Рабочая программа по литературному краеведению 6 класс
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему

Раткина Светлана Владимировна

Рабочая программа по литературному краеведению включает планирование работы по краеведению в 6 классе (по учебнику Л. Пальман "Слово о родной земле"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_6_klass.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Белинского Пензенской области

Утверждаю:

Директор школы ______________ И. В. Крымова

Рабочая программа

по литературному краеведению

в  6 классе

составитель – Раткина Светлана Владимировна,

                               учитель русского языка и литературы

Программа                                                           Программа

одобрена на заседании                                       одобрена на заседании

МО учителей русского языка                            на заседании

и литературы                                                       педагогического совета

Протокол № 1                                                     Протокол №1                       от «___»__________2012г.                                     от «____»___________2012г.

Пояснительная записка

        Данная программа составлена в соответствии с образовательной программой среднего общего образования МОУ СОШ №1 г. Белинского Пензенской области.

        Курс литературного краеведения является одним из звеньев в системе изучения литературы в 5 – 9 классах. Он сохраняет основные концептуальные подходы к изучению литературы и, кроме того, решает важные культурно-нравственные задачи: приобщает учеников в богатой культуре родного края, обогащает этические и культурные основы личности, формирует чувства уважения и родства с представителями разных культур, языков, верований.

        Основной структурный принцип курса литературного краеведения – его сопряженность со школьным курсом литературы, что способствует расширению и углублению знаний учащихся. Вместе с тем при подборе текстов учитываются возрастные особенности учащихся, их интерес к сказкам, истории, приключениям, к ярким, необычным людям.

Цели обучения

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному краю и к литературе, созданной на этой земле; сознательного отношения к литературе как к духовной ценности, средству нравственного и духовного обогащения и получения знаний;
  • Знакомство учащихся с образцами творчества пензенских писателей и поэтов, с произведениями, созданными на Пензенской земле, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающие высокие нравственные чувства у читателя;
  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных и аналитических умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию;  потребности в речевом самосовершенствовании;
  • освоение знаний по истории литературы Пензенского края; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • приобщение учащихся к искусству слова, к культурному и литературному богатству родного края; ознакомление с биографическими сведениями и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений;
  • расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст; развитие эмоционального восприятия учащихся;
  • обучение грамотному анализу прочитанного художественного произведения; развитие потребности в книге.

Программа включает в себя произведения авторов, так или иначе связанных с Пензенской землей. Это, в первую очередь, произведения таких известных и всенародно любимых поэтов и писателей, как М. Ю. Лермонтов, И. А. Крылов, П. А. Вяземский, И. Л. Андроников, Ф. В. Гладков. Но в программе много произведений и пензенских поэтов и писателей, что важно для воспитания у школьников гордости за родной край. Ученики знакомятся с фактами биографии и произведениями А. П. Анисимовой, М. Смирновой, Ф. Ракушина, Н. Каткова, В. Звягинцевой и др.

                         Ценностные ориентиры

Воспитание гармонично развитой, глубоко нравственной личности невозможно без обращения к художественной литературе. Особую роль в данном контексте играет обращение к творчеству писателей-земляков. Специально отобранные для школьной программы литературного краеведения произведения пензенских авторов, а также тех поэтов и писателей, чья жизнь так или иначе была связана с Пензенской землей, помогают школьникам сформировать стойкие представления о вечных нравственных ценностях: о добре, милосердии, взаимовыручке, ответственности за свои слова и поступки, великодушии, любви ко всему живому, бережному отношению к природе, уважению к народной мудрости, к истории своего народа, к старшему поколению.

Русская литература позволяет воспитать в юном читателе чувство гордости за свой народ, свою Родину, ее прошлое и настоящее. А литература Пензенского края позволяет гордиться своей малой родиной.

Кроме того, художественный произведения, включенные в программу, позволяют развить у учеников чувство прекрасного, любовь к искусству в целом.

Место предмета в учебном плане школы

На изучение литературного краеведения в 5 классе в учебном плане МОУ СОШ №1 г. Белинского Пензенской области отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.

                                        Тематическое планирование

       Предания и легенды нашего края

  1. Введение. Что мы знаем о родном крае? (1 час)
  2. Предания и легенды нашего края. «Почему Сура так называется?», «О реке Айва» (1 час)
  3. «Мокшанкая княгиня Нарчатка». «Большая сосна» (1 час)
  4. Урок-посиделки. «Предания земли родной» (1 час)
  5. О. М. Савин «…Пишу тебе в Пензу» (2 часа)
  6. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Прекрасны вы, поля земли родной…», «Вечер после дождя». «Черкесы» (5 часов)
  7. С. А. Андреев-Кривич «Тарханская пора» (3 часа)
  8. И. Л. Андроников «Земляк Лермонтова» (2 часа)
  9. Н. С. Лесков «Мелочи архиерейской жизни» (2 часа)
  10. Ф. В. Гладков «Повесть о детстве» (6 часов)
  11.  Стихи пензенских поэтов о природе родного края. М. Смирнова «Материнский двор», «Пройдись по Пензенскому краю…»; Д. Злобина «Станции страны», «Я родилась не горожанкой…»; Ф. Ракушин «Женские слезы»; О. Савин «Какой отзвенел уже век его…», «Гроза над Земетчином», «Уза»; А. Сазонов «Отцовский дом…», «Соловьи поют за Хопром…», «Проводы зимы», «Край мой пензенский»; Н. Почивалин «Мары», «Няньга», «На Хопре» (4 часа).
  12. В. Канин «На тропе Батыевой»(3 часа).
  13. Урок-экскурсия по родному городу
  14.  Защита исследовательских работ
  15.  Итоговый урок.

