Анализ эпизода из романа «Обломов» «Отъезд Штольца из родительского дома»
план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме

 

Цели урока:

1.Обучающая: на примере эпизода  II  части главы романа Гончарова «Обломов» научить учащихся анализировать текст, видеть в нём личность автора, идею произведения. Формирование языковой, литературной, языковой компетенций.

2.Обучающая:  повторение ряда литературоведческих понятий (терминов)

3.Нравственная: реализация учащихся как личности, осознание себя творцами, соавторами произведения. (или технологию педагогики сотрудничества )

4.Воспитательная:  через анализ текста главы понять и осознать такие понятия , как «Русская почва», «воспитание», «формирование личности» (через технологии диалогического взаимодействия;  через создание положительной мотивации к обучению. Нравственное формирование личности посредством языка художественного произведения. Развитие познавательных способностей учащихся.

5.Обучающая:выработка навыка владения культурой ведения диалога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_epizoda_iz_romana_i.goncharova_oblomov.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок литературы в 10 классе(    учебник Ю. В. Лебедева «Русская литература ХIХ века. 10 класс»)

      Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№3 Лавренко Е.К.

                                                             Тема  урока

                           Анализ эпизода из романа «Обломов»

                     «Отъезд Штольца из родительского дома»

Цели урока:

1.Обучающая : на примере эпизода  II  части главы романа Гончарова «Обломов» научить учащихся анализировать текст, видеть в нём личность автора, идею произведения. Формирование языковой, литературной, языковой компетенций.

2.Обучающая:  повторение ряда литературоведческих понятий (терминов)

3.Нравственная: реализация учащихся как личности, осознание себя творцами, соавторами произведения. ( или технологию педагогики сотрудничества )

4.Воспитательная:  через анализ текста главы понять и осознать такие понятия , как «Русская почва», «воспитание», «формирование личности» (через технологии диалогического взаимодействия;  через создание положительной мотивации к обучению. Нравственное формирование личности посредством языка художественного произведения. Развитие познавательных способностей учащихся.

5.Обучающая: выработка навыка владения культурой ведения диалога.

Методы: 

1.Частично – поисковый (анализ художественной  детали )

2.Активация мыслительной деятельности учащихся через систему вопросов (исследовательский)

Оборудование:    1.текст романа  ( IIч. 1 глава ) ; «Обломов»

                                 2.фрагмент к/ф  « Несколько дней из жизни И. И. Обломова» ( режиссер Н. Михалков)

                                3.Аудиозапись народных песен;

                                4.Часы (большие стенные)

                                5.цитаты И. А. Гончарова        

Ход урока:

I Приветствие

II  Оргмомент

III Вступительное слово учителя (фонограмма плача из нар. песен)

Когда я стала думать о произведении для открытого урока , о его теме, я почти ни минуты не колебалась в том, что это будет самая русская книга , на мой взгляд , книга которая мне во многом объясняет Россию – прошлую, настоящую и будущую – роман И. А. Гончарова « Обломов »

Почему?

Мне кажется, потому что она обо мне, о вас, о поколениях людей, которые были до нас и которые придут после, о связи между нами, о ходе времени, наконец.

А время у каждого своё. И в каждом возрасте оно идёт по-своему. (завожу часы) Эти 40 минут сейчас для вас и для меня – всего лишь урок, а для кого-то сон на диване (Обломов). Для взрослого Андрея Штольца, возможно , это размеренный стук колес той самой детской тележки, на которой он ездил с поручениями отца. Только это было очень давно, в детстве…

Все мы родом из детства : вереницей сменяют друг друга дни, проходят годы, мы взрослеем, и с каждой минутой отдаляемся от той беззаботной поры всё дальше и дальше, выходим во взрослую жизнь. Но время идет только вперед и никогда назад.

-А задумывались ли вы над тем, как бывает трудно, а подчас мучительно тяжело родителям «отрывать» от себя ребенка, провожая его в это неясное и трудное будущее?

-И как, наверное, нелегко оставлять ребенку родной, отчий дом? Ведь он там, во взрослой и будничной жизни, напомнит о себе то скрипом половиц, то случайными звуками фортепьяно, то запахом цветов из сада или чем-то таким неуловимо – щемящим , такие своим – близким, но одновременно далеким…

Одна страница – один эпизод , за которым видится что-то большее и что-то очень личное, чем просто текст романа.

Давайте же попробуем понять это «нечто большее».

IV Беседа

  • I часть романа заканчивается сценой долгожданного приезда  А.Штольца  - единственного настоящего друга Обломова; человек , с которым Илья Ильич был с самого детства

-Чему же посвящена  1 глава 2 части?

