"РАЗВИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ"

Терентьева Татьяна Валентиновна

Тема:«Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников  средствами песочной терапии»

Из опыта работы

педагога-психолога

МБДОУ «Детский сад № 68»

Терентьевой Т.В.

     Работая с детьми, каждый педагог по собственному опыту знает, что в настоящее время увеличилось число детей с различными трудностями в поведении. Наверное, в каждой группе есть дети, отличающиеся повышенной тревожностью, беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Есть такие ребята и в нашем детском саду.    Подобные нарушения в эмоционально-волевой сфере в конечном итоге могут привести к социальной дезадаптации, к неуспеху в учебной деятельности, а в некоторых случаях могут  вызвать различные невротические состояния.

   Очевидно, что эти проблемы достаточно серьезны. И совершенно не случайно, что в Федеральном государственном образовательном стандарте ДО на первом месте стоит задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

   А обеспечение эмоционального благополучия трактуется как одно из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

  На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что данная проблема является очень актуальной.

     Побудительной причиной к началу нашей работы по коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников  средствами песочной терапии стали запросы воспитателей, а так же родителей, обеспокоенных наличием трудностей у некоторых воспитанников ДОУ.

Моя работа строилась в несколько этапов:

1.      Научно-исследовательский:

- изучение психолого-педагогической  литературы

-проведение психолого-педагогического мониторинга

- определение целей и задач

- составление перспективного плана работы

2. Практический:

- создание условий для использования пескотерапии в работе с дошкольниками

- организация работы с детьми

-организация работы с педагогами

-организация работы с родителями

3. Заключительный этап (проведение повторной диагностики, подведение итогов, определение дальнейших перспектив в работе)

    Свою практическую работу мы начали с проведения психолого-педагогического мониторинга.

    По поступившим запросам мной было проведено первоначальное обследование одновременно в двух направлениях:

Первое – собеседования с родителями с целью получения  характеристики состояния своих детей преимущественно в семье. Также при помощи анкетирования родителей выявлялись поведенческие нарушения – агрессивность, тревожность ребенка.

Второе – собеседования с педагогами и их оценка состояния детей в результате наблюдения за ними. Для наблюдения были выбраны следующие параметры, которые отслеживаются каждый день: общий эмоциональный фон, познавательная и игровая деятельность, взаимодействие со взрослыми, взаимодействие со сверстниками, реакция на изменение привычной ситуации.  

     По результатам беседы с родителями, анкетирования  и результатам наблюдения за поведением ребенка был сделан вывод о том, какие дети нуждаются в коррекционной работе по гармонизации эмоционально-волевой сферы. 

      Затем была проведена с письменного согласия родителей специальная диагностика, в ходе которой уточнялись данные первоначального обследования.

При проведении психологического обследования использовались следующие методики:

1. Для выявления уровня тревожности - проективный тест тревожности Р.Тэммл,  

    М. Дорки, В. Амен, который помогает определить общий уровень тревожности ребенка;

2. Для диагностики агрессивности рисуночная методика «Кактус»;

3. «Анкета по выявлению агрессивного ребенка» (по Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко).

(Описание всех этих методик дать в гиперссылке)

   Данные, полученные в результате психолого-педагогической диагностики, помогли нам определить цели и задачи деятельности.

Целью деятельности является  коррекция эмоционально-волевой сферы  детей дошкольного возраста средствами  песочной терапии.


          Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1.    Способствовать  профилактике и преодолению негативных эмоциональных состояний у дошкольников,  используя игры с песком.

2.    Создать условия для обеспечения эмоционального благополучия ребенка в семье через повышение психологической грамотности и формирование активной позиции родителей.

3. Оказывать  содействие снижению эмоционального  напряжения у детей в группе черезпсихолого-педагогическую поддержку и обучение специальным приемам воспитателей и  в работе с детьми дошкольного возраста

     Определив  цели и задачи, перед нами встала проблема поиска наиболее эффективных технологий взаимодействия с ребенком. Свой выбор мы остановили на песочной игротерапии.  Почему?

     Песочная терапия - один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, повышения уверенности в себе,  что способствует дальнейшему развитию.

      Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.              

       Песочная терапия замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, образное мышление и многое другое.

     Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.                                                                     

      Работа по коррекции эмоционально – волевой сферы детей с использованием песочной терапии организована в трех направлениях (с детьми, педагогами и родителями) и представлена следующей моделью психолого-педагогического сопровождения.

         Для организации работы с использованием песочной игротерапии нами были созданы определенные условия. Специальным образом была оборудована  песочница.

- Водонепроницаемый деревянный ящик, дно и борта, которого должны быть голубого или синего цвета

- Высота бортов 8 см.

- Размер  песочницы для подгрупповых занятий — 50x70 см,

- Песок целесообразно разделить на две части: сухой и мокрый.

- Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.

   Кроме того в ДОУ имеются световые столы для рисования на песке и небольшие песочницы в группах для индивидуальной работы.                    

