Клепикова Нина Васильевна

Сайт учителя-логопеда

Радоваться общению с самой лучшей частью человечества - детьми!

Профессия: учитель-логопед

Профессиональные интересы: логоритмика, биоэнергопластика, логомассаж, современные технологии в обучении грамоте дошкольников.

Увлечения: музицирование

Регион: Забайкальский край

Населенный пункт: город Чита

Место работы: МБДОУ детский сад №85

Звание, ученая степень: Заслуженный работник образования Читинской области

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/klepikova-nina-vasilevna
Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму... Если мы хотим извратить этот порядок, то произведем скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные ученые и старые дети.
Жан-Жак Руссо

                                                                                                                  Эссе. 

Кем быть?

Ответ на этот вопрос понятен для меня с детства, потому что ежедневно рядом был счастливый человек в своей профессии — моя мама. 

Проработав в школе-интернате для глухих детей более сорока лет, мама с удовольствием продолжала учить детей, не уставала думать, заботиться о каждом ученике. Она учила детей русскому языку и литературе, правильному произношению, развивала слуховое восприятие. Стала для детей не только заботливым учителем, но и близким, родным человеком. В детстве я часто бывала на её уроках. Помню мамины уроки литературы: они проходили  на высоком эмоциональном уровне, с театрализацией, изготовлением макетов. Благодаря педагогическому мастерству мамы, ее душевности, ученики полюбили литературу, чтение книг. И после окончания школы частенько, навещая маму, говорили, что вспоминают интересные уроки, праздничные мероприятия, помнят все изученные  литературные произведения.

В тот период педагоги школы активно создавали условия для коммуникации и социализации детей. Для детей с нарушениями слуха после окончания школы социализация в современном мире является жизненно необходимой. Для этого мама всегда связывала темы уроков с жизненными ситуациями, воспитывала в детях открытость, доброту, активность, трудолюбие. Ученики школы-интерната очень любили общаться с посетителями, гостями. Я была частым гостем. Поняла, что неслышащие дети ждут встреч, им хочется со мной общаться во внеурочное время. Помню, мне самой было интересно это общение. Я узнавала о многом: чем живут, о чем мечтают дети, что хотят от школы. Тогда уже, мечтая стать дефектологом, как мама, я погружалась в атмосферу жизни детей и начинала понимать, каким должен быть учитель-логопед. С годами я поняла специфические методы и приемы, с детства знала, что главное в профессии – забота, безусловная любовь к детям и к своему делу. Очень важна работа с детьми, испытывающими трудности по нескольким направлениям. Эти дети особенно нуждаются в помощи взрослых. Если трудно идёт коррекционный процесс, то ребёнка больше нужно оберегать, сопровождать разные виды его деятельности, заботиться о нём и больше посвящать времени для общения, дарить душевное тепло. Дети это чувствуют и становятся открытыми, а это путь к успеху. Пройдя с ребенком путь становления, создав с коллегами все условия для развития, мы получаем сначала положительную динамику, а далее – видимые результаты нашего труда. Наши детки уверенно поступают в школу и адаптируются очень быстро к школьной жизни. Приятно, что в этом есть и мое участие, мое старание. Учитель-логопед принимает активное участие в развитии речи детей. Поэтому я провожу систематические логопедические занятия, участвую в праздниках  в качестве героя сказки, в концертах в качестве исполнителя музыкального произведения на фортепиано или исполнителя песни – все важно! После выпуска детей из сада поддерживаю отношения с детьми, их семьями: знаю об учёбе в школе, спортивных и творческих успехах.

С годами поняла: в работе учителя-логопеда важно проявлять целеустремлённость, важны последовательность и терпение, нужны знания классических методов и методик логопедии, важно быть в состоянии творчества и постоянного поиска новых приемов, обучаться новым технологиям и не уставать удивляться, а также удивлять своих воспитанников. При подготовке к занятиям я вдохновляюсь словами  Аристотеля: «Познание начинается с удивления».