(детство Андрея и его отъезд из родительского дома)

-Гончаров неожиданно прерывает свое повествование о главном герое и обращается к детству и юности Андрея. Как называется такой прием? (вы можете воспользоваться ссылками в словаре литературоведческих терминов для нашего урока, который лежит у вас на парте)

(приём ретроспекции)

-С какой целью? Так ли уж это важно?

1.Ярче показать Обломова;

2.Возможно, реализовать попытку изобразить  «человека будущего»

3.Поиск некой нормы, гармоничного человека.

-Назовите художественный приём , который использует для этого Гончаров?

(антитеза)

-Обратимся к тексту. Назовите действующих лиц этой главы?

(отец, мать, Андрей (мал. мальчик и  юноша), дворовые)

-Какой тип речи преобладает в этой главе?

(повествование)

-Почему? Предположите?

(у нас есть возможность рассказать о Штольце, то есть «пересказать» его)

Обломов же дан чаще в диалогах или внутренних монологах

-Какой же вывод? В чем разница в подаче этих образов? Какова её цель ?

(Обломова нельзя «пересказать», он «живой» несмотря на лень и апатию; Штольц же при всей энергии и динамичности -  статичен) (парадоксально!)

-Прочитаем I абзац. Почему Гончаров делает Штольца – немцем (пусть и наполовину?)

Обратим внимание , что и мы зачастую говорим о Штольце как о немце, забывая, что он также наполовину русский.

-А вот как нам объясняет это сам писатель ( цитата на доске : «Меня упрекают, почему я сделал деятелем, работником Штольца – немца. Я шёл именно от своей задачи, очень ясно противопоставляя застой не застою. Застой- примета русской жизни»)

-Прочтём абзац : «Бывало и то, что отец сидит в послеобеденный час…» до «Мать поплачет…»  Отчего?

-Мы лишь единожды видим всю семью вместе. Далее же о взаимоотношениях между отцом-сыном и матерью-сыном автор всегда говорит отдельно.

Почему?

(Он как бы последовательно подчеркивает «разность» воспитания, полученного Андреем,  различия во внутреннем мире ребенка. Словно по часовой стрелке (только вперед!) – идет отец, и, как пишет Гончаров, (стр.5) : «Он только не умел бы начертать другой дороги своему сыну.

И может быть, против часовой стрелки отца – наощупь , интуитивно, сердцем – идёт мать. (показываю часы)

-В чем же это проявляется? (см. текст)

1.Род занятий, учение :                  о: география, биология, Гердер, Виланд

                                                                 м: священная история, басни Крылова

2.Деятельность:                  о: разбирал счета крестьян, ездит на      фабрику, в поля, в 14-15 лет поездки по отцовским поручениям в город

                                                                  м: игра на фортепьяно, чтение литературы

3.Идеалы и мечты по отношению к сыну:    о: трудовая жизнь (жалованье за репетиторство);

                                                                                          м: «а в сыне ей мерещился идеал барина»

4.Внешний облик :               о: «Перчатки и клеёнчатый плащ.»

                                                                   м: «она бросалась стричь Андрюшу»

-Какой же приём помогает нам лучше увидеть эту «разность» ?

(антитеза)

! Внутренние противоречия в образе Штольца.

-Какова её цель?

(попытка найти некую «норму» : Перед нами не «добрый бурш» , но и не «барин» - что и так нелегко давалось Гончарову, а некая особенная личность: в нём есть и «сила души», и «крепость тела».Это кипучая натура.

-Каким  же вы увидели юного Андрея Штольца?

(умеющим постоять за себя, смелым, настырным, самостоятельным; тем, который надеется только на себя)

-Это хорошо?

-Какой же вывод мы можем сделать?

(жизненные условия, разность воспитания, полученного в детстве, научили его полагаться на собственные силы; сформировали характер, чуждый ограниченности)

-А что говорит об этом сам автор? (цитата : «Утешься добрая мать, твой сын вырос на русской почве». )

-Что такое «русская почва» в вашем понимании? Не та ли это русская половина?

-Так назревает конфликт эпизода. Давайте разберёмся в чём он?

Итак, старший Штольц отправляет сына в Петербург (просмотр к/ф)!

-Что вы думаете об этом?

Обратимся к тексту

-Как вы расцениваете совет отца?

-Ответ Андрея?

«Нельзя ли по всем…»

-Проанализируйте диалог. Каковы реплики героев с точки зрения синтаксиса?

(Предложения неполные, с использованием междометий. Реплики героев краткие и точные ; отрывистые – словно ни отец , ни Андрей не дают воли своим чувствам)

-Ждали ли вы чего-нибудь другого?

(вряд ли – и отец , и сын  явно скупы на эмоции)

- Это подтверждает и Гончаров : посмотрите на глаголы движения.

