"Если душа родилась крылатой...": о творчестве Марины Ивановны Цветаевой
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Филиппова Галина Валериевна

Презентация к уроку по творчеству М.И.Цветаевой. 11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon esli_dusha_rodilas_krylatoy.ppt2.43 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«РОМАН С СОБСТВЕННОЙ ДУШОЙ…» Марина Ивановна Цветаева: страницы жизни и творчества.

Слайд 2

«ВСЕ ПОНЯТЬ И ЗА ВСЕХ ПЕРЕЖИТЬ!» М.И.Цветаева.

Слайд 3

Ключевые вопросы. Как сложилась личная и поэтическая судьба Марины Цветаевой? Что определило ее особый взгляд на мир и как он отразился на ее поэтических принципах? Выделить основные направления лирики М.Цветаевой. Определить характерные особенности лирической героини Цветаевой.

Слайд 4

«Вся моя жизнь – роман с собственной душой»

Слайд 5

Страница 1. Детство и юность. «Красной кистью рябина зажглась…»

Слайд 6

Родилась 26 сентября (9 октября) 1892 года в Москве. Родителями Цветаевой были Иван Владимирович Цветаев и Мария Александровна Цветаева (урожденная Мейн).

Слайд 7

Отец, филолог-классик, профессор, возглавлял кафедру истории и теории искусств Московского университета, основатель Русского Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. В отце Цветаева ценила преданность собственным стремлениям и подвижнический труд, которые, как утверждала, унаследовала именно от него. Намного позднее, в 1930-х, она посвятила отцу несколько мемуарных очерков («Музей Александра III», «Лавровый венок», «Открытие музея», «Отец и его музей»).

Слайд 8

Мария Александровна умерла в 1906, когда Марина была еще юной. К памяти матери дочь сохранила восторженное преклонение. Матери Марина Ивановна посвятила очерки-воспоминания, написанные в 1930-х («Мать и музыка», «Сказка матери»).

Слайд 9

Несмотря на духовно близкие отношения с матерью, Цветаева ощущала себя в родительском доме одиноко и отчужденно. Она намеренно закрывала свой внутренний мир и от сестры Аси, и от сводных брата и сестры – Андрея и Валерии. Даже с Марией Александровной не было полного взаимопонимания. Юная Марина жила в мире прочитанных книг, возвышенных романтических образов.

Слайд 10

По собственным воспоминаниям, Цветаева начала писать стихи в шестилетнем возрасте. В 1906–1907 написала повесть «Четвертые», в 1906 перевела на русский язык драму французского писателя Э.Ростана «Орленок», посвященную трагической судьбе сына Наполеона. В литературе ей были особенно дороги произведения А.С.Пушкина и творения немецких романтиков.

Слайд 11

2 страница. Юношеская лирика. «…Я жажду сразу – всех дорог!»

Слайд 12

В печати произведения Цветаевой появились в 1910, когда она издала на собственные средства свою первую книгу стихов – «Вечерний альбом». Игнорируя принятые правила литературного поведения, Цветаева решительно демонстрировала собственную независимость и нежелание соответствовать социальной роли «литератора». Писание стихов она представляла не как профессиональное занятие, а как непосредственное самовыражение.

Слайд 13

Стихи «Вечернего альбома» отличались «домашностью», в них варьировались такие мотивы, как пробуждение юной девичьей души, счастье доверительных отношений, связывающих лирическую героиню и ее мать, радости впечатлений от мира природы, первая влюбленность, дружба со сверстницами-гимназистками. Стихи сочетали темы и настроения, присущие детской поэзии, с виртуозной поэтической техникой.

Слайд 14

Зимой 1910–1911 М.А.Волошин пригласил Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию (Асю) провести лето 1911 в Коктебеле, где он жил. В Коктебеле Цветаева познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном.