Удивлять детей на занятиях я стараюсь при каждой встрече, включая приёмы и элементы новизны работы с разными анализаторными системами.

Мои наработки, которые особенно нравятся детям, позволяют мне получить планируемый результат:

  • Активно использую игры и упражнения с движением, которые не только обучают, но и позволяют ребёнку находиться в естественной для него среде, эмоцианально и физически раскрепощают.
  • Нравятся детям необычные песенные задания на преобразование слога с твёрдым согласным в слог с мягким согласным в игре «Музыкальная школа».
  • Любят дети задание сделать звуки-невидимки видимыми с помощью элементов фонетической ритмики.
  • Полезны и современны качественные компьютерные  игры с портала «Мерсибо», а также игры на компьютерных планшетах. Всегда вызывают восторг воспитанников, дают развивающий эффект.
  • Рисование одновременно двумя руками требует терпения, но никто не бросает рисунок незавершённым, потому что интересно!
  • Трудные кинезиологические упражнения, сопряжённые с  речью, разучивают с удовольствием.
  • Изучение свойств предметов детям всегда доставляет радость! А если они сделаны из разных материалов, то это ещё и обогащает их сенсорный опыт. Например, можно наощупь определить образ буквы, сделанной из наждачной бумаги, бархата или связанной из шерсти.
  • В авторской игре «Бывает - не бывает» дети по контуру узнают предмет, ощущают материал, из которого он сделан и составляют такие предложения: «Не бывает мехового стакана, но бывает меховая шапка», «Не бывает стеклянного мяча, но бывает стеклянная чашка».
  • Развивает творческие способности и связную речь у детей новая технология «Скрайбинг». Я использую два вида скрайбинга с детьми: аппликационный и рисованный. Дети зарисовывают или моделируют с помощью аппликации содержание текста и озвучивают его. Это творчество я записываю на видео. Позднее сам ребёнок и другие дети могут просмотреть ролик, обсудить и пересказать содержание рассказика, стихотворения или загадки.
  • Логопедическая ритмика комплексно воздействует на ребёнка. Она не только позволяет закреплять речевые навыки, но и развивает чувство ритма, развивает музыкальный слух, слуховую память, совершенствует координацию движений, вызывает положительный эмоциональный настрой. Все игры и технологии сложно перечислить!

Мое рабочее место.

Забочусь  оформить  кабинет эстетично и удобно, формируя в детях чувство прекрасного! И чтобы дети могли творить, выбирать то, что им по душе, в кабинете логопеда создаю насыщенную предметно-пространственную развивающую среду, направляя содержимое для организации деятельности по развитию потенциала ребёнка, на реализацию при необходимости гибких подходов  — обходных путей в коррекции. Есть зоны, выполненные своими руками. Они особенно интересны детям, так как содержат уникальные материалы.

Логопед — это диагност.

Именно от диагностики зависит выбор программы и индивидуального маршрута для детей  с нарушениями речи, для детей с ОВЗ. Бесценный опыт работы с неслышащими детьми, несколько лет работы в больнице с детьми с различными речевыми нарушениями помогли мне сформировать приёмы проведения обследования речи у детей, позволяющие вовремя заметить нарушения здоровья, что позволяет своевременно обратиться к специалистам медицинского профиля за помощью.

После диагностики начинается трудный, но интересный, полный открытий, путь к правильной речи. Здесь важно быть в контакте с ребенком, его родителями.  От активной позиции логопеда и желания родителей воспитанников зависит срок и качество коррекционного процесса. От того, как логопед общается с родителями своих воспитанников, зависит, станут ли они опорой в процессе коррекции речи ребенка, заботливыми, понимающими и стабильно помогающими. С самых первых дней провожу беседы с родителями. Предлагаю интересные для ребенка задания – тренажеры. Убеждаю, что при совместной нашей работе можно ускорить и улучшить результат. Зная структуру дефекта, можно прогнозировать сроки решения проблем при условии  систематической помощи взрослых своему ребёнку. Использую разнообразные приёмы работы с родителями. Это собрания, консультации, показы занятий, оформление информационных уголков, а также проведение «Дня открытых дверей», мастер-классы, привлечение родителей к проведению речевых проектов, использование сети интернет для показа фрагментов занятий, для срочных сообщений.

