Конспект урока по теме «Заключительный урок по творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Диалог о Марине Ивановне Цветаевой»
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Белоцерковская Вера Николаевна

Конспект урока предназначен для учителей, преподающих в 11 классе, ориентирован на отработку анализа поэтического текста, формирование умений и навыков у школьников создавать психологический портрет поэта на разных этапах его жизненного пути, умело применяя изобразительно-выразительные средства языка с целью высказать свою ученическую точку зрения на  эмоциональное состояние лирического героя.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belotserkovskaya_v.n.docx36.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                        

Конспект урока по теме

«Заключительный урок

по творчеству Марины Ивановны Цветаевой.

Диалог о Марине Ивановне Цветаевой»

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ

«Черноморская СШ №3» Белоцерковская Вера Николаевна.

Конспект урока предназначен для учителей, преподающих в 11 классе, ориентирован на отработку анализа поэтического текста, формирование умений и навыков у школьников создавать психологический портрет поэта на разных этапах его жизненного пути, умело применяя изобразительно-выразительные средства языка с целью высказать свою ученическую точку зрения на  эмоциональное состояние лирического героя.

Тема.       Заключительный урок по творчеству М.И. Цветаевой.

              Диалог о М.И. Цветаевой.

Цель:              совершенствовать умения учащихся самостоятельно анализировать                             и оценивать стихотворения поэта;

              воспитывать интерес к художественному слову.

Оборудование:       портрет М.И. Цветаевой, сборники стихов поэта, музыкальные инструменты.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

        Уважаемые гости! Мы проводим открытый урок литературы в 11 классе в литературном салоне.

        Сегодня заключительный урок по творчеству М.И. Цветаевой, блистательного поэта серебряного века.

        Это не совсем обычный урок. Это диалог, разговор о том, какой вы, одиннадцатиклассники, увидели Марину Цветаеву в ее стихах.

        «Чтение – прежде всего сотворчество… – писала поэтесса. – Устал от моей вещи, – значит, хорошо читал и – хорошее читал. Усталость читателя – усталость не опустошенная, а творческая».

        Надеюсь, и у вас усталость от чтения тоже творческая.

        На уроке вы выразительно прочитаете те стихотворения, над которыми  вам хотелось бы подумать, которые, может быть, созвучны вашему настроению, душевному состоянию. Вы проведете анализ стихотворения. И я вас прошу обратить внимание на те тропы, те приемы поэтического синтаксиса, которые, как вы считаете, придают речи наибольшую выразительность и эмоциональность.

        Кто начнет наш диалог о Марине Цветаевой?

Ученик 1

        С ранних лет, еще допоэтических лет Цветаева была по натуре беспощадно и вызывающе искренна, ее лирика – дневник души; она пытается разобраться в себе, в тревожащих ее противоречивых чувствах.

        Ученик выразительно читает стихотворение «Руки даны мне – протягивать каждому обе…» и анализирует текст.

                                Руки даны мне – протягивать каждому обе,

                                Не удержать ни одной, губы – давать имена,

                                Очи – не видеть, высокие брови над ними –

                                Нежно дивиться любви и – нежней – нелюбви.

                                А этот колокол там, что кремлевских тяжелей,                                                         Безостановочно ходит в груди, –        

                                Это – кто знает? – не знаю, – быть может, – должно быть

                                Мне загоститься не дать на российской земле!

Нигде поэт не сказал о себе так пронзительно, как в этом стихотворении. Ученик обращает внимание класса на такое художественное средство, как метонимия, которое помогает понять душевное состояние лирического героя.

Ученик 2

        Аккомпанирует на гитаре и исполняет песню на стихи М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной».

                                Мне нравится, что вы больны не мной,

                                Мне нравится, что я больна не вами,

                                Что никогда тяжелый шар земной

                                Не уплывет под вашими ногами.

                                Мне нравится, что можно быть смешной –

                                Распущенной – и не играть словами,

                                И не краснеть удушливой волной,

                                Слегка соприкоснувшись рукавами…

        Как свежо и современно звучат эти стихи, а ведь они написаны в 1915 г. и обращены к будущему мужу Анастасии М.А. Минцу.