Слайд 15

В Сергее Эфроне Цветаева увидела воплощенный идеал благородства, рыцарства и вместе с тем беззащитность. Любовь к Эфрону была для нее и преклонением, и духовным союзом, и почти материнской заботой. Я с вызовом ношу его кольцо Да, в Вечности – жена, не на бумаге. Его чрезмерно узкое лицо Подобно шпаге, – написала Цветаева об Эфроне, принимая любовь как клятву: В его лице я рыцарству верна. Встречу с ним Цветаева восприняла как начало новой, взрослой жизни и как обретение счастья. В январе 1912 произошло венчание Цветаевой и Сергея Эфрона. 5 сентября у них родилась дочь Ариадна (Аля).

Слайд 16

Страница 3. Годы революции. Ибо раз голос тебе, поэт, Дан, остальное – взято.

Слайд 17

Первую мировую (весной 1915 ее муж, Сергей Эфрон, оставив учебу в университете, стал братом милосердия на военном санитарном поезде) Цветаева демонстративно старается не замечать: … нету мне дела до царских счетов, Народных ссор… Но именно Цветаева создает в те годы, быть может самое сильное из всех, стихотворение «Белое солнце и низкие, низкие тучи» . В 1914 – 1915 годах Цветаева создаёт цикл стихов «Подруга».

Слайд 18

Февральскую революцию 1917 она приветствовала, как и ее муж, чьи родители (умершие до революции) были революционерами-народовольцами. Октябрьскую революцию восприняла как торжество губительного деспотизма. Сергей Эфрон встал на сторону Временного правительства и участвовал в московских боях, обороняя Кремль от красногвардейцев. Известие об Октябрьской революции застало Цветаеву в Крыму, в гостях у Волошина. Вскоре сюда приехал и ее муж. 25 ноября 1917 она выехала из Крыма в Москву, чтобы забрать детей – Алю и маленькую Ирину, родившуюся в апреле этого года.

Слайд 19

Она вернулась в Москву в самый разгар Октябрьских событий, и обратного пути в Крым уже не было. Так, с поздней осени 1917 года начинается для Марины Цветаевой долгая- в 5 лет- разлука с мужем. Связь между ними прервалась полностью, и порой Цветаева не знала даже, жив ли Сергей Эфрон. Под влиянием неразрывно связанных исторических и личных обстоятельств Марина Цветаева пишет книгу стихов «Лебединый стан». Она прославляет белое движение, потому что там был ее любимый. Эти стихи проникнуты печалью и почти отчаявшейся надеждой. Омытые слезами, отшлифованные скорбью, они писались исключительно для себя.

Слайд 20

Она и дети с трудом сводили концы с концами, голодали. В начале зимы 1919–1920 Цветаева отдала дочерей в детский приют в Кунцеве. Вскоре она узнала о тяжелом состоянии дочерей и забрала домой старшую, Алю, к которой была привязана как к другу и которую исступленно любила. Выбор Цветаевой объяснялся невозможностью прокормить обеих. В начале февраля 1920 Ирина умерла. Ее смерть отражена в стихотворении «Две руки, легко опущенные…» и в лирическом цикле «Разлука»

Слайд 21

Лирику 1917–1920 Цветаева объединила в сборник «Версты», вышедший двумя изданиями в Москве (1921, 1922). По первоначальному замыслу создавалась одна книга, носившая название «Матерь-верста», но книгу пришлось разделить на две части по издательским причинам.

Слайд 22

Цветаева была москвичкой по рождению и по духу и всегда оставалась московским поэтом. Она хотела через слово показать свою столицу, огромный странноприимный дом, что стоит на семи холмах. Один из циклов книги «Версты 1» - «Стихи о Москве ».Она предает красоту, многозвучие, напевность, все оттенки московской речи, той, что когда-то восхищала самого Пушкина.

Слайд 23

Цветаева о поэтах-современниках Из разделов сборника «Версты 1» четко выделяются и стихи, посвященные Пушкину и Блоку, Ахматовой и Мандельштаму.. Они – ее кумиры. Цветаева признается в любви к Блоку, гениальному поэту. Торжественно и свято звучат ее стихи. Она не была знакома с Блоком лично, хотя и видела его однажды в мае 1920 года.

