Урок литературы в 6 классе по произведению В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Тимофеева Ольга Вячеславовна

Урок литературы в 6 классе по произведению В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6А классе по произведению

 В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Учитель: Тимофеева О.В.       МБОУ «Гимназия №1»

Тема урока: «Добро и зло в  произведении В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Тип урока: урок рефлексии

Вид урока: комбинированный

Используемая технология: технология критического мышления

Цель: Деятельностная:  совершенствовать умение понимать и интерпретировать содержание произведения, систему образов героев; формировать способности учащихся к новым способам действия: наблюдение, анализ,  работа с  учебником, таблицей.

Содержательная:   раскрыть идейно-художественные особенности произведения, авторскую позицию; выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее, развивать творческие способности, воображение учащихся, развивать речевую культуру учащихся.

Планируемые результаты:  

Личностные: ученик научится чувствовать красоту и выразительность речи,  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей через понятия добра и зла в рассказе.

Метапредметные  УУД:  

Регулятивные  УУД:  ученик научится самостоятельно заполнять таблицы при сопоставлении анализа героев рассказа; ученик получит возможность работать с дополнительными источниками: энциклопедией, словарями.

Познавательные УУД: ученик научится анализировать рассказ как один из жанров литературы, проводить наблюдение под руководством учителя;

ученик получит возможность самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные УУД: ученик научится давать полные ответы на поставленные вопросы учителя, ученик получит возможность научиться учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.

Предметные: ученик научится выразительно читать произведения и их анализировать, понимать идейный замысел рассказа, формировать умение анализировать литературное произведение, понимать авторскую позицию и своё отношение к ней, характеризовать героев.

Необходимое оборудование: учебник  «Литература», 6 класс  (под редакцией: В.Я. Коровиной.)

Предметно-образовательная среда: учебник, комплект мультимедийной аппаратуры,  карточки с заданиями, толковые словари.

Демонстративный материал:  презентация к уроку, ватманы, фломастеры.

 Эпиграф:                            Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!

                                             А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того

                                             дивного коня с розовой гривой.

 

                                                                                                       В.П. Астафьев.

Ход урока:

1 этап. Мотивация к учебной деятельности (актуализация субъектного опыта учеников).

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Посмотрите, какая сегодня прекрасная погода за окном! Я уверена, что с таким же солнечным и веселым настроением мы  с вами поработаем на уроке. А какая тема будет нашего урока, вы определите сами.

Обратите внимание  на экран. Прочтите, пожалуйста, пословицы. О чем они? Как вы можете их объяснить? (слайд№1)

Ученики: о добре, о том, что важно делать добро, и т.д.

Учитель: ребята, а  по – вашему мнению добро и зло – это что?

Ученики: добро – это добрые поступки, помощь ближнему. Зло – это плохие поступки, вранье, обидеть,  кого – то.

Учитель: ребята, у вас на столах  лежат толковые словари. Какие определения дает этим понятиям толковый словарь? Найдите и прочитайте вслух.

Ученики: читают определения по словарю.

Учитель: С каким произведением,  которое мы изучали на прошлом уроке, вы можете  связать эти понятия? 

Ученики:  В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Учитель: Совершенно верно. Сегодня мы с вами продолжаем разговор о замечательном произведении Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой». (слайд№2). Основная тема рассказов Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека.

2 этап. Актуализация пробного учебного действия.

Учитель. Давайте вспомним, где и когда происходит действие рассказа  «Конь с розовой гривой»?

Ученики:   действие рассказа происходит в одной из деревень на берегу Енисея,  в первые годы после гражданской войны.

Учитель: ребята, на дом вам было задано составить сравнительную характеристику  к героям произведения, подобрать опорные слова. 

Учитель: главный герой Витя, что вы скажете о нем? 

Ученики:    герой рассказа - сирота,  жил он  с бабушкой, дедушка   приезжал с заимки время от времени.

Учитель: что за мечта у него была?

 Ученики: мечта, чтобы бабушка купила пряник конем.

 Учитель: каким образом герой надеется осуществить свою мечту?

.Ученики: своим трудом, собирая ягоды

Учитель: исполнилась ли мечта Витьки?

Ученики: Да.

Учитель: расскажите о семье Левонтьевых.

Ученики: семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил. 

Учитель: ребята, а каков образ бабушки?

Ученики: бабушка добрая, все прощает.

Учитель: ребята, а кто по -  вашему мнению олицетворяет добро в рассказе? А кто зло?

Учитель: и какова тема нашего урока?

Ученики:   тема нашего  урока: «Добро и зло в рассказе Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой».  (слайд№3)

3 этап. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи.

Учитель: ребята, какие  цели вы поставите перед собой на уроке?

Ученики:  проанализировать рассказ Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой».  

Ученик: мы должны будем разобраться: кто в рассказе олицетворяет добро, а кто - зло?  Научаться различать добрые и злые поступки.

 4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: каков же  план нашей дальнейшей работы? Что мы должны выполнить, чтобы ответить на поставленные вопросы?

Ученик: 1. Узнаем больше о  рассказе  Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой».  

Ученик: 2. Сделаем анализ произведения и обратимся к  сравнительной характеристике поступков героев.

5 этап. Реализация построения проекта.

Учитель: каким вы себе представляете главного героя рассказа – Витю?

Ученики: мальчик 9 лет, любознательный, добрый. Он мечтал получить пряник конем.