        В этих словах мы, читатели, слышим грустные нотки; перед нами любовь-грусть.

        При анализе ученик обращает внимание класса на такой поэтический троп, как метафора, который передает откровение, искренность переживаний лирического героя.

Ученик 3

        Ученики 1 и 2 предложили нам разговор о «вечной» теме – любви. Я хочу продолжить этот разговор. Меня привлекают те стихи М. Цветаевой, в которых

лирический герой предстает перед нами женщиной решительной, воинствующей, неукротимой. Она против саморастворения в характере мужа или любимого. Для нее важно взаиморастворение двоих друг в друге – это она принимала как свободу и так умела радоваться пусть недолгому счастью:

                                Мой! И о каких наградах

                                Рай – когда в руках, у рта –

                                Жизнь: распахнутая радость

                                Поздороваться с утра!

        Ученик анализирует синтаксический строй стиха, который помогает охватить суть этих строчек: восклицательный знак, тире, двоеточие, с помощью которых поэтесса резко отбрасывает одно слово от другого. И мы, читатели, быстрее находим слова, которые несут смысловую нагрузку: мой, рай, жизнь.

                                                        Ученик 4

        Но Марина Цветаева не только умела быть сильной, мужественной, но она умела и страдать, как самая обыкновенная женщина. И такая Цветаева мне ближе. Послушайте несколько строф:

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче – все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел, –

Все жаворонки нынче – вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

И слезы ей – вода, и кровь –

Вода, –  в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха – Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости…

        Ученик выступает в роли учителя, обращается к классу с заданием: найти примеры такой стилистической фигуры, как антитеза. Это противопоставление подчеркивает страдания лирического героя.

        Следующий вопрос ученика к классу: какие приемы поэтического синтаксиса использует автор в стихотворении?

        Ответ класса: восклицания, вопросы, обращения, тире.

Ученик 5

        А я согласен с учеником 3: сильный характер лирического героя мне по душе. И я выбрал стихотворение:

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,

Оттого что я на земле стою – как никто другой…

Я тебя отвоюю у всех других – у той, одной,

Ты не будешь ничей жених, я – ничьей женой,

И в последнем споре возьму тебя – замолчи! –

У того, с которым Иаков стоял в ночи…

        Какая сила страсти звучит в этом стихотворении. Здесь любовь и преданность не слова, а действие. Ученик обращает внимание класса на следующие приемы поэтического синтаксиса: синтаксический параллелизм, восклицание, тире, которые эмоционально окрашивают стихотворение и помогают акцентировать внимание читателя на словах, которым поэт придает наибольшую значимость.  

Ученики  6 и 7

        Исполняют песню на стихи М. Цветаевой «Под лаской плюшевого пледа». Аккомпанирует на пианино учитель музыки.

Под лаской плюшевого пледа

Вчерашний вызываю сон.

Что это было? Чья победа?

Кто побежден? Кто побежден?

Все передумываю снова,

Всем перемучиваюсь вновь.

В том, для чего не знаю слова,

В том, для чего не знаю слова,

Была ль любовь?...

        Ученик 6 обращается к классу с вопросом: какое душевное состояние героя раскрывает поэт, какие художественные тропы, средства поэтического синтаксиса использует М. Цветаева?

Ученик 8

        Я хочу продолжить разговор о любви. Увлечений в жизни М. Цветаевой – «топливо для творческого костра, которое, отгорев, рассеивалось навсегда,» – было немало, но любовь к мужу остается одна до конца дней. Без него она не мыслила своего существования. В годы гражданской войны связь между М. Цветаевой и            С. Эфроном прервалась. До марта 1919 года она не знала, что муж жив. Но Марина Ивановна и в мыслях всегда была рядом с ним независимо оттого, где, на чьей стороне сражался ее муж. При встрече с ним она читает стихи из цикла «Лебединый стан», где поэт романтизирует «белое движение», воспевая мужество воина-мужа.

        Ученик читает стихотворение:

Синие версты

И зарева горние!

Победоносного

Славьте – Георгия!

Огненный плащ его,

Посвист коня его,

Кровокипящего

Славьте – коня его!..

