Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой».
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Мартынова Елизавета Петровна

Тема урока: «Жизненные уроки героя»

 

           

Цель:

  • Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа
  • выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее
  • развивать творческие способности, воображение учащихся
  • развивать речевую культуру учащихся

 

Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку.

 

Методические приемы: рассказ учителя,  беседа, работа с текстом, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_6_klasse_po_proizvedeniyu.docx22.96 КБ
Файл prezentaciya1.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе по произведению

 В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Учитель: Мартынова Е.П.

      МОУ «СОШ с. Озерки Калининского района Саратовской области»

Тема урока: «Жизненные уроки героя»

           

Цель:

  1. Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа
  2. выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее
  3. развивать творческие способности, воображение учащихся
  4. развивать речевую культуру учащихся

Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку.

Методические приемы: рассказ учителя,  беседа, работа с текстом, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода.

Эпиграф:                            Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!

                                             А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того

                                             дивного коня с розовой гривой.

        В.П. Астафьев.

        Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Виктор Петрович Астафьев   - известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны,  почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни.

Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие  жизненные  уроки он несет.

  1. Беседа по вопросам.

  1. Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа  «Конь с розовой гривой»?

(действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)

  1. Что это было за время? Как жилось людям?

(время было трудное, герой рассказа - сирота, у него мать утонула, жил он  с бабушкой, дедушка   приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)

  1. Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири?

(автор использует сибирские диалектизмы)

  1. С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?

          Увал – пологий холм

          Туесок – берестяная корзина с крышкой

          Заполошная – суетливая

          Бадога – длинные поленья

          Шаньга – булочка с творогом

          Заимка – земельный участок, вдали от села

          Поскотина – пастбище, выгон

          Яр – крутой край оврага

  1. Инсценировка сцены из рассказа.

Действующие лица : бабушка и внук.

         Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

         Внук: Да? Баба, можно и я пойду?

        Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в

        город, твои тоже продам и куплю тебе пряник

         Внук: Конём, баба?

         Бабушка: Конём, конём.

        Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и

        слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту

        сколько будет, внимания!

   

       Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!

  1. Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?

  1. Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?

(он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)

  1. Найдите в тексте описание посуды левонтьевских  ребятишек и героя-рассказчика.

(соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки)

     

   -   Битая  посуда не только признак бедности, а признак отношения к

       вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят

       чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.

  1. Как ведут себя по дороге за земляникой ребята?

(Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два  

принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород

и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна,  наелись до

зелёной слюны, а недоеденный побросали…»

  1. Групповая работа по тексту.

(со слов «Тут все перестали пищать...» до слов «…и в рот их, в рот»)

  1. группа:  Прочитайте момент сбора ягод. Как противопоставлены герои в этом эпизоде?
  2. группа: Какие глаголы употребляет автор в данном эпизоде? Как они характеризуют этих ребят?

        (со слов «Так интересно и весело провели мы весь день…» до слов

        «…прямо в этом туеске увезу…»)

  1. группа: Во что вовлекли левонтьевские  ребятишки нашего героя-рассказчика?
  2. группа: Раскаивается ли наш герой в содеянном? Как он меняется в

 ходе своих размышлений?

  1.  Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который её

  обманул?

         (бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих злодеяниях.  Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Поэтому и пишет автор через много лет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»)

  1. Итог урока. Какие жизненные уроки получил герой?
  1. Не  поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок
  2. Признайся в содеянном
  3. Раскаяние приносит облегчение
  4. Спешить делать добро
  5. Надо быть милосердным всегда
  6. Люби ближнего своего как самого себя

  1. Заключительное слово учителя.

    - Этот рассказ о детстве – замечательной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, временем, когда ты бываешь невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчёркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой,  поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.

  1. Выставление оценок.

  1. Домашнее задание.

Напишите дома сочинение о поступке, который вы никогда больше не совершите.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературы в 6 классе по произведению В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» Тема урока: «Жизненные уроки героя» Мартынова Е.П., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Озерки Калининского района Саратовской области».

Слайд 2

Эпиграф: Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой. В.П. Астафьев . 1924-2002

Слайд 3

Родина В.П.Астафьева – село Овсянка

Слайд 5

Сибирские диалектизмы Увал – пологий холм Туесок – берестяная корзина с крышкой Заполошная – суетливая Батога – длинные поленья Шаньга – булочка с творогом Заимка – земельный участок, вдали от села Поскотина – пастбище, выгон Яр – крутой край оврага Природа Сибири

Слайд 7

Групповая работа по тексту. (со слов «Тут все перестали пищать...» до слов «…и в рот их, в рот») 1. группа : Прочитайте момент сбора ягод. Как противопоставлены герои в этом эпизоде? 2. группа : Какие глаголы употребляет автор в данном эпизоде? Как они характеризуют этих ребят? (со слов «Так интересно и весело провели мы весь день…» до слов «…прямо в этом туеске увезу…») 3. группа : Во что вовлекли левонтьевские ребятишки нашего героя-рассказчика? 4. группа : Раскаивается ли наш герой в содеянном? Как он меняется в ходе своих размышлений?

Слайд 8

жизненные уроки героя - Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок -Признайся в содеянном -Раскаяние приносит облегчение -Спешить делать добро -Надо быть милосердным всегда -Люби ближнего своего как самого себя

Слайд 10

Домашнее задание. Напишите дома сочинение о поступке, который вы никогда больше не совершите.

Слайд 12

Спасибо за урок, ребята! М ОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказавыделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрееразвивать творческие способности, воображение учащихсяразвивать ...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"

Система уроков по изучению творчества Виктора  Астафьева в 6 классе. Урок №1...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"

Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...

Урок литературы в 6 классе по произведению В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

План-конспект урока по теме "Жизненные уроки героя"...

Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема урока: «Жизненные уроки героя»

Урок предназначен, чтобы помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа. Помочь выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее. Так же этот урок предназначе...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

"Жизненные уроки" - конспект урока по произведению В.Астафьева "Конь с розовой гривой" в 6 классе

Этот урок дает возможность познакомить учащихся с автором и произведением, помочь им разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и...