Конспект урока по литературе 6 класс по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему

Томарева Ирина Викторовна

Предварительный просмотр:

Урок мудрости и доброты

(по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)

Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.

В. Астафьев.

Цели урока:

  • раскрыть идейное содержание рассказа, характеры главных героев, отношение к ним автора и способы выражения авторской позиции; обучать анализу художественного произведения с целью раскрытия авторского замысла; продолжить работу над такими литературоведческими понятиями, «антитеза», «сюжет» «литературный характер»;
  • развивать умение переходить от личных читательских оценок к авторскому пониманию характеров героев, ситуации, жизни; умение характеризовать героев, развивать творческое воображение, обогащать словарный запас учащихся;
  • заинтересовать учащихся творчеством В.П. Астафьева, обратить их внимание на характеры героев, воспитывать добрых и порядочных людей.

Словарная работа: доброта, мудрость, красота, совесть, память, нравственность.

Оборудование: портрет В.П. Астафьева,  иллюстрации к рассказу.

«Все мы родом из детства…»

Прежде, чем мы перейдём к теме нашего урока, обратим внимание на слова французского писателя Антуана де - Сент Экзюпери.

- Как вы их понимаете?

Да, именно в детстве закладываются и формируются те человеческие качества, которые будут у него потом на протяжении всей жизни.

Портрет В.П. Астафьева.

Мы знакомимся с одним из самых замечательных рассказов русского писателя прошлого века Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой». В его основу лёг случай из жизни автора. Рассказ небольшой по объёму, но как много мы узнаём из него о жизни героев, их характерах.

Вспомним немного об авторе. (Сообщение ученика)

Мы знаем, что название сборника, куда входит рассказ «Конь с розовой гривой» называется «Последний поклон», а первое его название «Страницы детства» и к нему В.Астафьев в качестве эпиграфа берет стихотворение К. Кулиева «Мне снится детство». 

Стихотворение К. Кулиева. (Чтение наизусть учеником)

Мне снится детство

Мне снится детство: мать из дома вышла,
Идет, пропалывает огород,
В саду чуть слышно зацветает вишня,
И зной печет, и добрый дождик льет.

Струится пот, и мать, сгибая спину,
Судьбу благословляет каждый день
За солнце, согревающее глину,
За облака, дарующие тень.

Пусть гром гремит за дальнею горою,
Пусть с неба солнце летнее палит,
Чинара от дождя ее укроет,
Родник холодный жажду утолит.

Вот, вытирая руки о передник,
Она стоит, все на земле ей впрок:
И гром, гремящий за горой соседней,
И дождь, поящий редьку и чеснок.

Я сплю, и детство входит в сон мой сладкий,
Весенний дождь и солнце снятся мне.
И женщину, копающую грядки,
Еще живую вижу я во сне.

- Почему?

- Какое слово можно назвать здесь ключевым?

(Воспоминания)

- Какие слова являются однокоренными к этому слову?

(Помнить, память …)

- Почему же человек столько переживший и испытавший, прошедший страшную войну, почти через сорок лет вспоминает о таком незначительном событии из далёкого детства?

(Человек запоминает те события, которые сыграли в его жизни значительную роль.)

Тема урока «Уроки мудрости и доброты»

Итак, тема нашего урока «Уроки мудрости и доброты».

- А как вы понимаете слово «доброта»?

- Как это слово объясняется в толковом словаре? (Толковый словарь)

Прежде, чем приступить к анализу рассказа, вспомним, что такое рассказ. (Словарь литературных терминов)

- Кто главные герои рассказа?

- Почему же бабушку, которой в рассказе отводится так мало места, мы все считаем главной героиней рассказа?

Сюжет здесь очень прост. Что такое сюжет? (Словарь литературных терминов)

Сюжет – это событие, или ряд событий, изображённых в произведении.

Восстановим основные сюжетные моменты рассказа.

