Методическая разработка урока по биологии "Кожа - наружный покровный орган". 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения кожи человека; с функциями кожи в организме человека. Развивает знания о роли кожи в обменных процессах и терморегуляции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozha.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Кожа – наружный покровный орган»

Цель урока: сформировать у обучающихся знания о строении и функциях кожи.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: рассказ с элементами беседы.

Оборудование: таблица «Кожа», лупы, мультимедийная презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.

II. Повторение.

Фронтальная беседа по вопросам:

  1. В чем различие между основным и общим обменом?
  2. Что такое энергетическая емкость пищи?
  3. В чем преимущество смешанного рациона питания, включающего растительную и животную пищу?
  4. Как рассчитываются нормы питания и подбираются продукты рациона?
  5. Как распределяются количество и состав пищи в течение дня?

Обобщение ответов.

Проверка выполнения лабораторной работы «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы». 

III. Активизация познавательной деятельности.

С помощью подсказок обучающиеся  должны определить, какой орган тела будет изучаться на уроке.

Подсказки

  1. Это сложный орган со многими функциями.
  2. Масса этого органа у взрослого человека в среднем 2,7 кг.
  3. Это самый тяжелый орган человеческого тела.
  4. Его называют «зеркалом здоровья и болезни».
  5. Этот орган является своеобразным экраном, на который проецируются процессы, происходящие в организме.
  6. Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.
  7. Этот орган тесно связан с нервной системой.
  8. В нем заложены многочисленные рецепторы, воспринимающие внешние раздражения.
  9. Этот орган формирует расовые образования – ногти и волосы.

Обобщение ответов.

Запись темы урока на доске.

IV. Изучение нового материала.

1. Общие сведения.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Запись в тетрадь

Масса кожи около 2,7 кг.

Площадь – до 2 м2.

Кожа – самый тяжелый орган тела человека; «зеркало здоровья и болезни».

2. Функции кожи.

Беседа.

Вопрос к классу: Как вы думаете, какие функции выполняет кожа в организме человека?

Обобщение ответов.

Запись в тетрадь

Функции:

  • Защитная
  • Выделительная
  • Терморегуляторная
  • Барьерная
  • Чувствительная.
  • Участвует в обмене веществ

3. Строение кожи.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Запись в тетрадь

Строение кожи

Слои

Строение

Функции

Наружный слой –

эпидермис

Многослойный эпителий. Наружный слой  - мертвый, ороговевший (он же образует волосы и ногти), внутренний – из живых делящихся клеток, содержит пигмент - меланин.

Мертвые клетки - защитная функция, внутренний слой – пигмент – защита от ультрафиолетовых лучей.

Внутренний слой –

дерма (собственно кожа)

Образована соединительной тканью. В ней имеются гладкие мышечные волокна, кровеносные сосуды, потовые, сальные железы, волосяные сумки, рецепторы (температуры, болевые, давления и т.д.). Способна растягиваться и возвращаться в исходное положение – эластичность.

Чувствительная функция (рецепторы). Потовые железы - охлаждение тела, удаление ненужных веществ. Сальные железы - смазывают эпидермис и волосы, смягчая их.

Подкожная клетчатка – гиподерма

Состоит из пучков соединительнотканных волокон и жировых клеток. Сквозь нее в дерму проходят кровеносные сосуды и нервы.

Подвижное прикрепление кожи к подлежащим тканям; изолирующий слой; амортизатор; энергетический резервуар.

Задание: заполнить третий столбец таблицы, используя текст учебника.

V.  Закрепление.

Тест.

1. Установите соответствие:

А

Эпидермис

1

Связывает кожу с костями и мышцами

Б

Дерма

2

Слой пронизан нервными окончаниями, содержит сальные и потовые железы

В

Гиподерма

3

В клетках содержится пигмент, защищающий кожу от ультрафиолетовых лучей

2. Закончите предложение:

а) железы, выделяющие на поверхность кожи жидкость, в которой содержаться поваренная соль, мочевина и др., способствующая охлаждению тела называются …

б) воспринимают боль, тепло, прикосновение - …

в) смягчает волосы секрет, выделяемый - …

3. Каково значение кожи?

А) защитная функция;

Б) чувствительная;

В) опорная;

Г) выделительная;

Д) терморегуляторная;

Е) двигательная.

 

VI.  Домашнее  задание.

 §39. Подготовить сообщения: Как ухаживать за кожей. Гигиена одежды и обуви. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Закаливание. Виды закаливания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...

методическая разработка урока по обществознанию "Роль местных органов власти в жизни общества"

Урок посвящён дню местного самоуправления. На уроке в качестве равноправных объектов принимали участие руководитель отделения партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Кумов В. Г., председатель ТИК Царёва С. И. На уроке...

Методическая разработка урока английского языка в 5 м классе. Тема урока: Travelling and transport: choosing the mean of travelling (Путешествия и транспорт: выбор вида путешествия)

Тема урока: Путешествия и транспорт5-й класс, углублённый уровень. Место урока: повторение лексики по теме «Путешествия и транспорт» Учебник: Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Английс...

Методическая разработка урока по мировой художественной культуре. 10 класс. Урок-дебаты Два взгляда. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.

Сегодня у нас необычный урок. Вы хорошо знакомы с дебатами. Помним правила  – быть уважительными по отношению к мнению оппонентов, быть внимательными, слышать друг друга, задавать воп...

Методическая разработка урока по ФГОС. Русский язык 6 класс. Урок по теме "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»"

Данный урок является серьезной самостоятельной работой детей, обучающихся в 6 классе. Тема урока "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»" ...