Главные вкладки

    Методическая разработка урока по биологии "Кожа - наружный покровный орган". 8 класс
    методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

    Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения кожи человека; с функциями кожи в организме человека. Развивает знания о роли кожи в обменных процессах и терморегуляции. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kozha.docx21.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по теме: «Кожа – наружный покровный орган»

    Цель урока: сформировать у обучающихся знания о строении и функциях кожи.

    Тип урока: комбинированный.

    Методы урока: рассказ с элементами беседы.

    Оборудование: таблица «Кожа», лупы, мультимедийная презентация

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.

    II. Повторение.

    Фронтальная беседа по вопросам:

    1. В чем различие между основным и общим обменом?
    2. Что такое энергетическая емкость пищи?
    3. В чем преимущество смешанного рациона питания, включающего растительную и животную пищу?
    4. Как рассчитываются нормы питания и подбираются продукты рациона?
    5. Как распределяются количество и состав пищи в течение дня?

    Обобщение ответов.

    Проверка выполнения лабораторной работы «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы». 

    III. Активизация познавательной деятельности.

    С помощью подсказок обучающиеся  должны определить, какой орган тела будет изучаться на уроке.

    Подсказки

    1. Это сложный орган со многими функциями.
    2. Масса этого органа у взрослого человека в среднем 2,7 кг.
    3. Это самый тяжелый орган человеческого тела.
    4. Его называют «зеркалом здоровья и болезни».
    5. Этот орган является своеобразным экраном, на который проецируются процессы, происходящие в организме.
    6. Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.
    7. Этот орган тесно связан с нервной системой.
    8. В нем заложены многочисленные рецепторы, воспринимающие внешние раздражения.
    9. Этот орган формирует расовые образования – ногти и волосы.

    Обобщение ответов.

    Запись темы урока на доске.

    IV. Изучение нового материала.

    1. Общие сведения.

    Рассказ учителя с элементами беседы.

    Запись в тетрадь

    Масса кожи около 2,7 кг.

    Площадь – до 2 м2.

    Кожа – самый тяжелый орган тела человека; «зеркало здоровья и болезни».

    2. Функции кожи.

    Беседа.

    Вопрос к классу: Как вы думаете, какие функции выполняет кожа в организме человека?

    Обобщение ответов.

    Запись в тетрадь

    Функции:

    • Защитная
    • Выделительная
    • Терморегуляторная
    • Барьерная
    • Чувствительная.
    • Участвует в обмене веществ

    3. Строение кожи.

    Рассказ учителя с элементами беседы.

    Запись в тетрадь

    Строение кожи

    Слои

    Строение

    Функции

    Наружный слой –

    эпидермис

    Многослойный эпителий. Наружный слой  - мертвый, ороговевший (он же образует волосы и ногти), внутренний – из живых делящихся клеток, содержит пигмент - меланин.

    Мертвые клетки - защитная функция, внутренний слой – пигмент – защита от ультрафиолетовых лучей.

    Внутренний слой –

    дерма (собственно кожа)

    Образована соединительной тканью. В ней имеются гладкие мышечные волокна, кровеносные сосуды, потовые, сальные железы, волосяные сумки, рецепторы (температуры, болевые, давления и т.д.). Способна растягиваться и возвращаться в исходное положение – эластичность.

    Чувствительная функция (рецепторы). Потовые железы - охлаждение тела, удаление ненужных веществ. Сальные железы - смазывают эпидермис и волосы, смягчая их.

    Подкожная клетчатка – гиподерма

    Состоит из пучков соединительнотканных волокон и жировых клеток. Сквозь нее в дерму проходят кровеносные сосуды и нервы.

    Подвижное прикрепление кожи к подлежащим тканям; изолирующий слой; амортизатор; энергетический резервуар.

    Задание: заполнить третий столбец таблицы, используя текст учебника.

    V.  Закрепление.

    Тест.

    1. Установите соответствие:

    А

    Эпидермис

    1

    Связывает кожу с костями и мышцами

    Б

    Дерма

    2

    Слой пронизан нервными окончаниями, содержит сальные и потовые железы

    В

    Гиподерма

    3

    В клетках содержится пигмент, защищающий кожу от ультрафиолетовых лучей

    2. Закончите предложение:

    а) железы, выделяющие на поверхность кожи жидкость, в которой содержаться поваренная соль, мочевина и др., способствующая охлаждению тела называются …

    б) воспринимают боль, тепло, прикосновение - …

    в) смягчает волосы секрет, выделяемый - …

    3. Каково значение кожи?

    А) защитная функция;

    Б) чувствительная;

    В) опорная;

    Г) выделительная;

    Д) терморегуляторная;

    Е) двигательная.

     

    VI.  Домашнее  задание.

     §39. Подготовить сообщения: Как ухаживать за кожей. Гигиена одежды и обуви. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Закаливание. Виды закаливания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

    Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

    Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

    Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...

    методическая разработка урока по обществознанию "Роль местных органов власти в жизни общества"

    Урок посвящён дню местного самоуправления. На уроке в качестве равноправных объектов принимали участие руководитель отделения партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Кумов В. Г., председатель ТИК Царёва С. И. На уроке...

    Методическая разработка урока по английскому языку в 3 классе по теме "Happy English!" к УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой «Английский язык. Rainbow English» 3 класс

    Методическая разработка урока по английскому языку "Happy English!" разработана к УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой «Английский язык. Rainbow English» 3 класс. Целью урока являет...

    Публикация статьи по теме “Илең турында уйла” (методическая разработка урока по татарской литературе в 5 классе) в педагогическом научно-методическом журнале “Магариф” №2, 2016 год.

    Публикация  статьи по теме “Илең турында уйла” (методическая разработка урока по татарской литературе в 5 классе) в педагогическом  научно-методическом  журнале “Магар...