       На втором этапе проводится профилактическая и коррекционно-развивающая работа, направленная на  эмоционально – волевое развитие детей дошкольного возраста.

      Мною  проводится  комплекс занятий по тематическому плану (План представлен как  в гиперссылке, так и в практических материалах).

       Занятия с использованием песочницы я провожу в форме подгрупповой работы (по 3-4 человека)  1 раз в неделю по 25-30 мин  и в качестве индивидуальных занятий с детьми «группы риска».

     Проведенное исследование позволило определить направления коррекционно-развивающей работы, для этого был составлен комплекс занятий коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Основная их цель: развитие произвольной регуляции эмоциональных состояний и гармонизации эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

В процессе работы решаются следующие задачи:

  • Научить детей переключаться с одного эмоционального состояния в противоположное;
  • Развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе;
  • Научить детей позитивным выходам злости, агрессии, страхов.

На примере одного из занятий я хочу рассказать о том, как проводится коррекционно-развивающая работа с детьми.

     Первый этап занятия - ритуал «входа» в песочную страну. Основное его назначение - создать настрой на совместную работу. Дети опускают ладошки в песочницу и повторяют ритуал входа в страну в стихотворной форме.

     Затем происходит повторение того, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Для этого задаю детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз

      Следующий этап занятия – расширение.  Ведущий рассказывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они попробовать, помочь какому-либо персонажу из сказки. Вместе с детьми обсуждаем и анализируем, как лучше поступить, какой выход из трудной ситуации можно использовать, кто нам может помочь, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня.

   В ходе коррекционно-развивающих занятий используем самые различные методы и приемы: сюрпризные моменты, приход сказочного героя, музыкальное сопровождение, различные ритуалы (произнесение «волшебных» слов), различные действия с песком – создание песочной страны с помощью разных мелких предметов, пересыпание песка, поиск фигурок в песке руками и с помощью кисточки. Занятия включают игры в песочнице, тематические сказки, этюды на выражение эмоций  и другие.

   Очень интересным на наш взгляд является использование элементов мульттерапии. Мы ввели такой элемент, как сказка с экрана. Используем «Радужные сказки», которые представляют собой серию мультфильмов, созданных в технике рисунков на песке. В этих мультфильмах рассказываются разные истории на нравственные темы, затрагиваются темы безопасного поведения и др. Знакомясь со сказкой, дети получают представления о добре и зле, о нравственных и безнравственных поступках, овладевают способами правильного поведения в самых сложных жизненных ситуациях.  Один из конспектов с использованием мультфильма «Голубая сказка о дружбе» представлен в пакете практических материалов.

     В заключении занятия происходит закрепление нового опыта, подготовка ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде. Выполняется ритуал «выхода» из песочной страны. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки над песочницей, совершают действие, как будто что-то берут и прикладывают руки к груди.

         Мы отмечаем, что все дети с удовольствием посещают занятия, с нетерпением ожидают продолжения, с восторгом делятся впечатлениями с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения, что свидетельствует о высокой степени заинтересованности и мотивации к изменениям.

      Выше было сказано, что на втором этапе практической работы большое внимание уделялось работе с педагогами ДОУ. Мне было важно познакомить педагогов с возможностями песочной игротерапии, с методами и приемами, которые позволяют решить многие проблемы в межличностных отношениях детей в группе, с приемами индивидуальной работы с детьми, имеющими трудности в общении. С этой целью был проведен мастер-класс на тему «Использование песочной терапии на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми дошкольного возраста». План проведения данного мастер-класса представлен в приложении.

    Результативность работы педагога-психолога во многом зависит и от того, насколько он сумеет сделать родителей воспитанников своими союзниками и помощниками. В своей работе мы постоянно используем весь спектр различных форм взаимодействия, перечень которых представлен на слайде. Но наиболее эффективными являются такие, как мастер-классы, организация совместной деятельности детей и родителей в песочнице, демонстрация методов и приемов работы с детьми.

 Индивидуальное консультирование

Мастер – класс для родителей

 Совместная работа взрослых и  детей в песочнице

Памятки, буклеты для родителей

Оформление «Странички педагога-психолога» в уголках для родителей в группах

Участие в групповых родительских собраниях

Компьютерная презентация для родителей на тему «Чудеса на песке» (О роли песочной игротерапии в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников)

 

В результате проведенной работы мы наблюдали положительные изменения у детей:

- Эмоции приобрели значительно большую глубину и устойчивость,

- преобладают положительные эмоции; появляется постоянная дружба со сверстниками; развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;

- эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;

 -снизился уровень агрессии у детей.

- Повышается психолого-педагогическая культура, родители стали проявлять интерес к  вопросам воспитания и развития детей..

- Педагоги  получили  дополнительные психолого-педагогические знания, умения и навыки для более качественной работы с детьми дошкольного возраста для развития эмоционально – волевой сферы.


    Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать вывод об эффективности системного использования метода песочной терапии для эмоционально – волевого развития детей старшего дошкольного возраста.


Данный опыт работы может быть полезным педагогам, педагогам-психологам, а также родителям.