Главные вкладки

    Методическая разработка урока по биологии по теме "Индивидуальное развитие организма человека"
    методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

    Урок обобщения. Цель: обобщие и систематизация знаний обучающихся по теме «Индивидуальное развитие организма человека»; подведение итогов изучения учебного материала. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon individualnoe_razvitie.doc80 КБ

    Предварительный просмотр:

       Тема урока: «Индивидуальное развитие организма человека». (2ч.)

    Цели урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Индивидуальное развитие организма человека»; подвести итоги изучения учебного материала, установить его результаты.

    Тип урока:  урок обобщение.

    Оборудование: тест «Сколько лет вы проживете?», слайдовая презентация, репродукция картины «Мадонна с младенцем»,  карточки с названием продуктов, магнитофон, кассета с записью, куклы, пеленки.

    Приглашенные на урок: учитель обществознания.

    Ход   урока

    I. Организационный момент.

    II. Вводная часть. «Мое здоровье – здоровье нации».

     Проводится в форме беседы.

    Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята. Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Недаром же народная мудрость гласит: «Здоров будешь – все добудешь», «Здоровье всего дороже», «Здоровье не купишь – его разум дарит», «Здоровье лучшее лекарство». Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

    Вопрос к классу. Так что же такое здоровье?

    Обучающиеся предлагают ответы.

    Учитель. До 1940 г. здоровьем подразумевалось отсутствие болезней. Здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни. Для первого этапа характерно противопоставление понятий «здоровье-болезнь». Второй этап трактовки здоровья связан с включением в его определение понятия внешней среды: здоровье – такое состояние организма, при котором функционирование его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Здоровье – это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и эмоционального благополучия. Проблема здоровья имеет для человека большое значение. Здоровье – область человеческой культуры и способность производить, поддерживать и сохранять себе подобных, а также культурные, духовные и материальные ценности. Не зря же говорят: «Мое здоровье – здоровье нации». От нашего здоровья зависит здоровье наших будущих детей и внуков.

    Обучающимся предлагается определить продолжительность своей жизни с помощью теста.

    Тест

    Средняя продолжительность жизни в мире 72 года. Из этого числа нужно будет вычитать или прибавлять к нему набранные в результате твоих ответов очки.

    1. Если ты мужчина, вычти из 72 цифру 3. Женщинам надо прибавить к 72 цифру 4 .
    2. Если ты живешь в городе с населением более 1 млн. человек, вычти 2 года.
    3. Если ты живешь в населенном пункте с населением менее 10 тыс. человек, добавь 2 года.
    4. Если ты планируешь в будущем заниматься умственным трудом, отними 3 года, если физическим - прибавь 3 года.
    5. Если занимаешься спортом 5 раз в неделю хотя бы по полчаса, прибавь 4 года, если 2-3 раза - прибавь 2 года.
    6. Если в будущем ты собираешься вступить в брак, добавь 5 лет, если нет, то вычти по одному году за каждые 10 лет холостяцкой жизни (начиная с 25 лет).
    7. Если ты постоянно спишь больше 10 часов, вычти 4 года, если по 7-8 часов, ничего не вычитай.
    8. Если ты плохо спишь, отними 3 года. Накопившаяся усталость, как и слишком долгий сон, - признак плохого кровообращения.
    9. Если ты нервный, вспыльчивый, агрессивный человек, отними 3 года, если спокойный, уравновешенный – добавь 3 года.
    10. Если ты счастлив, добавь 1 год, если несчастлив, отними 2 года.
    11. Если собираешься получить среднее образование, добавь 1 год, если высшее – 2 года.
    12. Если кто-нибудь из твоих бабушек и дедушек дожил до 85 лет, то добавь 2 года, если кто-то из них скоропостижно скончался, не дожив до 50 лет (умер от инсульта, инфаркта и т.д.), вычти 4 года.
    13. Если кто-то из твоих родственников, не дожив до 50 лет, скончался от рака, инфаркта и т.д., вычти 3 года.
    14. Если ты выкуриваешь больше 3 пачек сигарет в день, отними 8 лет, если 1 пачку – 6 лет, если меньше пачки – 3 года.
    15. Если каждый день ты выпиваешь хоть каплю спиртного, вычти 1 год.
    16. Если твой вес по сравнению с нормальным для твоего возраста и роста превышает на 20 кг, вычти 8 лет, если на 15-20 кг, то – 4 года, если на 5-15 кг – 2 года.