Слайд 24

Еще зимой 1915 года, находясь в Петербурге, Цветаева мечтала встретиться с Ахматовой и, когда читала свои стихи на литературном вечере в присутствии Мандельштама, Есенина, Кузмина, представляла, что читает их Анне Андреевне. В апреле 1921 года Цветаева писала Анне Ахматовой: «Ах, как я Вас люблю, и как я вам радуюсь, и как мне больно за Вас…» Встреча же состоялась лишь в 1941 году.

Слайд 25

Однажды, отвечая корреспонденту, с горечью сказавшему ей, что ее, Цветаеву, не помнят, она написала: «Нет, голубчик, меня не « не помнят», а просто – не знают. Физически не знают. Вкратце: с 1912 по 1920 год я, пиша непрерывно, не выпустила по литературному равнодушию, вернее, по отсутствию во мне литератора – ни одной книги. Я жила, книги лежали. По крайней мере, три больших очень книги стихов –пропали, т.е. никогда не были напечатаны». Наступивший НЭП Цветаева, как и многие ее литераторы-современники, восприняла резко отрицательно, как торжество буржуазной «сытости», самодовольного и эгоистического меркантилизма. 11 июля 1921 она получила письмо от мужа, эвакуировавшегося с остатками Добровольческой армии из Крыма в Константинополь. Вскоре он перебрался в Чехию, в Прагу. После нескольких изнурительных попыток Цветаева получила разрешение на выезд из Советской России и 11 мая 1922 вместе с дочерью Алей покинула родину.

Слайд 26

Страница 4. Эмиграция. «Даль, прирожденная как боль…»

Слайд 27

Марина Цветаева Период эмиграции в творчестве поэтессы

Слайд 28

1922 год 15 мая, понедельник. Марина Цветаева с дочерью прибыли в Берлин.

Слайд 29

Географическая справка о пребывании и эмиграции . Берлин - “ недолго ”

Слайд 30

Прага - 3 года “ …Я Прагу люблю первой после Москвы , и не из-за родного славянства – из-за собственного родства с нею : за ее смешанность и многодушие ” . Прага - “ такой город ,где душа весит ” . Париж – “ За 7 лет Франции я бесконечно остыла сердцем , Париж мне душевно ничего не дал … ”

Слайд 31

ВШЕНОРЫ (Чехия) «Не Прага, даже не деревня, душное. Слезы, не проливающиеся, в счет не идущие. Как билась в своем плену От скрученности и скрюченности… И к имени моему Марина – прибавьте: мученица.

Слайд 32

В поздней поэзии Цветаевой появляется герой, который пройдет сквозь годы ее твоpчества, изменяясь во второстепенном и оставаясь неизменным в главном: в своей слабости, нежности, зыбкости в чувствах. Лирическая героиня наделяется чертами кроткой богомольной женщины: Пойду и встану в церкви И помолюсь угодникам О лебеде молоденьком …

Слайд 33

Поначалу белая эмиграция приняла Цветаеву как свою, ее охотно печатали и хвалили. Hо вскоре картина существенно изменилась. Для Цветаевой наступило жесткое отрезвление. Белоэмигрантская среда, с мышиной возней и яростной грызней всевозможных "фракций" и "партий", сразу же pаскpылась перед поэтессой во всей своей жалкой и отвратительной наготе. Постепенно ее связи с белой эмиграцией рвутся. Ее печатают все меньше и меньше, некоторые стихи и произведения годами не попадают в печать или вообще остаются в столе автора.

Слайд 34

В этот момент Марина Цветаева решительно отказывается от своих белых иллюзий ,она уже ничего не оплакивает и не придается умилительным воспоминаниям о том, что ушло в прошлое

Слайд 35

Беpегитесь могил: Голодней блудниц! Меpтвый был и сенил: Беpегитесь гpобниц! От вчеpашних пpавд В доме смpад и хлам. Даже самый пpах Подаpи ветpам!