Знакомство с целями и задачами курса литературного краеведения.

Выразительное чтение стихотворений.

Знакомство с историей родного края, с обычаями народов, населяющих Пензенскую землю.

Сравнение русских народных сказок, сложенных и бытующих на Пензенской земле, с общеизвестными народными сказками.

Закрепление понятия о волшебной сказке.

Воспроизведение прослушанной информации на экскурсии.

Работа с понятиями легенда, предание.

Практика собирания легенд и преданий родного села, города, района.

Подготовка устного сообщения.

Групповая работа над созданием отзыва.

Подготовка и презентация творческой работы (иллюстрации).

Работа с понятием литературная сказка

Обсуждение литературного произведения.

Пересказ всех видов (подробный, сжатый, выборочный, от другого лица и др.)

Создание сочинения-отзыва.

Работа с понятиями басня, аллегория, мораль в басне.

Выступление перед аудиторией сверстников с выразительным чтением стихотворения или басни.

Исследование на тему «Топонимика Белинского района»

                                        Содержание программы

Предания и легенды нашего края

  1. Введение. Что мы знаем о родном крае? (1 час)
  2. Предания и легенды нашего края. Понятие о предании. Топонимика. «Почему Сура так называется?», «О реке Айва» (1 час)
  3. «Мокшанкая княгиня Нарчатка». «Большая сосна» предания о героическом прошлом народа. История Пензенского края в преданиях. Образ княгини Нарчатки как народной героини. Мордовские корни в топонимике края.(1 час)
  4. Урок-посиделки. «Предания земли родной» самостоятельное собирание преданий родной земли. Выразительное сказывание преданий.(1 час)
  5. О. М. Савин «…Пишу тебе в Пензу» жизнь и творчество писателя. Интерес О. Савина к личности А. С. Пушкина. Гипотеза связи Пушкина с Пензенской землей. (2 часа)
  6. П. А. Вяземский. Жизнь и творчество. Связь с Пензенским краем. «Саловка». Поэтизация природы в стихотворении. «Зимние карикатуры». Мастерство поэта в создании пейзажных зарисовок (2 часа)
  7. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Прекрасны вы, поля земли родной…», «Вечер после дождя». Образы родного дома, Тарханской земли в стихотворениях. Средства создания настроения в стихотворениях. «Черкесы» - первая поэма Лермонтова. Поэтизация кавказской войны. Романтический пафос произведения. Образы черкесов. Образы казаков.(5 часов)
  8. С. А. Андреев-Кривич «Тарханская пора» интерес писателя-лермонтоведа к жизни великого поэта-земляка. Факты и предположения. Прошлое и настоящее Тархан.  (3 часа)
  9. И. Л. Андроников «Земляк Лермонтова». Рассказ о писателе – исследователе биографии и творчества Лермонтова. Сюжет очерка «Земляк Лермонтова». Образ земляка поэта, его речь, характер, искренняя любовь к своему великому земляку. Особенности языка повествования. (2 часа)
  10. Н. С. Лесков «Мелочи архиерейской жизни». Слово о писателе. Связь Лескова с Пензенским краем. Развитие понятия об очерке. Образы архиерея Варлаама и Шкотта. Юмор в очерке (2 часа)
  11. Ф. В. Гладков «Повесть о детстве». Рассказ о писателе. Автобиографическое произведение. Особенности языка повести. Персонажи повести. Отражение религиозной культуры в повести. Семья в жизни мальчика, взаимоотношения в семье. Быт крестьян. Работа как главная жизненная ценность. Анализ эпизода. Характеристики персонажей повести. Идея повести. (6 часов)
  12.  Стихи пензенских поэтов о природе родного края. М. Смирнова «Материнский двор», «Пройдись по Пензенскому краю…»; Д. Злобина «Станции страны», «Я родилась не горожанкой…»; Ф. Ракушин «Женские слезы»; О. Савин «Какой отзвенел уже век его…», «Гроза над Земетчином», «Уза»; А. Сазонов «Отцовский дом…», «Соловьи поют за Хопром…», «Проводы зимы», «Край мой пензенский»; Н. Почивалин «Мары», «Няньга», «На Хопре» поэтизация родной природы в стихотворениях пензенских поэтов. Любовь к родному краю. (3 часа).
  13. В. Канин «На тропе Батыевой». Интерес писателя к истории страны и родной земли. Мастерство писателя в создании образов защитников родной земли. Герои повести, их характеры, поступки, чувства. Язык повести. (3 часа).
  14. Урок-экскурсия по родному городу. Рассказ о прошлом родного города. Посещения краеведческой экспозиции музея-усадьбы В. Г. Белинского.
  15.  Защита исследовательских работ.

 Итоговый урок.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; бродячие сюжеты сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении,  юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
  • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа)
  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению);
  • выявлять основную нравственную проблема тику произведения;
  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
  • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
  • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
  • ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);
  • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
  • готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
  • словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
  • аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
  • видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
  • писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни и др.);

             Используемый учебно-методический комплекс

Л. М. Пальман. Слово о родной земле: учебник-хрестоматия для 5 – 6 классов по курсу литературного краеведения. Пенза, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса

Рабочая программа по литературному чтению  для 2 класса. образовательная система "Школа 2100"...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса.

Рабочая программа для 4 класса школы 7 вида с включением часов по курсу Санкт - Петербург....

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса.

Рабочая программа для 4 класса школы 7 вида с включением часов по курсу Санкт - Петербург....

Рабочая программа по литературному чтению (2 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (2 класс)...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса

Программа разработана на основе авторской программы  по литературному чтению  Л.А.Ефросининой и снабжена учебно-методическим комплектом  «Начальная   школа XXI века»Литературн...

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...