Славьте жемчужные

Грозди полуночи,

Дивного мужа,

Пречистого юношу:

Львиные ветры

И глыбы соборные!

Великолепного

Славьте – Георгия!

        В этом стихотворении проявляется вся сила страсти поэтессы к мужу.

При анализе ученик обращает внимание класса на большое количество эпитетов, с помощью которых автор передает свое восторженное отношение к герою. Стихотворение насыщено восклицаниями, что подчеркивает необычайное эмоциональное состояние автора.

Ученик 9

        Я хочу добавить несколько слов к выступлению ученика 8. Первым критиком стихотворения «Синие версты» стал Сергей Эфрон. В рядах белой армии он довольно скоро разочаровался в своих иллюзиях. Он увидел эту армию изнутри – ее разложение, крах. Марина ни о чем подобном не имела представления. Впоследствии их дочь Ариадна Эфрон записала разговор между родителями, который состоялся вскоре после приезда Цветаевой с дочерью за границу.

Ученики 9 и 10

        Подготовили небольшой диалог – разговор между Мариной и Сергеем.

 С.Э.                – И все же это было не так, Мариночка.

 М.И.                – Что же – было?

 С.Э.        – Была братоубийственная война, которую мы вели, не поддержанные народом, было незнание, непонимание нами народа, во имя которого, как нам казалось, мы воевали. Не мы. а лучшие из нас. Остальные воевали только за то, чтобы отнять у народа и вернуть себе земли, отданные ему большевиками – только и  всего…        

М.И.                – Но как же вы – вы, Сереженька…?

С.Э.                – А вот как: представьте себе вокзал военного времени – большую                         узловую станцию,…всю эту тревогу, неразбериху, толчею – все лезут в                 вагоны…Втянули и тебя, третий звонок, поезд трогается – минутное                         облегчение, – слава тебе, господи! – но вдруг узнаешь и со смертным                         ужасом осознаешь, что в роковой суете попал…не в тот поезд… ,                         обратного пути нет – рельсы разобраны. Обратно, Мариночка, можно                         только пешком! – по шпалам – всю жизнь.

Учитель

        Кто еще выбрал стихотворение, где звучит «вечная тема» –  любовь?

    Ученик 11

        Одним нравятся стихотворения, где поэтесса сильная, мужественная, другим – строки, в которых героиня страдает. А я с удовольствием перечитываю стихотворение «Стать тем, что никому не мило». Это стихотворение написано в 1913 г. Прошел год, как обвенчались М. Цветаева и С. Эфрон. И короткий промежуток между встречей этих людей и началом Первой мировой войны был единственным в их жизни периодом безмятежного счастья.

Стать тем, что никому не мило,

О, стать как лед! –

Не зная ни того, что было,

Ни что придет.

 

Забыть, как сердце раскололось –

И вновь срослось,

Забыть свои слова, и голос,

И блеск волос.

Браслет из бирюзы старинной –

На стебельке,

На этой узкой, этой длинной

Моей руке…

        Ученик анализирует стихотворение. Называет все тропы, которые встречаются в тексте: метафоры, сравнения, эпитеты. Обращает внимание на приемы поэтического синтаксиса: инверсию, восклицание, тире. Все эти средства направлены на то, чтобы придать наибольшую эмоциональную окраску стихотворению, подчеркнуть эмоциональное состояние лирической героини – счастье, охватившее ее.

Учитель

        Разрешите мне высказать свое мнение. В творчестве Марины Цветаевой меня привлекают строки, где звучит любовь-нежность. Я хочу исполнить песню на стихи М. Цветаевой «Откуда такая нежность?» (Учитель сам аккомпанирует на пианино, музыку написал учитель музыки).

Откуда такая нежность?

Не первые – эти кудри

Разглаживаю, и губы

Знавала – темней твоих.

Еще не такие песни

Я слушала ночью темной

(Откуда такая нежность?) –

На самой груди певца.

Всходим и гасим звезды

(Откуда такая нежность?)

Всходим и гасим очи

У самых моих очей.

Откуда такая нежность?

И что с нею делать, отрок

Лукавый, певец захожий,

С ресницами – нет длинней?