Для сотрудничества с семьями детей реализую проект «Логопедическая гостиная», который позволяет повысить компетентность родителей в вопросах развития детской речи, показать значимость коррекционной работы для развития личности ребёнка, для обеспечения успешной школьной жизни. Родители выступают в роли активных слушателей, участников игр, выполняют домашние творческие задания.

Для комплексной логопедической работы сотрудничаю с педагогами учреждения: психологом, воспитателем, инструктором по физическому воспитанию, тьютором, музыкальным руководителем. Определяем ценность занятий каждого специалиста  для воспитанников и организуем комплексный процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы ребёнок получил помощь каждого педагога в полной мере и своевременно.

          Что самое приятное в моей профессии?

Радостно идти на работу, зная, что тебя ждут, предвкушают встречу. Приятно быть в совместном творческом процессе с детьми, коллегами. Каждый день видеть результаты труда. А как приятно наблюдать, как меняется «на глазах» состояние ребёнка, его навыки, настроение. Обретая успех, ребенок становится увереннее, радостнее – «крылышки вырастают»! Ребенок испытывает счастливые моменты.

Радость ребенка от его новых достижений, успешного выполнения сложных упражнений – самое приятное в моей профессии, это и моя радость.

          Были тяжелые годы перестройки. Люди под давлением финансового положения меняли профессию. Я оказалась «стойким оловянным солдатиком», сохранила верность своему призванию. Я благодарна судьбе, что все эти годы продолжаю работать с детьми, помогая им в становлении, активно участвуя в их подготовке к школе.

Настоящая ценность  — профессиональное счастье.

Это я поняла, глядя на счастливую старость моей мамы, к которой на девятом десятке ее жизни продолжали приходить ученики с благодарностью и любовью. Это я и для себя подмечаю, испытывая счастливые моменты при встречах с выпускниками, видя их радостные лица, желание поделиться успехами, новостями.

 Логопед — не просто профессия, логопед — моя судьба, моя жизнь!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О себе

 После окончания школы поступила в МГПУ им. Ленина на дефектологический факультет, отделение "сурдопедагогика".  Окончив ВУЗ в 1992 году, летом того же года поступила на работу в  школу для глухих детей в качестве учителя начальных классов, совмещая с работой учителя по обучению произношению и развитию устной речи. Хотелось  больше времени уделять  развитию правильного  произношения у детей, поэтому через год я перешла на работу в ОДКБ в качестве логопеда. Проработав в детской больнице около трёх лет, получив опыт работы с детьми с различными речевыми нарушениями, я вернулась в систему образования.  И вот уже более 25 лет работаю учителем-логопедом в детском саду №85 города Читы. Имею высшую квалификационную категорию. Награждена медалью Заслуженный работник образования Читинской области. Постоянно нахожусь в поиске  современных технологий, которые помогают эффективнее добиваться результатов в работе. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 Меня с детства интересовали книги, в которых ярко раскрывались характеры героев произведений, попадающих в различные жизненные обстоятельства. Я, конечно же, сопереживала тем героям, которые не смотря на жизненные трудности, не теряли своё человеческое обличие, могли прийти на помощь в трудную минуту, не шли на сделки со своею совестью. Это "Два капитана" Каверина, "Матерь человеческая" Закруткина, "Граф Монте Кристо" Дюма. А на  формирование меня, как педагога, оказали "Уроки французского" Валентина Распутина, "Здравствуйте, дети!" Амонашвили, "Республика Шкид" Пантелеева.

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: