Конспект урока по теме "ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ТВОРЧЕСТВЕ А.БЛОКА. (Еще одна страница «петербургского текста".)" (11-й класс. 2 урока в системе)
план-конспект урока литературы (11 класс) по теме

Урок сконструирован в компетентностно-деятельностном подходе к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_bloku.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Ширшова И.А.,

учитель русского языка и литературы,

кандидат филологических наук,

МОУ лицей №22

г. Иваново.

ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ТВОРЧЕСТВЕ А.БЛОКА. (Еще одна страница «петербургского текста.) (11-й класс. 2 урока в системе)

      На двух (спаренных) уроках  происходит погружение в индивидуальную творческую лабораторию А.Блока.

Через анализ и интерпретацию лирических текстов  исследуется  образ Петербурга. Особенно важными для нас являются не только диагностические цели, но и развивающие: развитие внимания, восприятия, памяти, представления, воображения, мышления, понимания, речи, мировоззрения, элементов творчества, умения учиться. Поскольку акцент ставится нами на личность ученика и на развитие его “я  - концепции”, то мы преследуем и воспитательные цели: воспитание патриотизма и национального самосознания, нравственно-эмоциональных качеств личности, ценностных ориентаций и отношений, культуры общения.

     На этапе  “присоединения ученика” к уроку снимается эмоциональное напряжение учащихся,  когда учитель предлагает решить задачу на литературные ассоциации со словом «Петербург». На этом же этапе создаются зрительные ассоциации с помощью демонстрации репродукций с картин известных художников.

     При создании проблемной ситуации, цель которой  -  создание мотивации учебной деятельности, учащиеся выявляют противоречия между понятиями “петербургский текст”, «культурный язык Петербурга» и своими знаниями по теме Петербурга в творчестве А.Блока

     Определяется общая цель урока, происходит содержательная конкретизация и работа с темой урока.

После объявления темы урока учитель организует деятельность учащихся по осознанию  её ключевых понятий, по определению предмета исследования, задач исследования. Учащиеся  проходят следующую цепочку действий: определение  и принятие цели своей деятельности ---- выделение предмета исследования ---- конкретизация цели ---- постановка задач исследования ---- определение метода исследования.  

     Работа с эпиграфом предполагает, что учащиеся через рефлексию по осмыслению эпиграфа выделяют проблему.

     Комплексный анализ текста в виде аналитической беседы с целью исследования понятия “детали городского пейзажа” выводит учащихся на первый вывод и дальнейшую интерпретацию текстов в групповой работе.

     Герменевтическое истолкование текстов на предмет исследования образа Петербурга выполняется через групповую работу. Учащиеся организуют работу, распределяют задания, осуществляют выбор проекций, производят герменевтическое исследование, делают выводы, оформляют их в виде опорных схем. Учитель консультирует по запросу.

     Представление результатов работы групп через аналитиков. Демонстрируется  ОСК каждой группы. Составляется общая опорная схема. Учитель только по необходимости задаёт уточняющие вопросы.

          Обобщение результатов. Здесь учащиеся самостоятельно формулируют окончательные выводы по общей схеме.

     Домашнее задание вариативное.

     Итог урока содержит:  рефлексию значимости изученной темы, достижения поставленных целей, затруднений, своего вклада в коллективный труд, оценивание собственной деятельности и деятельности класса.

Цели урока.

Общие цели:

- Открыть образ Петербурга в творчестве Блока как «действенного» города.

- Помочь прийти к осмыслению авторского отношения к Петербургу.

- Продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать лирический текст.

- Продолжить обучение «культурному языку» Петербурга.

- Познакомить еще с одной страницей грандиозного «петербургского текста».

Диагностические цели:

-  учащиеся узнают, что А.Блок   создал цельный и локальный образ  «гениального города, полного дрожи”, полного противоречий, которые передаются посредством образов: сытые и голодные, счастливые и разбивающие головы о стены, грешащие и молящиеся. Учащиеся увидят Петербург, в котором “ресторан открыт, как храм, а храм открыт, как ресторан”. Осознают, что за серой, прозаической внешностью сквозит иной, романтический облик “непостижимого города”, имеющего тонкую, ранимую душу. Учащиеся поймут, что блоковский город похож на самого поэта: любит, страдает, трудится, мечтает, грешит, ошибается, но живет. Почувствуют метафизику Петербурга.

- проникая в индивидуальную творческую лабораторию А.А.Блока, учащиеся смогут познакомиться с лирическими текстами, содержащими образ Петербурга;

- анализируя и интерпретируя «петербургские» лирические тексты А.Блока, учащиеся смогут создать художественный образ блоковского города;

- будут продолжать осваивать представления о точке зрения автора в стихотворениях, затрагивающих петербургскую тему;

- будут исследовать роль деталей пейзажа в создании образа Петербурга, изобразительно-выразительные средства, художественные приемы;

-  учащиеся будут совершенствовать умение формулировать идею, определять проблематику лирического произведения, работать с образной системой стихотворения;

- будут совершенствовать навыки групповой работы, соблюдения норм времени, проведения самоконтроля за качеством выполненной работы в группе, составления и обоснования выводов, представления итогов деятельности группы в электронном варианте;

- учащиеся смогут написать дома эссе на одну из тем, по которым работали группы;

- по желанию создать  электронную презентацию по одной из тем: «Петербург А.Блока в пейзажных деталях», «Социальные мотивы в теме Петербурга А.Блока», «Метафизический Петербург А.Блока»,  «Петровский Петербург в лирике А.Блока».

Развивающие цели: развитие внимания, восприятия, памяти, представления, воображения, мышления, речи (эмоциональной чуткости к слову), мировоззрения (культурного кругозора), творчества.

Воспитательные цели: воспитание патриотизма, национального самосознания, нравственно-эмоциональных качеств личности, ценностных ориентаций и отношений, культуры.