    Число, которое получится в итоге, и есть тот возраст, до которого ты можешь дожить.

    Результаты теста обучающиеся обрабатывают самостоятельно, учитель обобщает полученные результаты и делает вывод.

    Учитель. Средняя продолжительность жизни людей постоянно растет. Средняя продолжительность жизни в мире 72 года. Но есть различия между мужчинами и женщинами. Так средняя продолжительность жизни мужчин составляет 69 лет, а женщин – 76 лет (они живут в среднем на 7 лет дольше). На продолжительность жизни влияют разные факторы. Важное место среди них занимает наследственность.

    III. Основная часть.

    1. Планирование семьи. (Беседа)

    Вопрос к классу. Почему здоровье будущего ребенка зависит от здоровья родителей?

    Обучающиеся предлагают ответы.

    Учитель. Здоровье будущего ребенка зависит от здоровья родителей, так как зарождение новой жизни начинается с момента слияния двух половых клеток (материнской и отцовской). И какими будут эти клетки (здоровыми или нет) зависит от самих родителей, от их привычек, увлечений и т.д. Но не только наследственность и другие факторы (экология, вредные привычки и т.д.) определяют здоровье будущего ребенка, а и то насколько желанным было рождение ребенка. Для того чтобы рождение ребенка было воспринято как подарок судьбы, оба будущих родителя должны быть готовыми стать мамой и папой. Для того, чтобы справиться с семейными ролями, они должны достигнуть определенной стадии зрелости, и не только физиологической.

    Вопросы к классу. 1. В каком возрасте наступает физиологическая зрелость?

    2. Что вы понимаете под социальной зрелостью? Когда она наступает?

    3. Что вкладывается в понятие психологическая зрелость родителей?

    4. Совпадают ли во времени наступления всех видов зрелости?

    5. В каком возрасте, на ваш взгляд, создаются идеальные условия для создания семьи и рождения ребенка?

    Обучающиеся предлагают ответы.

     Учитель. Один из основных факторов,  способствующих вхождению ребенка в жизнь – настрой будущих родителей на семью, на ребенка. Поэтому  необходима психологическая и социальная готовность будущих родителей к рождению и воспитанию ребенка. Если физиологическая зрелость (возможность рождения ребенка) наступает в возрасте тринадцати-четырнадцати лет, то психологическая и социальная значительно позже. Так психологическая зрелость выражается в сознательном восприятии факта рождения ребенка как великого блага, и готовности нести за него ответственность. Социальная зрелость определяется несколькими критериями. Это завершение образования, приобретение стабильной профессии, начало трудовой деятельности, экономическая самостоятельность, политическое и гражданское совершеннолетие. Т.е. социальная зрелость – это достижение материальной независимости человека, его способность обеспечить семью необходимым. Таким образом, физиологическая зрелость, в большинстве случаев, не совпадает во времени с социальной и психологической зрелостью.

    Упражнение на релаксацию: рассматривание репродукции картины «Мадонна с младенцем».

    В течение всей беседы звучит негромкая, спокойная музыка. 

     

    2. Эмбриональный этап развития .

    Учитель. Развитие организма начинается с оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом. После оплодотворения наступает период эмбрионального развития. Что же происходит в это время в организме матери?

    «Дневник неродившегося ребенка» (заранее подготовленное выступление учащегося).

    - 1-й месяц внутриутробного развития.

    Через 2 дня после попадания в матку я внедрился в ее слизистую оболочку. Этот процесс шел 48 часов. На второй недели у меня стали образовываться плацента (это орган, осуществляющий обмен веществ между организмом моей мамы и мной) и пуповина. Это система моего жизнеобеспечения. Уже на третью неделю у меня стала образовываться хорда. Позже она даст начало позвоночнику. У меня появились первые кровеносные сосуды. О радость! Я существую 21 день, а у меня уже начинает формироваться сердце. Оно уже бьется! На последней недели месяца появились зачатки ручек и ножек. А по форме я очень напоминаю ушную раковину.

