План - конспект урока по алгебре, 9 класс "Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла"
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме

Основное назначение урока заключается в систематизации знаний учащихся по изучаемой теме, создания условий для осознанного повторения ранее изученного материала, возможностей для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы, увеличения доли самостоятельной работы. Подобранны разнообразные разноуровневые задания, что способствует качественному усвоению материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sootnosheniya_2.doc501.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Соотношения между тригонометрическими функциями

         одного и того же угла.

Цели: продолжить формирование навыков применения основных тригонометрических тождеств для нахождения значений тригонометрических функций;

развивать логическое мышление;

воспитание самостоятельности и трудолюбия.

Оборудование: интерактивная доска.

  1. Организационный момент.

       (Раздать учащимся технологические карты. Приложение №1)

  1.  Повторение с элементами проверки домашнего задания.
  1. Тригонометрический калейдоскоп.

Закончите формулы:

sin2α + cos2α = (1),

tg α = ,

ctg α = ,

tg αctg α = (1),

1 + tg2 α = ,

1 + ctg2 α = .

  1. Выразите:

а)  sin α  через   cos α

 

sin α   через  ctg α

sin α  через   tg α  и   cos α

,

,

(sin α = tg αcos α);

б) cos α  через  sin α

cos α через  tg α

cos α через  ctg α  и sin α

,

,

(cos α = ctg α sin α).

  1. Определите углом какой четверти является угол α, если:

а)  sin α > 0  и  cos α < 0;

б)  cos α < 0  и  sin α < 0;

в)  tg α > 0  и  cos α > 0;

г)  sin α cos α tg αctg α > 0.

Основные тригонометрические тождества

Нахождение значений тригонометрических функций по известному значению одной из них

Доказательство тождеств

Преобразование выражений

  1. Нахождение значений тригонометрических функций по известному значению

        одной из них.

1. Выполните упражнения:  № 764(а). 766(в) – на доске и в тетрадях;

№ 766(а,г) – самостоятельно;

№ 767(в) – устно.

№ 764(а).   sin α  = ,   < α <,   tg α – ?

cos α < 0, так как α – угол II четверти, следовательно,

, ,

tg α = , tg α =.

Ответ: tg α =.

№766(г).    tg α =, α – угол IV четверти, sin α, cos α, tg α – ?

sin α < 0, так как α – угол IV четверти, следовательно,

, sin α  =,

cos α = ctg α sin α, cos α =,

tg α = , tg α =.

Ответ: sin α  =, cos α =, tg α =.

№776.  а)    sin α  = ,  0 < α <,  sin α, tg α, ctg α – ?

cos α > 0, так как α – угол I четверти, следовательно,

, == ,

tg α = ,  tg α =: = ,

ctg α = , ctg α == .

Ответ: , tg α =, ctg α = .

           б)  tg α =,  < α <, sin α, cos α, ctg α – ?

cos α < 0, так как α – угол II четверти, следовательно,

,  cos α ==  =,

sin α = tg αcos α,  sin α = = ,

ctg α = ,  ctg α ==.

Ответ: sin α =, cos α =, ctg α =.

(*Решение данных заданий продемонстрировать учащимся с помощью

 интерактивной доски).

№767(в)     tg= 1  и   <  < , sin , cos , ctg  – ?

Ответ: sin =,  cos =,  ctg  = 1.

(*В домашней работе подтвердить результаты вычислениями).

2.  Расширим множество значений угла.

     Найдите значение тригонометрических функций угла α, если известно, что:

а) cos α = –   и  0 < α < ;  cos α,  tg α, ctg α – ?

sin α > 0, так как α – угол II четверти, следовательно,

, == ,

tg α = ,  tg α =: = ,

ctg α = , ctg α == .

Ответ: , tg α =, ctg α = .

б) tg α = 3  и   < α < , sin α, cos α, ctg α – ? (самостоятельно).

cos < 0, так как – угол III четверти, следовательно,

,  cos==  ,

sin = tg cos,  sin = 3= ,

ctg  = ,  ctg  =.

Ответ: sin =,  cos =,  ctg =.

                 * Используя полученные результаты, предложить учащимся найти значение

выражения sin4α – cos4α, а затем с помощью тождества

sin4 – cos4 = (sin2 – cos2)(sin2 + cos2) = sin2 – cos2,

sin2 – cos2 = – ==.

(*Решение данных заданий продемонстрировать учащимся с помощью

интерактивной доски).

3. Устно доказать, что не могут одновременно выполняться равенства:

 sin =   и   cos = .

(Использовать при решении тождество sin2 + cos2 = 1.)

4*. Могут ли синус и косинус некоторого угла равняться соответственно:  и  ,

      где ?

Учитывая, что  12а0  и   sin2α + cos2α = 1, получаем == 1.

Ответ: возможно при  а.

