Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
«Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»
Учитель русского языка и литературы : Винокурова Н.М.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_epizoda_romana_f.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

     Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

                      «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»

Учитель русского языка и литературы : Винокурова Н.М.

1.Вступление.

       Идея - показать разрушающее воздействие на человека идеи о существовании двух разрядов:

                    тварей дрожащих и право имеющих, - о праве последних на собственное усмотрение

                    решать вопросы жизни и смерти других людей во имя общественного прогресса.

2.Главная часть.

      1.Данный эпизод – одно из звеньев цепи, ведущей Раскольникова к пониманию ошибочности его

          теории.

       2. Эпизод – диалог.

              Конец 6 главы III части – 1 глава IV части.

               Микротемы:

  1. оправдание Свидригайлова по поводу преследований Дуни и смерти Марфы Петровны;
  2. прошлое Свидригайлова;
  3. привидения;
  4. образ вечности.

       3. Тема денег: сходство Раскольникова и Свидригайлова в том, что оба «переступили»;

           тема насилия _«подстрекательные немки».

    -    параллель теории Раскольникова и его теории

            В этом эпизоде:

  1. дается представление о душевном состоянии Раскольникова
  2. раскрывается мировоззрение Раскольникова
  3. выражается косвенная авторская оценка теории о сверхчеловеке.

   Авторские ремарки, образ «двойничества» - приемы, используемые Достоевским для раскрытия внутреннего мира главного героя.

  1. Заключение.

  1. анализ эпизода помог установить многочисленные смысловые связи романа и более глубоко проникать в идею романа.
  2. показать бесперспективность пути человека, по принципу «все дозволенно».

      

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и психологии "Психологизм романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание""

Итоговый урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Целью урока является формирование умения работы с текстом и его анализ....

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Начало изучения романа Ф.М.Достоевского ПРЕСТУПЛЕНИЕ и НАКАЗАНИЕ"

Идейные искания Ф.М.Достоевского, отразившиеся в романе "Преступление и наказание"...

Урок литературы. 9 класс. Анализ эпизода. Евгений Онегин.

Сочинение по литературе - это особый школьный литературоведческий жанр, в первую очередь, письменный анализ литературных произведений, и начинать работу над ним надо с малого, например, с анализа...

Урок литературы в 10 классе "Добро в понимании героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Цель: выявление авторской позиции, раскрытие философской проблематики произведения; развитие умения формулировать вопросы к произведению и находить ответы на них, формулировать выводы по выявленной пр...

Христианский контекст романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". В чём трагедия Раскольникова?

Учебно- методический материал представляет собой рассуждение по представленной проблеме. Может быть использован как обучающимися 10-го класса, так и учителями литературы для подготовки к урокам, посвя...

Лингвостилистический анализ текста (по отрывку из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Обучение комплексному анализу текста на примере отрывка изучаемого произведения. Образовательные задачи: Дать представление об уровневой структуре лингвостилистического анализа текста;Задать сист...