Речевой праздник "День рождения буквы Р"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Клепикова Нина Васильевна

Сценарий речевого праздника "День рождения буквы Р" направлен на закрепление "трудных звуков" в игровых ситуациях, стихах и песнях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rozhdeniya_bukvy_r_vospitatel_dou.docx677.05 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический праздник «День рождения буквы Р».

Клепикова Нина Васильевна

учитель-логопед

 «Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 85»

Россия, Забайкальский край, город Чита

Для закрепления речевых навыков у дошкольников с нарушениями речи полезно проводить логопедические утренники, развлечения как подведение работы логопеда и воспитателя по определённой теме или  за учебный год. Такие формы работы над речью помогают детям закреплять правильное произношение в естественных для ребёнка условиях. Дети с большой заинтересованностью и эмоциональностью откликаются на  участие в играх, в творческих заданиях, что помогает  снять эффект «кабинетной речи», развивать самостоятельность и инициативу.

Цель: развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

 Задачи:

закреплять правильное произношение «трудных звуков» речи;

продолжать развивать грамматический строй речи, связную речь;

формировать выразительность речи;

развивать слуховое внимание и память;

развивать речевое общение;

воспитывать интерес к чтению;

воспитывать самостоятельность, инициативу.

Оборудование:

Телевизор, компьютер, презентация к празднику в программе PowerPoint, предметные картинки, карточки со словами, реквизит к играм «Рыбалка», «Мы поймаем комара».

Предварительная работа:

разучивание стихов, частушек, игр с логопедом,  воспитателем;

родители готовят видео-ролики с заданиями, дети совместно с родителями выполняют домашнее задание — вырезают из бумаги  флажки и рисуют на них букву Р;

дети и педагоги оформляют групповую комнату к празднику флажками и шарами.

Ход:

Учитель-логопед в костюме буквы «Р» входит в группу с пирогом на подносе.

 Логопед:

– Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я!

Пригласила вас не зря,

Знаю, любите меня!

Логопед:

–  Какие звуки речи я обозначаю?

Дети дают характеристику звукам [р] и [рь]): звук [Р] –  согласный, звонкий, твёрдый; звук [Р’] – согласный, звонкий, мягкий.

Логопед:

–  Правильно, молодцы! А кто же подарит мне стихи, кто расскажет про мои любимые звуки [Р] и [Р’]?

Дети рассказывают стихи:

– Ррр! – ракета рвётся ввысь!

– Ррр! – рычит сердито рысь!

– Ррр! – рокочет ровно робот!

– Р сказать и ты попробуй!

–  Ррр! – возьмёмся за учёбу!

–  Ррр! – Язык широкий к нёбу!

– Языком, передним краем

Вверх, на дёсны нажимаем.

– Дунь на кончик языка,

Чтоб сильнее задрожал.

– Ррр – раскатистый и громкий,

Ррр – рокочущий и звонкий! [3]

Логопед:

– Благодарю! А хотите со мной отправиться на рыбалку?

Тогда давайте заведём моторчик у машины и поедем.

Дети произносят изолированно звук [Р], выполняя руками движение «мотор». Слайд. [4]

–  Кто это? Рыбак. Как его ещё можно назвать, если сложить два слова: «рыба» и «ловить»? Правильно, рыболов. Давайте посчитаем, сколько рыб поймал рыболов.

Упражнение в согласовании существительного «рыба» с числительными.

Логопед:

–  Прочтите пословицу.

Дети читают пословицу: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Логопед:

–  Как вы понимаете эти слова?

Ответы детей.

– А вот и наш рыболов.

 Ребёнок рассказывает стихотворение совместно с другим ребёнком:

–  Рыболов, рыболов,

Расскажи про свой улов!

– Карп ушёл и вся плотва

Мимо лодки проплыла,

А карась с крючка сорвался!

Без улова я остался…

Но зато попались: грелка,

Руль, стрела, рулон, тарелка,

Прялка, зеркало, сверло,

Мармелад, журнал, крыло…

– Где найти такой улов?

– Где?.. В волшебном мире слов! [3]

«Рыболов» предлагает весь улов разложить по вёдрам: в синее ведро положить картинки со звуком [р], а в зелёное – со звуком [р’].

Логопед:

–  А сейчас отдохнем на полянке и послушаем частушки и стихи.

Дети рассаживаются на ковре.

Логопед:

–  Про то, как девочки учились выговаривать звук [р], они исполнят нам частушки. Исполнение частушек «У меня не получалась в разговоре буква Р…» [5]

Логопед:

–  Ой, что это за писк? Да это же комар! Давайте его поймаем. Становитесь в круг.  Физкультминутка: интонационная игра «Мы поймали комара». [1]

Логопед задаёт вопросы, соблюдая логическое ударение. Дети отвечают одной и той же фразой, выделяя главное по смыслу слово.

Логопед:

Кто поймал комара?

Дети:

Мы поймали комара!

Логопед:

– Вы поймали комара?

Дети:

 – Мы поймали комара.

