Главные вкладки

    Урок литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
    план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

    Китова Анастасия Васильевна

    Урок литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 6 классе по произведению

     В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

    Тема урока: «Жизненные уроки героя»

               

    Цель:

    1. Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа
    2. выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее
    3. развивать творческие способности, воображение учащихся
    4. развивать речевую культуру учащихся

    Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку.

    Методические приемы: рассказ учителя,  беседа, работа с текстом, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода.

    Эпиграф:                            Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!

                                                 А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того

                                                 дивного коня с розовой гривой.

            В.П. Астафьев.

            Ход урока:

    1. Вступительное слово учителя.

    Виктор Петрович Астафьев   - известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны,  почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни.

    Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие  жизненные  уроки он несет.

    1. Беседа по вопросам.

    1. Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа  «Конь с розовой гривой»?

    (действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)

    1. Что это было за время? Как жилось людям?

    (время было трудное, герой рассказа - сирота, у него мать утонула, жил он  с бабушкой, дедушка   приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)

    1. Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири?

    (автор использует сибирские диалектизмы)

    1. С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?

              Увал – пологий холм

              Туесок – берестяная корзина с крышкой

              Заполошная – суетливая

              Бадога – длинные поленья

              Шаньга – булочка с творогом

              Заимка – земельный участок, вдали от села

              Поскотина – пастбище, выгон

              Яр – крутой край оврага

    1. Инсценировка сцены из рассказа.

    Действующие лица : бабушка и внук.

             Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

             Внук: Да? Баба, можно и я пойду?

            Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в

            город, твои тоже продам и куплю тебе пряник

             Внук: Конём, баба?

             Бабушка: Конём, конём.

            Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и

            слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту

            сколько будет, внимания!

       

           Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!

    1. Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?

    1. Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?

    (он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)

    1. Найдите в тексте описание посуды левонтьевских  ребятишек и героя-рассказчика.

    (соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки)

         

       -   Битая  посуда не только признак бедности, а признак отношения к

           вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят

           чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.

    1. Как ведут себя по дороге за земляникой ребята?

    (Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два  

    принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород

    и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна,  наелись до

    зелёной слюны, а недоеденный побросали…»

    1. Групповая работа по тексту.

    (со слов «Тут все перестали пищать...» до слов «…и в рот их, в рот»)

    1. группа:  Прочитайте момент сбора ягод. Как противопоставлены герои в этом эпизоде?
    2. группа: Какие глаголы употребляет автор в данном эпизоде? Как они характеризуют этих ребят?

            (со слов «Так интересно и весело провели мы весь день…» до слов

            «…прямо в этом туеске увезу…»)

    1. группа: Во что вовлекли левонтьевские  ребятишки нашего героя-рассказчика?
    2. группа: Раскаивается ли наш герой в содеянном? Как он меняется в

     ходе своих размышлений?

    1.  Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который её

      обманул?

             (бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих злодеяниях.  Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Поэтому и пишет автор через много лет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»)

    1. Итог урока. Какие жизненные уроки получил герой?
    1. Не  поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок
    2. Признайся в содеянном
    3. Раскаяние приносит облегчение
    4. Спешить делать добро
    5. Надо быть милосердным всегда
    6. Люби ближнего своего как самого себя

    1. Заключительное слово учителя.

        - Этот рассказ о детстве – замечательной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, временем, когда ты бываешь невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчёркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой,  поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.

    1. Выставление оценок.

    1. Домашнее задание.

    Напишите дома сочинение о поступке, который вы никогда больше не совершите.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

    Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

    Презентация по литературе в 6 классе на тему "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" ".

    Презентация содержит наглядный материал к уроку по рассказу Виктора Астафьева  "Конь с розовой гривой"....

    Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

    Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

    Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

    Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

    Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

    Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

    Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

    Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...