Рабочая программа по литературному краеведению в 5 классе
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

Сумерская Ольга Александровна

Рабочая программа по литературному краеведению в 5 классе рассчитана на работу по региональному учебнику-хрестоматии Л.М.Пальман

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpr.lit_.kray_.5kl.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Вадинск

Рассмотрено                                                                       «УТВЕРЖДАЮ»

на педсовете № 7 от 30.08.2016г.                                        Директор школы_____________

Г.Н. Бураева

Приказ № 322 от 31.08.2016г.                        

Рабочая программа

учебного   курса «Литературное краеведение»

5 класс

 

                                     Учитель Сумерская О.А.

2016год

Рабочая  программа основного общего образования по учебному предмету «Литературное краеведение» МОУ СОШ с. Вадинск создана на основе региональной программы Л.И. Пальман. «Литературное краеведение». Модульный курс. Программа для 5-9 классов основной школы(Пенза,1995 г.), учебного пособия Л.М. Пальман «Слово о родной земле» и основной образовательной программы основного общего образования  МОУ СОШс. Вадинск

Курс литературного краеведения способствует становлению духовного мира личности, созданию условий для формирования внутренней потребности человека в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.

Соприкосновение с богатейшей литературой родного края сделает не только более конкретным, глубоким знание основного курса, но и обогатит обучающихся местным фактическим материалом, сформирует   гордость за свою малую родину, давшую миру созвездие талантов,  чувство ответственности за достойное продолжение культурных традиций края.

1.Планируемые результаты.

 Личностные результаты

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет -ресурсы )

- формирование чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

-устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

-осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

-ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

-потребность в самовыражении через слово;

-устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

-обучение целеполаганию;

-самостоятельная формулировка темы, проблемы и целей урока;

-анализ условия достижения цели;

-установка целевых приоритетов;

-выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее эффективного из них;

-умение принимать решение в проблемной ситуации;

-самостоятельная постановка новых учебных целей и задач;

-адекватная самостоятельная оценка своих суждений и их необходимая корректировка в ходе дискуссии.

Коммуникативные УУД:

-формулировка собственного мнения и позиции, их аргументация;

-высказывание и обоснование своего мнения;

-установка и сравнение разных точек зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

-оформление своих мыслей в письменной форме с учётом речевой ситуации;

-создание текстов определённого жанра;

-учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

-выступление перед аудиторией сверстников с сообщениями;

-работа в группе – установка рабочих отношений, эффективное сотрудничество с целью способствовать продуктивной кооперации;

- -формулировка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности.

Познавательные УУД:

-давать определения понятиям;

-обобщать понятия;

-самостоятельно находить  все виды текстовой информации;

-пользоваться изучающим видом чтения;

-строить рассуждения;

- осуществлять сравнение;

-излагать содержание прочитанного текста выборочно;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-осуществлять анализ;

-учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

-осуществлять классификацию;

-умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

-умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов.

Предметные результаты

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

- выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

-использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

-выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

-пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

- выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной.

В результате освоения учебного курса «Литературное  краеведение» обучающийся должен знать/уметь:

-узнавать основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня,  литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь;

-принимать и правильно понимать богатое многообразие культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности;

-понимать фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья;

-понимать теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений;

-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

-определять главные эпизоды в эпическом произведении;

-выразительно читать текст-описание, текст- повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;

-отыскивать справки в словарях и справочной литературе, энциклопедиях;

- отбирать нужные материалы из периодических изданий, классифицировать их.

2.Содержание учебного предмета

Формы и методы

-исследовательская деятельность обучающихся;

-поиск новых материалов о земляках-писателях;

-знакомство с ныне живущими писателями и поэтами района, области, встречи с ними;

-творческие отчёты о поисковой работе;

-выпуск информационных листков;

-интеллектуальные игры;

-написание  рассказов, сочинений;

-составление сценариев с использованием  местного литературного материала.

