Подготовка к постановке звукв речи у дошкольников
Одним из самых важных моментов в логопедической работе явлется подготовка артикуляционного аппарата к звукопроизношению. Самыми эфективными средствами являются артикуляционная гиастка и пальчиковая гимнастика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения артикуляционной гимнастики
«Бублик» - рот широко открыт (как при произношении звука А).
«Дудочка» - губы вытянуты вперёд (как при произношении звука У).
«Улыбка» - утрированная улыбка при сжатых зубах, видны верхние и нижние зубы.
Чередование трёх вышеуказанных упражнений (быстрая смена артикуляционных укладов).
«Лопатка» - широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Иголочка» - узкий напряжённый язык удерживаем на весу, рот широко открыт.
«Качели» - рот широко открыт, кончиком языка достаём попеременно до верхней и до нижней губы.
«Часики» - рот широко открыт, кончик язычка «бегает» из одного уголка рта в другой.
«Карусель» - рот широко открыт, кончик языка по окружности облизывает губы.
«Чашечка» - рот открыт, края и кончик языка на весу загибаются вверх, образуя форму чашечки.
«Киска сердится» - губы в улыбке, кончик язычка спрятан за нижние зубы, спинка языка приподнята.
«Маляры» - рот открыт, кончиком язычка, как кисточкой, «красим» верхнее нёбо назад – вперёд.
«Грибок» - присосать язычок к верхнему нёбу, растягивая подъязычную уздечку.
«Лошадка» - цоканье, рот открыт.
«Барабан» - рот открыт, кончиком язычка ударять по бугоркам за верхними зубами, произнося: д-д-д-д…
Упражнения артикуляционной гимнастики выполняют перед зеркалом по 3-5 раз, удерживая язык в заданном положении до 10 секунд.
Для некоторых детей упражнений артикуляционной гимнастики бывает недостаточно (дизартрия, моторная алалия). В этих случаях логопедможет предложить ребёнку курс логопедического массажа. Родители приносят необходимые для осуществления массажа платочки.
Упражнения пальчиковой гимнастики
«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»
Текст | Движения пальцев рук |
Раз, два, три, четыре, пять Будем листья собирать Листья берёзы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. | Загибают пальчики, начиная с большого. Сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики, начиная с большого. «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками. |
«У ЛАРИСКИ ДВЕ РЕДИСКИ»
Текст | Движения пальчиков |
У Лариски – две редиски. У Алёшки – две картошки. У Серёжки-сорванца – два зелёных огурца. А у Вовки – две морковки. Да ещё у Петьки Две хвостатых редьки. | По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках |
«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»
Текст | Движения пальчиков |
Есть игрушки у меня: Паровоз и два коня, Серебристый самолёт, три ракеты, вездеход, Самосвал, подъёмный кран – Настоящий великан. Сколько вместе? Как узнать? Помогите сосчитать! | Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно. Загибают пальчики на обеих руках. Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно. |
«НОВЫЕ КРОССОВКИ»
Текст | Движения пальчиков |
Как у нашей кошки На ногах сапожки. Как у нашей свинки – на ногах ботинки. А у пса на лапках – голубые тапки. А козлёнок маленький надевает валенки. А сыночек Вовка – новые кроссовки. Вот так, вот так, новые кроссовки! | Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших. «Шагают» по столу указательным и средним пальцами обеих рук. |
«ПОСЧИТАЕМ В ПЕРВЫЙ РАЗ»
Работа над темпом и ритмом речи
Текст | Движения пальчиков |
Посчитаем в первый раз, Сколько обуви у нас. Туфли, тапочки, сапожки Для Наташки и Серёжки, Да ещё ботинки Для нашей Валентинки, А вот эти валенки Для малышки Галеньки. | Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу. На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого. |
«ПЧЕЛА»
ТЕКСТ | ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВ |
Прилетела к нам вчера Полосатая пчела. А за нею шмель-шмелёк И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. Пожужжали, полетали От усталости упали. | Машут ладошками На каждое название насекомого загибают один пальчик. Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам. Машут лалошками. Роняют ладони на стол. |
«МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ»
Текст | Движения пальчиков |
Раз, два, три, четыре. Много мебели в квартире. В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом, Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире | Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках. Сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики, начиная с большого Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками. |
«ПОМОЩНИКИ»
Текст | Движения пальчиков |
Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку. Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы маме помогали. | Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повторить. Одна ладонь скользит по другой по кругу. Загибают пальчики по одному, начиная с большого. Одна ладонь скользит по другой. Загибают пальчики по одному, начиная с большого. Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повторить. |
«СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»
Текст | Движения пальчиков |
Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки. Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку. | Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно. Загибают по одному пальчику начиная с большого. Ритмичные хлопки в ладони и удары кулачками. |
«БУРЁНУШКА»
Текст | Движения пальчиков |
Дай молочка, Бурёнушка, Хоть капельку — на донышке. Ждут меня котятки, Малые ребятки. Дай им сливок ложечку, Творожку немножечко, Масла, простоквашки, Молочка для кашки. Всем даёт здоровье Молоко коровье. | Дети показывают, как доят корову. Делают «мордочки» из пальчиков. Загибают по одному пальчику на обеих руках. Снова «доят». |
«ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ»
Текст | Движения пальчиков |
Раз, два, три, четыре, пять, Вышел дождик погулять. Шёл неспешно , по привычке, А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: «По газонам не ходить!» Дождь вздохнут тихонько: «Ох!» И ушёл. Газон засох. | Удары по столу пальчиками обеих рук. Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук. «Шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу. Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу Часто и ритмично бьют в ладоши. Ритмичные хлопки по столу. |
«ПИРОГ»
Текст | Движения пальчиков |
Выпал снег на порог. Кот слепил себе пирог. А пока лепил и пёк, Ручейком пирог утёк. Пироги себе пеки Не из снега – из муки. | Дети два раза медленно опускают ладони на стол. Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог. «Бегут» пальчиками обеих рук по столу. Опять показывают, как пекут пироги |