Главные вкладки

    Методическая разработка урока по биологии в 5 классе «Живой организм» в соответствии с требованиями ФГОС
    методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

    Коротыч Анна Владимировна

    Технологическая карта урока по теме "Живой организм"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_zhivoy_organizm.docx315.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока по теме «Живой организм»

    Педагогическая цель

    Сформировать у обучающихся  понятия  об основных свойствах живых организмов, значении биологических знаний в повседневной жизни человека.

    Задачи урока

    Образовательные: расширить знания о признаках – свойствах живых организмов, продолжить работу по формированию биологических терминов, сформировать понятие «организм».

    Развивающие: научить обучающихся выявлять характерные свойства живых организмов, развитие самостоятельной деятельности, усиление активизации и мотивации учения, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности.

    Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения.

    Тип, вид урока

    Формирование новых знаний, вводный.

    Технология урока

    Технология развития критического мышления, ИКТ

    Планируемые результаты (предметные)

    Обучающийся научится называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых, давать определение понятию “биология”; объяснять роль и значение биологических знаний в повседневной жизни; будет знать основные признаки живой природы.

    Личностные результаты

    Будут сформированы: любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, умение оценивать усваиваемое содержание.

    Метапредметные УУД

    Регулятивные – научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

    Познавательные научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений: искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

    Коммуникативные – научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного введения диалога и участия в дискуссии.

    Формы и методы обучения

    Формы: фронтальная.

    Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами, таблицами)

    Понятия и термины

    Биология,  живой организм,  признаки живого: обмен веществ и энергии,  питание выделение,  дыхание,  рост и развитие, раздражимость, подвижность, размножение.

    Образовательные ресурсы

    Учебник:  А.А. Плешаков, Н.И. Сонин “Биология. Введение в биологию.5кл.”,М.: Дрофа, 2013.- 158с. Презентация – “Свойства живых организмов

    Электр. прилож. www/drofa.ru

    Организационная структура урока

    Этапы урока,

     цель

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Осуществляемые действия

    Формируемые умения

    I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок.

    Приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку.

    Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

    Осуществляют самопроверку, самоконтроль.

    II. Актуализация опорных знаний урока. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала

    Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Из курса “Окружающий мир” вы уже знаете:

    • Что такое тело?
    • Какие бывают тела?
    • Назовите тела окружающие вас в классе.
    • Назовите тела неживой природы.
    • Назовите тела живой природы.

    Задание 1. По рисунку определите, что является телом живой природы, а что нет

    Ягоды годжи взаимосвязь живой и неживой природы Худеем вместе!

    Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников.

    Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя

    III. Мотивация к изучению нового материала. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

    Сейчас вы начинаете изучать новый предмет.  Как вы думаете, что означает слово “биология”? Подберите к нему однокоренные слова. (Экология, геология, биография)

    - У этих слов корень имеет греческое происхождение. Слово “биос”  означает жизнь, а “логос” – учение. Таким образом, биология – наука о жизни, живых организмов.

    Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:

    - Зачем необходимо изучать биологию? Живые организмы?

    - В каких сферах деятельности можно применять знания биологии?

    Рассказывает интересные факты из курса биологии “Интересные животные и растения”.

    - В курсе биологии вы познакомитесь с особенностями жизнедеятельности живых организмов. Узнаете о том, как живая природа взаимосвязана с объектами неживой. Также сможете применить свои знания на практике: соблюдать правила безопасности на природе, оказывать первую помощь; находить растения нашего региона, занесенные в Красную книгу; объяснять, почему их необходимо охранять.

    Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение, формулируют предположения.

    Осуществляют наблюдения, анализ объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи.

    IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.

    физкультминутка

    Объясняет новый материал, используя ЭОР, наглядный материал и слайды презентации:

    - Мы начинаем изучать удивительный мир живых организмов, которые относятся к живой природе. Оглянитесь вокруг себя, и вы увидите множество тел живой природы: животных, растения, грибы, да и сам человек тоже тело живой природы, часть ее. Тела живой природы называют организмами. Каждый из нас уверен, что знает, что живое, а что нет.