Логопед:

– Вы поймали комара?

Дети:

– Мы поймали комара!

 –  Заводите мотор, поедем на выставку картин. Ой, а что это? Одна картина испорчена, на ней наклейки, поможем отреставрировать картину?

Проводится игра «Вернисаж» в режиме онлайн на портале «Мерсибо». [2]

Логопед:

– Отгадайте, о чем это?

– Сочная, сладкая, зелёная

– Полукруглая, разноцветная, небесная

– Сочный, круглый, сладкий

– Огромная, высокая, крутая.

Красный, жёлтый, зелёный.

Деревянные, горючие, сосновые.

Красная, мелкая, вкусная.

Добрый, лечащий, внимательный.

Упрямый,  лохматый, кудрявый.

Железное, глубокое, пустое.

Круглый, зелёный, лёгкий.

Логопед: 

–  Молодцы, ребята! А вы заметили, какой звук во всех словах-отгадках нам встречался? Правильно, это – звук [Р]. Нам открылась прекрасная картина. Как её назовём?

Дети:

–  Старинный корабль. Парусник.

Логопед:

– У нас гостья. Чья это мама? Она тоже приготовила для нас игру.

На видео мама одного из детей группы даёт задания:

– Дети, давайте поиграем в игру «Добавь словечко».

– Я начну, а вы кончайте

Хором дружно отвечайте!

– Дедушку зовут Лука,

у него болит … (рука).

–На столе – с картошкой плошка,

за столом голодный … (Прошка).

– Рисовал художник ламу

и картину вставил в … (раму).

– Друг позвал меня на пир,

ел я торт и и чай я … (пил).

– Хорошо танцует Валя

и её сестрёнка … (Варя).

– Зреет на кустах малина,

соберёт её … (Марина).

– В блеске солнечных лучей,

по земле бежит … (ручей).

Мама хвалит детей и прощается.

Логопед:

– Ребята, поиграем в прятки? Сможете меня найти  в предметах? (Картина.)

Дети  называют предметы.

Логопед:

–  Дети, вы запомнили, как я выгляжу? Как легче запомнить мой образ?

Ребёнок рассказывает стихотворение:

       Буква Р.

–  Как запомнить букву «Р»?

Каждый может, например,

Руку на бочок поставить,

И друг другу Р представить! [3]

Логопед:

–  Посмотрите на экран. Вот еще гостья на моём дне рождения.

Мама воспитанницы на видео-ролике:

–  Дорогая буква Р,  поздравляю Вас с днём рождения. Я из Англии и плохо говорю по-русски,  прошу вас, дети, помочь. Слова в предложении перепутались и я не могу их поставить по порядку…

Логопед:

–  Конечно, дети многое уже знают, они Вам помогут.

Мама читает предложения на «ломанном русском»:

1. Дровами рубят топор.

2. На радуге — небо.

3. Сахар грызет Иру.

4. Дорога едет по грузовику.

5. Горшок растет в розе.

6. Градусник несет врача.

7. Крышка накрыта ведром.

8. Забор красит Рому.

Дети произносят исправленные предложения.

Родительница:

 – Спасибо, дети, гуд бай!

Логопед:

–  А теперь вы сможете сами  построить предложения из разрезных карточек со словами?

Дети, разделившись на пары, составляют предложения из слов, содержащих звуки [р], [рь].

Логопед:

–  Молодцы! Спасибо, дети. Мне было сегодня так весело на своём дне рождения! А теперь, дети, я приглашаю вас на чаепитие с пирогом!

 Звучит песня «День рождения» в исполнении детского хора «Великан». [6]

Список литературы:

  1. Игры в логопедической работе с детьми Селиверстов В.И. (ред. сост.) Кн. для логопеда.—М.: Просвещение, 1987.— 144 с.
  2. https://mersibo.ru/games [09.02.2022]
  3. https://perviydoc.ru/v22039/лопухина_и.с._логопедия._звуки,_буквы_и_слова  [09.02.2022]
  4. https://ppt-online.org/768781 [09.02.2022]
  5. https://vk.com/wall-149058557_31 [09.02.2022]
  6. https://youtu.be/oWCN22FDx9o  [09.02.2022]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по грамоте в подготовительной к школе группе на тему "День Рождения буквы С"

Цели:1.     Знакомство с буквой «с» и звуком [с].2.     Различия между [с] и [с̕].3.     Развитие речи и логического мышления детей.4....

Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе День рождения буквы В

Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе с ОНР...

Непосредственно-образовательная деятельноть по обучению детей грамоте. "День рождения Буквы"

Знкомство детей с буквой М, с которой начинается главное слово для всех: детей и взрослых "Мама"...

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ - ПРАЗДНИК « ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ БУКВЫ А»

Задачи:Закрепить правильное произношение гласных и согласных звуков;уточнять, обогащать и активизировать словарь детей;объединять и различать по существенным признакам предметы;учить...

День рождения буквы М

Презентация для работы на занятиях в средней и старшей группе по развитию речи...