Рабочая программа по литературному краеведению для восьмого класса
рабочая программа по краеведению (8 класс) по теме

Полянских Нина Николаевна

        Рабочая программа включает все предметные темы, предусмотренные государственным стандартом (Региональный компонент государственного стандарта общего образования. Приказ МО от  5 марта 2004 г. №1089). Учебный курс литературного краеведения в 8 классе ориентирован на выработку у школьников способов деятельности, лежащих в основе предметных (ключевых) компетенций, определённых ценностно-мировоззренческих установок, необходимых для формирования личности ученика.

   Программа составлена на основе типовой программы по литературе для 7-9 классов общеобразовательных школ под ред. Л.В.Поляковой, В.Т.Дорожкиной и др. Тамбов,2006 год. (Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях / авт. Сост. Л.В.Полякова, В.Т.Дорожкина, С.В.Федотова. – Тамбов. ООО «Издательство Юлис», 2007) Последовательность изучения литературного  материала и работы по разви­тию связной речи дана в соответствии с программой для 8 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Рабочая программа по литературному краеведению для восьмого класса

                                            Пояснительная записка.

        Рабочая программа включает все предметные темы, предусмотренные государственным стандартом (Региональный компонент государственного стандарта общего образования. Приказ МО от  5 марта 2004 г. №1089). Учебный курс литературного краеведения в 9 классе ориентирован на выработку у школьников способов деятельности, лежащих в основе предметных (ключевых) компетенций, определённых ценностно-мировоззренческих установок, необходимых для формирования личности ученика.

   Программа составлена на основе типовой программы по литературе для 7-9 классов общеобразовательных школ под ред. Л.В.Поляковой, В.Т.Дорожкиной и др. Тамбов,2006 год. (Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях / авт. Сост. Л.В.Полякова, В.Т.Дорожкина, С.В.Федотова. – Тамбов. ООО «Издательство Юлис», 2007) Последовательность изучения литературного  материала и работы по развитию связной речи дана в соответствии с программой для 9 класса.

   

На изучение литературного краеведения  в 9 классе отводится 17 часов из них 4  — на уроки развития связной речи.

        Цель изучения курса литературы в 8 классе является: на основе коммуникативно -деятельностного подхода к процессу обучения восьмиклассников литературному краеведению формировать литературно компетентную личность.

Образовательная цель курса – формирование и совершенствование знаний, умений и навыков восьмиклассников в процессе освоения литературного краеведения.

Практическая цель – приобретение учащимися практических навыков выполнения жизненно необходимых видов литературного развития, подготовка к дальнейшему успешному освоению литературы, всех богатств национального литературного наследия, развитие литературоведческих, аналитических, творческих способностей, чувства самостоятельности.

Воспитательная цель – воспитание у восьмиклассников ценностного отношения  к литературе на основе идеи литературного, эстетического идеала, уважительного отношения к жизни, судьбе и творчеству писателей, расширение  литературоведческого кругозора. Воспитывать любовь к отчему краю на примере творчества писателей и поэтов, рождённых или проживавших в Тамбовском крае или написавших свои творения по следам впечатлений от пребывания на Тамбовской земле.

                                                                        Задачи курса

1.Формировать грамотное прочтение литературного произведения на основе принципов научности и доступности.

2.Развивать устную и письменную речь.

3.Формировать навыки  аналитического прочтения литературного произведения, всех видов пересказа художественного текста, приёмов анализа литературного произведения. 4.Формировать теоретико-литературные знания восьмиклассников как инструмент анализа литературного произведения (вовлечение понятий в процесс анализа и прочтения текста).                                                               4.Реализация теории речевой деятельности детей в процессе изучения литературы: построение видов и типов собственных высказываний – сочинений на литературную тему, изложения, элементов литературной стилизации, иллюстрирования литературного произведения, сочинение собственных рассказов и поэтических произведений.

5.Формировать стойкую гражданскую позицию учащихся на материале произведений писателей, связанных с родным краем.

Проектируемый уровень подготовки учащихся 8 класса на уроках литературы.                                                                                                                

  1. Предметно информационный уровень («учащиеся должны знать…»)

- литературный материал по основным разделам учебной программы : из произведений 19 века, из литературы 20 века.