  • Обещание бабушки купить пряник;
  • Сбор ягод;
  • Наставления Саньки;
  • Переживания;
  • «Отчёт и расчёт».

Мы знаем, что в любом произведении есть следующие моменты: Завязка, развитие действия, кульминация, спад действия и развязка. Вспомните, что означают эти термины? (Словарь литературных терминов)

- Какое же событие можно считать завязкой?

Завязкой сюжета можно считать обещание бабушки купить Витьке замечательный, необыкновенный пряник.

- Что нужно было сделать, чтобы заслужить его? (Чтение текста учениками)

Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал за земляникой, и велела сходить с ними.

- Наберёшь туесок. Я повезу свои пряники в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

- Конём, баба?

- Конём, конём.

- Почему пряничный конь был таким желанным подарком? (Чтение текста учениками)

Пряник конём! Это же мечта всех деревенских малышей. Он белый – белый этот конь, а грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые.

Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом. Иначе будет худо. Но пряник – совсем другое дело! Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса – потерял – хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться – тут он, тут конь-огонь.

С таким конём почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа тебе первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцем то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Санька или Танька так цапнут, что останется от коня хвост да грива».

- Почему бабушка поручила Витьке самому собирать ягоды для того, чтобы получить желанный подарок?

(Любая награда должна быть заслужена своим трудом, тогда она ценится больше.)

Утром «с орлами-то дяди Левонтия и отправился я по землянику трудом заработать пряник…» (текст)

- Что мы знаем о семье дяди Левонтия?

- Чем эта семья отличается от семьи Витьки?

«Ребёнок учится всему…

- Как вы понимаете эту народную мудрость?

- Дайте сжатую характеристику семье Левонтия и бабушки.

- Кто особенно выделялся среди левонтьевской «орды»? (Текст)

«Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят». 

- Расскажите, пожалуйста, как ведут себя дети по пути на увал, какие поступки совершают? (Текст)

«Парнишки вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки, раза два принимались драться, плакали, дразнились…

по пути заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не поспело, напластали луку- батуна, наелись до зелёной слюны…

Наконец ребята дошли до увала, где росла земляника. Что же там произошло?

- Почему Витька не хотел идти с ними?

(Он ещё не выполнил свою работу, не набрал ягод, а он знал, что без них не получит пряник.)

- После чего он присоединился к ребятам?

Санька стал его дразнить. (Текст)

- Бабушки Петровны испугался? Эх ты!

- Зато мне бабушка пряник конём купит!

- Может, кобылой! Скажи уж лучше – боишься её и ещё жадный!

- Я?

- Ты!

- Я?

- Ты, ты!

- Жадный?

- Жадный!

- А хочешь, все ягоды съем?

- Слабо!

- Мне слабо! Мне слабо! Вот! Ешьте вместе со мной! (едят ягоды)

- Я ещё у бабушки калач украду!

- Давай!

- Только одного калача мало!

- Шанег прихвати!

- А лучше ещё и пирог!

- Лишнее не будет!

- Ладно!

Витька поддался на провокацию Саньки, ему не хочется выглядеть трусом и «жадиной», он хочет быть в глазах ребят героем, ни в чём от них не отставать. Мы знаем, что основное средство характеристики героя – поступок. Витя проявляет слабость, хочет показать себя «смельчаком» и вместе со всеми совершает один плохой поступок за другим

День проходит незаметно, Витька на время забывает о своём поступке, но вот пора возвращаться домой.

- Как автор рисует душевные переживания героя? (Текст)

«Грустно. Тоска на сердце – предчувствует оно встречу с бабушкой, отчёт и расчёт».

- Почему он не хочет сказать бабушке правду?

- Что ему посоветовал Санька?

И Витя соглашается, он решает обмануть бабушку, а первый обман рождает другие.

- Можно ли это считать кульминацией рассказа?

- Что такое кульминация? (Словарь литературных терминов)

- Какие ещё плохие поступки пришлось ему совершить? (Текст)

«Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принёс его Саньке под рубахой. Потом ещё принёс и ещё, пока Санька не нажрался».

