Секреты искусного мастерства

Клепикова Нина Васильевна

Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко

 и мы поменяемся ими, то у нас останется по яблоку.

Но если у вас есть идея и у меня есть идея,

 и мы поменяемся ими, — у нас будет по две идеи.

Джордж Бернард Шоу

 

«Секреты искусного ремесла».

С сентября 2015 года я являюсь руководителем центра «Школа начинающих логопедов» методического объединения «Педагогический поиск» (руководитель Лисицына М. В.). Деятельность центра строилась исходя из анализа анкет, пожеланий, рекомендаций и реальных возможностей учителей-логопедов.

Целью методического объединения стало развитие стратегии и тактики организации логопедической помощи детям дошкольного возраста с учётом ФГОС ДО.

Задачи работы методического объединения начинающих учителей-логопедов:

  • развитие здоровьеформирующей образовательной среды;

  • совершенствование использования информационных образовательных технологий в логопедической деятельности;

  • повышение профессиональной компетенции учителей в соответствии со Стандартом педагога;

  • совершенствование педагогического мастерства учителей-логопедов через проведение открытых занятий, мастер-классов, конкурсов, семинаров-практикумов, выставок;

  • обмен опытом коррекционной педагогической деятельности;

  • повышение профессиональной компетенции педагогов через дистанционную форму обучения - вебинары.

В работе МО ежемесячно участвует от 30 до 39 логопедов дошкольных образовательных учреждений со стажем работы до 10 лет. Состав учителей-логопедов не является стабильным, ежегодно прибывают молодые специалисты, некоторые из педагогов уходят в декрет по уходу за ребёнком. Квалификационный уровень работающих учителей-логопедов: с первой квалификационной категорией – 7 человек.

В первый год работы «Школа начинающих логопедов» работала по теме: «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО». Учителя-логопеды готовили сообщения и презентации по данной теме, демонстрировали пособия.

Второй год мы работали по теме «Организация коррекционно-развивающей работы в условиях реализации ФГОС ДО». Были изучены теоретические материалы, просмотрены вебинары по теме и заслушаны сообщения по теме. В январе 2017 года в рамках методического объединения провели конкурс «Рабочая программа как современное методическое средство образовательного процесса в работе с детьми, имеющими нарушения речи». Педагоги презентовали лучшие конкурсные работы. Победительница конкурса (занятое I место) подтвердила свою победу, после одержав её и во Всероссийском конкурсе имени Л. С. Выготского.

В этом учебном году «Школа» работает по теме: «Организация РППС в условиях реализации ФГОС ДО». Также были изучены теоретические аспекты темы, были проведены выставки пособий. Педагоги презентовали лэпбуки по автоматизации звуков и по обогащению лексики по различным темам, представляли разнообразные игрушки-тренажёры, изготовленные своими руками и приобретёнными в магазине.

В январе этого года был проведён конкурс «РППС логопедического кабинета». Учителя-логопеды с помощью презентаций познакомили коллег с оснащением своих кабинетов, поделились опытом изготовления и использования своих пособий. 

Структура заседания МО включает показ коррекционной деятельности с детьми: НОД, занятия по дополнительному образованию, развлечения. За три учебных года в рамках МО было просмотрены индивидуальные занятия по постановке звуков речи, подгрупповые занятия по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, фронтальные занятия по подготовке к обучению грамоте, развитию лексико-грамматического строя и связной речи.  Педагоги учились выстраивать структуру различных форм коррекционных занятий согласно методике логопедической работы и в соответствии с требованиями ФГОС. Анализируя занятия своих коллег, начинающие педагоги усваивают теоретические знания на практике, предлагают свои способы решения педагогических ситуаций. В течение трёх лет я наблюдала, как менялись выступления педагогов при обсуждении практической деятельности коллег: повысилась активность, желание дискуссировать, отстаивать свои позиции. Педагоги предлагают свои варианты по структуре и этапам занятия, по организации детей и проведению игр. Радует то, что при составлении конспекта педагоги стали более тщательно продумывать воспитательные задачи, интеграцию образовательных областей, способы повышения мотивации и речевого общения детей со взрослым и между собой, предоставление детям свободы выбора. Всё это позволяет развивать в детях такие качества личности, как самостоятельность, инициативу и творческие способности. Я отмечаю, что при проведении коррекционной деятельности с детьми педагоги стали пользоваться технологиями из моей программы «Непоседа-грамотейка», которые тесно связаны с использованием движений. И это также  радует, так как с помощью «умных движений» не только осуществляется коррекция речевых нарушений и развитие детей, но и сохраняется и укрепляется их здоровье.

