднего уха.

Учитель. Можно ли помочь таким больным?

В наше время разработана пластика барабанной перепонки. На отверстие накладывают заплату. Она должна быть достаточно тонкой, прочной и в то же время хорошо приживаться. С этой целью используют или кусочки собственных тканей организма, или заплатки из искусственных материалов. Такие операции позволяют восстановить целостность барабанной перепонки, повысить слух, уберечь среднее ухо от попадания чужеродных агентов.

  1. Постановка новой проблемы.

Учитель: На одном из ленинградских заводов имел место такой случай. Один кузнец в обеденный перерыв захотел отдохнуть и улегся на станину кузнечного пресса. Его товарищ решил пошутить и напугать спящего. Он забрался под станину и что было силы ударил по ней молотком. Шутка окончилась плачевно – спящий кузнец оглох.

В чем причина внезапно наступившей глухоты? Каков ее механизм?

 Чтобы понять это, нам надо разобраться, каким путем звуковая волна достигает внутреннего уха.

(Учащиеся обращаются к материалу учебника и дополнительной информации)

Учитель: Какое строение имеет среднее ухо?

К доске выходит ученик рассказывает по таблице  

Ученик: Молоточек, наковальня, стремечко

(Показ среднего уха на таблице и модели уха. Запись в тетрадь.)

Учитель: В чем причина наступившей глухоты?

Ученик: Передача звука через кость.

Учитель: Природой не предусмотрена передача звуковых колебаний через кость, а значит, не предусмотрена система защиты. Звуковые колебания от сильного удара молотка передались по железной станине кузнечного пресса на затылочную и височную кости спящего человека – непосредственно на лабиринт и вследствие акустической травмы погибли звуковоспринимающие клетки.

К доске выходит ученик рассказывает по таблице  

(Показ внутреннего уха на таблице Запись в тетрадь.)

Учитель: Выдающийся композитор Бетховен, ученый Циолковский были глухи. Но тем не менее они продолжали творить. Иногда глухие могут танцевать, воспринимая ритм музыки благодаря колебаниям пола. При некоторых формах глухоты, когда слуховой нерв не поврежден, звук проходит через кости.

Бетховен, когда стал терять слух, брал в зубы палочку, плотно прижимал ее к деке рояля и так мог слушать музыку. При этом звуковые колебания передавались на верхнюю челюсть, скуловую, височную кости и на лабиринт. 
 Послушайте отрывок из произведения этого композитора, которое называется «Лунная соната»: он сочинил эту сонату, уже будучи частично глухим.

 Вслушайтесь в звуки этой музыки. Что вы слышите?

 Мне кажется, что композитор хотел выразить много мыслей, одной из которых была такая: возможности человека беспредельны, даже тяжелый недуг не помеха; человек постоянно, изо дня в день должен стремиться к вершинам мастерства, к поиску нового, к совершенству.

Учитель: Звук в ухе проходит более сложный путь, чем луч света в органе зрения. Внимание на экран  Сейчас вы должны Составить кластер “Прохождение звуковой волны” Время выполнения – 3 минуты.

 (видеофрагмент о передаче звука).

 (один из вариантов)

Обсуждение кластера.

Учитель. Ребята, а вы знаете, кто такой «копуша»?

Ученики. Так принято называть медлительного человека, ленивого тугодума.

Учитель. Какое отношение «копуша» имеет к уху? Оказывается, самое непосредственное. Исторический факт.

Новгородский историко-археологический музей-заповедник. На витринах – найденные при раскопках ножи, топоры, наконечники копий и стрел. А вот какие-то палочки – «копушечки». В Древнем Новгороде каждый уважающий себя человек, помимо гребешка, подвешенного к поясу, должен был иметь и специальную палочку для туалета слуховых проходов. Обычно палочки эти изготовлялись из дерева. Ну а человека, который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, позабыв про все остальные дела, называли копушей. В дальнейшем так стали в насмешку обзывать всех, кто непомерно много внимания уделяет второстепенным, мелочным занятиям в ущерб главному.

Учитель. А как обстоят дела с гигиеной наружного слухового прохода сегодня? У каждого из нас обязательно есть расческа, зубная щетка, в недавнем прошлом, да и сейчас  многие пользовались зубочистками, а вот о «копушечках» вы не прочтете ни в одном гигиеническом руководстве. Оказывается, гигиенические правила, и взгляды тоже меняются с течением времени.(сообщение ученика)

Ученик

 «Копушками» прочищали наружные слуховые проходы от ушной серы. Откуда берется сера в слуховых проходах и что это такое? Серные железы, вырабатывающие особый секрет светло-коричневого цвета, постепенно загустевающий и приобретающий все более темный оттенок, – это измененные сальные железы кожи. Вместе с растущими в небольшом количестве волосами они служат для защиты слуховых проходов от попадания пыли и других инородных частиц. Секрет серных желез обладает сильным антибактериальным действием. Эпителий слухового прохода растет от центра барабанной перепонки кнаружи и во время своего роста выносит застывшие микроскопические кусочки серы с попавшими в нее пылинками за пределы слухового прохода.

