В избе русской я живу,в гости всех к себе зову

Позднякова Лариса Ивановна

Цель:  приобщение детей к русской народной культуре через художественную деятельность.

Задачи:

Образовательные: формировать представление о жизни и быте русского народа, о его традициях; познакомить детей с избой и предметами русской старинной утвари; развивать общий кругозор средствами малых фольклорных форм;

Развивающие: развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей, обогащать словарный запас новыми словами: изба, чугунок, кувшин, деревянные ложки; предметами русского народного костюма: сарафан, рубаха, передник, повойник; развивать художественно-творческие способности детей.

Воспитательные: воспитывать уважение к истории русского народа, любовь к ближним, трудолюбие,  доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование: интерьер русской избы, старинная одежда и утварь, фонограмма русских народных мелодий, заготовки для аппликации: элементы узора, клей, кисти, салфетки, клеёнки.

Словарная работа: Изба, сундук,  кувшин, чугунок, деревянные ложки, печь, ложкари.

Предварительная работа:

1.Чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок;

2. Посещение мини-музея «Русская изба»

3.Просмотр презентации « Быт русской избы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Конспект

организованной образовательной деятельности

 

«В избе русской я живу,

 в гости всех к себе зову  »

  (средний дошкольный возраст)  

                                                  Воспитатель:

                                                Позднякова

                                                         Лариса Ивановна

                                       г. Острогожск   2018 г.

Цель:  приобщение детей к русской народной культуре через художественную деятельность.

Задачи:

Образовательные: формировать представление о жизни и быте русского народа, о его традициях; познакомить детей с избой и предметами русской старинной утвари; развивать общий кругозор средствами малых фольклорных форм;

Развивающие: развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей, обогащать словарный запас новыми словами: изба, чугунок, кувшин, деревянные ложки; предметами русского народного костюма: сарафан, рубаха, передник, повойник; развивать художественно-творческие способности детей.

Воспитательные: воспитывать уважение к истории русского народа, любовь к ближним, трудолюбие,  доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование: интерьер русской избы, старинная одежда и утварь, фонограмма русских народных мелодий, заготовки для аппликации: элементы узора, клей, кисти, салфетки, клеёнки.

Словарная работа: Изба, сундук,  кувшин, чугунок, деревянные ложки, печь, ложкари.

Предварительная работа:

1.Чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок;

2. Посещение мини-музея «Русская изба»

3.Просмотр презентации « Быт русской избы»

 Ход  организованной образовательной деятельности:

Звучит русская народная мелодия.

Воспитатель сидит на лавке за вышивкой. Раздаётся стук.  Входят дети.

Вводная часть

В: Здравствуйте!

Д: Здравствуйте!

В: Проходите, гости дорогие! Милости прошу в свою светлую избу.

Для дорогих гостей и двери настежь! Гости на порог - хозяйке радость!

Основная часть

Воспитатель:  Дети, живу я в старинной избе. Вы знаете, что такое изба?

(ответы детей)

Воспитатель:(обобщает ответы детей) Изба – это дом, построенный из дерева. Строились  они в далёкой старине. Каждый хозяин  украшал свою избу резными узорами.

Дети, посмотрите какая я нарядная. А вы знаете как называется моя одежда?

( ответы детей)  (сарафан, рубаха, передник, повойник)                                             

Воспитатель: А как вы думаете, где в старину хранили одежду?

(ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, где в моей избе может храниться одежда?

Дети: В сундуке!

Воспитатель: Правильно.  Давайте посмотрим,  что в нём!

( Дети подходят к сундуку, открывают, достают наряды, наряжаются)

Во время переодевания воспитатель продолжает свой рассказ:

Воспитатель:  Вечерами все собирались в большой избе, наряжались, пели песни,  рукодельничали: пряли пряжу, вышивали, плели лапти. Такие вечера назывались посиделками.

Воспитатель: Посмотрите друг на друга, какие вы стали нарядные!

Воспитатель:  Дети,  что же в избе было самым главным, самым тёплым?

Дети:  Печь!

Воспитатель: Без печи и изба не изба!  Знаете, что говорили про печь?

На холодной печи не согреешься! На холодной печи не пекут калачи!

Воспитатель: Так почему же печь была самая главная в избе?

Дети:  На печи готовили еду.

На печи грелись от холода, сушили одежду, на печи спали!

Воспитатель: Посмотрите, что стоит на печи?

(ответы детей)

 Воспитатель:   Это чугунок. Давайте попробуем какой он на ощупь?

(Дети пробуют на ощупь, отвечают)

Воспитатель: (обобщает) Он холодный, твёрдый, тяжёлый.

Воспитатель:  Из чего он сделан? (из металла)

Воспитатель:  А сейчас у вас дома есть такая посуда?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, потому что чугунок -  это старинная посуда.

Воспитатель: А для чего он был нужен?

Дети:  В нём варили еду: щи, картошку, кашу.

Воспитатель: Дети, я предлагаю  вам тоже сварить  кашу. Становитесь в круг!

Физкультминутка («Варим  кашу»)

Раз, два, три,

Кашу нашу горшок вари!

