Главные вкладки

    Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)
    план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

    Шульга Марина Михайловна

    Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 4._2astafev.docx21.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)

    Тема урока  Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

    Тип урока : урок закрепления изученного материала.

    Цели:

    Образовательные :

    1. Продолжить анализ рассказа В.П. Астафьева.
    2. Рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем (что такое честность, долг, истинная доброта, требовательность к человеку).
    3. Анализировать поступки  героев произведения .
    4. Сравнить мировоззрение героев данного произведения .

    Развивающие :  

    1. Развивать навыки осмысленного чтения.
    2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.
    3. Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность.
    4. Формировать навык использования толкового словаря для определения лексического значения слова.

    Воспитательные :

    1. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки
    2. Воспитывать у учащихся положительные нравственные ценности как: доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки.

    Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку.

    Используемые учебники и учебные пособия:

    1. Литература 6 кл. учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Полухина В. П. "Просвещение" Москва 2014г.

    2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией Коровиной В.Я.

    Используемая методическая литература:

    1.Методические советы для 6 класса. Литература. Под редакцией В. И. Коровина Москва "Просвещение" 2012

    2. Литература в таблицах 5-11 класс. АСТ "Астрель" Москва

    3. Читаем, думаем, спорим... 6 класс (дидактические материалы по литературе).Москва "Просвещение"2013

    4. Уроки литературы в 5-6 классах. И. И. Аркин Москва "Просвещение" 2011

    Предварительное домашнее задание:

    Подготовить иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» и озаглавить её.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    - Добрый день! Сегодня мы с вами продолжаем работать над произведением Виктора Петровича Астафьева . Тема нашего сегодняшнего урока : « Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»» .

     Слово учителя.

    Основная тема рассказов Астафьева – тема взросления человека, становления личности. Писатель утверждает необходимость воспитания в человеке доброты, чувства ответственности, благородства по отношению к более слабым. В рассказе звучит протест против жестоких явлений в жизни, предупреждение о последствиях «нарушения душевной связи людей».

    В. П. Астафьев показывает, как рождается зло в очень простых и обычных обстоятельствах, как оно растет и начинает вытеснять добро из человеческого сердца, заглушать голос совести.

    II.   Проверка домашнего задания

    - Дома вы должны были  по желанию сделать иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа и озаглавить её. Я попрошу вас продемонстрировать ваши работы и рассказать, почему вы изобразили именно этот эпизод и объяснить , почему вы так его озаглавили .

    Рассматривание иллюстраций, выполненных учащимися.

    - Какой эпизод, изображенный в  учебнике , запечатлел художник? Зачитайте его.

    III . Продолжение изучения нового материала

    1. Комментированное чтение

    -Как же герой был втянут в тяжкий обман, за который так «раскаянно ревел»?

    Давайте отправимся еще раз с «левонтьевскими орлами» на увал (зачитать): «бокалы  с  отбитыми  краями,.. наполовину  изодранные на растопку берестяные туески,.. ковшик без ручки…». Дети дерутся, плачут, дразнятся;  «…заскочили  в  чей-то  огород», «…недоеденный  лук  побросали».

    -Казалось бы, случайно описанные факты… Однако мы легко можем сделать выводы: дети перенимают привычки отца, они лишены чувства ответственности, легкомысленны и эгоистичны, драчливы.

    - Сейчас мы попытаемся сравнить мировоззрение героев произведения .

    -Как характеризует ребят сбор ягод? Почему герои противопоставлены по отношению к таким нравственным понятиям, как честность, трудолюбие, чувство долга? (Витя- искренний, трудолюбивый, честный человек («Я брал старательно…», с. 68 ; «левонтьевские»- хитры, ленивы, эгоистичны, ябедничают друг на друга, обвиняют в неудачах других, а не себя («Вдруг крышка чайника забренчала…», с. 68).

    – Как же Саньке удается заставить рассказчика бросить собирать землянику? (С. 69: «– Мне слабо? – хорохорился я…», «…не спасовать, не струсить, не опозориться…» – вот ответ, объяснение решению рассказчика вытряхнуть ягоды на траву для всех.)

    – Какой ценой самоутверждается рассказчик? ( «Хорохорился», «повторял гаснущим голосом», «напустил на себя отчаянность, махнул на себя рукой» – очень трудная борьба идет в душе героя.)

    – «Интересно и весело провели… весь день» дети. Но настала пора возвращаться домой. («Я и сам знал, что им, левонтьевским, «ха-ха», а мне «хо-хо».)

    - Объясните, в чем смысл рассуждений мальчика. Как оценивают свои поступки дети? 

    Виктор-( «мне сделалось жутко», «повздыхал… чуть не всплакнул», «замирая от страха…», «приготовился к каре за содеянное»).

    «Левонтьевские» - «заржал Санька», «нам-то ништяк!» (с. 71 ,72). Шантажируют: «Принеси калач, тогда не скажу». )

    Найдите детали, показывающие, что героя мучает совесть(С. 72: «Бабушку надул.., – терзался я ночью... Сон не брал меня». Мальчик решил «все-все рассказать» утром.)

    2.Самостоятельное составление плана по вариантам.

    Составьте план эпизода «Весело и интересно проведенный день в лесу».                                                                      Задание:                                                                                                                                                                                         Первый вариант составляет план , характеризующий Витин день ,а второй – «левонтьевских орлов» . Через пять минут вы озвучите то ,что у вас получилось .

    Учащиеся самостоятельно по вариантам составляют план , а затем желающие  зачитывают классу свой составленный план .

    - Какие пункты будут общими для рассказчика и «левонтьевских орлов»?

    Рассказчик

    «Левонтьевские орлы»

    1) По дороге на увал.

    2) Сбор земляники.

     

    3) Драка.

    4) Решение сходить к Малой речке.

    5) Развлечения на берегу Малой речки.

     

    6) Приключения Саньки в пещере.

     

    7) Веселое возвращение  домой.

    8) Ожидание «кары за содеянное».

     

    IV. Подведение итогов урока. Рефлексия

    - Понравился ли вам сегодняшний урок ?

    - Что нового и интересного вы открыли для себя на сегодняшнем уроке ?

    - Что на сегодняшнем уроке вызывало у вас трудности?

    - Как вы считаете , на какую оценку вы работали сегодня?

    V . Выставление оценок

    VI .Домашнее задание: 

    1. Составить кроссворд , направленный на проверку знания рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»( не менее 12 слов) .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

    Урок литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"...

    Урок литературы в 6-м класса по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

    Урок -исследование  для учащихся 6 класса продолжает знакомсство учащихся с творчеством писателя. испльзуюттся технологии иссследовательских работ, критического мышления....

    Урок литературы в 6 классе по произведению В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"

    Урок литературы в 6 классе по произведению В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"...

    РАЗНОУРОВНЕВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ В.П.АСТАФЬЕВА "КОНЬ С РОЗОВОЙ ГРИВОЙ"

    Разноуровневая контрольная работа по литературе в соответствие с правилами ФГОС...