Слайд 36

Вокpуг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества. Ей некому пpочесть, некого спpосить, не с кем поpадоваться. В таких лишениях, в такой изоляции она геpоически pаботала как поэт, pаботала не покладая pук. Вот что замечательно: не поняв и не пpиняв pеволюции, убежав от нее, именно там, за pубежом, Маpина Ивановна, пожалуй, впеpвые обpела тpезвое знание о социальном неpавенстве, увидела миp без каких бы то ни было pомантических покpовов.

Слайд 37

Самое ценное, самое несомненное в зpелом твоpчестве Цветаевой - ее неугасимая ненависть к " сытости" и всякой пошлости. В дальнейшем твоpчестве Цветаевой все более кpепнут сатиpические ноты. В то же вpемя в Цветаевой все более pастет и укpепляется живой интеpес к тому, что пpоисходит на покинутой Родине. "Родина не есть условность теppитоpии, а пpинадлежность памяти и кpови, - писала она. - Hе быть в России, забыть Россию - может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутpи - тот теpяет ее лишь вместе с жизнью". С течением вpемени понятие "Родина" для нее наполняется новым содеpжанием. Поэт начинает понимать pазмах pусской pеволюции ("лавина из лавин"), она начинает чутко пpислушиваться к "новому звучанию воздуха".

Слайд 38

Тоска по России, сказывается в таких лиpических стихотвоpениях, как "Рассвет на pельсах", "Лучина", "Русской pжи от меня поклон", "О неподатливый язык...", сплетается с думой о новой Родине, котоpую поэт еще не видел и не знает, - о Советском Союзе, о его жизни, культуpе и поэзии.

Слайд 39

Покамест день не встал С его стpастями стpавленными, Из сыpости и шпал Россию восстанавливаю. Из сыpости - и свай, Из сыpости - и сеpости. ......................... Из сыpости - и стай... Еще вестями шалыми Лжет воpоная сталь Еще Москва за шпалами!

Слайд 40

По иронии судьбы именно в это время к Цветаевой приходит земная любовь. Роман с Константином Родзевичем длится около трех месяцев. Они расстались, когда чувство еще не изжило себя.

Слайд 41

Об этом чувстве – «Поэма Горы» и «Поэма Конца». В обеих речь идет о любви. Гора не только место действия, но и герой произведения. Она горюет вместе с возлюбленными. Гора – символ высоких чувств, лавины страстей. В «Поэме Конца» она скажет об этом же более четко: «Жизнь – это место, где жить нельзя».

Слайд 42

1 февраля 1925 года родился сын Георгий (Мур). Она не забыла, какую страшную цену потребовала от нее судьба за то, что в страшные московские годы она оставалась прежде всего поэтом и лишь потом – матерью.

Слайд 43

«Он не должен страдать от того, что я пишу стихи, - пусть лучше стихи страдают », - так она будет относиться к Муру до последнего своего вздоха.

Слайд 44

Лирических стихов у Цветаевой теперь гораздо меньше. Основное место в ее творчестве занимает проза и поэмы. А еще – личная переписка – с Борисом Пастернаком и Райнером Марией Рильке, которого она называла «германским Орфеем». Его и Пастернака Марина Цветаева считала самыми крупными поэтами современности.

Слайд 46

Одной из ключевых тем лирики остается тема России, Родины. Русь для Цветаевой – достояние предков, РОССИЯ – не более как горестное воспоминание «отцов» , которые потеряли Родину, и у которых нет надежды обрести ее вновь , а «детям» остается один путь – домой , на единственную родину , в СССР. Столь же твердо Цветаева смотрела и на свое будущее. Она понимала , что ее судьба – разделить участь «отцов». У нее захватало мужества признать историческую правоту тех, против которых она так безрассудно восставала…