ПРИМЕЧАНИЕ: в конспекте урока приведены ответы учащихся, прозвучавшие на уроке.

ЭТАПЫ УРОКА:

I ЭТАП. Присоединение ученика к уроку.

ЦЕЛЬ: снятие эмоционального напряжения, создание положительного настроя на урок.

 (Через компьютер на экран проецируются репродукции с литографий Добужинского М.В. «Петербург. Александринский театр», Галактионова С.Ф. (12 видов Петербурга), репродукции с картин Алексеева Ф.Я. «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной», «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской набережной», Лансере Е.Е. «Петербург. У старого Никольского рынка», КареваА.Е. «Городской пейзаж. Васильевский остров». Репродукция с гравюры Зубова А.Ф. «Вид Санкт-Петербурга». Это создает зрительные ассоциации.)

Учащиеся решают ассоциативную задачу по литературоведческой символике  слова «Петербург» (А.С.Пушкин «Медный всадник», Н.В.Гоголь «Шинель», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», поэзия серебряного века: Анна Ахматова, Иннокентий Анненский, Андрей Белый…).

II ЭТАП. Создание проблемной ситуации.

ЦЕЛЬ: создание мотивации учебной деятельности, изучения нового материала.

Учитель:

- Подумайте, чем являлся для творческих людей Петербург начала XX века?

Учащиеся:

- Культурной столицей. Городом, имеющим душу. Городом-феноменом. Городом-мифом.

Учитель:

- Что значит Петербург именно для вас?

Учащиеся:

- Экскурсии по историческим местам. Литературные прогулки вместе с героями Пушкина, Достоевского, Некрасова, Ахматовой, Белого. Нева. Исаакиевский собор. Ксения Петербургская…

III ЭТАП. Вычленение проблемы.

Учитель:

- Легко ли научиться понимать «культурный язык» города? Как вступить с ним в беседу?

Учащиеся:

-  Это непростая задача. Мы знаем, что в современной критике существует такое понятие, как «петербургский текст», обозначающее весь корпус произведений русской литературы. И наши знания о культурном языке Петербурга будут неполными, если мы  не познакомимся с творчеством  всех крупных писателей и поэтов, разрабатывавших эту тему. Художественная литература – это зеркало, вобравшее в себя многообразные отражения Петербурга.

Учитель:

- Александр Блок – русский поэт, почувствовавший душу Петербурга и создавший неповторимый типографический облик этого города. Сегодня мы познакомимся с Петербургом Блока.

IV ЭТАП. Целеполагание.

  1. Объявление темы урока (либо учащиеся формулируют тему самостоятельно). Определение общей цели урока.

Учитель:

- А теперь сформулируем тему нашего сегодняшнего урока: «Образ Петербурга в творчестве А.Блока. (Еще одна страница «петербургского текста».)

- Исходя из озвученной вами проблемы, какие цели вы поставите перед собой?

Ученики:

- Мы попытаемся исследовать понятие «Петербург» через анализ и интерпретацию лирики А.Блока для  создания образа города; закрепим навыки анализа стихотворений, повторим литературоведческие понятия;

- Познакомимся с еще одной страницей «Петербургского текста», приобретем новые знания о поэте.

2. Работа с ключевыми понятиями темы урока, определение предмета и объекта исследования, формулирование задач, определение метода.

Учитель:

- Выделите смысловые доминанты темы.

Учащиеся:

- Образ Петербурга, Блок, «петербургский текст».

Учитель:

- Как мы можем использовать смысловые доминанты для решения нашей проблемы (научиться понимать культурный язык города).

Учащиеся:

- Для этого мы должны подойти к изучению индивидуально-творческого мира А.Блока с вопросами: «Что нового мы можем узнать о Петербурге», «Как через это новое изменится наше видение литературного Петербурга и Петербурга как реального города?», «Что нового мы можем узнать о Блоке?»

Учитель:

- Каков же предмет и объект исследования?

Учащиеся:

- Лирика А.Блока и образ Петербурга.

Учитель:

- Какие задачи мы ставим перед собой?

Учащиеся:

- проанализировать определенные по тематике лирические тексты А.Блока;

- «увидеть» образ блоковского Петербурга;

- выяснить, что нового,  по сравнению с другими страницами «петербургского теста» (Пушкин, Достоевский, Гоголь – противостояние города и маленького человека, чаще всего, «униженного и оскорбленного»), Блок добавляет в облик города.

- Какой метод мы сможем применить на сегодняшнем уроке для решения поставленных задач?

- Осмысляющее истолкование текстов через историческую, биографическую, литературоведческие проекции. Это метод герменевтики. Мы знаем, что в основе герменевтики лежит триада: знакомство – осмысление – вывод.

3. Работа с эпиграфом.

                                                                                                          Действенный Петербург.

А.Блок.

- Как вы понимаете слово «действенный» применительно к имени собственному Петербург? (Трудно ответить. Это проблематично. Нужно понять, что вкладывает А.Блок в это определение.)

V ЭТАП. Погружение в индивидуально-творческую лабораторию А. Блока.

Учитель:

 - С Петербургом Александр Блок был связан жизненно. Он был петербуржцем в полном  смысле этого слова. В Петербурге поэт родился, прожил всю свою жизнь и умер. Здесь протекла вся его литературная деятельность. Блок любил и превосходно знал свой город - и не только центральные его кварталы, но и самые глухие уголки и все ближайшие окрестности. Поэт был великим любителем городских и загородных прогулок. Его дневники, записные книжки и письма к родными, к друзьям пестрят упоминаниями о частых и длительных скитаниях по городу и за городом.