    Происходит закладка внутренних органов: кишечника, печени, почек. Я расту. Уже целых 4 мм!

    - 2-й месяц внутриутробного развития.

    Я еще не вижу окружающего мира, но мне кажется,  что он распахнет мне солнечные двери навстречу прекрасной жизни. Мне кажется, что в этом мире так же уютно, как здесь, у моей мамы. У меня завершилась постройка плаценты. Я даже могу уже защитить себя сам от инфекции, так как у меня подключилась к работе вилочковая железа (тимус). Растут ручки и ножки, формируются пальчики. Какие они маленькие, даже странно! Возможно, когда-нибудь мои ручки будут играть на скрипке или нарисуют картину!

    Мое маленькое сердце претерпевает ряд изменений: появились перегородки, и оно стало четырехкамерным. У меня развиваются мозг и эндокринные железы.

    А еще хочу сообщить, что я, двухмесячный эмбрион, уже обладаю тактильной чувствительностью, я реагирую на давление, отстраняясь от него.

    Уже через 7 месяцев ты возьмешь меня, мамочка, на ручки! Я жду этого с нетерпением!

    - 3-й месяц внутриутробного развития.

    Я рад, что не разлучаюсь с мамой. Мамочка, я не люблю, когда ты переживаешь. Твое настроение передается мне, и я тоже переживаю. Мама, я уже научился сжимать кулачки и поворачивать головку. Двигаю ручками и ножками. Забавно! Я умею открывать рот. И даже беру пальчики в рот! Да, жизнь прекрасна! Я люблю жизнь! Я хочу жить! У меня уже завершилось формирование рта и кишечного тракта, и представьте, сформированы оба полушария мозга.

    …Мама, ты сегодня сказала, что меня скоро не будет, но я уже многое умею: двигаю ручками и ножками. Я уже большой! Мама! Я не могу поверить, что ты хочешь меня убить, этого просто не может быть! Ведь я так люблю тебя! Ты сказала: «Аборт»!

    Параллельно с рассказом идет показ слайдов об эмбриональном этапе развития.

    Учитель. Оставить или не оставить? – основной вопрос человечества, касающийся всего цивилизованного общества. Материнство – священный долг женщины. А аборт – это прерванная беременность, начиная с самых ранних ее сроков вплоть до 28 недель. Американский доктор Эрнст Хант пишет: «Оплодотворенная яйцеклетка не просто клеточная масса без особых своих собственных характеристик. Она на этой стадии не похожа ни на бутон цветка, ни тем более на зародыш живого рода. Это полностью и абсолютно есть жизнь человеческого существа, и она имеет ту же жизнь, какую имеет новорожденный младенец, дитя, подросток и зрелый человек».

    Учитель обществознания. ООН во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на жизнь, на особую защиту и помощь.

    Семье как основной ячейке общества и естественной среде роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества.

    Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

    Ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе ООН, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

    Ребенок в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

    Статья 6. 1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

      2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

    Статья 7. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет пра во на имя и на приобретения гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

    Статья 18. Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются их основной заботой.

    Учитель. На здоровье будущего ребенка влияют многие факторы: наследственность, экологическая среда, питание матери во время беременности, наличие или отсутствие вредных привычек и т.д.

    Сообщения обучающихся.

    - Как правильно питаться беременной?

    Есть за двоих – скажут одни. Как обычно посчитают другие. Так кто же прав?

    Развитие плода происходит быстрыми темпами: из одной единственной клетки, в которой зарождается новая жизнь, за 9 месяцев вырастает живой организм, который имеет массу тела почти 3,5 кг.  А все необходимые вещества- белки, минеральные соли, витамины, углеводы и т.д.    – организм плода получает из крови матери. Понятно, что ее питание небезразлично для развития будущего ребенка. Но означает ли это, что беременная должна усиленно питаться? Конечно же это совсем не так!

