анализ эпизодов романа М.А. Шолохова "Поднятая целина"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Кутняхова Наталия Анатолиевна

       Рассказ «Федотка», представляющий собой отрывок из романа «Поднятая целина» состоит из нескольких эпизодов, связанных одними и теми же персонажами и единой событийной нитью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fedotka.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

       Рассказ «Федотка», представляющий собой отрывок из романа «Поднятая целина» состоит из нескольких эпизодов, связанных одними и теми же персонажами и единой событийной нитью. События можно представить в виде трех частей. Весной Давыдов, встретив ватагу школьников, замечает «парнишку лет семи, босого, белоголового»  и заводит с ним беседу. В конце лета он встречает Федотку  в школе, старый знакомый, пытаясь привлечь внимание Давыдова, достает из кармана ручную гранату – лимонку. К счастью, граната оказывается без капсюля, а мальчик показывает Давыдову место, где была найдена страшная находка. Третья часть, самая короткая, посвящена поиску  опасного «клада».

       Вопросы для беседы рационально будет построить согласно событийному ряду рассказа. Однако нам хотелось бы построить ход беседы так, чтобы центральное место заняла характеристика персонажей и оценка их поступков.

- Каким вам представляется Давыдов – председатель колхоза?

- Как ведет себя Федотка в разговоре с председателем?(Он независим, откровенен)

- Как ведет себя Давыдов? (Ему нравится беседа, он любуется непосредственностью Федотки. Его забавлял эпизод знакомства, поэтому он «улыбался, ощущал редкостную теплоту на сердце и влагу на глазах»)

- Как строится беседа ребенка и взрослого? (Беседа строится на равных, Давыдов обращается к мальчику с шуточной, но подчеркнутой солидностью: Федот Демидыч, Федотка Демидыч. С напускной серьезностью Давыдов подчеркивает их равенство: «ну, теперь, Федотка, давай я твой палец укушу».   В речи Давыдова можно заметить дружескую заботу о новом знакомом: «так сопли надо выбивать, факт»).

- Почему Давыдов идет на сбижение с мальчиком?

       Первая часть рассказа позволяет нам представить героев, особенно это важно в смысле характеристики Давыдова.

       Вторая часть, самая объемная, самая важная и психологически яркая. Давыдов идет в школу, чтобы оценить, какой ремонт необходим зданию к началу учебного года.

- Оцените круг забот Давыдова.

- Как ведет себя Давыдов в классе.

- Шарик из трубки.

       Давыдов не обижается на детскую проказу, он прекрасно сознает, что перед ним ребятишки, которым свойственно проказить. Этим и объясняется его хозяйская предусмотрительность: «Купить ящик стекла. Наверное, нет в запасе ни одного листа, а чтобы ребята не колотили стекла – это же невозможное дело, факт!»

       Однако Давыдов увлекся детской шалостью, ему интересна обстановка в классе: «улыбаясь… бегло осмотрел», «ждал, не сводя смеющихся глаз…», «глянул на плутовскую рожицу и сам чуть не рассмеялся вслух».

       Мальчишество Давыдова. По авторской оценке – «непростительное ребячество».

       Федотка не только узнал старого знакомого, но и настойчиво требовал продолжения знакомства, напоминая о прежней встрече.

       Ручная «граната- лимонка».

- Что ощущает Давыдов, увидев в руках Федоки гранату?

- Какой выход находит председатель (нож – переключение внимания)

- Обмен, переживания Федотки по поводу справедоивости обмена.

       Федотка показывает Давыдову место (сарай Фрола Рваного), где нашел «штуковину».

       Мука для учительницы. Давыдов доверяет своим ощущениям. Он сначала выписывает распоряжение выдать продукты, а затем только интересуется подробностями ее существования в правлении.

       Третья часть. Финальная. Самая короткая.

       Оценивая композицию, можно заметить, что вторая часть имеет и свою завязку, и развитие действия, кульминацию и развязку. Создается ощущение, что первая часть – своеобразная композиция, представление героев, а последняя – практически эпилог.