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем!

Наливаем молоко…

Сыпем соль…

Добавим сахар…

Насыпаем мы крупу…

А теперь все друг за другом

Размешаем кашу кругом!

И попробуем - ка нашу

Вместе сваренную кашу!

Её вместе поедим,

И всех  кашей угостим.

Воспитатель: Вот какая вкусная каша получилась!

А сейчас, гости дорогие, милости прошу к столу!

Дети садятся за  стол, на котором разложены деревянные ложки

Воспитатель:  Вечерами, когда все домашние дела были закончены, вся большая семья собиралась в избе. Ребятишки забирались на печь и слушали сказки, небылицы, загадки! А вы любите отгадывать загадки?

Дети:  Да!

Воспитатель: Попробуйте угадать, о каком предмете я говорю?

Сама не ем, а всех кормлю!  ( Ложка)

Дети: Ложка!

Воспитатель: Правильно, ложка! Издавна ложка нужна была, чтобы есть!

Воспитатель: Попробуйте на ощупь, какая она?

Дети берут ложки и исследуют их (твёрдые, тёплые, гладкие, лёгкие)

Воспитатель:  А из какого материала сделаны ложки?

Дети: Из дерева!

Воспитатель: Правильно, ложки в старину были деревянные, резные, расписные. Даже в гости ходили со своими ложками.

Воспитатель:  А вы знаете, для чего ещё служили ложки?

      На ложках играли! Я вас тоже приглашаю  поиграть  на ложках. Берите ложки, становитесь в хоровод!

Дети выходят из-за стола с ложками:

Воспитатель: В старину людей, которые играли на ложках, называли  ЛОЖКАРЯМИ.

Воспитатель: Сейчас и мы с вами побудем ложкарями, поиграем на ложках.

Покажите, как можно играть?

Чего не хватает, для того чтобы ложки зазвучали?

Дети: Не хватает ещё одной ложки!

Воспитатель:  Правильно, дети! У меня есть музыкальный туесок  с ложками. (воспитатель раздаёт детям по второй ложке)

Д/игра «Найди пару»

Воспитатель:  Вот теперь вы настоящие ложкари!

Звучит музыка, дети повторяют движения за воспитателем.

Воспитатель:  Чтобы гости не скучали,

                            Наши ложки застучали,

                            И на славу постарались

                            Наши чудо-ложкари!

Воспитатель собирает ложки в туесок, ставит на стол

Воспитатель:  Дети, с какой старинной посудой  мы познакомились?

Дети:  Чугунок, деревянные ложки.

Воспитатель:   Какую ещё посуду в моей избе вы видите? (кувшин)

(ответы детей)

Воспитатель:   Это кувшин! Как вы думаете, для чего он  нужен?

(ответы детей)

Воспитатель: В него наливали молоко, воду. Молоко в кувшине долго оставалось свежим и прохладным.  Попробуйте, какой он на ощупь .

Дети пробуют кувшин руками, называют свойства

Воспитатель:  На ощупь кувшин холодный, твёрдый, шершавый, не гладкий, он сделан из глины. 

Коллективная аппликация «Украсим кувшин»

Воспитатель показывает  детям большой кувшин, вырезанный из картона, наполовину украшенный орнаментом из растительных элементов

Воспитатель: Дети, посмотрите, какой у меня ещё есть кувшин, только я не успела до конца украсить его. Помогите мне закончить работу. Поможете?

Дети:  Да!

Воспитатель: Давайте рассмотрим, чем  украшен кувшин? Где располагаются листочки? Он украшен узором внизу и вверху. Чем еще можно украсить кувшин, чтобы он получился ярким,  нарядным?

( цветами)

 Воспитатель:  Попробуйте ручками какие они?( мягкие, тёплые )

Скажите, эти цветы бумажные? (нет, они из ткани)

Да, эти цветы сделаны из ткани, но наклеивать их на кувшин можно также как и бумажные.

Работать мы будем вместе, украшая один кувшин. Не забывайте, что клей намазываем только на одну сторону цветка, приклеиваем на кувшин, не мешая друг другу.

Самостоятельное выполнение работы под спокойную музыку.

Воспитатель ставит украшенный кувшин на подставку так, чтобы его можно было рассмотреть.

Воспитатель:  Посмотрите, какой нарядный кувшин у нас получился: сколько на нем ярких  цветов.

Воспитатель:  Спасибо, что помогли мне украсить кувшин. Теперь он займёт главное место в моей избе!

Воспитатель: Вот  и подошли к концу наши посиделки!

     Я очень рада, что вы побывали у меня в гостях!

Гостям дважды рады: встречая и провожая!

    - Скажите, как  в старину назывались  дома ? (Избы)

    -  Что было самым главным в избе?(Печь)

    -  С какой старинной посудой  вы познакомились?

    -  Что вам сегодня больше всего понравилось?

Воспитатель:  Русский народ всегда славился своей щедростью, гостеприимством. Я хочу в память о нашей встрече подарить вам подарки! (раскраски с видами росписи)

До свидания, до новых встреч!