Кроме показа НОД, логопеды поделились своим опытом по составлению программ дополнительного образования: программа по развитию графо-моторных навыков «АБВГДейка», по развитию связной речи у детей с ОНР «Говоруша», по развитию мелкой моторики «Мукосолька», по фитбол-гимнастике - «Речемяч»; коллеги просмотрели и обсудили проведение занятий и видео-занятий по этим программам.

Традиционными стали показы речевых праздников в конце учебного года. Педагоги отлично провели логопедические утренники на темы: «Космос» и "В стране волшебных звуков".

  Важным фактором методического сопровождения была теоретическая подготовка,  

чему способствовали просмотры вебинаров с сайта «Мерсибо» ведущих: Микляевой Н.В., Агаевой В. Е., Сусловой Е. А., Большаковой С. Е., Свободиной Н. Г.  по таким темам:

  • Современное документационное обеспечение работы логопункта и логогруппы.

  • Рабочая программа учителя-логопеда.

  • Совершенствование коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС

  • Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников.

  • Алалия – первый этап работы: от безречья к фразе.

  • Классические и авторские способы постановки звуков речи.

 После просмотров обсуждались направления необходимой деятельности педагогов.

Начинающие логопеды представляли свой опыт по инновационным технологиям:

  • Мнемотехника.

  •  Скрайбинг в работе учителя-логопеда.

  • Биоэнергопластика.

  •  Интеллект-карта как средство развития связной речи у детей с нарушениями речи.

  • Карточки В.Я.Проппа как современная технология обучения детей рассказыванию.

При организации деятельности «Школы начинающего логопеда» помогают технические средства коммуникации. Был создан электронный почтовый ящик центра logoshkola-chita@yandex.ru, где начинающие логопеды могут просмотреть все конспекты занятий, презентации, фотоматериалы с заседаний МО, поделиться своей информацией. На этот электронный адрес и в группе «Начинающие логопеды» в Viber я размещаю объявления и другую полезную информацию по работе центра, провожу опрос, анкетирование, даю домашние задания.

За время работы в центре «Школа начинающего логопеда» несколько педагогов были аттестованы на первую квалификационную категорию. Проведение открытых мероприятий позволило им получить отзыв на занятие и деятельность в рамках работы методического объединения «Педагогический поиск» для представления аттестационной комиссии.

Повышение престижа профессии учителя-логопеда способствует не только повышение квалификации педагогов, но и умение её презентовать. Этому также уделялось внимание на заседаниях «Школы». К Международному дню логопеда, который проходит 14 ноября, начинающие учителя-логопеды подготовили флэшмоб под песню «Логопед» и спели «Гимн логопедов».

В гимне есть такие строчки:

«С детьми ты щедро делишься талантом и умением,

Терпением, заботою, искусным ремеслом,

И вскоре все исчезнут проблемы, без сомнения

О встречах ваших вспомнят с любовью и добром».

Надеюсь, что и участие в работе «Школы начинающего логопеда» запомнится моим коллегам на долгие годы их трудовой деятельности как овладение «искусным ремеслом» коррекционного педагога

 

Руководитель

«Школы начинающего логопеда»

МО «Педагогический поиск»

Клепикова Нина Васильевна


 

 

 

 

Комментарии

Деревцова Лариса Ивановна

Молодцы!

Клепикова Нина Васильевна

Да, это был интересный опыт. Спасибо!