Конспект урока географии по теме "Лиственница" (в рамках проведения "Дня одного текста")
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Милюсина Наталья Анатольевна

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» . Одной из форм реализации образовательного стандарта стал "День одного текста", который прошел в Лицее № 86 г. Ярославля. На разных уроках (русский язык, математика, биология, география) учащиеся 6-х классов работали с одим и тем же  текстом, формируя навыки смыслового чтения при работе с текстовой информацией.

Цель урока географии (для учителя):

Формирование представлений об  условиях произрастания,  районах распространения лиственницы и ее хозяйственном использовании.

Цель урока географии (для учеников):

Подтвердить или опровергнуть утверждение о том, что лиственница может носить титул царицы русского леса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_geografii_v_ramkah_proekta.docx71.86 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по географии в рамках проекта «День одного текста»

Тема урока: «Лиственница»

Цель урока в рамках проекта (для учителя):

Формирование навыков смыслового чтения при работе с текстовой информацией

Цель урока географии (для учителя):

Формирование представлений об  условиях произрастания,  районах распространения лиственницы и ее хозяйственном использовании.

Цель урока географии (для учеников):

Подтвердить или опровергнуть утверждение о том, что лиственница может носить титул царицы русского леса.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Этапы урока

  1. Целеполагание

Добрый день, уважаемые ученики и гости!

Сегодня у нас необычный день. День, когда вы  работаете на разных уроках с одним текстом.

Как называется этот текст? (Лиственница)

Чем он может быть интересен для нас на уроке географии?

         Какие  географические вопросы вы можете задать, опираясь на этот текст?  (слушаем ответы)

- Где растет лиственница?

- В каких условиях растет лиственница?

- Где и как используется лиственница человеком?

На этом уроке наша с вами задача найти ответы на поставленные вопросы.

Формулируем тему урока:

Районы и условия произрастания лиственницы, использование лиственницы в хозяйственной деятельности человека.

  • С каких слов начинается текст?

Обычно символом России называют красавицу берёзку, но сейчас речь пойдёт о другом дереве, которое могло бы быть претендентом на титул царицы русского леса.   

  • Какими качествами / свойствами должно обладать дерево, что бы получить это почетное звание?

Наша задача - подтвердить или опровергнуть утверждение о том, что лиственница может носить титул царицы русского леса.

  1. Учебно-познавательная деятельность.
  1.   Районы распространения лиственницы

Лиственница – жительница сибирских лесов. Сибирью  называют  часть России, занимающую огромную территорию от Уральских гор до Тихого океана.

  • В названиях каких территорий России встречается слово Сибирь?  (Западно-Сибирская равнина, средне-Сибирское плоскогорье)
  • Найдите в тексте, на каких еще территориях произрастает лиственница? (Север Восточно-Европейской равнины)
  • Пользуясь текстом, назовите природную зону, в которой произрастает лиственница (таежные светло-хвойные леса)
  • По карте природных зон определите, в какой части России лиственница получила наибольшее распространение? Обращаем внимание на то, что лиственница – самое «северное» дерево.
  • Найдите в тексте факты, подтверждающие, что лиственница является самым распространенным деревом на территории России. С помощью чего и каким образом вы это определили? (диаграмма – 39%)
  1. Условия произрастания лиственницы
  • Почему же именно лиственница занимает наибольшие площади? – Для ответа на это вопрос нужно вспомнить особенности климата внутренних районов материков.

(Формируется континентальный тип климата, для которого характерны большие амплитуды температур в течение года и малое количество осадков)

  • Подтвердите данное утверждение фактами из текста ( свирепые морозы  до -70 ◦С)
  • Какие  особенности лиственницы позволяют ей выживать в таких суровых условиях? (устойчива к низким температурам благодаря способность сбрасывать листья-хвоинки)

  • Обратимся к тексту: какие  еще невзгоды может переносить лиственница? (Лиственница устойчива не только к морозу, но и к другим «несладким» условиям окружающей среды: загрязнённому воздуху и бедным почвам. Растёт и на вечной мерзлоте, и на гипсе, и на камне, устойчива к ветру)
  • Мы встретили в тексте новое понятие «многолетняя мерзлота». Как вы понимаете его понимаете? (слушаем ответы)

Многолетняя мерзлота  - это подземное оледенение верхних слоёв земной коры, проникающее в глубину недр на сотни метров и существующее в течение длительного времени.

  • Пользуясь картой «Районы распространения вечной мерзлоты», назовите территории, ее распространения.
  • Какие деревья произрастают в районах распространения многолетней мерзлоты?