    Давайте посмотрим на конкретные данные. Здоровая женщина среднего роста, с нормальной массой тела, работа которой не связана с тяжелым физическим трудом, должна получать в день2300-2500 ккал энергии. Как меняется потребность во времени беременности? В первые месяцы – очень незначительно, во второй половине – становятся выше примерно на 500 ккал, т.е. на 20-25% больше обычного, но совсем не в 2 раза.

    Беременная нуждается в большем количестве белка, и для обеспечения этой потребности необходимы молоко и молочные продукты: 2-3 стакана молока или кефира, творог, неострые сыры, яйца 3-4 раза в неделю. Количество мяса и рыбы в рационе не следует намного увеличивать. К тому же их лучше готовит в отварном виде или на пару: это уменьшает содержание экстрактивных веществ. Мясные бульоны и рыбные супы не рекомендуются – их надо заменять овощными или молочными, особенно во второй половине беременности.

    Полезны так же овощи, фрукты, фруктово-ягодные соки. Именно в них содержатся витамины. Сладости, кондитерские изделия надо ограничить. Не годится и жирная пища. А вот растительные масла очень нужны (в день 20-25г), т.к. они богаты жизненно необходимыми полиненасыщенными жирными кислотами, а так же витамином Е, которые имеют большое значения для нормального течения беременности и правильного обмена веществ. Соли достаточно 5-7 г в день, а в последние месяцы беременности лучше исключить соленые блюда.

    Во время беременности надо питаться разнообразно и полноценно. Это пойдет на пользу и матери и будущему ребенку.

    - Наследственные и врожденные заболевания.

    Таинство передачи признаков от родителей потомству всегда волновало и волнует до сих пор умы ученых и каждого из нас. Свойство передавать потомкам свои признаки называется наследственностью. Вся наследственная информация заключена в структурных элементах ядра клетки – хромосомах, в которых расположены гены.

    Наследственная информация, заложенная в хромосомах и генах, может искажаться по сравнению с нормой, вызывая различные наследственные болезни. Они обнаруживаются примерно у 1-го новорожденного из 10 тыс. Из-за нарушений хромосомного аппарата половых клеток 55-60% всех зачатий у человека заканчиваются гибелью оплодотворенной яйцеклетки.

    Самым серьезным следствием изменений наследственного аппарата зародыша является неправильное формирование его органов – как внутренних, так и наружных. Нарушается строение и работа головного мозга, страдают, как правило, органы зрения и слуха.

     К таким наследственным болезням относится синдром Дауна, признаки которой описаны в 1886 году английским врачом Л.Дауном.  Характеризуется это заболевание врожденным слабоумием, характерным разрезом глаз, низким ростом, короткими и короткопалыми руками и ногами. 2/3 детей с болезнью Дауна погибают в утробе матери. Причиной же болезни является лишняя 24 хромосома, ее присутствие сказывается уже с первых делений клеток зародыша.

    К наследственным заболеваниям относится гемофилия (несвертываемость крови), дальтонизм (цветовая слепота), нарушение обмена веществ и др. заболевания.

    В отличие от наследственных, врожденные заболевания связаны с повреждениями зародыша, происходящими в процессе его развития. Эмбрион человека наиболее уязвим в первые три месяца его развития, т.к. еще не сформирована плацента – защитный барьер развивающегося зародыша. В этот период плод наиболее чувствителен к вирусным инфекциям, лекарственным препаратам, курению, алкоголю, наркотикам.

    Большинство пороков физического развития формируется именно в первые три месяца внутриутробной жизни ребенка, когда происходит закладка его органов, образуется костная, кровеносная, дыхательная и др. физиологические системы.

    - Влияние алкоголя на развитие ребенка.

    Особое внимание хотелось обратить на пагубное влияние алкоголя на внутриутробное развитие организма ребенка.

    Если мать до и во время беременности употребляла алкоголь, то у плода развивается алкогольный синдром. Признаки алкогольного синдрома плода: малая масса тела;  уродства черепа и лица; пороки развития конечностей, внутренних органов, микроцефалия (недоразвитие черепа и головного мозга), недоразвитие глазниц и глаз; чрезмерное удлинение костей лица; недоразвитие лобных костей (низкий лоб), подбородка, уплотнение затылка» нос маленький и седловидной формы; уши расположены ниже, чем обычно; чрезмерно большой рот; косоглазие, сужение глазной щели, опущение верхнего века, водянка почек, волчья пасть и т.д.