В мистических стихах молодого Блока тема и образ Петербурга еще не присутствует. В них встречаются лишь случайные, разрозненные  детали петербургского пейзажа, вкрапленные в ткань лирических сюжетов: шум и огни города, “вечерние тени” на “синих снегах”, туманы, равнины и болота, “сумрак дня”, “тусклых улиц очерк сонный”, ледоход по реке, “хмурое небо”, “уличный треск” и “фонарей убегающих ряд”, стена, сливающаяся с темнотой, колокольный звон и церковные купола, мерцание газового цвета, “слепые темные ворота”  и “темные храмы. Но именно такие поэтические «мазки» создают лицо блоковского города. Блок, как художник, сначала только наблюдает за городом, похожим на Нострадамуса. («Город спит, окутан мглою», 1899 г.):

Город спит, окутан мглою,

                                        Чуть мерцают фонари…

              Там далеко, за Невою,

Вижу отблески зари.

                                        В этом дальнем отраженьи,

В этих отблесках огня

                                        Притаилось пробужденье

                                        Дней тоскливых для меня.

1. Анализ текста с целью исследования деталей городского пейзажа Блока. 

(Фронтальная работа с классом – коллективный вид деятельности.)

- Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения А. Блока «Ночь темная одела острова» 1990 г.:

                                                   Ночь темная одела острова.

Взошла луна. Весна вернулась.

Печаль светла. Душа моя жива.

                                                    И вечная холодная Нева

                                                    У ног сурово колыхнулась…

                                                    …     Во мраке – одиноко –

                                                    Иду – иду – душа опять жива,

                                                    Опять весна одела острова.

- Каким настроением наполнен данный отрывок? Какие художественные средства создают настроение? (Печальным, чуть грустным (эпитет «печаль светла»), присутствует тревога (эпитет «вечная холодная Нева»).

- Назовите образы стихотворения. (Реальные: острова, луна, Нева; отвлеченные: ночь, весна, печаль, душа.

- Что вы можете сказать о поэтическом пространстве текста? (Оно ограничено Невой и душой лирического героя (для гуманитарных классов – лирического субъекта.)

- Вернемся к настроению. Что же тревожит лирического героя? (Суровое колыхание «вечной холодной Невы», которая пророчески как будто предупреждает лирического героя о предстоящих испытаниях. Вы верно заметили, что город похож на Нострадамуса.)

- Перед нами детали города, они – в реальных образах. Можем ли мы представить город, можем ли мы сказать, как складываются отношения лирического героя с ним? (Детали эти еще не содержат цельного образа города. Его черты только проступают. Острова и Нева здесь только названы. Мы видим, что река и острова оказывают воздействие на душу лирического героя, - она «жива»).

- Действительно, лирический герой прощается с покоем и счастьем. Послушайте, что писал поэт в стихотворении «В октябре» 1906 года:

Открыл окно. Какая хмурая

                                                      Столица в октябре!

                                                       Забитая лошадка бурая

                                                       Гуляет на дворе…

          Жилось легко, жилось и молодо –

                                                      Прошла моя пора.

            Вон – мальчик, посинев от холода,

                                                      Дрожит среди двора…

I.ВЫВОД: Детали петербургского пейзажа, встречающиеся в юношеских стихах Блока, не имели самостоятельного значения, но играли роль чисто орнаментальную - в рамках основной темы духовных переживаний поэта. В городских стихах Блока не так уж много упоминаний об архитектурных и иных вещественных памятниках Петербурга,  но стихи поэта изобилуют лирическими воспринятыми образами именно петербургского пейзажа, во многих случаях поддающиеся точному топографическому определению. Любопытно, что в отвлеченных и мистических стихах молодого Блока обнаруживаются подчас вполне реальные связи с определенными местами Петербурга (Сенатская площадь, набережная Невы, Академия художеств, Вольный остров, берег Финского залива).

Группа биографов аргументирует вывод:

а) Так, например, в стихотворении 1901 года “Пять изгибов сокровенных...” , как выясняется это из дневника Блока, таинственные “изгибы” означают не что иное, как те улицы, по которым проходила Л. Д.  Менделеева (невеста Блока) , направляясь ежедневно на Высшие женские курсы, а сам Блок “следил за нею, не замеченный ею” . Улицы эти - Седьмая, Восьмая, Девятая и Десятая, а также Васильевский остров и Средний проспект, и в этой связи понятными становятся строки: “Пяти изгибов вдохновенных, Семь и десять по краям, Восемь, девять, средний храм...”. Также и относительно стихотворения “Там в улице стоял какой-то дом...” известно, что Блок в данном случае имел в виду определенный дом (на Моховой улице), в котором помещались драматические курсы Читау, которые посещала Л. Д.  Менделеева.

б) Пейзаж лирической драмы “Незнакомка” (1906) , по словам биографа Блока, был “навеян метаньями по глухим углам петербургской стороны”. Пивная, изображенная в “Первом издании” пьесы, помещалась на углу Гесперовского проспекта и Большой Зеленой улицы. “Вся обстановка, начиная с кораблей на обоях и кончая действующими лицами, взята с натуры: “вылитый” Гауптман и Верлэн, господин, перебирающий раков, девушка в платочке, продавец редкостей - все это лица, виденные поэтом во времена его посещений кабачка с кораблями”. Пейзаж “второго видения” драмы “Незнакомка” тоже мог быть приурочен к определенному месту Петербурга. “Конец улицы на краю города. Последние дома обрывались внезапно, открывая широкую перспективу: темный пустынный мост через большую реку. По обеим сторонам моста дремлют тихие корабли с мигающими огнями. За мостом тянется бесконечная, прямая, как стрела, аллея, обрамленная цепочками фонарей и белыми от инея деревьями”. Петербуржец узнает в этом описании мост и аллею, ведущие на Крестовский остров со стороны Большой Зеленой улицы.

2. Герменевтическое истолкование стихотворений на предмет исследования образа Петербурга.

Работа в группах. Для организации работы в группе (7 – 8 учащихся) предлагаются вопросы. Лидер группы распределяет ролевые функции: анализ и синтез, обобщение и представление результатов, критик, ученик, отвечающий за хронометраж.

Группа 1. Социальные мотивы в теме Петербурга. Стихотворение «Невидимка», 1905 г., «Сытые», 1905 г.