5*.  Существует ли такой угол α, для которого:  tg α =   и  ctg α = ?

Учитывая, что  tgαctgα = 1, получаем .

Ответ: при любом .

  1. Самостоятельная работа. Приложение №2.

         Учащиеся выполняют задания, сдают работы, тексты работ с заполненными таблицами

ответов оставляют у себя.

Ответы к заданиям самостоятельной работы продемонстрировать учащимся с помощью интерактивной доски в готовом виде или заполнить с их помощью.

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание: №765, №767, №769, №919.

Приложение №1

Технологическая карта для учащихся.

Тема: Соотношения между тригонометрическими функциями

         одного и того же угла.

План урока.

  1. Повторение.
  1. Тригонометрический калейдоскоп.

а) закончите формулы:

sin2 + cos2 =

tg =

ctg =

tgctg =

1 + tg2 =

1 + ctg2 =

б) углом какой четверти является угол α, если:

sin > 0  и  cos < 0;

cos < 0  и  sin  < 0;

tg > 0  и  cos > 0;

sin cos tg ctg> 0.

2)                            

Основные тригонометрические тождества

Нахождение значений тригонометрических функций по известному значению одной из них

Доказательство тождеств

Преобразование выражений

  1. Нахождение значений тригонометрических функций по известному значению одной из них.
  1. Выполнить упражнения:  № 764(а), 766(в) – на доске и в тетрадях;

№ 766(а,г) – самостоятельно;

№ 767(в) – устно.

  1. найдите значение тригонометрических функций угла α, если известно, что:

а) cos = –   и  0 <  < ;

б) tg= 3  и   <  <  (самостоятельно).

                                ( * используя полученные результаты, найдите значение выражения sin4α – cos4α).

  1. Устно доказать, что не могут одновременно выполняться равенства:

 sin=   и   cos= .

4*) Могут ли синус и косинус некоторого угла равняться соответственно:

  и  , где ?

5*) Существует ли такой угол α, для которого:  tg=   и  ctg= ?

                               Указание: представьте выражение  в виде квадрата разности.

  1. Самостоятельная работа.
  2. Домашнее задание: № 765, 767, 796, 919.

Приложение №2.

Самостоятельная работа.

I вариант.

Уровень А

  1. Найдите значение cos, если

sin=   и   <  < .

  1. Упростите выражение:

а)  (sin– 1)(sin+ 1);

б)  tgctgcos2;

в)  – 1;

г)  .

Уровень Б

  1. Вычислите значения тригонометрических функций угла , если  tg= 5 и   <  < .
  2. Упростите выражение:

а)  tgctgsin 2;

б)  (1+ tg2 )(cos2– 1);

в)  1 + ;

г)  – .

Таблица ответов

№1

№2

sin=

cos=

ctg=

а)

б)

в)

г)

II вариант.

Уровень А

  1. Найдите значение sin, если

cos=   и   <  < .

  1. Упростите выражение:

а)  (1– cos)(1 + cos);

б)  sin 2tgctg;

в)  – 1;

г)  .

Уровень Б

  1. Вычислите значения тригонометрических функций угла , если  tg= 5 и   <  < .
  2. Упростите выражение:

а)  cos2tgctg;

б)  (1– sin 2 )(1+ ctg2);

в)  + 1;

г)  – .

Таблица ответов

№1

№2

sin=

cos=

tg=

а)

б)

в)

г)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетные работы по теме: "Тригонометрические функции одного и того же аргумента"

В архиве содержатся 3 работы для учащихся:Дифференцированная практическая работа "Радианная мера угла".Учебная карта "Тригонометрические формулы и их применение".Итоговая работа "Тригонометрические фу...

Конспект урока по математике: «Соотношение между тригонометрическими функциями одного аргумента»

Конспект урока по математике: «Соотношение между тригонометрическими функциями одного аргумента»...

Урок по теме "Соотношения между тригонометрическими формулами одного аргумента"

Урок закрепления умений и навыков при решении заданий с использованием основных тригонометрических тождеств для учащихся 10 класса. На уроке  решаются  задания В8 при подготовке к ЕГЭ....

Тригонометрические функции одного и того же угла

Материал может применяться для контроля знаний по теме "Тригонометрические функции одного и того же угла"...

План – конспект урока по алгебре «Неравенства с одним неизвестным. Системы неравенств»

План – конспект урока по алгебре «Неравенства с одним неизвестным. Системы неравенств». Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др.Цель...

План-конспект урока по алгебре в 9 классе "Построение графика функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x)".

План-конспект урока по алгебре в 9 классе "Построение графика функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x)"....

План-конспект урока по алгебре в 8 классе «Решение неравенств с одной переменной»

План-конспект урока по алгебре в 8 классе "Решение неравенств с одной переменной". Урок ознакомления с новым материалом.Использована технология проблемного обучения....