Учитель: какие качества Вити вам нравятся, а какие – нет? 

Ученики: он хороший, но обманул бабушку.

Учитель: ребята, перечитайте момент сбора ягод.

(со слов «Тут все перестали пищать...» до слов «…и в рот их, в рот») стр.

Учитель: Как противопоставлены герои в этом эпизоде? Какие поступки совершают ребята?

Ученики: герой рассказа трудиться старательно, даже не потому,  что ему хочется пряника – он по-другому не умеет.

 Ученики: «Левонтьевские» же ленивы и  хитры, едят ягоды друг у друга. Санька, старший, дразнит мальчика, заставляя его высыпать ягоды, смеётся и издевается над ним.

Учитель: почему Витька решил обмануть бабушку?

Ученики: Витька поддался на провокацию Саньки, ему не хочется выглядеть трусом и «жадиной»,

Ученики: он хочет быть в глазах ребят героем, ни в чём от них не отставать. Учитель: Мы знаем, что основное средство характеристики героя – поступок. Витя проявляет слабость, хочет показать себя «смельчаком» и вместе со всеми совершает один плохой поступок за другим.

 

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель:  Ребята, скажите, а какой персонаж  из этого эпизода  вы  бы хотели сыграть?

Ученик: я бы хотел сыграть Саньку.

Ученик: а я бы хотел сыграть Витю.

Учитель: а давайте посмотрим как подготовили ребята  сцену из рассказа

 1ученик(Санька), 2 ученик (Витя)

- Бабушки Петровны испугался? Эх ты!

- Зато мне бабушка пряник конём купит!

- Может, кобылой! Скажи уж лучше – боишься её и ещё жадный!

- Я?

- Ты!

- Я?

- Ты, ты!

- Жадный?

- Жадный!

- А хочешь, все ягоды съем?

- Слабо!

- Мне слабо! Мне слабо! Вот! Ешьте вместе со мной! (едят ягоды)

- Я ещё у бабушки калач украду!

- Давай!

- Только одного калача мало!

- Шанег прихвати!

- А лучше ещё и пирог!

- Лишнее не будет!

- Ладно!

Учитель: ребята,  узнал кто – нибудь себя? Бывала ли с вами такая ситуация? Пока вы думаете, проведем физкультминутку.

http://arhivurokov.ru/multiurok/6/4/5/64597ca00698b5e96bd9ed5de65aee5a767f4e4e/mashinnyie-shvy-dvoinoi-zaposhivochnyi_4.jpeg

7.  Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель:  так какие же черты  характера героев есть у вас?

Ученики: доброта, трудолюбие.

Ученики: иногда врем тоже.

 Учитель:  удалось ли Саньке окончательно одержать победу над Витькой? Ученики:  нет, не удалось

 Учитель:  прочитайте диалог Витьки и Саньки. Какой выбор делает Витька? Ученики:  звучит твёрдый отказ идти по дороге лжи и обмана.

Учитель:  Ребята, у вас на столах бумага и фломастеры. Попрошу каждую группу нарисовать интеллект - карту по рассказу. Тема уже написана в центре карты. Время на выполнение: 5 минут. (слайд №4 музыка)

Учитель:  прошу пройти к доске и представить ваши карты.

Учитель: ребята, давайте подведем итоги, почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который её обманул?  (слайд №5)

 Ученик: бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих злодеяниях.  Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание.

Ученик: бабушка – это добро, а зло –это дурные поступки, обман.

Ученик: добро победило зло. (слайд №6)

Учитель:  Поэтому и пишет автор через много лет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»

  

8.Этап рефлексии.

Учитель:  ребята, попрошу каждую группу составить по 2 акрослова  к  словам  добро и  урок .

Учитель: я тоже составила акрослово и вот, что у меня получилось. Мое акрослово (слайд №7)

Добро – это порядок, и мера, которая этот порядок обеспечивает. Когда всего в меру, когда во всем есть порядок, грамотная последовательность, когда все слажено и во всем есть дисциплина, тогда все складывается для нас самым наилучшим образом. Зло же, наоборот, все разрушает, лишает нас благ и возможностей развиваться, делает нашу жизнь хаотичной, непредсказуемой, бессмысленной. 

Домашнее задание(дифференцированное) (слайд№8)

-- нарисовать рисунок по произведению;

-- составить кроссворд;

-- написать сочинение –  рассуждение  на тему: « Поступок, который я никогда больше не совершу».

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Добро сильнее зла

Слайд 2

2

Слайд 3

3 Добро и зло в рассказе Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой »

Слайд 4

4

Слайд 5

5 Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который ее обманул?

Слайд 6

6 Добро победило зло

Слайд 7

Д О Б Р О Д - давать О - окружающим Б - больше Р - радости и О - обнимать 7

Слайд 8

8 Домашнее задание: -- нарисовать рисунок по произведению; -- составить кроссворд; -- написать сочинение – рассуждение на тему: « Поступок, который я никогда больше не совершу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Тема урока: «Жизненные уроки героя»               Цель: Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа выдели...

Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...

Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказавыделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрееразвивать творческие способности, воображение учащихсяразвивать ...

Урок литературы в 6 классе по произведению В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

План-конспект урока по теме "Жизненные уроки героя"...

Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема урока: «Жизненные уроки героя»

Урок предназначен, чтобы помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа. Помочь выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее. Так же этот урок предназначе...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...