  1. Деятельностно-коммуникативный уровень («учащиеся должны уметь»)

- читать и понимать литературные произведения и материал о творчестве автора;                                                          - анализировать текст  сообразно родовидовой специфике произведения:

- пересказывать текст, вводить элементы оценки литературного героя;

- пользоваться литературоведческой терминологией о жанровых особенностях произведения, выразительных средствах художественных средствах, элементах композиции и стиля;

- составлять характеристику литературного героя, анализировать образ литературного героя;

- отбирать необходимый материал для устного и письменного высказывания;

- составлять устную речетворческую схему;

- Осознавать мотив и ставить цель в процессе речи и письма в связи с конкретным произведение.

  1. Ценностно-ориентированный уровень (использовать приобретённые знания и умения в  практической деятельности и повседневной жизни)

-выполнение творческих видов работ по литературе, рукописных журналов, иллюстрирование прочитанного текста, ставить собственные вопросы к прочитанному тексту, владеть навыками сопоставления прочитанного произведения со смежными видами искусства(Живопись, музыка)                                                                                                                   -участие детей в творческих конкурсах, литературных турнирах и состязаниях, писать доклады, рефераты, готовить устные сообщения на заданные темы.

Основные формы организации учебного процесса по литературному краеведению в 9 классе.

1.Классический урок

2.Литературная  экскурсия  - уроки путешествия.

3.Урок-семинар.

4.Урок-практикум.

5.Творческая мастерская.

6.Литературная  презентация.

7.Урок-концерт.

8.Урок-диспут.

9.Урок-поэтическая гостиная.

10.Уроки-спектакли (элементы инсценирования_)

11.Уроки-проекты.

12.Уроки-зачёты.

13.Уроки освоения теории литературы.

            Основное содержание программы. 17 часов.

Тема: Державин Гаврила Романович  2 часа

Стихотворения. «Желание зимы», «На смерть графини Румянцевой», «Осень во время осады Очакова», «Признание».

Задания к стихотворениям. «На смерть графини Румянцевой». 

1.Прочитайте это стихотворение и попробуйте самостоятельно его проанализировать. В этом вам помогут следующие вопросы:

Какие зрительные образы рождаются в вашем воображении, когда вы читаете это стихотворение?

2.Многие русские поэты черпают в природе силы для борьбы и веры в лучшее будущее, другие, обращаясь к ней, задумываются о философских противоречиях бытия, третьи находят в них источник разрешения противоречий собственного сознания, четвёртых она побуждает проникнуться светлым оптимизмом. 

3.Прочитайте стихотворение «Осень во время осады Очакова». Что, по мнению Г.Р. Державина, происходит в природе с приходом осени? Обратите внимание на эпитеты. Какие чувства вызывают они?

4.Вспомните, к кому обращается в этом стихотворении поэт и почему?

5.В своей замечательной книге «Проза о стихах» Е. Эткинд пишет: «Поэзия классицизма — искусство аллегорий. В ней мы всегда встречаемся с фигурами, которые воплощают некие отвлечённые идеи, причём эти аллегорические фигуры образуют... целые группы, живые картины». Приведите примеры «аллегорических фигур» из стихотворения Державина.

                                   Литература по теме «Г.Р.Державин»

1. Авдошенко Е. Поэт Г.Р. Державин в Тамбове. Тамбов, 1962.

2.ГротЯ. Жизнь Державина. М., 1997.

З.Мещеряков Ю. Гавриил Романович Державин. Тамбовский период деятельности. Тамбов, 2006.

Михайлов О. Г.Р. Державин. М.,  1977 (Серия «Жизнь замечательных людей»).

Селиверстов В. Державин — правитель тамбовский. Тамбов, 2006.

Фёдоров В. Русская литература XVIII века. М., 1990.

Ходасевич В. Державин. М., 1988.

Эйдельман Н. Твой восемнадцатый век. Прекрасен наш союз. М., 1991.

                          Практикум по теме «Г.Р.Державин».

1.Сравните стихотворения Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою...» и «Осень во время осады Очакова» Г.Р Державина. Что общего в этих произведениях?

