Главные вкладки

    Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)
    план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

    Шульга Марина Михайловна

    Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 3._1astafev.docx26.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

    Тема урока: «Знакомство с рассказом В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»»

    Тип урока : урок объяснения нового материала.

    Цели:

    Образовательные цели:

    1. Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности».
    2. Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
    3. Анализировать героев произведения.

    Развивающие цели:

    1. Развивать навыки осмысленного чтения.
    2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.
    3. Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность.
    4. Формировать навык использования толкового словаря для определения лексического значения слова.

    Воспитательные цели:

    1. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки
    2. Воспитывать у учащихся такие нравственные ценности как: доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки.

    Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку.

    Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с текстом, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода.

    Используемые учебники и учебные пособия:

    1. Литература 6 кл. учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Полухина В. П. "Просвещение" Москва 2014г.

    2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией Коровиной В.Я.

    Используемая методическая литература:

    1.Методические советы для 6 класса. Литература. Под редакцией В. И. Коровина Москва "Просвещение" 2012

    2. Литература в таблицах 5-11 класс. АСТ "Астрель" Москва

    3. Читаем, думаем, спорим... 6 класс (дидактические материалы по литературе).Москва "Просвещение"2013

    4. Уроки литературы в 5-6 классах. И. И. Аркин Москва "Просвещение" 2011

    Предварительное домашнее задание:

    1. Прочитать биографию В. Астафьева ,данную в учебнике .
    2. Прочитать произведение « Конь с розовой гривой»
    3. Найти в тексте диалектные слова , найти их определения в Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой и выписать в тетрадь .
    4. Подготовить выразительное чтение стихотворения Д. С. Самойлова «Сороковые».

    Ход урока

    Эпиграф:

     Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!

    А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того

    дивного коня с розовой гривой.

    В.П. Астафьев.

    I . Организационный момент

    - Здравствуйте , ребята ! Сегодня мы приступаем к изучению творчества Астафьева В. Дома вы прочитали произведение «Конь с розовой гривой», о котором мы сегодня поговорим. Но прежде мы проверим ,  как вы подготовили ваше домашнее задание , выразительное чтение стихотворения Д. С .Самойлова «Сороковые».

    II. Проверка домашнего задания

    Учащиеся выразительно читают стихотворение Д. С. Самойлова «Сороковые» , оценивают друг друга , делятся впечатлениями .

    II. Изучение нового материала

    1. Слово учителя

    Виктор Петрович Астафьев — известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны , почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни.

    Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет.

    2 . Беседа

    – Что вы узнали о жизни писателя из его предисловия к книге рассказов «Конь с розовой гривой»? (После  смерти  бабушки  В. П. Астафьев  жил  в  детском  доме.  Повзрослев, работал на Урале. Принимал участие в Великой Отечественной войне. Тягу, как он выражался, «к сочинительству» испытывал с самого детства.)

    - Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»? (Действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)

    - Что это было за время? Как жилось людям? (Время было трудное, герой рассказа — сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)

    – От чьего лица ведется повествование? ( От лица самого автора )

    – Кто  из  детей  вам  больше  всего  понравился,  запомнился?  Чем именно? (Учащиеся высказывают своё мнение)

    – Какое событие является завязкой действия в рассказе? (Сборы за земляникой.)

    – Как характеризует мальчика рассказ о «прянике конем»? (Он – мечтатель и фантазер, поэтому и запомнил «розовую гриву» белого-белого коня. Пряник для него – чудо, благодаря которому, словно по велению Сивки Бурки, мир преображается: «в чижа первому бить дают» и т. д. Мальчик чувствует, как «конь лягает копытами в голый живот…».)

    – Какой предстает перед читателем жизнь соседей, и как ее воспринимает мальчик? (Бедность крестьян, жизненная неустроенность семьи дяди Левонтия. Тяжелый труд мужчин и женщин «на бадогах», малые заработки, неудовлетворенность жизнью («Что такое жисть?»), жестокость крестьянского быта (судьба Левонтихи, детей).)

    - Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири? (Автор использует сибирские диалектизмы)

    - С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами? ( Чтобы приблизить рассказ к реальности  дать представление о том , как говорят люди данной местности .)

    3. Словарная работа

    - Какие диалектные слова встретились вам в тексте ? Назовите их .

    Увал – пологий холм

    Туесок – берестяная корзина с крышкой

    Заполошная – суетливая

    Бадога – длинные поленья

    Шаньга – булочка с творогом

    Заимка – земельный участок, вдали от села

    Поскотина – пастбище, выгон

    Яр – крутой край оврага

    4 . Чтение отрывка произведения по ролям

    - Итак , дома вы читали рассказ , а кото – то даже готовился  к выразительному чтению одного из самых важных моментов . Сейчас мы прослушаем чтение по ролям.

    Двое учащихся читают отрывок по ролям

    Действующие лица : бабушка и внук.

    Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

    Внук: Да? Баба, можно и я пойду?

    Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в

    город, твои тоже продам и куплю тебе пряник

    Внук: Конём, баба?

    Бабушка: Конём, конём.

    Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и

    слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту

    сколько будет, внимания!

    Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!

    5. Беседа + работа с текстом

    - Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?

    - Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? (Он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)

    - Найдите в тексте описание посуды левонтьевских ребятишек и героя-рассказчика. (Соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки)

    - Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.

    - Как ведут себя по дороге за земляникой ребята? Зачитайте примеры из текста . (Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…» .)