        Все стихи М. Цветаевой излучают любовь и любовью пронизаны. Они рвутся к миру и как бы пытаются заключить весь мир в объятья. Продолжим разговор о Марине Цветаевой.

Ученик 12

        Я хочу привлечь ваше внимание к материнским чувствам поэта. Ученик читает стихотворение «Две руки, легко опущенные»

Две руки, легко опущенные                                        

На младенческую голову!

Были – по одной на каждую –

Две головки мне дарованы.

Две руки – ласкать – разглаживать

Нежные головки пышные.

Две руки – и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.

Но обеими – зажатыми –

Яростными – как могла! –

Старшую у тьмы выхватывая –

Младшей не уберегла.

Светлая – на шейке тоненькой –

Одуванчик на стебле!

Мной еще совсем не понято,

Что дитя мое в земле.

        Осенью 1919 г. в самое тяжелое время Марина отдала своих горячо любимых дочерей Алю и Ирину в подмосковный приют. Вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 1920 г. потеряла маленькую Ирину, погибшую в приюте от истощения и тоски. Как заупокойная молитва – бессильная дань от матери, не сумевшей спасти, сохранить, оживить, –  рождались стихи.

        Состояние души лирического героя передаются с помощью таких тропов, как эпитеты, сравнения, метафоры. Класс помогает ученику найти эти художественные средства. Ученик называет приемы поэтического синтаксиса: восклицания, тире, инверсию; отмечает их функцию.

Ученик 13

        В творчестве М. Цветаевой много проникновенных слов, посвященных поэтам: А.С. Пушкину, А. Блоку, А. Ахматовой, В. Маяковскому, Б. Пастернаку. Я выбрал стихотворение, посвященное А. Блоку.

Имя твое – птица в руке.

Имя твое – льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое – пять букв.

Мячик, пойманный на лету.

Серебряный бубенец во рту…

        Цветаева не была знакома с А. Блоком. Она видела его дважды, во время выступления поэта в Москве 1920 г. Свое преклонение перед поэтом, которого она называла «сплошной совестью», Цветаева пронесла через всю жизнь.

        Ученик анализирует стихотворение. Оно построено на развернутом сравнении. Класс называет примеры. С помощью этого тропа автор подчеркивает свое отношение к великому поэту – преклонение перед А. Блоком.

Учитель

        В исполнении учителя музыки прозвучит мелодия (пианино). Задание классу:

какие строки  из стихотворений М. Цветаевой вам хотелось бы прочитать под этот аккомпанемент?

        Ученики читают отрывки (несколько строк) из стихотворений поэта.

Ученик 14

        Я хочу прочитать стихотворение:

Идешь на меня похожий

Глаза, устремляя вниз.

Я их опускала – тоже!

Прохожий, остановись!

Не думай, что здесь – могила,

Что я появлюсь, грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя…

Прочти – слепоты куриной

И маков набрав букет,

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь…

        Для меня Марина Цветаева – сильная личность, и мне хочется тоже быть сильным человеком.

Учитель

        Я считаю: диалог о Марине Цветаевой состоялся. Каждый из вас высказал свое мнение о личности и творчестве поэта.

        Хочу надеяться, что вы далеко не уберете стихи Марины Ивановны и еще не раз у вас возникнет желание взять в руки томик ее стихов и перечитать их.

        «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед», – писала поэтесса в 1913 г.

        И это время настало. Читайте М. Цветаеву, любите ее, восхищайтесь ею!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "...замученная судьбой" о жизни и творчестве Марины Ивановны Цветаевой.

Устный журнал - это нестандартная форма подачи материала на уроке. Информация дается блоками-страницами, что позволяет учащимся лучшее её усваивать. В сценарий урока включены как программные произведе...

Слово и судьба.Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой.

В данной презентации содержится материал по творчеству М.Цветаевой( детские годы и  творческая биография)....

Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой.

Цели урока: дать представление о жизни М. Цветаевой, её творчестве, тесными узами связанном с её жизнью; показать, чем интересна поэзия Цветаевой....

"Если душа родилась крылатой...": о творчестве Марины Ивановны Цветаевой

Презентация к уроку по творчеству М.И.Цветаевой. 11 класс....