    Во многих случаях, чтобы спасти ребенка, приходится делать ему операцию сразу же после рождения. Но даже самые искусные хирурги не всегда могут исправить зло, нанесенное алкоголем.

     Прием женщиной алкоголя в более поздние сроки беременности обычно не приводят к появлению видимых уродств, но весьма неблагоприятно сказываются на развитии плода, а за тем и родившегося ребенка.

    Он заметно отстает в росте от здоровых сверстников, очень слаб и с большим трудом справляется с любым заболеванием. Многие дети, причем даже те, у которых нет внешних пороков развития, страдают эпилепсией, расстройством речи, нарушением слуха и зрения, неврозами, проявляющимися ночным недержанием мочи, страхами, беспричинными беспокойствами. Таким детям свойственна агрессия.

    Проявление алкогольного синдрома обнаруживаются и у детей, родители которых вообще-то употребляли алкоголь редко и в умеренных дозах, но выпили перед зачатием или незадолго до него.

    Пагубное влияние алкоголя на внутриутробное развитие организма значительно возрастает, когда он сочетается с другими токсическими веществами, например, с табачным дымом. Усиливает действие алкоголя и прием некоторых медикаментозных средств, например, антибиотики, гормональные препараты.

    Рождение ребенка с алкогольной болезнью – это непоправимое несчастье, ибо она не поддается лечению. Не поддаются существенному исправлению и нарушения нервно-психической деятельности. Но если излечить алкогольную болезнь нельзя, то предупредить ее очень легко: ни рюмки, ни капли спиртного.

    Учитель (обобщение). За здоровье будущего ребенка в ответе оба родителя (мать и отец)! Но главная роль в развитие плода принадлежит будущей матери (66%). Если родители до зачатия, а мать и во время беременности, употребляли наркогенные вещества или алкоголь, курили, то существует большая вероятность того, что ребенок родится с физическими и (или) психическими нарушениями. Как показывает статистика у таких родителей чаще всего рождаются либо недоношенные дети, либо нежизнеспособные.

    Для того, чтобы развитие плода протекало нормально, жизнь женщины во время беременности должна быть размеренной и спокойной. Нельзя выполнять тяжелую физическую работу. Пища беременной должна быть калорийной и легко усваиваемой. Нужно отказаться от всех вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков и т.д.).

    По истечении срока беременности наступают роды.

    Рождение ребенка! (звуковое сопровождение: «Уа-Уа»)

    3. Возрастная периодизация. (Беседа)

    Учитель. С момента рождения человека начинается постэмбриональный (или послезародышевый) период развития, который является не менее важным для дальнейшей жизнедеятельности, чем эмбриональный.

    Вопрос к классу. Какие периоды выделяют в постэмбриональном  развитии человека?

    Ответы обучающихся.

    Учитель. В постэмбриональном  развитии выделяют следующие этапы:

    1. прогрессивного развития, связанного с ростом и половым созреванием;
    2. половой зрелости, или взрослого состояния, во время которого возможно самовоспроизведение;
    3. регрессивного развития, связанного со старением организма.

    Т.е. постэмбриональное развитие состоит из нескольких периодов: новорожденности, грудного, ясельного, дошкольного, школьного, юношеского, зрелого и старческого.

    Вопрос к классу. Дайте характеристику периода новорожденности и грудного периода.

    Ответы обучающихся.

    Учитель (обобщение ответов учащихся). В течение месяца после рождения ребенок считается новорожденным. В это время происходит приспособление его к жизни вне организма матери. В этот период тело ребенка непропорционально: большая голова, короткие руки и ноги. Кости черепа несросшиеся (роднички); позвоночник без изгибов; тазовые кости несросшиеся. Проявление первых врожденных рефлексов: первый вдох, сосание. Через месяц после рождения и до года ребенок считается грудным. В первый год жизни значительно увеличиваются длина и масса тела, усложняются движения. Происходит образование изгибов позвоночника, в следствии различных движений (держит голову, садится, встает, ходит). Появляются первые молочные зубы. Ребенок овладевает основами общения. Произносит первые слова. Значительно повышается его устойчивость к неблагоприятным факторам. К году ребенок способен самостоятельно ходить.