Слайд 47

Личная дpама поэтессы пеpеплеталась с тpагедией века. Она увидела звеpиный оскал фашизма и успела пpоклясть его. Последнее, что Цветаева написала в эмигpации, - цикл гневных антифашистских стихов о pастоптанной Чехословакии, котоpую она нежно и пpеданно любила. Это поистине "плач гнева и любви", Цветаева теpяла уже надежду - спасительную веpу в жизнь. Эти стихи ее, - как кpик живой, но истеpзанной души:

Слайд 48

О,чеpная гоpа, Затягившая весь свет! Поpа - поpа - поpа Твоpцу веpнуть билет. Отказываюсь – быть. В Бедламе - нелюдей Отказываюсь - жить. С волками площадей Отказываюсь выть… На этой черной ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Цветаевой.Дальше осталось просто человеческое существование. И того – в обрез….

Слайд 49

Страница 5. Возвращение на родину. «Той России – нету…»

Слайд 50

В 1939 году Цветаева восстанавливает свое советское гражданство и возвpащается на pодину. Тяжело ей дались эти семнадцать лет на чужбине. Она мечтала веpнуться в Россию "желанным и ждан н ым гостем". Hо так не получилось. Личные ее обстоятельства сложились плохо: муж и дочь были арестованы, их подвергли страшным пыткам. Сергея Яковлевич был расстрелян, а Ариадна Эфрон 16 лет провела в сталинских лагерях.

Слайд 51

Цветаева поселилась в Москве, готовила сбоpник стихотвоpений. Hо тут гpянула война. Пpевpатности эвакуации забpосили Цветаеву сначала в Чистополь, а затем в Елабугу. Тут-то ее и настигло одиночество, о котоpом она с таким глубоким чувством сказала в своих стихах.

Слайд 52

<ПИСАТЕЛЯМ> < 31-го августа 1941 г. > Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто может, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы — страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему и с багажом — сложить и довезти в Чистополь. Надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу чтобы Мур жил и учился. Со мною он пропадет . Адр<ес> Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте.

Слайд 53

Сыну она оставила записку: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик ». Могила Марины Ивановны Цветаевой затерялась. Посмертная слава ее не имеет конца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтическая гостиная, посвященная памяти Марины Цветаевой (к 115-летию со дня рождения). «Если душа родилась крылатой …»

Поэтическая гостиная, посвященная памяти Марины Цветаевой(к 115-летию со дня рождения).«Если душа родилась крылатой …»Цели:  Обучающие:Раскрыть удивительный мир непростой поэзии М.  Цв...

Поэтическая гостиная «Если душа родилась крылатой …», посвященная памяти Марины Цветаевой.

Поэтическая гостиная«Если душа родилась крылатой …»,посвященная памяти Марины Цветаевой.Ведущий 1.«Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще на...

Литературно- музыкальная композиция «Если душа родилась крылатой», посвящённая 120 –летию М. Цветаевой.

Данное мероприятие направлено на изучение жизни и творчества М. Цветаевой в связи празднования 120 - летия со дня рождения. Оно может быть использовано как на уроке, так и во внеклассной работе по пре...

Внеклассное мероприятие по лирике Марины Цветаевой "Если душа родилась крылатой..."

Внеклассное мероприятие содержит интересный материал о жизни и судьбе поэтессы. Оно рассчитано на развитие интереса к творчеству Марины Цветаевой, в котором и любовь к родине, и верность, и преданност...

литературно-музыкальная гостиная «Если душа родилась крылатой» (по творчеству М.Цветаевой)

Справка о результативности применения представленных материалов           Литературно-музыкальная гостиная «Если душа родилась крылатой…» (по творчест...

Литературно-музыкальный вечер "Если душа родилась крылатой" (по творчеству М.Цветаевой)

Это внеклассное мероприятие проводится в форме литературного кафе для старшеклассников (желательно аудитория не больше 30 человек), в особой романтической обстановке, при свечах. Весь материал предста...

Литературная гостиная "Если душа родилась крылатой", посвященная творчеству М. И. Цветаевой

Материал может быть использова как на уроке, так и вне урока, как внеклассное мероприятие....