Учитель. Так нужно ли постоянно чистить слуховые проходы палочками?

 Современная гигиена отвечает на этот вопрос отрицательно. Достаточно периодически промывать мылом и теплой водой преддверия слуховых проходов. Однако и сейчас встречаются любители чистить уши самыми неподходящими для этой цели предметами – спичками, вязальными спицами и даже шариковыми стержнями. Это приводит к травмированию кожи слуховых проходов, попаданию туда инфекции и возникновению воспаления. Да и само по себе постоянное механическое раздражение ведет к усилению функций серных желез и повышенной выработке серы. Сера может скапливаться в огромных количествах и даже полностью закрывать слуховой проход, образуя серную пробку, что приводит к снижению слуха. Тогда   врачи-отоларингологи вынуждены удалять серные пробки, чтобы вернуть больному слух. Чаще всего их вымывают сильной струей воды, подаваемой в слуховой проход из специального шприца Жане (по возможности показать шприц). Этот устрашающего размера шприц нередко фигурирует в кинокомедиях, вспомним хотя бы «Кавказскую пленницу». В действительности никаких уколов таким шприцем никогда и никому не делают.

Совместно с учениками разрабатываются «Правила ухода за ушами»

- Нужно каждый день мыть уши.

- Не ковырять ничем в ухе, а то повредишь барабанную перепонку!

- Сообщи родителям, если заметишь, что ты слышишь хуже, чем твои друзья. Многие заболевания, ведущие к потере слуха, можно вылечить, если во время начать лечение. Может быть, у тебя скопилось много серы в ушах.

- Если у тебя болит одно или оба уха, тоже скажи родителям. Чем раньше начать лечить воспаление, тем больше шансов избежать снижения слуха.

- При насморке нельзя также втягивать в себя слизь, вытекающую из носа. Можно занести инфекцию в среднее ухо.

- По возможности оберегай уши от громких звуков.

VII.  Закрепление знаний.

Проблема.

Учитель: При стрельбе, при взрыве рекомендуется открывать рот. Почему?

Ученик: В этих случаях мощная звуковая волна ударяет с большой силой в барабанную перепонку и может порвать ее. С целью выравнивания давления на барабанную перепонку с внешней и внутренней сторон рекомендуется открывать рот к моменту, когда произойдет выстрел или взрыв. Выравнивание давления на барабанную перепонку обеспечивается слуховой трубой, которая соединяет область среднего уха с носоглоткой.

Учитель: Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывает переутомление, бессонницу, психические заболевания.

Какие меры можно предложить, чтобы уменьшить воздействие шума на человека?

Ученик: Индивидуальные защитные средства от шума на шумных производствах – беруши; использование при строительстве различных объектов звукоизолирующих и звукопоглотительных материалов, увеличение зелени в городах, так как деревья заглушают шум; соблюдение тишины в общественных местах.

Выполнение биотеста «Органы чувств» учащимися на компьютере.

Внесение результата в оценочный лист  

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: О чем узнали? Что взяли для сохранения своего здоровья?

Учитель. Ребята, я хочу поблагодарить вас за урок и предлагаю вам обратить внимание на нотную страницу.

(Учитель показывает на ватман с изображением листа нотной тетради с разноцветными нотами).

Вы видите ноты разного цвета. Каждая нота символизирует ваше настроение. Давайте сочиним свою мелодию – мелодию урока. Для этого вы должны подойти к нотному листу, взять одну ноту, согласно той характеристике, которую вы видите на экране, и перенести на другой нотный лист. Я сделаю это первой, показав вам свою комфортность от работы с вами.

♪ Урок был интересен. Он был полезен для меня.

♪ Я удовлетворен уроком, но я не проявил достаточной активности в нем.

♪ Урок принес мне мало пользы.

     VIII.  Домашнее задание §51 Заполнить таблицу в тетради.

Составьте кроссворд на тему «Слух».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"

Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...

Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

Методическая разработка урока по биологии на тему "Класс млекопитающие, или Звери " 7 класс

Урок с использованием технологии проблемного обучения и РКМ...

Методическая разработка урока по биологии «Селекция растений». (9 класс)

Методическая разработка урока по биологии «Селекция растений». (9 класс)...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...

Методическая разработка урока по биологии "Грибы-гетеротрофы" 5 класс

Разработка урока по биологии "Грибы-гетеротрофы" 5 класс...

Методическая разработка урока "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс

      Аннотация        Урок «Орган зрения и зрительный анализатор» - второй из двух по программе в 8 классе. На уроке используется ...