-Но при оклике дворовых Андрей возвращается. Почему? Почему в его глазах при прощании с отцом не было слёз,  а теперь они появляются?

                                                              (тихо музыка)

(Это та самая русская почва, на которой вырос Андрей- это хлебосольство; это общее горе и общие радости, это лад крестьянской жизни- то, что видел Андрей с самого детства, что впитал через заботу матери ; то, что останется с ним теперь навсегда – ибо все мы родом из детства

-Вычитайте реплики дворовых. Это самая настоящая народная речь, это плачи, причитания: «батюшка, светик, красавец мой, сиротка, нет у тебя родимой матушки»

(Так немецкий рационализм, практичность, энергия, сдержанность сталкиваются с русской душой, русским сердцем , чувством родины и домашнего крова, со временем, наконец…)

(И отсутствие материнской ласки, которая раньше заполняла пустоты ограниченных, сухих отношений с отцом – не отсюда ли излишняя «глагольность» у Гончарова?)

-Но гулко хлопает дверь и без того пустого дома в Верхлёве , и надо скакать в Петербург, «ибо время тратить нечего» - часы заведены, и начался стремительный бег времени жизни Андрея Штольца, в котором уже не будет ни одной секунды чтобы повернуть коня, и обнять близких тебе людей, и заплакать…(часы идут) – Пауза.

-Как вы думаете, удалось ли режиссеру и актерам передать замысел автора?

-Что же даёт нам этот эпизод для понимания образа героя? К какому выводу вы пришли?

(Образ Штольца дан и как антитеза «обломовщине», и как воплощение мечты о пробуждении России)

-Штольц дан в динамике, в движении – именно в этом состоянии , а не в состоянии покоя и сна человек способен преодолеть все преграды для достижения высшей цели.

-Только есть ли она у Штольца?

(Нет)

Хоть он и «не ведает разлада между умом и сердцем», но его образ – явно утопическая картина для эпохи 50 – 60 гг. 19 века.

                                               (к цитате Гончарова на доске)

  1. « Штольца я описал бледно, так как этот тип только зарождается…»

Надежда писателя на создание образа гармонического человека в современной ему эпохе не оправдались:

  1. «… между действительностью и идеалом лежит бездна, через которую ещё не найден мост, да и едва ли построится когда…»

                                                   (из дневника писателя)

                                                              (часы идут)

Время идёт всегда вперёд и никогда назад…

И я очень надеюсь, что «личное» Андрея Штольца стало теперь и нашим «личным» - ведь все мы родом из детства…

                                           (фонограмма народного плача)

                                                     Библиография

  1. И.А.Гончаров «Обломов», «Художественная литература» 1990г.
  2. И.А.Битюгова «Роман И.А.Гончарова «Обломов» в художественном восприятии Достоевского» 1976г.
  3. Д.С.Мережковский. И.А.Гончаров. «Критический этюд» 1890г., т. VIII
  4. А.В.Дружинин «Обломов.» Роман И.А.Гончарова в кн. «Библиотека учителя», «Художественная литература» 1990г.
  5. Журнал «Литература в школе» №2 1998г.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»

Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым» Учитель русского языка и литературы : Винокурова Н.М. ...

анализ эпизода романа М.А. Шолохова "Тихий Дон"

Урок-обсуждение эпизода романа М.А.Шолохова "Тихий Дон" (книга 4, ч.8, гл. XVIII)...

анализ эпизодов романа М.А. Шолохова "Тихий Дон"

Лингвостилистический анализ художественного текста в литературном развитии учащихся 6-го класса....

анализ эпизодов романа М.А. Шолохова "Поднятая целина"

Рассказ «Федотка», представляющий собой отрывок из романа «Поднятая целина» состоит из нескольких эпизодов, связанных одними и теми же персонажами и единой событий...

анализ эпизода ("Чирик") романа М.А. Шолохова "Тихий Дон"

С точки зрения уместности использования лингвостилистического анализа  в 9 классе представленная далее глава романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» привлекает неболь...

Учебно-методический материал и конспект урока: Анализ эпизода полифонического романа Ф.М.Достоевского "Разговор Сони и Раскольникова"

Учебно-методический материал (таблицы, где зафиксированы реплики геров, детали поведения и авторские комментарии) позволяет провести комплексный анализ диалогового повествования в романе Ф.М.Достоевск...

"Философия истории Л. Н. Толстого" (Презентация к уроку анализа эпизода из романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир" (том 3, часть 1, глава 1)

Для понимания точки зрения Л. Н.Толстого как историка следует остановиться на глубоком смысловом анализе предлагаемого эпизода. Тогда учащимся будет понятен образ М. И. Кутузова и Багратиона, Наполена...