Невидимка

                                                      Веселье в ночном кабаке,

Над городом синяя дымка.

Под красной зарей вдалеке

 Гуляет в полях Невидимка.

                                                      Танцует над топью болот,

  Кольцом окружающих домы,

                                                      Протяжно зовет и поет

    На голос, на голос знакомый.

      Вам сладко вздыхать о любви,

Слепые, продажные твари?

 Кто небо запачкал в крови?

          Кто вывесил красный фонарик?

 И воет, как брошенный пес,

  Мяучет, как сладкая кошка,

                                                       Пучки вечереющих роз

           Швыряет блудницам в окошко…

 И ломится в черный притон

                                                       Ватага веселых и пьяных,

И каждый во мглу увлечен

         Толпой проституток румяных…

                                                      В тени гробовой фонари,

        Смолкает над городом грохот…

                                                      На красной полоске зари

   Беззвучный качается хохот…

                                                       Вечерняя надпись пьяна

                                                     Над дверью, отворенной в лавку…

  Вмешалась в безумную давку

                                                     С расплеснутой чашей вина

                                                     На Звере Багряном – Жена.

Карточка дозированной помощи:

Красный фонарик – опознавательный знак дома терпимости. «На Звере Багряном Жена» - образ Великой блудницы (развращенного Вавилона) в Апокалипсисе.

Сытые

Они давно меня томили:

          В разгаре девственной мечты

  Они скучали, и не жили.

                                                          И мяли белые цветы.

              И вот - в столовых и в гостиных,

              Над грудой рюмок, дам, старух,

              Над скукой их обедов чинных –

      Свет электрический потух.

             К чему-то вносят, ставят свечи,

     На лицах – желтые круги,

       Шипят пергаментные речи,

      С трудом шевелятся мозги.

        Так – негодует все, что сыто,

           Тоскует сытость важных чрев:

  Ведь опрокинуто корыто,

                 Встревожен их прогнивший хлев!

                  Теперь им выпал скудный жребий:

Их дом стоит неосвещен,

            И жгут им слух мольбы о хлебе

            И красный смех чужих знамен!

                     Пусть доживут свой век привычно –

               Нам жаль их сытость разрушать.

              Лишь чистым детям неприлично

       Их старой скуке подражать.

        Карточка дозированной помощи:

Блок указывал, что это стихотворение «внушено октябрьскими забастовками 1905 года». В частности, бастовала столичная электростанция.

- Какая тема объединяет эти стихотворения? (Социальная тема.)

- Какие образы создает поэт? (Блудницы, ватага пьяных, сытые, дамы, старухи, чистые дети.)

- Как живется людям в городе? (В стихотворении «Невидимка» люди – это «ватага веселых и пьяных», толпы проституток. Они находятся во власти блуда и алкоголя. Кто-то невидимый (Невидимка) овладел душами людей. В стихотворении «Сытые» люди разделены на тех, кто в «столовых и в гостиных» чинно обедает и прожигает  в чревоугодии (один из грехов!) жизнь (скучает, и не живет»), и тех, кто бастует («свет электрический потух»), потому что не могут заработать своим каторжным трудом  даже кусок хлеба).

- Как Блок рисует город, в котором живут эти люди? (Ночной кабак, топь болот, красная заря, небо в крови, красный фонарь, черный притон, лавка; столовые и гостиные, неосвещенный дом).

- Кто виноват в том, что люди «увлечены во мглу», по мнению Блока? (В стихотворении  «Невидимка» - Вавилонская Блудница, увлекающая в пропасть разврата, а в тексте «Сытые» - это негодующие дамы, старухи с «сытыми важными чревами», живущие в «прогнившем хлеву», люди, похожие на свиней (библейский образ!), мозги этих вечно обедающих « с трудом шевелятся».)

- Присутствует ли в стихотворениях образ автора? Слышим ли мы его голос? Какова его позиция? (Голос автора («Невидимка») слышен в риторических вопросах: «Кто небо запачкал в крови? Кто вывесил красный фонарик?); автор в стихотворении «Сытые» более четко определяет свою позицию. Он говорит «нам», тем самым объединяя себя с теми, кто поднял красный флаг.

Таблица и выводы представляются в электронном виде:

«Невидимка»

Автор

(через риторические вопросы)

Невидимка

Люди

«Вам сладко вздыхать о любви,

Слепые, продажные твари?»

«Кто небо запачкал в крови?

Кто вывесил красный фонарик?»

«гуляет в полях»

«танцует над топью болот»

«протяжно зовет и поет»

«и воет, как брошенный пес,

мяучет, как сладкая кошка»

«ватага веселых и пьяных»

«проститутки румяные»

«Сытые»

Автор

(прямая оценка сытых)

Сытые

Рабочие

«они давно меня томили»

« негодует все, что сыто,

Тоскует сытость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев!»

«им выпал скудный жребий»

«и жгут им слух мольбы о хлебе»

« нам жаль их сытость разрушать»

Образ жизни:

«они скучали, и не жили,

И мяли белые цветы»;

«груда рюмок»;

«скука их обедов чванных».

Черты портрета :

« на лицах – желтые круги,

Шипят пергаментные речи,

С трудом шевелятся мозги».

«мольбы о хлебе».

Революционные идеи

- Прочитайте отрывки из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»:

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенно летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - всё это разом  неприятно потрясло  и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города было особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».

«Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна для него эта пышная картина…    Дивился он каждый своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывал разгадку его…»

- Прочитайте отрывок из критической статьи С.В. Белова:

«Раскольников так же двойственен, как и породивший его Петербург (с одной стороны Сенная площадь – «отвратительный и грустный колорит картины»; с другой – Нева – «великолепная панорама»), и весь роман посвящён разгадке этой двойственности Раскольникова – Петербурга».

- Как вы считаете, продолжает ли Блок в социальной теме Петербурга традиции Достоевского (город порождает грех в человеке) или поэт находит своё решение?  (Петербург Блока – город, не являющийся источником зла. Грех находится в душах людей. Злое начало подвластно вавилонской блуднице, сытые объяты грехом чревоугодия и сребролюбия. Им противостоит революционное начало угнетённых и чистота детей. Город вместилище и того, и другого. Он - данность.)

II.  ВЫВОД (выводится с помощью компьютера на экран):

В стихах Блока проходит целая галерея образов людей, униженных и оскорбленных в этом сверкающем и сытом мире. Миром завладел порок, одни люди ослабли духом, другие выбирают революцию. Город не может примирить их с той тяжелой жизнью, которая выпала на их долю. Петербург Блока - это “страшный мир”, полный острейших противоречий социального быта; это капиталистический город со своими реально-историческими чертами своего облика. Это город, где сытые живут за счет бедных рабочих. И вместе с тем это город, полный бунтарской революционной энергии, город людей, поднимающихся на штурм старого мира. “Городские” стихи зрелого Блока проникнуты тем  демократическим чувством и тем тревожным ощущением близящихся великих революционных потрясений, которые с такой впечатляющей силой выражены в его творчестве. Блок занимает определенную гражданскую позицию – он вместе с теми, кто поднял красные флаги.

Новое в «петербургском тексте»:

Петербург Блока – город, не являющийся источником зла. Грех находится в душах людей. Злое начало подвластно вавилонской блуднице, сытые объяты грехом чревоугодия и сребролюбия. Им противостоит революционное начало угнетённых и чистота детей. Город вместилище и того, и другого. Он - данность.

Учитель:

-  Дома обратите внимание на следующие стихотворения, затрагивающие социальную тему: мать-самоубийца, бросившая своих детей (“Из газет”), люди с «согнутыми спинами» от тяжелой работы «Холодный день», рабочие, везущие с барок «дрова, кирпич и уголь», детишки с «голыми ногами», «их матери – с отвислыми грудями» («О смерти»), «несчастные, просящие хлеба» («Еще прекрасно серое небо»), «нищие», народ с «измученными спинами» («Фабрика»), «толпы», волочащие кирки и лопаты («Поднимались из тьмы погребов»), человек, упавший на плиты с разбитой головой («Митинг»), женщина, бешено ударившаяся головой о стену («Повесть»).

В “мещанском” цикле 1906 года (“Холодный день”, “В октябре”, “Окна во двор”, “Хожу, брожу понурой...”, (“На чердаке”) городская повседневность предстает уже без каких-либо осложняющих социальную тему иллюзорных представлений, но во всей реалистической конкретности.

В городских стихах Блока запечатлен облик рабочего Петербурга. Поэт разглядел в городской повседневности “самые реальные” томления “рабьих трудов”, увидел, “как тяжело лежит работа на каждой согнутой спине”, и нашел достойные и сильные слова о несчастных людях.

Группа 2. Метафизический Петербург.

 Стихотворения «Сумрак дня несет печаль», 1901 г., «Снежная Дева» (отрывок), 1907 г.

 А.                                             Сумрак дня несет печаль.

                                                  Тусклых улиц очерк сонный,

                                                  Город, смутно озаренный,

                                                  Смотрит в розовую даль.

                                                  Видит с пасмурной земли

                                                  Безнадежный глаз столицы:

                                                  Поднял мрак свои зеницы,

                                                  Реют ангелы вдали.

                                                    Близок пламенный рассвет,

                                                  Мертвецу заглянет в очи

                                                  Утро после долгой ночи…

                                                  Но бежит мелькнувший свет,

                                                 И испуганные лики

                                                 Скрыли ангелы в крылах:

                                                Видят – мертвый и безликий

                                                Вырастает в их лучах.

- Как вы понимаете выражение «метафизический Петербург»? (Петербург, имеющий таинственный, магический смысл, недоступный пониманию человека.)

- Через какие изобразительно-выразительное средства создается такой Петербург? (Олицетворение «город…смотрит» и «видит»; метафоры: «безнадежный глаз столицы», «поднял мрак свои ресницы».)

- Какие две силы присутствуют в метафизике Петербурга? (Темная: мрак, мрак = мертвец, печаль и светлая: розовая даль, ангелы, пламенный рассвет, утро, свет, лучи. Здесь работает прием антитезы.)

- Как изобразительно-выразительные средства помогают увидеть два лица метафизического Петербурга?

Темное начало Петербурга (образы)

Изобразительно-выразительные средства

Светлое начало Петербурга (образы)

Изобразительно-выразительные средства

Город

Мрак

Земля

Глаз столицы

Ночь

смутно озаренный (эпитет)

мертвый и безликий (эпитет)

пасмурная (эпитет)

безнадежный (эпитет)

долгая (худ. определение)

Даль

Лики ангелов

Рассвет

Ангелы

Утро

розовая (худ. определ.)

испуганные (худ. определ.)

пламенный (эпитет)

В лучах (несоглас. определ.)

После долгой ночи (несоглас. определ.)

Карточка дозированной помощи:

А.Блок прекрасно знал библейские сюжеты, иконографию, молитвы, каноны, акафисты. Сквозной темой его поэтического творчества является тема заступничества Богородицы и всех небесных сил за грешного человека. В 1903 году Блок собирался писать зачетное сочинение на тему  «Сказания об иконах Богородицы» у профессора Шляпкина, но отказался от этого намерения, боясь «наглупить в нем»

- Какие силы в результате доминируют в стихотворении? (Положительное начало в лице ангелов, приближающихся к тусклому, печальному и безнадежному городу, объятому мраком, безусловно, сильнее мертвого и безликого мрака. Можно провести символическую библейскую параллель: темное (земное, мертвое начало) – светлое (небесное, ангелическое). Денница (падший возгордившийся ангел) повержен Святым Архистратигом Михаилом

В)                                                                     Снежная Дева

И город мой железно-серый,

        Где ветер, дождь, и зыбь, и мгла,

С какой-то непонятной верой

                                                     Она, как царство, приняла.

