Формирование воли старших дошкольников в других видах деятельности. Формирование воли старших дошкольников в других видах деятельности.

Глазунова Раиса Фуатовна

 

Формирование воли старших дошкольников в других видах деятельности.

Воля старших дошкольников формируется и в других видах деятельности , так, воспитанию воли способствуют умело подбираемые и используемые в работе с детьми игры. Н-р: Воспитательница организовала со старшими дошкольниками во время прогулки в лес игру, суть которой заключалась в следующем: одна группа детей пряталась в лесу, другая искала ее по оставленным следам. Цель прячущихся- ни чем не выдавать себя . Дети первой группы неслышно пробрались в глубь леса и там притаились, ни чем не выдавая своего присутствия. Каждый чувствовал свою ответственность за всех. И даже тогда, когда одного мальчика, отличавшегося большой экспансивностью и нетерпеливостью, укусила оса, он не вскрикнул, не выдал себя и товарищей. Воспитательница узнала о случившемся лишь тогда, когда он горестно прижался к ее плечу.

Воспитанию воли способствует также выполнение детьми различных поручений и обязанностей имеющих общественно полезную направленность их действенность зависит от того, на сколько правильно воспитатель организует подбор общественно значимых поручений, формулирует их цель, рекомендует способы их выполнения. По данным К.А. Климовой, эффективными приемами мобилизации детей, на выполнение поручений является прямое разъяснение детям значимости поручаемой им общественно полезной деятельности с одновременным уточнением и обсуждением плана и способов рационального выполнения ее. Н-р: Неорганизованному и неаккуратному Мише воспитательница поручила ежедневно вести календарь погоды в присутствии всех детей она объяснила Мише важность задания: календарь погоды будет помогать решать вопрос, как детям одеваться на прогулку (тепло или легко). Тут же воспитательница показала графическое изображение метеорологических явлений( веете, дождь, солнце..), договорилась с Мишей когда вести наблюдения, делать зарисовки и где вывешивать прогноз. В первый день Миша не проявил самостоятельности и ответственности в выполнение поручения. Пришлось ему об этом напомнить и потребовать выполнения задания. Напоминание потребовалось и на следующий день, но мальчик уже справился с поручением: быстро и правильно нарисовал «немножко снег, немножко дождь, рисунок вставил в рамку в раздевальной комнате. Во время сбора на прогулку Миша озабоченно поглядывал на воспитательницу, (она делала вид что не замечает рисунка ) и не выдержал: «Посмотрите на рисунок. На улице дождь и снег». Воспитательница обратила внимание детей на рисунок Миши и предложила всем надеть другую обувь, а Мишу похвалила за хорошее выполнение поручения. После прогулки воспитательница еще раз обратила внимание на рисунок и подчеркнула значение ответственного отношения Миши к порученному делу. Одним из приемов воспитания волевого усилия является систематический контроль за деятельностью ребенка и общественная оценка этой деятельности. В процессе контроля дается не только оценка выполняемого поручения , но и оказывается своевременная помощь, поддержка.

На ряду с контролем и общественной оценкой полезно проводить систематические отчеты детей о выполнении поручений (заданий) перед детским коллективом или взрослым, некоторые воспитатели практикуют отчеты дежурных перед всей группой. Дети и воспитательница высказывают свои суждения о том, как дежурившая пара выполняла свои обязанности. Дают оценку своей работе и сами дежурные.

Следует широко использовать чтение специально подобранных рассказов. Эффективным является прием коллективного выбора общественно полезных дел и совместное обсуждение их выполнения. Начальная школа требует от ученика умения управлять своим поведением. Формирование этой способности зависит от общего уровня волевой регуляции деятельности , восприимчивости к требованиям взрослого как носителя правил и норм поведения. При систематической целенаправленной работе к концу дошкольного возраста волевая регуляция деятельности развивается до уровня, необходимого для усвоения школьной программы.