    Игровое упражнение:

    1. для девочек – пеленание младенца (куклы);
    2. для мальчиков – выбрать из предложенных карточек подходящие продукты питания для кормящей мамы. 

    Карточки: молоко, мясо, кефир, овощи, творог, чипсы, фрукты, конфеты, кофе, газ. вода, грецкие орехи, печенье, пиво, шоколад, сгущенное молоко, мин. вода, маринованные огурцы.

     

     Вопросы к классу. Какие особенности развития ребенка характерны для ясельного периода, дошкольного и младшего школьного возраста? В чем заключается особенность подросткового периода?

    Ответы обучающихся.

    Учитель (обобщение ответов обучающихся). Ясельный период (1-3 года) характеризуется: изменениями пропорций тела (уменьшение головы, удлинение конечностей); зарастанием родничков, развитием головного мозга; выраженными эмоциями; членораздельной речью и т.д. Для дошкольного возраста (3-7 лет) характерно: смена молочных зубов на постоянные; развитие коры больших полушарий; согласованные движения; речь связанная с мышлением; формирование условно-рефлекторных центров речи и письма. Младший школьный возраст для девочек – 6-12 лет, для мальчиков – 6-13 лет. В этот период завершается дифференцировка клеток головного мозга, срастание костей таза к 10 годам. Развитие абстрактного мышления.

    Подростковый период (юноши – 13-17 лет, девушки – 12-16 лет) – это период, когда человек перестает быть ребенком, становится взрослым, - период расцвета. Этот период характеризуется половым созревание организма. Происходит максимальный рост, увеличение массы тела. Появляются вторичные половые признаки. Изменения деятельности коры больших полушарий и желез внутренней секреции вызывает психологические изменения (преобладание процессов возбуждения над торможением) и физиологические (у мальчиков – поллюция, у девочек – менструация).

    В юношеский период (девушки – 16-20 лет, юноши – 17-21 год) развития завершается формирование организма.

    IV. Заключительная часть.

    Закрепление.

    Вопросы к классу.

    1. Объясните высказывание: «Мое здоровье – здоровье нации».
    2. В чем заключается физиологическая, социальная и психологическая зрелость будущих родителей?
    3. Почему ребенок должен быть желанным?
    4. Назовите положительные и отрицательные факторы, влияющие на развитие зародыша и плода.
    5. Какие особенности развития человека характерны для эмбрионального периода?
    6. В чем заключаются особенности постэмбрионального развития человека?

    Обобщение ответов и подведение итогов урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методическая разработка урока по биологии "Типы взаимодействия живых организмов"(11 класс)

    Урок биологии по теме " Типы взаимодействия живых организмов. Биотические факторы."( 11 класс)Форма: презентация к уроку...

    Методическая разработка урока по биологии "Наследственая изменчивость человека"

    На данном уроке  поставлена цель проанализировать, материал, посвященный исследованию наследственных заболеваний человека. Учитывая, что данная проблема  широко исследуется в современной н...

    Методическая разработка урока по биологии "Внутренняя среда организма. Кровь". 8 класс

    Данный урок знакомит обучающихся с понятием "внутренняя среда организма, с составом внутренней среды, показывает ее роль в организме. Развивает знания о составе крови и ее функциях, о роли свертывании...

    Методическая разработка урока по биологии по теме «ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА-ОСНОВА ЕГО ЦЕЛОСТНОСТИ. КРОВЬ»

    Сформировать у учащихся важное общее понятие о внутренней среде организма и дать понятие о составе крови, её функциях, ознакомиться с важнейшим физиологическим понятием «внутренняя среда организма», с...

    Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»

    Методическая разработка  (Технологическая карта)  урока по биологии в 5 классе  Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в  технологии развития критическ...

    Методическая разработка урока по биологии и географии для 7 класса на тему "Жизнь организмов на разных материках"

    Методическая разработка урока снабжена рабочими листами с заданиями для учащихся. Предусмотрена работа в малых группах....