2.Какие общие приёмы используют авторы, чтобы выразить основную идею стихотворений?

3.Возможно, вы нашли только отличия. Назовите их. Докажите, что вы правы.

Тема:Пушкин Александр Сергеевич . 2 часа.

Стихотворения: «Моя родословная», «Баратынскому», «Ему же», «К Баратынскому», «Керн», «Разлука».

                                  Литература по теме «Пушкин».

1.Гроссман Л.   А.С. Пушкин. М., 1960 (Серия «Жизнь замечательных людей»).

Колокольцев Е. Пушкин в портретах и иллюстрациях. М., 1999.

Коровин В. А.С. Пушкин в жизни и творчестве. М., 2000.

Тыркова-Вильяме А. А.С. Пушкин. М., 1998 (Серия «Жизнь замечательных людей»).

                                                           Практикум по теме «А.С.Пушкин».

1.Сравните «Начало автобиографии» и стихотворение «Моя родословная» А.С. Пушкина. Как в них выражается исполненная достоинства сопричастность поэта к судьбам предков?

2.Раньше люди не знали, что такое «автобиография»: «житие», если ты его достоин, напишут другие. Как вы думаете, почему А.С. Пушкин создал «начало» своего жизнеописания?

Тема. Баратынский (Боратынский) Евгений Абрамович. 2 часа.

Стихотворения. «Стансы»,  «Она»,  «К'"»,  «Песня», «Запустение».        

                              Задания по теме «Баратынский»

1.Расскажите, как род Баратынских появился на Тамбовской земле.

2.Назовите характерные черты поэзии Баратынского.

3.Почему А.С. Пушкин особенно отличал поэтический дар Баратынского среди современников?

                                        Темы рефератов, сообщений, докладов, проектов:

1.Мара в жизни и творчестве Е.А. Баратынского.

2.Е.А. Баратынский как один из основателей русской медитативной лирики.

3.Элегии А. Пушкина и Е. Баратынского.

4.Е. Баратынский и русский символизм начала XX века.

                                                     Литература по теме «Баратынский».

1.Бочаров С. «Обречён борьбе верховной...» (Лирический мир Баратынского) // Бочаров С.Г О художественных мирах. М., 1985.

2.Брюсов В. Мировоззрение Баратынского // Брюсов В.Я- Собр. соч. Т. 6. М., 1975.

3.Гинзбург Л. О лирике. Л., 1974. С. 74—92 (о Баратынском).

Тема: Лермонтов Михаил Юрьевич. 2 часа

Поэма «Тамбовская казначейша».

                                     Задания по теме «М.Ю.Лермонтов».

1.Что вы знаете о пребывании Лермонтова в Тамбове?

2.Почему известное произведение Лермонтова названо «Тамбовской казначейшей»?

3.В каком жанре написана «Тамбовская казначейша»?

4.Каким изображён Тамбов в произведении?

5.Опишите своё впечатление о памятнике Лермонтову в Тамбове, изложите его историю, назовите авторов.

6.Совершите заочную экскурсию по лермонтовским местам современного Тамбова.

                              Литература по теме «М.Ю.Лермонтов»

1.Афанасьев А. М.Ю.Лермонтов. М., 1991. Серия ЖЗЛ.

2.Добужинский М.  Тамбовские впечатления. Тамбов, 2001.

3.Коровин В. М.Ю.Лермонтов в жизни и творчестве. М,.2001.

                         Тема рефератов, докладов, сообщений, проектов.

1.Роль случая в поэме Лермонтова «Тамбовская казначейша».

2.Любовь и долг в поэме «Тамбовская казначейша».

3.Жанровое своеобразие и художественные особенности поэмы.

Тема: Терпигорев Сергей Николаевич 1 час

Произведения: «Новый барин», «Раскаты Стенькина грома в Тамбовской земле» (отрывок).

                               Задания по теме «С.Н.Терпигорев».

  1. Как слова В. Шаламова, взятые эпиграфом к статье учебника, соотносятся с творчеством Терпигорева?
  2. Расскажите о жизни и творчестве С.Н. Терпигорева на Тамбовской земле.
  3. Какие исторические темы волновали писателя и почему?

