Влияние индивидуально- типологических особенностей нервной системы ребенка на его волевое поведение.

Глазунова Раиса Фуатовна

 

Влияние индивидуально- типологических особенностей нервной системы ребенка на его волевое поведение.

   На волевое поведение старшего дошкольника оказывает индивидуально-психологические особенности его нервной системы.

   Дети с различными свойствами нервной системы по разному реагируют на указания и требования воспитателя, по разному ведут себя на занятиях, в играх, в быту… Этого нельзя не учитывать в повседневной работе при формировании у детей волевых качеств.

   При выполнении заданий, требующих быстрого воспроизведения действий или задержки двигательной реакции (по мнению С.Е. Кулачковской), например в игре, в соревнованиях, при ответе на вопросы на занятиях,…как правило, показывали высокие результаты: сразу же по предъявлении сигнала они в первом случае быстро воспроизводили определенные действия, а во втором - умели длительное время задерживать свои импульсивные движения и вести себя спокойно, сдержано, только внешние проявления свидетельствовали о их большом волевом усилии: при требовании быстрого воспроизведения определенных действие дети напряженно ждали сигнала, нетерпеливо сжимали кулаки, приседали , краснели и т.д.; при требовании задержки двигательной реакции, н-р во время подвижной игры, они не могли долго стоять или сидеть неподвижно, начинали проявлять беспокойство- тихонько шевелить пальцами, потом руками, поворачивать голову, раскачиваться. Иные результаты и внешние проявления при выполнении этих же заданий были у слабых инертных детей. При требовании быстрого воспроизведения действий реакция у них была замедленной, действию как бы предшествовал период «раскачки», дети капризничали, вздрагивали. С выполнением заданий, которые требовали задержки двигательной реакции, инертные слабые дети справлялись лучше. Вероятно, подобные задания - сидеть молча, не двигаясь, или стоять неподвижно - импонируют состоянию покоя и малой подвижности инертных слабых детей, не требуют больших волевых усилий.