Рабочая программа по литературному краеведению в 9 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) по теме

Программа курса «Литературное краеведение» включает  в себя материал, не содержащийся  в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами  из жизни и творчества русских писателей и поэтов. Способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения: формирует у учащихся  высокую гражданскую позицию, способствует воспитанию речевой культуры школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.kraeved._9kl._34ch.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе по литературному краеведению в 9 классе

на 2013-2014 учебный год.

    Настоящая рабочая  программа разработана на основе программы регионального компонента литературного образования учащихся 5 - 9 классов общеобразовательных школ ( А.Г.Прокофьева. Оренбургский край в русской литературе. Оренбург. Издательство ООИПКРО, 1998.), рекомендованного Главным управлением образования администрации Оренбургской области.

   Рабочая программа ориентирована на использование хрестоматии по литературному краеведению «Оренбургский край в русской литературе» 9 – 11 классы ( А.Г.Прокофьева. Оренбург,  2003).

   Согласно действующему учебному плану лицея образовательная программа для 9 класса предусматривает обучение литературному краеведению в объеме 34 часов, 1 час в неделю.

      Материал, связанный с Оренбургским краем, можно включить в уроки литературы при изучении творчества А.С. Пушкина, Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, Л.Н. Толстого и др.

Цели и задачи курса

Программа курса «Литературное краеведение» включает  в себя материал, не содержащийся  в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами  из жизни и творчества русских писателей и поэтов. Способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения: формирует у учащихся  высокую гражданскую позицию, способствует воспитанию речевой культуры школьников.

 Можно выделить следующие цели и задачи:

  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • формирование информационной культуры;
  • формирование навыков коммуникативного общения;
  • формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности;
  • расширение кругозора учащихся;
  • закрепление умения работать с дополнительной литературой, используя возможности  компьютера, Интернета.

Данный курс призван решить важные задачи: развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства, обеспечивать преимущественное внимание к изучению культуры  своего края, способствовать воспитанию любви к  Родине; играет  большую роль в эстетическом воспитании. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности.

Большие  возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдение многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем  навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное  значение для воспитания патриотизма.

 Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной  деятельности учащихся. Методы исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия  носят интегративный характер,  важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.

Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть и другие.

Формы занятий данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная  гостиная, конференция, презентация, защита  творческого проекта и другие.

 Одно из условий школьного краеведения – руководящее участие в нем учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет возможности для исследования, виды и методы работы, организует    на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам  краевед и как он сумеет заинтересовать учеников. Учитель должен хорошо знать край, изучать его и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Краеведение для учителя – верный путь к научной исследовательской деятельности.

Календарно-тематическое планирование по литературному краеведению в 9 классе на 2013-2014 учебный год

№п/п

Темы и произведения основной программы

Формы и организация  учебного занятия

Кол-во часов

дата

1

Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина

Учебная лекция

1ч.

2

Основатели Оренбурга

лекция

1ч.

3

Появление литературных усадеб

лекция

1ч.

4

Исторические труды П.И.Рычкова

лекция

1ч.

5

Г.Р.Державин в Оренбургском крае

презентация

1ч.

6-7

Оренбургские мотивы в поэзии поэта. Оренбургская природа в стихах.

практикум

2ч.

8

И.А.Крылов и Оренбургский край

Лекция

1ч.

9

Басня «Безбожники»

Комментированное чтение

1ч.

10-11

Культурная жизнь Оренбуржья в начале 19в. Оренбургский губернатор В.А.Перовский.

лекция

2ч.

12

Перовский и А. и К. Брюлловы

лекция

1ч.

13

Литературно-музыкальные вечера в Оренбурге

сообщения

1ч.

14

Поездка П.П.Свиньина по Оренбургскому краю

лекция

1ч.

15

Очерки Свиньина об Илецкой Защите

Комментированное чтение

1ч.

16-17

Творчество П.М.Кудряшева. Повесть «Искак»

анализ

2ч.

18

Разнообразие лирики поэта

лекция

1ч.

19

Оренбургский поэт и прозаик А.П.Крюков

Лекция, сообщения

1ч.

20

Рассказ «Киргизский набег»

Исследование

1ч.

21-22

Повесть  «Рассказ моей бабушки»

Комментированное чтение

2ч.

23

В.И.Даль и Оренбургский край

лекция

1ч.

24

Работа  В.И. Даля над словарем

презентация

1ч.

25-26

Литературные занятия Даля

Комментированное чтение

2ч.

27

Оренбургская поездка А.С.Пушкина

лекция

1ч.

28

Путь следования А.С. Пушкина в Оренбургскую губернию

практикум

1ч.

29

«Оренбургские записи» А.С. Пушкина

лекция

1ч.

30

Оренбургские материалы в «Капитанской дочке»

лекция

1ч.

31-32

Путешествие В.А.Жуковского по Уралу. В.А.Жуковский и В.А.Перовский

лекция

2ч.

33-34

Литературная эпоха начала 19в. в произведениях  писателей 20в. Итоговое занятие

Лекция, беседа

2ч.

Список литературоведческих работ регионального компонента литературного образования

1. Бессараб М.П. Владимир Даль . - М.,1970.

2.Измайлов Н.М. Очерки творчества Пушкина. – М., 1976.

3. Кузнецов В.Н. Я посетил места / Оренбург: ООО «Оренбургское книжное издательство», 2007.

4.Овчинников Р.В. Над «пугачевскими» страницами Пушкина. – М., 1981.

5.Оренбургский край в произведениях русских писателей. Учебное пособие по литературному краеведению. Сост. А.Г. Прокофьева, Т.Н. Пузанева, Оренбург. 1991.

6.Прянишников Н.Е. Писатели – классики в Оренбургском крае.- Челябинск,1977.

7.Славянский Ю.Л. Поездка Пушкина в Поволжье и на Урал. - Казань, 1980.

8.Смольников И. Путешествие Пушкина в Оренбургский край. – М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Рабочая программа по литературному краеведению для восьмого класса

Рабочая программа включает все предметные темы, предусмотренные государственным стандартом (Региональный компонент государственного стандарта общего образова...

рабочая программа по литературному краеведению 6 класс

Рабочая программа по литературному краеведению составлена в соответствии с законом «Об образовании», на основе сборника программно — методических материалов по краеведению. Разработана учителе...

Рабочая программа по литературному краеведению 6 класс

Рабочая программа по литературному краеведению включает планирование работы по краеведению в 6 классе (по учебнику Л. Пальман "Слово о родной земле"...

Рабочая программа по литературному краеведению 8 класс Прокофьева А.Г.

Рабочая программа по литературному краеведению 8 класс Прокофьева А.Г....

Рабочая программа по литературному краеведению 6 класс

Рабочая программа по литературному краеведению 6 класс  по учебнику Л.М.Пальман...


 

Комментарии

Богданова Ольга Николаевна

Спасибо за материал и экономию времени на предварительное составление плана.Могу,если необходимо, скинуть материал по краеведению за 5, 7, 8 классы.