  1. Какой предстаёт Тамбовская гимназия в «Воспоминаниях» писателя? Сравните жизнь гимназистов со своей школьной жизнью.
  2. Как оценил последствия отмены крепостного права С.Н. Терпигорев в своих произведениях?

6.Напишите сочинение о своих друзьях, учителях, которые оставили яркий
след в вашей школьной жизни.

                Литература по теме «С.Н.Терпигорев».

  1. Илёшин Б. Литературные тропинки отчего края. М., 1986.
  2. Русский Н. С.Н. Терпигорев о тамбовской гимназии 1850-х годов... // Тамбовский край и вопросы развития культуры в регионе. Тамбов, 2006.
  3. Силаев А. Сергей Николаевич Терпигорев. Липецк, 1961.

         Тема: Жемчужников Алексей Михайлович. 2 часа

                            задания по теме «А.М.Жемчужников»

1 .Что вас удивило или заинтересовало в судьбе Жемчужникова?

  1. Для чего создавался, по вашему мнению, образ Козьмы Пруткова? Над чем хотели посмеяться его создатели?
  2. Каким вы себе представляете Козьму Пруткова? Нарисуйте его словесный портрет. Вам поможет в этом стихотворение «Мой портрет»:

                                                       Когда в толпе ты встретишь человека,

                                                                               Который наг;

Чей лоб мрачней туманного Казбека,

Неровен шаг;

Кого власы подъяты в беспорядке;

Кто, вопия,

Всегда дрожит в нервическом припадке,

Знай: это я!

Кого язвят со злостью вечно новой,

Из рода в род;

С кого толпа венец его лавровый

Безумно рвёт;

Кто ни пред кем спины не клонит гибкой; —

Знай: это я!..

В моих устах — спокойная улыбка,

В груди — змея!

4.        Выпишите несколько афоризмов Козьмы Пруткова. Объясните, чем они
зас привлекли. Почему они жизненны и долговечны?

5. К каким жанрам лирической поэзии относятся стихотворения A.M. Жемчужникова, опубликованные в сборнике «Прощальные песни»?

6. Подготовьте самостоятельный анализ понравившегося вам стихотворения поэта. Если вы затрудняетесь, вам поможет примерный план анализа:

а)        время создания стихотворения;

б)        тема и основные мотивы;

в)        система образов: лирический герой произведения, образ природы, их
взаимосвязь;

г)        образно-выразительные средства стихотворения;

д)        своеобразие лексики;

е)        особенности ритма и рифмы;

ж)        жанр, к которому относится данное лирическое стихотворение;

з)        художественная идея стихотворения (если возможно, следует указать, в
каких строках она наиболее выражена);

и) вывод.

                      Практикум по теме «А.М.Жемчужников».

1.Прочитайте стихотворение «Юнкер Шмидт». Почему автор перенёс ударение в выделенном слове?

Вянет лист. Проходит лето.

Иней серебрится...

 Юнкер Шмидт из пистолета

Хочет застрелиться.

Погоди, безумный, снова

Зелень оживится!

 Юнкер Шмидт! честное слово,

 Лето возвратится!

2.Попробуйте   поставить   ударение   на другом слоге. Что изменится в стихотворении?

                       Литература по теме «А.М.Жемчужников»

  1. Жуков Д. Козьма Прутков и его друзья. М., 1983.
  2. Илёшин Б. Река золотых зорь. Воронеж, 1984.
  3. Капитонова П. Завет добра и света. О поэзии А. М. Жемчужникова. Пособие для учителя. М.,2005.
  4. Новиков В. Книга о пародии. М., 1989.

                    Тема: Замятин Евгений Иванович. 2 часа

                          Произведения: «Уездное», «Русь».

                             Задания по теме «Е.И.Замятин».

1. В каких произведениях Е. Замятина отразились тамбовские мотивы?

2. Как вы понимаете название повести «Уездное»?

3. Как соотносится эпиграф к параграфу с проблематикой повести «Уездное»?

  1. Как вы думаете, кого из героев «Уездного», «Руси» можно считать русским типом в духе художника Б.М. Кустодиева?
  2. Что общего и различного в изображении русской жизни в повестях Замятина «Уездное» и «Русь»?