Каким способом мы можем получить ответ на этот вопрос? (найти ответ в тексте, сопоставить карты «Природные зоны» и «Районы распространения многолетней мерзлоты»)

  • Найдите в тексте, какие особенности лиственницы, позволяю ей расти в условиях вечной (многолетней) мерзлоты (Особенности корневой системы: мощная, разветвленная, в районах вечной мерзлоты корневая система поверхностная)

  1. Использование лиственницы

Вы убедились, что лиственница занимает огромные площади на территории нашей страны, не смотря на это возникла необходимость ее  искусственного разведения. Перед вами последняя картина русского художника И. И. Шишкина —  «Корабельная роща»

  • Кто и когда начал разводить лиственницу? (Петр I  в 18 веке)
  • Чем можно объяснить закладку корабельных рощ? Почему они так назывались? (позволяли не возить издалека нужную для строительства кораблей древесину)
  • В каком возрасте древесина лиственницы пригодна для рубки? К какому источнику информации вы должны обратиться?
  • Для чего же сажали лиственницы, если ее можно было использовать через более, чем через 100  лет? (Для потомков, для сохранения лесов)
  • Почему именно лиственница привлекла  к себе внимание Петра I?   Найдите в тексте, чем отличается древесина лиственницы от древесины других  пород деревьев? (Древесина плотная, твёрдая, тонет в воде, но не гниёт)
  • Как же доставить лиственницу? Каковы последствия сплава лиственницы по рекам?

 Способы транспортировки древесины.

  • В тексте найдите, где может использоваться лиственница благодаря своим уникальным свойствам?

На основании текста, составьте кластер «Использование лиственницы»

Ответы: озеленение, лесоводство, медицина, строительство, кораблестроение, производство мебели, производство шпал, столбов, мостов.

  1. Диагностика качества освоения темы.

Словами -  «Что за диковинное дерево!» - начинается маленький рассказ Александра Солженицына «Лиственница». Вот и мы сегодня на уроке, работая с текстом с точки зрения географии, неоднократно приводили факты, позволяющие особо выделить лиственницу среди других деревьев.

Опираясь на текст, назовите «рекорды» лиственницы и отличительные особенности лиственницы:

  •  Самое удивительное дерево (сбрасывает хвою)
  • Самое  выносливое и нетребовательное к условиям произрастания
  • Самое распространенное дерево на территории России
  • Самое северное дерево
  • Самое высокое (по данным таблицы)
  • Древесина не гниет в воде

Подведем итог:  Лиственница – царица русского леса?

  1. Рефлексивная деятельность.

Сегодня вы целый урок работали с текстом, применяя разные умения:

- ориентировались в содержании текста и находить нужную информацию;

- преобразовывали текст в новую форму (кластер);

- устанавливали причинно-следственные связи

- читали не сплошные тексты (диаграмму, таблицу, географические карты)

Умения работать с текстом

Умею

Вызывает затруднение

Не умею

Умение  ориентироваться в содержании текста и находить  нужную информацию        

Умение  преобразовать текст в новую форму

Умение устанавливать причинно-следственные связи на основе текста

Умение читать не сплошные тексты (диаграммы, таблицы)

  • Оцените, насколько хорошо вы владеете перечисленными умениями, поставив  «+» в соответствующей графе таблицы.

Закончите предложение: Сегодня на уроке я смог _______________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике: «Соотношение между тригонометрическими функциями одного аргумента»

Конспект урока по математике: «Соотношение между тригонометрическими функциями одного аргумента»...

Конспект урока с презентацией "Решение линейных уравнений с одной переменной"

Данная презентация может быть использована для повторения и обобщения материала по теме "Решение линейных уравнений с одной переменной". Приводятся различные формы работы класса: индивидуальная, групп...

Конспект урока географии в 7 классе о теме "Как мы будем изучать географию в 7 классе".

Конспект урока географии в 7 классе " Как мы будем изучать географию в 7 классе" составлена  по учебнику А.И.Алексеева "География.  Страны и континенты. 7 класс", УМК "Полярная зве...

Конспект урока географии в 5 классе по теме "География: древняя и современная наука" в рамках УМК "Сферы"

Тип урока: Вводный урок.Общая дидактическая цель урока: Создание условий для формирования  представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме: "М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»".

Урок содержит ссылки на интерактивные ресурсы, которые могут быть использованы на разных этапах урока....

Уроки словесности.Конспект урока в 9 классе "Экспрессивные возможности СПП в тексте"

Интегрированный урок - урок словесности для обучающихся 9 класса. Возможно использование в 10-11 классах, а также в контексте элективных курсов по русскому языку....

План-конспект урока по государственному (татарскому языку) на день единого текста в 5 классе. Текст "Тундра"(повторение имён существительных)

Метапредметные цели урока:- формирование читательской грамотности: работать с текстом, используя различные виды чтения (просмотровое, изучающее, рефлексивное)...