Педагогика развития в дошкольном образовании

Орлова Татьяна Эриковна

Значительные изменения в восприятии детства на уровне общества и государства определяют необходимость пересмотра целевых основ функционирования системы образования, содержания, мотивов, норм, форм и методов организации образовательного процесса, роли семьи и педагога. А.Г. Асмолов и В.Т. Кудрявцев отмечают, что сегодня осуществляется переход от информационной парадиг­мы, ориентированной, прежде всего, на накопление детьми знаний, к «социокультурной активной педагогике развития, культурно- исторической парадигме понимания ребенка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогика развития в дошкольном образовании

Орлова Т.Э., методист МОУ ДПО «Учебно-методический центр», г. Серпухов

Значительные изменения в восприятии детства на уровне общества и государства определяют необходимость пересмотра целевых основ функционирования системы образования, содержания, мотивов, норм, форм и методов организации образовательного процесса, роли семьи и педагога. А.Г. Асмолов и В.Т. Кудрявцев отмечают, что сегодня осуществляется переход от информационной парадигмы, ориентированной, прежде всего, на накопление детьми знаний, к «социокультурной активной педагогике развития, культурно- исторической парадигме понимания ребенка».

Можно сказать, что все основные задачи реорганизации системы образования так или иначе связаны с проблемой субъектности ребенка. В массовой практике это означает ломку устоявшихся взглядов на природу детского развития. Признание того факта, что раскрытие личностного потенциала, разносторонняя самореализация и развитие человека являются решающим условием развития общества, требует принятия в качестве основной задачи педагогического процесса создание условий для максимальной реализации личности как субъекта деятельности.

Педагогическое взаимодействие может осуществляться в формате совместной деятельности педагога и воспитанников. Совместная деятельность - деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве, в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации деятельности.

Изменение принципов построения взаимодействия между педагогами и детьми определяет необходимость пересмотра арсенала методов, используемых воспитателем. И.П. Подласый отмечает: «Метод - это сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели - содержание - методы - формы - средства обучения» является определяющей» [20].

Метод - способ действия, деятельности; совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи [8]. Методы обучения (дидактические методы) - совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования [20]. Понятие «методы обучения» в дидактике принято относить к совместной деятельности педагога и ребенка. Методы воспитания - общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение [17].

Методы обучения можно классифицировать по разным показателям. На сегодняшний день существует более сотни классификаций. В основе традиционной классификации лежит источник получения знаний. Приведем пример такой классификации.

Наглядные методы включают организацию наблюдений, показ предметов, картин, иллюстраций, использование ТСО и дидактических пособий и др. Наглядные методы бывают непосредственными (наблюдение, экскурсия, осмотр, рассматривание и т.д.) и опосредованными. Последние основаны на применении изобразительной наглядности (рассматривание картин, игрушек, фотографий, иллюстраций, просмотр мультфильмов, телепрограмм и пр.). Опосредованные методы рекомендуется использовать тогда, когда с объектами и предметами невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы связаны с использованием слова как средства коммуникации, передачи информации. С развитием наглядно- образного мышления у детей старшего дошкольного возраста показ заменяется объяснением, чаще используются рассказ, беседа, чтение без опоры на наглядность, словесные дидактические игры и пр.

Практические методы связаны с освоением и применением знаний, умений и навыков в практической деятельности посредством упражнений, в различных играх, инсценировках, проектах, поручениях, тренингах и т.д.

В практике работы педагога методы не существуют в чистом виде: наглядные методы сопровождаются словом, в словесных применяются средства наглядности, практические связаны и с теми, и с другими методами. И.Я. Лернером и Н.М. Скаткиным предложена классификация методов обучения по типу (характеру) познавательной деятельности обучаемых: объяснительно-иллюстративный (информационно- рецептивный), репродуктивный, проблемного изложения, частично поисковый (эвристический), исследовательский [20].

Характерными признаками информационно-рецептивного метода является передача знаний в «готовом» виде с использованием различных источников информации. Главные и нередко единственные психические процессы, задействованные при использовании данного метода, - восприятие и память.