                    Темы рефератов, сообщений, докладов, проектов:

  1. Образ русской провинции в творчестве Е. Замятина.
  2. Геометрическая и цветовая образность в художественной структуре повести Е. Замятина «Уездное»,
  3. Языческие и христианские мотивы в повести Е. Замятина «Уездное».
  4. Деятельность тамбовской замятиноведческой научной школы по освоению творческого наследия писателя.

                             Литература по теме «Е.Н.Замятин».

  1. Желтова Н. Проза Е.И. Замятина: поэтика русского национального характера. Тамбов, 2003.
  2. Комлик Н. Творческое наследие Е.И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры. Елец, 2000.
  3. Полякова Л. Евгений Иванович Замятин // Замятин Е.И. Избранные произведения / Сост., вступ. статья и комментарии Л.В. Поляковой. М., 1997. С. 5-50.
  4. Полякова Л. Евгений Замятин в контексте истории русской литературы XX века как литературной эпохи. Тамбов, 2000.

                 Тема: Цветаева Марина Ивановна. 2 часа.

                             Задания по теме «М.И.Цветаева».

  1. Какие причины побудили Марину Цветаеву поехать в Тамбовскую губернию? Когда это было?
  2. Как вы понимаете название произведения «Вольный проезд»?
  3. Какие признаки очеркового жанра вы можете найти в цветаевском «Вольном проезде»?
  4. Какие своеобразные черты М.И. Цветаевой как личности и поэта вам запомнились? Помогает ли вам понять внутренний мир поэта эпиграф к данному материалу?

                Темы рефератов, сообщений, докладов, проектов:

  1. Типажи тамбовских характеров в очерке М. Цветаевой «Вольный проезд».
  2. Стенька Разин как идеал русского человека в творческом мире М. Цветаевой.
  3. Поэтика дневника в творчестве М. Цветаевой.
  4. Фольклорные мотивы в очерке М. Цветаевой «Вольный проезд».

                   Литература по теме «М.И.Цветаева».

  1. Дорожкина В. Неисчерпаемый серебряный век. Поэты серебряного века, связанные с Тамбовским краем. Тамбов. 1997. С. 18—51.
  2. Кудрова И. Лирическая проза Марины Цветаевой // Звезда. 1982. № 10. С. 172-185.
  3. Саакянц А. Жизнь Цветаевой. Бессмертная птица-феникс. М., 2000.
  4. Саакянц А. Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества. 1910—1922. М., 1986.
  5. Саакянц А. Тайный жар. Очерки о М. Цветаевой. М., 1986.

             Тема: Серафимович Александр Серафимович. 2 часа.

                        Задания по теме «А.С.Серафимович».

  1. Прочитайте в хрестоматии рассказ «Тамбовский мужичок в Москве».
  2. Охарактеризуйте образ Карпа Евтихиевича Красногубова с помощью художественных деталей, свидетельствующих об изменении его традиционного крестьянского мировосприятия.
  3. Обобщите свои наблюдения, найдите в тексте три аргумента автора, подтверждающие его идею, согласно которой «тамбовский мужичок», а вместе с ним вся провинциальная и крестьянская Россия готовы к принятию революционных идеалов. Оптимистический пафос произведения поддерживает идейную концепцию Серафимовича, мечтавшего о том, что литература будет активно участвовать в борьбе за созидание душ конкретных Евтихиевичей, руководствуясь революционными идеалами.

                                                                    Практикум.

  1. Какое отношение имеет Серафимович к Тамбовскому краю?
  2. Какую позицию занимает писатель в историческом споре о русском мужике?
  3. Согласны ли вы с авторской идеей рассказа «Тамбовский мужичок в Москве»? Аргументируйте свой ответ.