- Какой же можно сделать вывод?

Нельзя поддаваться слабости, нужно уметь отвечать за свои поступки, иначе ложь рождает новую ложь, а проступок может перерасти в преступление.

- Что Витя чувствует после всех событий? (Текст)

«Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет? – терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою варначью душу… А что если слезть с полатей, забраться к бабушке под одеяло и всё-всё рассказать? Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека…Нет уж, я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всём: и про туесок, и про домовиху с домовым, и про калачи, и про всё, про всё»…

Мы знаем, что этим мыслям не суждено было сбыться – Витька уснул. Утром он «слоняется» по дому и идёт с «левонтьевскими» на рыбалку. Там он отвлекается от своих горьких мыслей, но ненадолго.

А сейчас обратим внимание на пейзаж, который рисует автор. Вспомним, что такое литературный пейзаж и какую роль он играет в произведении. (Словарь литературных терминов)

«День был ясный, летний. На длинных стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики и, наверное, только пчёлы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели. Они ненадолго замирали…должно быть, заслушивались музыкой. Берёзовые листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве. Над Енисеем солнечно мерцало…Тени скал лежали неподвижно на воде… Железнодорожный мост колыхался тонким кружевцем…»

И от этой красоты ещё тяжелее на душе у мальчика, ещё сильнее он ощущает свою вину. На реке появляется лодка, в ней Витя видит бабушку. Он убегает, понимая, что расплаты не миновать. Тётя приводит его домой.

Утром Витя слышит, как бабушка всем рассказывает о его преступлении. Он хочет «скорее помереть». Витька изо всех сил сдерживается, но жалость дедушки вызывает поток слёз, это уже не слёзы страха, а слёзы раскаяния. Мальчик понимает свою вину и ждёт справедливого наказания.

- Как же наказала его бабушка? (Текст)

«И срамила же меня бабушка…того дивного коня с розовой гривой».

- Почему бабушка так поступила?

- Что она – неграмотный простой человек поняла?

- Какое же ещё качество характера проявляется здесь кроме доброты?

- Как вы считаете, что такое мудрость?

- А как это слово объясняется в толковом словаре?

- Какой урок извлёк Витя из бабушкиного урока?

- Можно ли это событие считать развязкой?

- Что такое развязка? (Словарь литературных терминов)

На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке. В рассказе «Последний поклон» он пишет:

«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта… Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».

Эти слова посвящены не только Екатерине Петровне, а всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и добротой.

Список литературы.

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П. Учебник литературы 6 класс. - М.: «Просвещение», 2016.
  2. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. – М.: «ВАКО»,2015.
  3. Интернет-ресурсы http://images.yandex.ru/ http://school-assistant.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 11 классе по рассказу А.М. Горького "Старуха Изергиль" по теме "Проблема идеала в рассказе А.М.Горького "Старуха Изергиль".

Данный урок рассчитан на два часа (для класса с хорошей подготовкой). Он позволяет учащимся самостоятельно "добыть" ответы на поставленные вопросы. Предполагается как индивидуальная работа, так и анал...

Конспект урока по литературе "Нравственная проблематика рассказа Л.Андреева "Петька на даче"

Л.Андреев был очень талантливым и увлекающимся человеком. Он любил театр, прекрасно рисовал, был отличным фотографом... Судьба многих героев Л.Андреева напоминает судьбу самого писателя. Но писатель, ...

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...

Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой”

Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой&rdquo...

Конспект Урока по литературе "Свет из детства" (сравнительный анализ рассказов "Уроки французского" В.Г. Распутина и "Конь с розовой гривой" В.П. Астафьева)

Сравнительный анализ  рассказов «Конь с розовой гривой»  В.П.Астафьева и «Уроки французского»  В.Г. Распутина способствует более полному погружению в сюжет произ...