В рамках репродуктивного метода передача «готовых» знаний сопровождается объяснением, многократным повторением информации педагогом и требует ее осознания, понимания ребенком. Критерием качества образовательного процесса становится правильное воспроизведение (репродукция) детьми изученного материала. Преимуществом данного метода можно признать возможность передачи больших объемов знаний в ситуации, когда обучаемые не владеют методами самостоятельного «добывания» знания. Главный недостаток репродуктивного метода - его низкий развивающий потенциал, заведомо пассивная позиция ребенка.

Метод проблемного изложения позволяет педагогу учить детей анализировать проблемы, учебные задачи, показывать образцы осуществления познавательно-исследовательской деятельности. При использовании данного метода получают развитие все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь.

Частично поисковый (эвристический) метод характеризуется тем, что педагогом организуется не сообщение, а добывание знаний. Важнейший итог его использования - освоение детьми способов познания. Частично поисковым данный метод назван в связи с тем, что предполагает помощь педагога в ситуациях, когда обучаемые не могут решить задачу или разрешить проблему самостоятельно.

Исследовательский метод сопряжен с самостоятельным освоением детьми знаний, способов их добывания, выбором методов познания. Использование данного метода определяет высокую познавательную активность детей, интерес к деятельности, системность и осознанность получаемых знаний.

К сожалению, в работе ДОО традиционно преобладают словесные и наглядные, объяснительные и иллюстративные методы часто в ущерб практическим, проблемным и поисковым. Это закрывает дошкольнику возможность проявлять активную позицию в познании окружающей действительности, применять полученные знания, умения, опыт в различных видах деятельности.

Эффективность реформирования системы образования связана с принятием педагогами современных целей и принципов личностно ориентированного образования:

  • ориентация на ценностные отношения определяет постоянство профессионального внимания педагога к формирующемуся отношению воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни - добру, истине, красоте;
  • принцип субъектности предписывает педагогу максимально содействовать развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей

и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений;

  • принцип принятия ребенка как данности определяет признание за дошкольником права быть таким, какой он есть, ценности его личности; предполагает сохранение уважения к личности каждого ребенка вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей;
  • принцип соответствия воспитательного вмешательства характеру стихийного процесса становления развитая личности (закон золотого совпадения) определяет поиск «оптимального соотношения воспитательного вмешательства в жизнь растущего человека с активностью воспитуемого» [4].

Учет данных принципов, а также принципов, утверждаемых ФГОС дошкольного образования, определяет выбор таких приемов и методов обучения, при использовании которых ребенок ощущает потребность узнавать что-то новое, лучше понимать себя и явления окружающего мира, проявлять стремление к самостоятельным поступкам, настойчивость в осуществлении задуманного, а взрослый поддерживает его в этом.

В методах обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы, формы обучения, воспитания, развития дошкольников. Именно методы задают логику работы педагогической системы.

Решение современных задач дошкольного образования требует использования активных методов организации детских видов деятельности - метода проблемного изложения, частично поискового и исследовательского методов. Согласно определению, предлагаемому С. Тюлиной, активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний. Они строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, на использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

        


2 часть

Движение в направлении перестройки взаимодействия с детьми, перехода к широкому применению поисково-исследовательских методов мы, педагогическое сообщество дошкольного образования г. Серпухова, осуществляем в течение трех последних лет.  

Не случайно освещению темы организации познавательно-исследовательских методов обучения дошкольников уделяется так много внимания на городских методических объединениях, семинарах, мастер-классах и конференциях.

Первые два года прошли в постепенном нащупывании путей организации межличностного взаимодействия с дошкольниками на уровне, который предписывает нам стандарт. В основном, эти годы прошли в изучении теоретических аспектов проблемы. И только в прошлом году мы перешли, наконец, к практическому применению полученных навыков.

За прошедший учебный год мы существенно продвинулись в данном направлении.  