                                        Список использованной литературы

  1. Авдошенко Е. Поэт Г.Р. Державин в Тамбове. Тамбов, 1962.
  2. Афанасьев А. М.Ю.Лермонтов. М., 1991. Серия ЖЗЛ.
  3. Бочаров С. «Обречён борьбе верховной...» (Лирический мир Баратынского) // Бочаров С.Г О художественных мирах. М., 1985.
  4. Брюсов В. Мировоззрение Баратынского // Брюсов В.Я- Собр. соч. Т. 6. М., 1975.
  5. Гинзбург Л. О лирике. Л., 1974. С. 74—92 (о Баратынском).
  6. Грот Я. Жизнь Державина. М., 1997.
  7. Гроссман Л.   А.С. Пушкин. М., 1960 (Серия «Жизнь замечательных людей»).
  8. Добужинский М.  Тамбовские впечатления. Тамбов, 2001.
  9. Дорожкина В. Неисчерпаемый серебряный век. Поэты серебряного века, связанные с Тамбовским краем. Тамбов. 1997. С. 18—51.
  10. Желтова Н. Проза Е.И. Замятина: поэтика русского национального характера. Тамбов, 2003.
  11. Жуков Д. Козьма Прутков и его друзья. М., 1983.
  12. Илёшин Б. Река золотых зорь. Воронеж, 1984.
  13. Илёшин Б. Литературные тропинки отчего края. М., 1986.
  14. Капитонова П. Завет добра и света. О поэзии А. М. Жемчужникова. Пособие для учителя. М.,2005.
  15. Кудрова И. Лирическая проза Марины Цветаевой // Звезда. 1982. № 10. С. 172-185.
  16. Комлик Н. Творческое наследие Е.И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры. Елец, 2000.
  17. Коровин В. А.С. Пушкин в жизни и творчестве. М., 2000.
  18. Коровин В. М.Ю.Лермонтов в жизни и творчестве. М,.2001.
  19. Колокольцев Е. Пушкин в портретах и иллюстрациях. М., 1999.
  20. Мещеряков Ю. Гавриил Романович Державин. Тамбовский период деятельности. Тамбов, 2006.
  21. Михайлов О. Г.Р. Державин. М.,  1977 (Серия «Жизнь замечательных людей»).
  22. Новиков В. Книга о пародии. М., 1989.
  23. Полякова Л. Евгений Иванович Замятин // Замятин Е.И. Избранные произведения / Сост., вступ. статья и комментарии Л.В. Поляковой. М., 1997. С. 5-50.
  24. Полякова Л. Евгений Замятин в контексте истории русской литературы XX века как литературной эпохи. Тамбов, 2000.
  25. Русский Н. С.Н. Терпигорев о тамбовской гимназии 1850-х годов... // Тамбовский край и вопросы развития культуры в регионе. Тамбов, 2006.
  26. Саакянц А. Жизнь Цветаевой. Бессмертная птица-феникс. М., 2000.
  27. Саакянц А. Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества. 1910—1922. М., 1986.
  28. Саакянц А. Тайный жар. Очерки о М. Цветаевой. М., 1986.
  29. Силаев А. Сергей Николаевич Терпигорев. Липецк, 1961.
  30. Селиверстов В. Державин — правитель тамбовский. Тамбов, 2006.
  31. Тыркова-Вильяме А. А.С. Пушкин. М., 1998 (Серия «Жизнь замечательных людей»).
  32. Фёдоров В. Русская литература XVIII века. М., 1990.
  33. Ходасевич В. Державин. М., 1988.
  34. Эйдельман Н. Твой восемнадцатый век. Прекрасен наш союз. М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Рабочая программа по литературному краеведению в 9 классе

Программа курса «Литературное краеведение» включает  в себя материал, не содержащийся  в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми ф...

рабочая программа по литературному краеведению 6 класс

Рабочая программа по литературному краеведению составлена в соответствии с законом «Об образовании», на основе сборника программно — методических материалов по краеведению. Разработана учителе...

Рабочая программа по литературному краеведению в 7 классе (по учебнику Л. Пальман)

Программа включает в себя изучение материала по литературному краеведению по учебнику Л. Пальман "Слово о родной земле" (Пенза, 2008 год)...

Рабочая программа по литературному краеведению 6 класс

Рабочая программа по литературному краеведению включает планирование работы по краеведению в 6 классе (по учебнику Л. Пальман "Слово о родной земле"...

Рабочая программа по литературному краеведению в 5 классе

Рабочая программа по литературному краеведению в 5 классе рассчитана на работу по региональному учебнику-хрестоматии Л.М.Пальман...