Пальчиками мы играем, речь ребёнка развиваем!

Галушкина Галина Сергеевна

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, тесно связанных с речевой функцией.

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

В раннем возрасте для пальчиковой гимнастики подбирают упражнения в упрощенном варианте, например:

- запускать мелкие волчки;

- разминать пластилин, тесто;

«пальчики здороваются».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Пальчиками мы играем — речь ребенка развиваем». Консультация для родителей.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, тесно связанных с речевой функцией.

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

В раннем возрасте для пальчиковой гимнастики подбирают упражнения в упрощенном варианте, например:

- запускать мелкие волчки;

- разминать пластилин, тесто;

«пальчики здороваются».

Чуть позднее предлагают игры с вкладышами «Коза»«Птички». Хорошо заниматься конструированием из кубиков, собирать пирамидки, застегивать пуговицы.

Очень хорошую тренировку для пальцев дают народные игры-потешки, например, «Сорока-белобока»:

сорока-белобока

кашу варила,

деток кормила и т. д.

при этом указательным пальчиком правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки, затем по очереди загибают все пальцы, начиная с мезинца.

Уже в этом возрасте рекомендуется проводить с детьми гидромассаж, т. е. упражнения проводятся в воде.

В старшем возрасте полезно знакомить детей с такими понятиями, как «кулачок»«ребро»«ладонь». Для запоминания названий пальчиков проводят игры«Надень колечко на мизинец», «Спрячь указательный (или большой) палец», «Согрей безымянный пальчик»«Пальчики здороваются»«Поиграй на пианино» и т. д.

Большую пользу приносят упражнения, когда пальцами изображают цветы, деревья, птиц, мебель, животных, прокатывают ребристый карандаш между ладоней («Неровная дорога»).

Народная целительница Валентина Травинка в книге «Исправь судьбу свою»консультирует, что рука – это вышедший наружу головной мозг и «через кончики пальцев проходят таинственные каналы, по которым течет энергия». Она предлагает упражнения, например, с двумя грецкими орехами: взять оба ореха и катать их между ладонями в одну и другую сторону не менее трех минут. Для следующего упражнения нужно четыре грецких ореха, в каждую руку по два; перекатывать их, вращая то в одну, то в другую сторону, перемещая на каждой ладони, массажируя и упражняя пальчики в ловкости. Такие упражнения способствуют снятию у детей психического напряжения, расслабляют их, развивают подвижность, координированность.

В этом возрасте дети с удовольствием выполняют упражнения с речевым сопровождением. В большом количестве такие упражнения представлены в специальной литературе известных педагогов (литература указа в конце выступления).

В старшем возрасте дошкольникам по силу пальчиками показывать животныхптиц«курочка»«кошка»«мышка»«собачка» и других.

Когда ребенок освоит выполнение фигурок, то упражнения можно усложнять: разыгрывать небольшие сценки, пересказывать короткие рассказы, сказки с сопровождением построения фигурок из кистей и пальцев рук. (Предлагаю вам вместе со мной рассказать сказку «Репка», помогая себе пальцами и кистями рук).

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись легко, без труда, чтобы занятия приносили радость.

Большую роль в развитии мелкой моторики играют игры с мелкими предметами (мозайка, конструктор, геометрические фигуры, счетные палочки, спички и т. п.).

Разновидностью пальчиковой гимнастики является гидрогимнастика (пальчиковая гимнастика в воде) и гидромассаж (массаж рук в воде). Помимо раздражения кожных рецепторов, вода оказывает механическое давление на мышцы, в результате чего они расслабляются, снимается патологическое напряжение, что очень важно для детей-дизартриков.

Упражнения в воде выполняются в течение 10-15 минут. Обязательны контрастные ванночки для рук (при температуре 18 и 36 градусов: в теплой воде – 7-10 секунд, в прохладной – 3-5 секунд). В теплую воду добавляется морская соль (на 1 литр воды 1 ч. л. соли).

В воде выполняются упражнения: растирание, разминание пальчиков, сжатие их в кулачки и др.

Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только благоприятно влияет на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. «Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму». - М.: Изд. ГНОМ и Д. 200 –120с.

2. Лопухина И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. – СПб.: Дельта, 1997. – 256 с.

3. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. – СПб.: Кристалл – 336 с.

4. Цвынтарный В. Играем пальчиками – развиваем речь. - М: ЗАО Центрполиграф, 2005 – 32 с