 Ей стали нравиться громады,

                                                      Уснувшие в ночной глуши,

                                                      И в окнах тихие лампады

                                                      Слились с мечтой ее души.

                                                      Она узнала зыбь и дымы,

                                                      Огни, и мраки, и дома –

          Весь город мой непостижимый –

                                                      Непостижимая сама…

Карточка дозированной помощи:

Наталия Николаевна Волохова – актриса, героиня блоковского цикла «Снежная маска», прообраз Снежной Девы. У Блока был  «свой» город (друг, собеседник, пророк). Поэт водил любимую женщину по « своему» Петербургу. Наталия Николаевна видела город глазами Блока: вот места, где происходили события пьесы «Незнакомка», вот кабачок, что служил местом действия «первого видения». Поэт хотел убедить Волохову в реальности своих фантастических вымыслов. Он требовал от реальности соответствия своему внутреннему миру.

- Принимает ли  лирическая героиня метафизический город? (Героиня блоковской поэзии - Снежная Дева - принимает этот прекрасный город, «как  царство».)

- Почему происходит это принятие? («И в окнах тихие лампады Слились с мечтой ее души».)

- Какая сила преображает «железно-серый» город Блока? ( «Непостижимая» Снежная Дева, несущая в себе «непонятную веру», имеющая душу.)

- Имеет ли город доброе зерно? (Это «тихие лампады» в окнах людей, молящихся в ночи.)

- Какой вывод мы сможем сделать о метафизичности Петербурга?

III. Вывод (выводится с помощью компьютера на экран): Внешне город Блока сумрачный, печальный, железно-серый, в нем ветер, зыбь, мгла. Но над Петербургом распростерт Божий покров. Он в вере людей, теплящихся лампадах, ангелах. Сам Блок очень похож на город, который ему так дорог.

Учитель:

- Тема метафизического Петербурга прослеживается в стихотворениях «Гимн», «На серые камни ложилась дремота», «Город в красные пределы».

3 Группа. Петровский Петербург.

Стихотворения «Петр», 1904 г., отрывок из поэмы «Возмездие», 1911 г.

Петр

Он спит, пока закат румян.

                                                      И сонно розовеют латы.

        И с тихим свистом сквозь туман

          Глядится Змей, копытом сжатый.

                                                        Сойдут глухие вечера,

        Змей расклубится над домами.

                                                        В руке протянутой Петра

    Запляшет факельное пламя.

                                                       Зажгутся нити фонарей,

     Блеснут витрины и тротуары.

        В мерцаньи тусклых площадей

                                                       Потянутся рядами пары.

Плащами всех укроет мгла,

              Потонет взгляд в манящем взгляде.

Пускай невинность из угла

Протяжно молит о пощаде!

  Там, на скале, веселый царь

 Махнул зловонное кадило,

                                                        И ризой городская гарь

    Фонарь манящий облачила!

Бегите все на зов! На лов!

       На перекрестки улиц лунных!

Весь город полон голосов

               Мужских – крикливых, женских –

                                                             струнных!

      Он будет город свой беречь,

    И, заалев перед денницей,

               В руке простертой вспыхнет меч

      Над затихающей столицей.

Карточка дозированной помощи:

По разъяснению Блока, стихотворение внушено памятником Петру I работы Э.Фальконе на Сенатской  площади в Петербурге («Медный всадник»), установленным в 1782 году.

- Каким представлен Петр в начале стихотворения? (Блок описывает его сообразно с памятником: Петр в латах, на коне.)

- Какой образ противостоит Петру? ( Образ Змея, символизирующего зло.)

- Как выглядит город, почему ему требуется защита? (Город греховен: «потонет взгляд в манящем взгляде», «невинность из угла протяжно молит о пощаде».)

-Как вы понимаете фразу «Бегите все на зов! на лов!»? (Скорее всего, люди улавливаются «веселым царем», который «зловонным кадилом» (оксюморон) «благословляет» мужчин и женщин  на блуд.)

- Как вы думаете, почему Блок употребляет слова «кадило» и «риза» в отрицательном контексте? (Наверное, через употребление высокой лексики для описания темных сил  поэт показывает особую опасность такого лукавства для человека. Еще Блок показывает, как слаб человек, не умеющий отличить злое начало от доброго. Зло не гнушается богохульством.)

- К какому приему прибегает Блок в последней строфе стихотворения? (Блок использует слово «денница» и записывает его с маленькой буквы, тем самым говоря об утренней заре. Мы знает, что денницей звали и падшего ангела, низвергнутого с небес Архистратигом Михаилом. Таким образом, здесь прослеживается символика: денница – змей, Архистратиг Михаил – Петр I. В руке у Петра – карающий меч для защиты своего города от зла.

Б)

Ты слышать мог: вдали, вдали,

Как будто с моря, звук тревожный,

Для божьей тверди невозможный

И необычный для земли…

Провидел ты всю даль, как ангел

На шпиле крепостном; и вот –

(Сон, или явь): чудесный флот,

Широко развернувший фланги,

Внезапно заградил Неву…

 И Сам Державный Основатель

Стоит на головном фрегате…

Раскинулась необозримо

Уже кровавая заря,

Грозя Артуром и Цусимой,

Грозя Девятым января…

- Какая тема звучит в отрывке из поэмы «Возмездие»? (Тема защиты Петербурга  «Самим Державным Основателем», то есть Петром.)

-Есть ли в этом отрывке еще какая-то сила, противостоящая, по словам самого Блока, «запаху гари, железа и крови»? (Упоминание об ангеле на крепостном шпиле.)

- Что означает строка «чудесный флот, Широко развернувший фланги»? (Это означает, что флот готов к боевым действиям.)

- Прочитайте следующие строки из стихотворения А.Ахматовой «Стихи о Петербурге», 1913 г.

