Урок по теме "Соотношения между тригонометрическими формулами одного аргумента"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме

Козляковская Лидия Сергеевна

Урок закрепления умений и навыков при решении заданий с использованием основных тригонометрических тождеств для учащихся 10 класса. На уроке  решаются  задания В8 при подготовке к ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по теме: «Соотношение между тригонометрическими функциями одного аргумента» ( 10-й класс)

учитель математики МБОУ СОШ №2 имени Луначарского

станицы Медведовской Тимашевский район Краснодарский край

Козляковская Лидия Сергеевна

Цели урока:

Образовательные: закрепить знания по основным тригонометрическим формулам;        совершенствование вычислительных навыков.

Развивающие:  развивать познавательный интерес, логическое мышление.

 Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность при выполнении вычислений.

Задачи урока: проверить знания учащихся по освоению основных тригонометрических тождеств, уметь использовать эти тождества для нахождения значений тригонометрических функций по известному значению одной из них.

.

Тип урока: закрепление и систематизация знаний по теме.

Формы урока: коллективная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

Учебник Алимов . “Алгебра и начала анализа 10”, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, документ-камера, карточки с заданиями.

Ход  урока:

1. Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний.

  1. Что называется синусом угла а?
  2. Что называется косинусом угла а?
  3. Что называется тангенсом угла а?
  4. Какие тригонометрические функции являются чётными, какие –  нечётными?
  5. Какие знаки имеют тригонометрические функции в 1-4 четвертях?

Устно:

1)Выразить в радианной мере величины углов:

а) ;   б) ;  в) .

2) Выразить в градусной мере:

а)  ;   б) ;  в)  ;  г) π.

3) играем вместе : собери формулы

sin2α + cos2α

tg α

1

tg α

1+ tg2 α

1+ctg2 α

1

3.Проверка домашнего задания с помощью документ-камеры.

Найдём cos , tg  и ctg , если известно, что  

Решение: Найдём сначала cos . Из формулы sin +cos =l получаем, что

cos =l –sin2.Так как  является углом II четверти, то его косинус отрицателен. Значит,

Зная синус и косинус угла к, можно найти его тангенс:  

Для отыскания котангенса угла  удобно воспользоваться формулой

 tg  ctg =l. Имеем:

Известно, что tg =2 и 0 < a <. Найдём sin, cos  и ctg

Воспользовавшись формулой l + tg2  = найдём cos . Имеем:

По условию угол  является углом I четверти, поэтому его косинус положителен.

Значит,  

Зная cos  и tg , можно найти sin . Из формулы tg=  получим:

sin =tg  • cos =2 •  

По известному tg   найдем  ctg :

4. Решение заданий на закрепление формул .(работа парами)

Задания:

1. Могут ли синус, косинус одного и того же числа быть равными соответственно:

а)     и   ;

б) 0,4 и 0,7;

в)     и ;

г)    и .

2. Могут ли тангенс и котангенс одного и того же угла быть равными соответственно:

а)     и   ;

б)  и ;

в)  2,4  и ;

г)    и .

3.Нахождение значений тригонометрических функций с помощью прямоугольного треугольника.(задания В8 из банка заданий решуЕГЭ)

1. B 8 № 27232. В треугольнике http://reshuege.ru/formula/90/902fbdd2b1df0c4f70b4a5d23525e932.png угол http://reshuege.ru/formula/0d/0d61f8370cad1d412f80b84d143e1257.png равен 90°, http://reshuege.ru/formula/ab/ab5f68bc1ccd75d9db7575728c21f70e.pnghttp://reshuege.ru/formula/9d/9df877ab6e2708dbd8e80f6e2ba2f0eb.png. Найдите http://reshuege.ru/formula/41/4144e097d2fa7a491cec2a7a4322f2bc.png.

Решение. C:\Users\Лида\Desktop\get_file.png   http://reshuege.ru/formula/c8/c8f26193b4bacd0c76e91ddff28b88f1.png

 

Ответ: 4,8.