    6. Составление таблицы

    С какими двумя мирами мы встречаемся в рассказе? Быт каких двух семей рисует нам автор?

    Это семья самого Виктора  и семья дяди Левонтия, соседа.

    Совершенно верно. Чем эти семьи отличаются друг от друга? В каком отношении мы можем их сравнить?

    Левонтий совсем не следит за своими детьми, а Екатерина Петровна опекает своего внука, воспитывает его.

    Хорошо, вот вы заговорили о ценностях, на них и остановимся подробно.

    Что еще можно сравнить в этих двух домах?

    Семья Катерины Петровны                              

    Семья Левонтия

    1. Описание жилья. Как выглядят дома этих семей, обстановка.

    Было свое хозяйство.

    Чистота, порядок в доме.

    «Вытряхивала половики, занималась хозяйством.

     «Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами – ни забор, ни ворота, ни наличники, ни ставни».

    Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал.

    О чём нам говорит обстановка в этих домах?

    • Сразу видно, что в этом доме все трудолюбивы.

    • В доме Левонтия все сами по себе, занимаются бездельем.

    2. Внешний вид хозяев домов. Как они себя ведут, во что одеты.

    Обстоятельная бабушка-генерал.

    Дед немногословный.

    Дед аккуратно одет.

    Загнанная, суетливая, покорная тетка Васеня.

    Левонтий любил поговорить, особенно пьяненький.

    Выходил на улицу в рубахе без пуговиц, штаны на одной пуговке держались.

    3. Отношение к деньгам.

    Запас на черный день.

    Всегда брала в долг. Когда Левонтий приезжал с деньгами, закатывали пир на всю деревню.

    4. Ценности дома. Отношение к детям.

    Катерина Петровна учит совестливости, честности. Хочет, чтобы ее внук вырос совестливым, а не таким, как левонтьевские.

    Родители не следят за детьми. Дети предоставлены сами себе. Живут вне правил и законов деревни.

    Вывод: таким образом, эти миры отличаются двумя способами существования. В семье Виктора это ответственность, основательность, трудолюбие, постоянная забота о завтрашнем дне. И полная противоположность в семье Левонтия, где нет этой ответственности, основательности, где будням предпочитают праздники, где живут только сегодняшним днем, а не завтрашним.

    Как же Виктор относится к этим двум мирам?

    Виктора в доме Левонтия привлекает именно свобода, беспечность, вольность. Ему хочется жить так же, как левонтьевские ребятишки, легко и просто, не думая ни о чем. Но он воспитывался в иной семье, в семье своей бабушки. Бабушка живет у него в сердце, он ее очень любит, хотя она и строгая.

    В каком эпизоде наиболее ярко видно, что мир левонтьевских привлекает Виктора? Что ему тоже хочется быть такими?

    О том ,что герою хочется походить на левоньтьевских ребятишек, нам говорит эпизод  о походе за ягодами.

    Что же там происходит?

    Виктор уже почти наполнил своей туесок ягодами, но левонтьевским захотелось искупаться в речке, повеселиться. Виктору тоже очень этого хотелось. Санька называет Виктора жадным, говорит, что он испугался своей бабушки. А Виктор хочет показать всем, что он не боится своей бабушки и предлагает всем съесть собранные ягоды.

    Какой же выбор делает Виктор в итоге? Какой мир ему остается дорог?

    Сначала Виктор выбирает мир левонтьевских ребятишек, так как соглашается все-таки на обман. Но в итоге он все-таки остается в мире своей бабушки, так как он понимает, что поступил очень плохо и раскаивается. Виктор не может жить так, как левонтьевские, так как бабушкино начало уже живет в нем самом. Ему стыдно за свой поступок.

    III. Подведение итогов урока . Рефлексия .

    - Понравился ли вам сегодняшний урок ?

    - Что нового и интересного вы открыли для себя на сегодняшнем уроке ?

    - Какие жизненные уроки получил герой?

    • ( Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок
    • Признайся в содеянном
    • Раскаяние приносит облегчение
    • Спешить делать добро
    • Надо быть милосердным всегда
    • Люби ближнего своего как самого себя )

    - Усвоили ли вы для себя какие – либо жизненные уроки ,прочитав данное произведение ?

    - Как вы считаете , на какую оценку вы работали сегодня?

    IV . Выставление оценок

    V. Домашнее задание

    1. Выделить и пересказать эпизоды рассказа, которые помогают понять, как герой был втянут в тяжкий обман.

    2. Сравнить поведение Саньки и рассказчика в эпизоде с ягодами.

    3. Сделать иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа и озаглавить ее.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

    Тема урока: «Жизненные уроки героя»               Цель: Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа выдели...

    Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

    Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказавыделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрееразвивать творческие способности, воображение учащихсяразвивать ...

    Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"

    Система уроков по изучению творчества Виктора  Астафьева в 6 классе. Урок №1...

    Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"

    Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...

    Урок литературы в 6 классе по произведению В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

    План-конспект урока по теме "Жизненные уроки героя"...

    Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема урока: «Жизненные уроки героя»

    Урок предназначен, чтобы помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа. Помочь выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее. Так же этот урок предназначе...

    "Жизненные уроки" - конспект урока по произведению В.Астафьева "Конь с розовой гривой" в 6 классе

    Этот урок дает возможность познакомить учащихся с автором и произведением, помочь им разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и...