Вновь Исакий в облаченье

Из литого серебра.

Стынет в грозном нетерпенье

Конь великого Петра.

Ветер душный и суровый

С черных труб сметает гарь…

Ах! Своей столицей новой

Недоволен государь.

- Можем ли мы сказать, что Блок и Ахматова одинаково рассматривают роль личности Петра для русской истории? (Это очевидно. Конь ахматовского Петра, так же, как и конь в стихотворении Блока, готов к действиям – «в грозном нетерпенье».)

IV.  Вывод (выводится с помощью компьютера на экран): Петр I – неотъемлемая часть русской истории. Он не только основатель Петербурга, но и защитник города, его покровитель. Блок отводит Петру I роль небесного защитника, равного Архистратигу Михаилу. Голос Блока сливается в определении Петровской темы с голосом Ахматовой и других поэтов серебряного века.

Учитель:

- Дома перечитайте поэму А.Пушкина «Медный всадник», стихотворение «Город пышный, город бедный…». Образы Петербурга и его творца Петра I у Пушкина двойственны. Петербург – это город величия и славы, но в то же время это город суеты, забот, повседневных забот «маленького человека». Можно сравнить Петровский Петербург Пушкина и Блока.

VI. ИТОГИ УРОКА:

«Петербургский текст»: А.С.Пушкин «Город пышный, город бедный…», «Медный всадник», «Евгений Онегин»; Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством», «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Записки сумасшедшего»; Ф.М.Достоевский «Белые ночи», «Бедные люди», «Преступление и наказание»; Н.А.Некрасов «Петербургские углы», «О погоде», «Современники»; А.Блок (см. лирику, используемую на уроке), А.Белый «Петербург», лирика А.Ахматовой, О.Мандельштама, Б.Пастернака.

Страница «петербургского текста», заполненная А.Блоком:

 Детали петербургского пейзажа, встречающиеся в юношеских стихах Блока, не имели самостоятельного значения, но играли роль чисто орнаментальную - в рамках основной темы духовных переживаний поэта.

В стихах Блока проходит целая галерея образов людей, униженных и оскорбленных в этом сверкающем и сытом мире. Миром завладел порок, одни люди ослабли духом, другие выбирают революцию. Город не может примирить их с той тяжелой жизнью, которая выпала на их долю.

Внешне город Блока сумрачный, печальный, железно-серый, в нем ветер, зыбь, мгла. Но над Петербургом распростерт Божий покров. Он в вере людей, теплящихся лампадах, ангелах. Сам Блок очень похож на город, который ему так дорог.

 Петр I – неотъемлемая часть русской истории. Он не только основатель Петербурга, но и защитник города, его покровитель. Блок отводит Петру I роль небесного защитника, равного Архистратигу Михаилу. Голос Блока сливается в определении Петровской темы с голосом Ахматовой, не лишаясь при этом индивидуальности.

Петербург Блока – действенный, то есть активный. Это город, помогающий мечтать, творить и жить.

VII.Домашнее задание:

- Выучите наизусть понравившееся стихотворение по изученной теме.

- Вы напишете эссе на одну из тем, по которым работали группы. Используйте дополнительные сведения, озвученные учителем.

- Можно выполнить электронную исследовательскую презентацию по одной из тем групповой работы.

- Ребята, которые любят живопись, могут исследовать звуко-буквенные цветовые соответствия одного из стихотворений по теме Петербурга и создать цветовую палитру, объяснив символику цвета.

VIII. Этап рефлексии:

- Что изменилось в вашем понимании термина «культурный язык» Петербурга?

- Что добавило в ваши знания о «петербургском тексте» изучение темы блоковского Петербурга?

-Понравился ли вам Петербург Блока?

- Что нового вы узнали о Блоке как о человеке?

- Какие чувства испытывали вы на уроке?

- Что изменилось в вашем мировоззрении?

Используемая литература:

1. Александр Блок. Стихотворения. Поэмы. Театр. (Библиотека всемирной литературы) М., 1968.

2. Лидия Гинзбург. О лирике. Л., 1974.

3. Т.В. Рыжкова. Проектирование уроков литературы. Лекции. М., 2008.

4. Г.Н. Поспелов. Лирика. М., 1976.

5. Владимир Корнилов. Покуда над стихами плачут… Книга о русской лирике. М., 1997.

6. Е.В.Карсалова, А.В.Леденев, Ю.М.Шаповалова. Серебряный век русской поэзии. М., 1996.

7. Русская литература XX век. Справочные материалы. М., 1995.

     В феврале 2009 года была проведена апробация этих двух уроков. Каждый урок предусматривал этап рефлексии учащимися. Этот этап проводился в различных формах: 1. коллективная  рефлексия внутри группы; 2. устная беседа на уроке после работы в группах  (по осознанию  важности урока в достижении цели, личного вклада в работу, способов действия и результативности, метода исследования); 3.индивидуальные  письменные ответы на блок вопросов. Кроме этого, мы предложили учащимся в форме эссе поразмышлять над значением уроков литературы для их личностного развития, культуры, формирования учебной мотивации, качеств будущего студента. В этом учебном году одиннадцатиклассники проработали две анкеты с целью диагностики сформированности приемов учебной деятельности и влияния уроков литературы на их формирование и развитие; определения уровней духовно-нравственных критериев личности. Первая анкета была предложена и учащимся нынешнего 11Б (математического) класса.

Анализ  результатов  исследования.

       1. Индивидуальные  письменные ответы на блок вопросов, предложенных учащимся после  двух уроков по теме “Образ Петербурга в творчестве А.Блока. (Еще одна страница «петербургского текста».)