  • Конкурс «Лучший центр познавательно-исследовательской деятельности» способствовал укреплению материально-технической базы дошкольных учреждений
  • Семинар «Дидактические основы исследовательской деятельности» - 4 занятия
  • Конкурс детско-родительских проектов «Новогодний костюм»
  • 1 городская научно-практическая конференция дошкольников


3 часть

Учитывая актуальность внедрения исследовательских методов обучения при реализации ФГОС дошкольного образования, перехода на личностно-ориентированный способ взаимодействия взрослых с детьми, мы нацеливаем педагогов дошкольного образования г. Серпухова на глубокое изучение этой темы.

Так, в будущем учебном году мы предлагаем решать задачу внедрения в практику дошкольного образования г. Серпухова проблемно-поисковых и исследовательских методов обучения через следующие мероприятия:

  • Теоретическое и практическое рассматривание данной задачи на ГМО
  • Конкурс «Центр театрализованной деятельности»
  • Конкурс детских проектов «Мы – исследователи природы»
  • Детская научно-практическая конференция дошкольников
  • Курсы повышения квалификации для воспитателей и специалистов ДОУ «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогика развития в дошкольном образовании Орлова Т.Э., методист МОУ ДПО «Учебно-методический центр» 2017г.

Слайд 2

Сегодня осуществляется переход от информационной парадиг­мы, ориентированной, прежде всего, на накопление детьми знаний, к «социокультурной активной педагогике развития, культурно- исторической парадигме понимания ребенка». Влади́мир То́виевич Кудря́вцев — доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии Института психологии им . Л. С. Выготского РГГУ, заведующий лабораторией психолого-педагогических основ развивающего образования Института развития дошкольного образования РАО Алекса́ндр Григо́рьевич Асмо́лов Академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Федерального государственного автономного учреждения « Федеральный институт развития образования » (ФИРО).

Слайд 3

Реорганизация образовательного процесса

Слайд 4

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Слайд 5

МЕТОДЫ Подласый Иван Павлович доктор педагогических наук, профессор, международный эксперт по вопросам образования «Ме­тод - это сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в си­стеме «цели - содержание - методы - формы - средства обучения» является определяющей».

Слайд 6

МЕТОДЫ

Слайд 7

МЕТОДЫ

Слайд 8

Классификация методов обучения (по типу (характеру) познавательной деятельно­сти) объяснительно-иллюстративный (информационно- рецептивный), репродуктивный, проблемного изложения, частично поисковый (эвристический), исследовательский (по И.Я. Лернеру и Н.М. Скаткину

Слайд 9

ИНФОРМАЦИОННО-РЕЦЕПТИВНЫЙ МЕТОД передача знаний в «готовом» виде с использованием различных источников информации

Слайд 10

РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД передача «готовых» знаний сопровождается объяснением, многократным повторением информации педагогом

Слайд 11

МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ педагог учит детей анализировать проблемы, задачи, показывает образцы осуществления познавательно-исследовательской деятельности

Слайд 12

ЧАСТИЧНО ПОИСКОВЫЙ (ЭВРИСТИЧЕСКИЙ) МЕТОД педагог организуется не сообщение, а добывание знаний

Слайд 13

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД сопряжен с самостоятельным освоением детьми знаний, способов их добывания, выбором методов познания

Слайд 14

ПРИНЦИПЫ личностно ориентированного образования

Слайд 15

Учет принципов личностно-ориентированного обучения

Слайд 16

Решение современных задач дошкольного образования активные методы обучения - это система мето­дов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения зна­ний

Слайд 17

Решение задач организации познавательно-исследовательской деятельности

Слайд 18

Решение задач организации познавательно-исследовательской деятельности

Слайд 19

НАЧАЛО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2014-2016 уч.г.г . Поиск методической литературы Выработка специфических подходов Пошаговое выстраивание технологии Первые апробации

Слайд 20

2016-2017 учебный год

Слайд 21

Педагогическая архитектура 2017-2018 уч. года

Слайд 22

Педагогика развития в дошкольном образовании МОУ ДПО «Учебно-методический центр» 29.08. 2017г. Методист по дошкольному образованию Орлова Т.Э.