2. B 8 № 27238. В треугольнике http://reshuege.ru/formula/90/902fbdd2b1df0c4f70b4a5d23525e932.png угол http://reshuege.ru/formula/0d/0d61f8370cad1d412f80b84d143e1257.png равен 90°, http://reshuege.ru/formula/e9/e967897121425002d548707ba55dfd27.pnghttp://reshuege.ru/formula/9d/9df877ab6e2708dbd8e80f6e2ba2f0eb.png. Найдите http://reshuege.ru/formula/b8/b86fc6b051f63d73de262d4c34e3a0a9.png.

Решение. 
C:\Users\Лида\Desktop\get_file.pnghttp://reshuege.ru/formula/60/60a1b26072dc27704aec0d6a6f09cd71.png

Ответ: 5.

B 8 № 27264.  В треугольнике http://reshuege.ru/formula/90/902fbdd2b1df0c4f70b4a5d23525e932.png угол http://reshuege.ru/formula/0d/0d61f8370cad1d412f80b84d143e1257.png равен 90°, http://reshuege.ru/formula/02/029e0f77d0cc530d570c673acb2b2fc3.pnghttp://reshuege.ru/formula/a0/a0365fd1d71b343a69dd5f8a04e45e98.png. Найдите высоту http://reshuege.ru/formula/1e/1ee0bf89c5d1032317d13a2e022793c8.png.

http://reshuege.ru/get_file?id=1070

Решение: Углы http://reshuege.ru/formula/7f/7fc56270e7a70fa81a5935b72eacbe29.png и http://reshuege.ru/formula/cd/cdd86cd306ce4443516652b1750820ca.png равны как углы со взаимно перпендикулярными сторонами.

 http://reshuege.ru/formula/ce/cec1ca0113109089a6b018b14976d381.png.

Ответ: 3,75.

4.Физкультминутка.

5.Найдите ошибку:

5. Подведение итогов. Выставление отметок.

6.Домашнее задание:

№535

  1. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. и др. Алгебра и начала анализа: учеб. Для общеобразовательных учреждений. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Макеева А.В. Карточки по тригонометрии. 10-11 классы: Дидактический материал для учителя - ОАО “Издательство “Лицей”, Саратов, 2002.
  3. Изучение алгебры и начал анализа 10-11: Методические рекомендации к учеб.; кн. для учителя / Н.Е.Федорова, М.В. Ткачева. – М.: Просвещение, 2007.
  4. Сборники заданий к ЕГЭ 2013, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по алгебре, 9 класс "Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла"

Основное назначение урока заключается в систематизации знаний учащихся по изучаемой теме, создания условий для осознанного повторения ранее изученного материала, возможностей для максимального развити...

Конспект урока по математике: «Соотношение между тригонометрическими функциями одного аргумента»

Конспект урока по математике: «Соотношение между тригонометрическими функциями одного аргумента»...

Урок 10 класс "Применение тригонометрических формул к преобразованию выражений"

Применение тригонометрических формул к преобразованию выражений...

Урок-зачет по теме "Тригонометрические формулы" для 10 класса

Урок обобщения и систематизации знаний....

Разработка мультимедийного урока на тему: "Применение тригонометрических формул".

Цель: развитие навыков упрощения и вычисления выражений с применением тригонометрических тождеств.План урока:1.организационный момент;2.история тригонометрии;3.работа в группах;4.задачи с подробным оф...

«Тригонометрические формулы сложения и следствия из них. Формулы двойного аргумента».

Урок по теме "Тригонометрические формулы сложения и следствия из них предназначен для учителей, работающих в старшей школе....

Методическая разработка урока обобщения по теме "Тригонометрические формулы"

Методическая разработка урока обобшения по теме "Тригонометрические формулы" предназначена для обучающихся 1-го курса кеолледжей или 10 класса школ...