                             5 КЛАСС (34 часа)         

С чего начинается Родина?(2 ч.)

Введение. Страницы прошлого.К Симонов «Родина» . Вероника Тушнова, А. Яшин . Смирнова М., Ф. Ракушин, Б. Милавин. Стихи.  

Фольклор.Народные сказки.Литературные сказки. (11ч.)

Русские народные сказки. Знакомство с «малыми формами « фольклора. О Поимее, его сказках и песнях». «Охотник и колдун». «Иван Зелёный». Мордовские народные сказки .

«Юрт –ава». «Красавица Варана». Литературные сказки . А.П. Анисимова «Птица Радость»

 Стихи и припевки А. П. Анисимовой (3ч.)

«Мчатся поезда», «На берегу реки Вороны». «Что за небо голубое», «Комбайн косит и молотит»

Басни (3ч.)

И. А. Крылов «Ода Уединение». И. А. Крылов «Свинья под дубом» . Н. И. Катков «Река и Океан». Н.И. Катков «Басня про Петю»  

М. Ю. Лермонтов (6 ч.)

Край лермонтовского детства –Тарханы. История написания стихотворения

«Бородино», «Ашик-Кериб»

Поэты о родном крае(7ч.)

В.Н. Звягинцева «Поездная». В. К. Звягинцева «Нет, не заменит ничто». В. Н. Звягинцека «Калитка». В. Д. Агапов Березинка» . В. Д. Агапов «В селе Абашеве»

 Обобщение пройденного (2ч.)

3.Тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Колич. часов

1

 «С чего начинается Родина?»

1

2

Страницы прошлого

1

3

 Малые жанры фольклора

1

4-5

Русские народные сказки.

«Охотник и колдун»

2

6-7

Сказка «Иван Зеленый»

Образ главного героя

2

8

Сказки народов, живущих в нашем крае

Сказка «Юрт-ава»

1

9

«Красавица Варана»

1

10

«Волга и Зазуза»

1

11-13

А.П.Анисимова.

Стихотворения «Что за небо голубое?»

«Комбайн косит и молотит»,» Поля раздольные»,» Мчатся поезда»

«Девушка Май»

3

14-16

Сказка А.П.Анисимовой « Птица Радость»

3

17-18

И.А.Крылов и Пензенский край .Ода «Уединение» (отрывок)

Басни И.А.Крылова

2

19

Н.А.Катков-современный пензенский писатель.

Басни «Река и Океан», «Басня про Петю»

1

20

М.Ю.Лермонтов и Пензенский край. Лермонтов и Тарханы. Стихотворение «1-ое января»(отрывок)

1

21

Пензенские источники стихотворения «Бородино»

1

22-25

 Сказка М.Ю.Лермонтова «Ашик- Кериб»

4

26-27

Стихи В. К. Звягинцевой»Поездная»,»Нет,не заменит ничто»

«Калитка»

2

28-30

В.Д.Агапов. «Березинка,Березинка», « В Чаадаевке». «В селе Абашеве»

3

31-32

Творчество поэта –земляка В.М.Демичева. Стихотворения.

2

33-34

Обобщение пройденного

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Рабочая программа по литературному краеведению для восьмого класса

Рабочая программа включает все предметные темы, предусмотренные государственным стандартом (Региональный компонент государственного стандарта общего образова...

рабочая программа по литературному краеведению 6 класс

Рабочая программа по литературному краеведению составлена в соответствии с законом «Об образовании», на основе сборника программно — методических материалов по краеведению. Разработана учителе...

Рабочая программа по литературному краеведению 6 класс

Рабочая программа по литературному краеведению включает планирование работы по краеведению в 6 классе (по учебнику Л. Пальман "Слово о родной земле"...

Рабочая программа по литературному краеведению 8 класс Прокофьева А.Г.

Рабочая программа по литературному краеведению 8 класс Прокофьева А.Г....

Рабочая программа по литературному краеведению 6 класс

Рабочая программа по литературному краеведению 6 класс  по учебнику Л.М.Пальман...