    Практически все дети (92%)  к началу урока имели определённые цели. Анализ целей, поставленных перед собой учащимися  (их можно разбить на следующие условные группы: либо переосмысление, либо изучение творчества поэта; узнавание нового; осознание понятия «Родина»; ожидание помощи от учителя; работа в группах; получение возможности свободно излагать мысли) говорит о наличии мотивации к уроку.  Цели, поставленные  некоторыми учащимися: «ожидание помощи от учителя в раскрытии понятий “действенный Петербург” и “культурный язык Петербурга», «получение возможности свободно излагать мысли» -  говорят о наличии высокого положительного уровня межличностных отношений между учениками и учителем. У каждого ребёнка присутствует своя траектория личностного развития: одна группа учащихся  находится на этапе «познания нового», другая – на этапе расширения уже существующих знаний о творчестве А.Блока, третья – на этапе переосмысления уже имеющихся знаний, четвёртая (продвинутый уровень) – готовности к самосовершенствованию и самовоспитанию, стремления,  познать способы самовоспитания, проектирования своей личности. Эта траектория непрерывна в течение урока. Сопоставление ответов в анкете каждого ученика показывает, что ожидания соответствуют главным (по мнению учащихся) результатам урока. Таким образом, личные цели 92% учащихся достигнуты.  Следует отметить, что диагностическая цель, поставленная нами как учителем, принята учащимися. И, что особенно важно, все они, включая 8%, не имевших личной цели к началу урока, считают, что коллективная цель достигнута.

    Проектируя уроки, мы стремились создать условия для развития у учащихся  различных приёмов учебной деятельности. Одним из этапов  формирования приёма учебной деятельности является  его рефлексия.

   

Количественный анализ результатов рефлексии приёмов учебной деятельности.

«Учился ли ты сегодня на уроке?»

Положительный ответ

Считают особенно важными для себя

1. выделять основной материал и главные идеи изученной темы

88%

48%

2. формулировать способ выполнения учебного задания

88%

42%

3. обосновывать решение

100%

58%

4. анализировать решение задания

85%

31%

5. формулировать цель урока

96%

23%

6. грамотно выражать свое мнение

100%

54%

7. формулировать результат своей работы на уроке

92%

31%

8. оценивать процесс и результат своей деятельности

96%

23%

9. анализировать свои затруднения

96%

35%

10. работать с учебником и другими источниками

92%

38%

11. работать в группе

96%

62%

Анализ результатов данной таблицы показывает, что на уроке дети обучаются разнообразным приемам учебной деятельности – это одна из целей, которую мы ставили перед собой как учитель. Каждый ученик осваивает сразу несколько приемов учебной деятельности (7 – 11 из 11 включенных в урок): 4 – 1 уч. (3%), 8 – 2 уч. (8%), 10 – 3 уч. (12%), 11 – 20 уч. (77%).

 Причём, для себя особенно важными учащиеся выделяют следующие умения:

1). Работать в группе – 62%;

2). Обосновывать решение – 58%;

3). Грамотно выражать свое мнение – 54%;

4). Выделять основной материал и главные идеи изучаемой темы – 48%.

      Данное исследование говорит о наличии системы в нашей работе, так как обучение приемам учебной деятельности органично включено в ткань урока и не является стихийным.

    На вопрос, «В какой роли Вы сегодня были на уроке: слушателя, исполнителя, исследователя, эксперта, учителя?», были получены следующие результаты:

Роль на уроке

Эта роль одна из выбранных.

Выбрана только эта роль

слушатель

10   38%

исполнитель

5     19%

исследователь

23   89%

6   23%

эксперт

9     35%

учитель

1     4%

Как мы видим, большая часть класса выбирает активную позицию, даже слушатели выступают активно («слушать для того, чтобы больше познать»).  Учащиеся выбирают роль исследователя, т.к. она им интересна.

    На вопрос, «Что сделал лично ты на уроке для достижения  поставленной цели?»,  были получены следующие ответы: «Работал в группе, исследовал тексты стихотворений, высказывал своё мнение, слушал других, принимал участие в дискуссии, учился думать и рассуждать, исходя из своей и других точек зрения».

Эти ответы свидетельствуют о том, что учащиеся осознают процесс своей деятельности на уроке.

   На вопрос, « Могли ли выбирать, что делать, каким способом, самостоятельно или вместе?», 25 человек (96%)  ответили положительно. Учащиеся указывают, что выбор ими осуществлялся и при выборе формы деятельности (индивидуальной, коллективной, групповой),  и в процессе работы группы, и  при анализе текста стихотворения (выбор метода исследования). Таким образом, учащиеся имеют возможность выстраивать индивидуальную траекторию деятельности.

    Комментируя свои ответы, ученики отмечают, что выбранные ими форма деятельности  и роли были как интересны, так и трудны. Отсюда следует, что учебные задачи, решаемые учащимися, находились в зоне их ближайшего развития.

    Наиболее удачными названы следующие этапы урока: работа в группах (31%), презентация ( 11%), введение в тему (8%), выводы (19%).  41% считают, что весь урок очень удался.

На основании этого мы можем сделать вывод, что к концу обучения (система уроков по творчеству  Блока) происходит развитие учащихся как субъектов учебной деятельности. Это подтверждает и качество знаний учеников по анализу поэтического текста: «5» - 13, «4» -  13. За работу в группах: «5» - 11, «4» - 15

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по алгебре, 9 класс "Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла"

Основное назначение урока заключается в систематизации знаний учащихся по изучаемой теме, создания условий для осознанного повторения ранее изученного материала, возможностей для максимального развити...

Разработка урока по информатике по теме «Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую», 10 класс

цель урока: Создание условий для развития  у учащихся логического мышления и навыков вычислений на основе понимания принципа построения числа в позиционной системе счисления, умений переводить це...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...

Конспект урока географии по теме "Лиственница" (в рамках проведения "Дня одного текста")

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента ...

Конспект урока по информатике и ИКТ в 8 классе «Системы перевода и распознавания текста"

Тема урока: «Системы перевода и распознавания текста. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат). Образовательные области приоритетного освоения: информатика и ИКТ, общество...