    - по каким признакам (свойствам) можно определить, что тело природы – организм?

    Оформите свои предположения с помощью кластера. 

    Питание (разное у растений и животных).

    Выделение

    Дыхание. Все живые организмы получают из окружающей среды кислород, он необходим как для дыхания, так и для окисления сложных веществ с выделением энергии, которая используется для жизнедеятельности организма.

    Проводит релаксационные упражнения:

    А сейчас мы с вами, дети , улетаем на ракете.

    На носки поднимись, а потом руки вниз.

    Раз, два, три, четыре – вот летит ракета ввысь!

    (1-2 – стойка на носках, руки вверх, ладони образуют “купол ракеты”; 3-4 – основная стойка)

    Обмен веществ и энергии.

    Задание 2. Работа в паре.

    - с помощью рисунка предположите, что такое обмен веществ ;

    – прочтите текст на стр. 9 и оцените правильность своего предположения;

    – найди отличия обмена веществ у собаки и растения.

    http://image.slidesharecdn.com/01-150310210221-conversion-gate01/95/01-8-638.jpg?cb=1426039389

    http://image.slidesharecdn.com/01-150310210221-conversion-gate01/95/01-7-638.jpg?cb=1426039389

     Одни вещества организм поглощает и использует, другие, наоборот, выводит во внешнюю среду.

    Рост – это увеличение массы и размеров организма.

    Размножение – это процесс воспроизводства себе подобных.

    Движение

    Раздражимость (прочтите текст на стр.10 и оцените правильность своего предположения)

    Предполагают, что живым организмам присущи свойства: питание, дыхание, рост, развитие и т.д.

    Оформляют кластер.

    Выполняют упражнения.

    Осуществляют профилактику утомляемости.

    V. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

    Мы уже знаем, какие свойства характерны для живых организмов, то есть для растений, животных и грибов.

    - Чем рост отличается от развития?

    -На каких свойствах основаны различия между растениями и животными?

    Выполните тест по теме “Свойства живых организмов” (см. ресурсный материал к уроку)

    Отвечают на вопросы учителя, выполняют тестирование.

    VI. Рефлексия учебной деятельности.

    Что нового вы узнали на уроке?

    Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?

    Осуществляют самоанализ деятельности

    Воспринимают оценку своей работы учителем.

    VII. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

    Оценивает работу учащихся за время урока, комментирует оценки.

    Комментирует домашнее задание:  учебник, стр.6 -11, ответить на вопросы после параграфа устно.

    -Заполните таблицу “Сравнительная характеристика растений, животных, грибов”

    Признаки и свойства

    Растения

    Грибы

    Животные

    Подвижность

    Рост

    Строение клеток

    Тип и способы питания

    Слушают учителя, записывают задание в дневники.

    Высказывают свое мнение и позицию.

    Читают задание. Задают уточняющие вопросы.


     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методическая разработка урока по биологии "Типы взаимодействия живых организмов"(11 класс)

    Урок биологии по теме " Типы взаимодействия живых организмов. Биотические факторы."( 11 класс)Форма: презентация к уроку...

    Методическая разработка лабораторных и практических работ для 7 класса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по биологии

    Лабораторные и практические работы для 7 класса составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по биологии.Ценность лабораторных и практических  работ ...

    Методическая разработка урока по истории Древнего мира (с сопровождающей презентацией) с учетом требований ФГОС "Жители и боги Шумера"

    Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс  (с учетом требований ФГОС). "Жители и боги Шумера". с презентацией....

    "Современные подходы к проектированию урока биологии как средство получения результата в соответствии с требованиями ФГОС"

    Критерии современного урока. Инновационные технологии в практике педагога. Структура технологической карты урока....

    Методическая разработка урока по биологии для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Строение клетки»

    Методическая разработка урока по биологии для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Строение клетки"...

    План-конспект урока Биологии. 5 класс тема "Лишайники". В соответствии с требовании ФГОС

    Урок разработан  для 5 класса по теме "Лишайники", в соответствии с требованиями ФГОС....